Рабочая программа для факультатива по информатике 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Данный документ представляет собой рабочую программу для факультативных занятий по информатике в 5 классе. Представленная программа опирается на материал учебника Босовой Л.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
«Согласовано» Руководитель ТГ _____/Тимашова Н.А./ «__» _____ 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Корнева Н.И./ «__» _____ 2014г. | «Утверждаю» Директор школы _______/Кузовова О.И./ «___» ____ 2014г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный информатик»
5 класс
на 2015 – 2016 учебный год
Сергуниной Ольги Викторовны
учителя информатики
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике «Юный информатик» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO) на основе авторской программы курса информатики для 5 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Дополнительное образование по информатике «Юный информатик» основной школы является частью организационного продолжения курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Цель программы:
Формирование информационной компетенции и культуры обучающегося, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки, хранении и передачи информации.
Данная цель достигается решениями следующих задач:
Задачи:
- развивать основные навыки и умения использования компьютерных устройств;
- научить каждого школьника пользоваться ИКТ (текстовый редактор, графический редактор и др.);
- научить детей самостоятельно подходить к творческой работе;
- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
- развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по информатике «Юный информатик» рассчитана для 5А, 5Б классов, сроком на 1 год. Всего 35 ч.(34 часа + 1 час резервный), по одному часу в неделю внеаудиторного времени.
Для развития устойчивого интереса к учебному процессу в дополнительном образовании по информатике «Юный информатик» используется учебник Босовой Л.Л. – (Информатика 5 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний)., а также используются презентации, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
На практических занятиях по информатике и ИКТ используются здоровьесберегающие технологии – корригирующая гимнастика для глаз. (В.Ф. Репин, В.И. Павлов, Г.М. Чеботаревская «Компьютер и глаза. Корригирующая гимнастика для глаз», методическое пособие, Саратов, 2007).
Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:
- словесного (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
- наглядного (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практического (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- проектного.
Планирования результатов освоения курса
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам дополнительного общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, предметные, метапредметные результаты.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные результаты:
- умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
- умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.
Календарно-тематическое планирование | |||||||
№ урока п/п | Тема урока | Содержание | Форма занятия | Планируемые результаты | Дата проведения занятий | ||
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | |||||
1 | Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Информатика. | ТБ и организация рабочего места. | Вводная беседа | Научатся: Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ; Соблюдать требования к организации рабочего места и правила поведения в кабинете информатики. | Познавательные - быть внимательным, уметь находить частное и общее, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике | Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями. Осознание важности учёбы и познания нового, бережного отношения к себе и окружающим людям. | |
2 | Информация. Информатика. Компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Информация. Компьютер. Информатика. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Иллюстрация. Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Понимать, что такое информация, информатика; Приводить примеры информации и информационных процессов; Набирать слова, используя клавиатуру. | Коммуникативные – уметь слушать и вступать в диалог. Способность участвовать в речевом общении. | Осознание важности учёбы и познания нового, важности бережного отношения к здоровью человека и к природе. | |
3 | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Основные элементы компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Периферийные устройства компьютера. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Иллюстрация плаката, беседа, практическая работа. | Научатся: Набирать слова, используя клавиатуру; Познакомятся с основными элементами компьютера и их назначениями | Познавательные - быть внимательным, извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления | Осознание важности учёбы и познания нового | |
4 | Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш. | Информация, ее виды. Способы введения информации в память компьютера. Клавиатура, группы клавиш. | Объяснение, практическая работа. | Научатся: Представлять способы ввода информации в память компьютера. Познакомятся с группой клавиш на клавиатуре, их назначениями. | Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. | Осознание и ответственное отношения к собственным поступкам при работе с информацией. | |
5 | Основная позиция пальцев на клавиатуре | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре). | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Использовать принципы десятипальцевого набора текста. Набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру. | Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления | Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями. | |
6 | Программы и файлы | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Понимать о программах и файлах; графическом интерфейсе. Определять тип файлов по пиктограмме и расширению. Набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру | Познавательные – быть внимательным, извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. | Осознание ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | |
7 | Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. | Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа «Озорной курсор» | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Работать с элементы рабочего стола. Перемещать объекты, оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить) | |||
8 | Главное меню. Запуск программ. | Главное меню. Запуск программ. Практическая работа « Запускаем программы». | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Представлять структуру главного меню. Запускать и закрывать программы и приложения | Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия. | ||
9 | Что можно выбрать в компьютерном меню | Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа «Придумай свое меню». | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Управлять компьютером с помощью меню. Выполнять основные управляющие операции | Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия. | ||
10 | Действия с информацией Хранение информации | Информация. Действия с информацией. Хранение информации. Проект «Способы хранение информации в древности и в наши дни» | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Выполнять основные действия оперирования с информацией | Познавательные – быть внимательным, уметь находить частное и общее, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения, освоение групповой работы. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике. Познавательные – поиск информации в индивидуальных, информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения. Выражать творческое отношение к выполнению задания. Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | Осмысление важности учёбы и познания нового. Формирование ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией. | |
11 | Носители информации | Носители информации Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Проект «Необычные носители информации» | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Понимать основные виды носителей информации. Сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации. Наблюдать слова, используя клавиатуру | |||
12 | Передача информации. | Передача информации. Выполнение интерактивных заданий. | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Использовать схему передачи информации. Представлять канал связи между получателем и передающим информацию. Набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру | |||
13 | В мире кодов | Кодирование и декодирование информации. Составление ребусов. | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Представлять процессы кодирования и декодирования информации. Кодировать информацию, используя таблицу кодов. | Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия. | ||
14 | Способы кодирования информации | Формы представления информации, кодирование информации. Викторина «Мастер кодов». | Беседа, работа с карточками, презентация, викторина. | Научатся: Использовать формы представления информации. Кодировать с помощью рисунков и значков, кодировать с помощью чисел, Кодировать с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; | ||
15 | Метод координат | Метод координат. Знакомство с программой «Координатная плоскость». | Объяснение, работа с карточками, практическая работа. | Научатся: Читать информацию, представленную на координатной плоскости | Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия. | ||
16 | Текстовая информация | Текст как форма представления информации. | Объяснение, беседа, практическая работа. | Будут иметь: представление о табличной форме представления информации. | Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия. | ||
17 | Таблицы. Игра «Морской бой» | Табличная форма представления информации. | Объяснение беседа, практическая работа. | Научатся: Представлять в табличной форме информацию. Осваивать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец). Представлять информацию в табличном виде | |||
18 | Наглядные формы представления информации. | Наглядные формы представления информации. | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Понимать о наглядных формах представления информации. информацию в виде графика, диаграммы, схемы. | |||
19 | Обработка информации. Практическая работа «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор» | Обработка информации. Практическая работа «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор». | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Обрабатывать информацию. Выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного калькулятора | |||
20 | Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Текстовый редактор. | Обработка текстовой информации. Ввод текста. Проект «Роботы в нашей жизни» | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе. | Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией; | |
21 | Этапы подготовки документа на компьютере. | Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Проект «Роботы в нашей жизни» | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов) | |||
22 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Составление схем по заданным темам. | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы | Формирование ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией. | ||
23 | Изменение формы представления информации. Поиск информации | Форматирование – изменение формы представления информации. | Беседа, практическая работа. | Научатся: Изменять форму представления информации. Искать информацию в разных источниках | Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике | ||
24 | Изменение формы представления информации. Кодирование как изменение формы представления информации | Кодирование как изменение формы представления информации. | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Изменять форму представления информации. Искать информацию в разных источниках | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | ||
25 | Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Устройства ввода графической информации. | Компьютерная графика. Инструменты рисования в графическом редакторе. Практическая работа «Рисуем вместе с Paint» | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Выбирать инструменты рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта | Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий. Активно включаться в процесс выполнения заданий. Выражать творческое отношение к выполнению заданий. Коммуникативные – уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные – умение принимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Адекватно воспринимать оценку учителя. | Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией. | |
26 | Обработка графической информации. | Обработка графической информации. Практическая работа «Рисуем вместе с Paint» | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научаться: Обрабатывать графическую информацию | |||
27 | Обработка текстовой и графической информации. | Практическая работа «Нарисовать картину – быстро и легко» | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Совмещать текстовую с графической информацией | Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | ||
28 | Преобразование информации по заданным правилам. | Преобразование информации по заданным правилам. | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий. | Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике | ||
29 | Преобразование информации путем рассуждений. | Преобразование информации путем рассуждений. Игра «Не бойся рассуждать» | Объяснение, беседа, игра, практическая работа. | Научатся: структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | ||
30 | Разработка плана действий и его запись. | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик» | Объяснение, беседа, игра, практическая работа. | Научатся: Выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов | |||
31 | Разработка плана действий и его запись. | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа» | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем. Определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов | Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | |
32 | Создание движущихся изображений. | Проект «Мой мультфильм» | Демонстрация презентации, иллюстрация, объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Создавать анимацию в среде PowerPoint | Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий. Активно включаться в процесс выполнения заданий. Коммуникативные – уметь слушать и вступать в диалог. Способность участвовать в речевом общении. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике. | Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | |
33 | Проект «Мой мультфильм» | Инструменты рисования в графическом редакторе. Проект «Мой мультфильм». | Иллюстрация, практическая работа | Научатся: Выбирать инструменты рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта | Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий. Активно включаться в процесс выполнения заданий. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи. | Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | |
34 | Игра «Самый умный информатик» | Игра «Самый умный информатик» | Игра | ||||
35 | Резерв |
Перечень средств ИКТ,
необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Принтер
- Проектор
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
Список используемой литературы
- Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса/Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Поурочные разработки по информатике:5 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.
- Поурочные разработки по информатике:6 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.
- Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
Интернет ресурсы.
- http://www.informika.ru/;
- http://www.informika.ru
- http://www.edu.ru
- http://teacher.fio.ru
- http://www.encyclopedia.ru
- http://www.kpolyakov.ru
- http://www.informika.na.by
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Подготовительного факультатива по математике", 10-11 классы
Рабочая программа регламетирует и распределяет часы школьного компонента для углубления и расширения материала по математике в 10-11 классах. Её назначение - подготовка учащихся к успешном...

рабочая программа для факультатива по математике 8 класс
Рабочая программа по факультативу по математике 8 класс ....

Рабочая программа по факультативу реальная математика 9 класс
Рабочая программа по факультативу реальная математика 9 класс. Содержание факультатива определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ма...

Рабочая программа по факультативу «Основы генетики» 11 КЛАСС
Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета Общая биология по разделу «Основы генетики». В программе для вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа по факультативу "Математика" 8 класс
В данной программе представлена пояснительная записка и тематическое планирование...

Рабочая программа математического факультатива в 7 классе «Задачи и формулы в жизни»
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках....

Рабочая программа по факультативу Романтики" 6 класс адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
Содержание программного материала включает музыкальные сочинения для слушания и исполнения, вокальные упражнения. Основу программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной кул...