Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 классов. Направление общеинтеллектуальное (проектно-исследовательская работа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 73.22 КБ |
Предварительный просмотр:
федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Ульяновское гвардейское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
СОГЛАСОВАНО Заместитель начальника училища по учебной работе С. Маврин «____»______________ 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Начальник Ульяновского гвардейского суворовского военного училища В. Шкирков «____»______________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для 5 класса
«Лаборатория ИКТ»
на 2015-2016 учебный год
Разработчик программы:
Абрашина Л.М., преподаватель информатики, высшая квалификационная категория;
Эксперты программы:
Кузнецова Е.Н., преподаватель математики, высшая квалификационная категория;
Писчаскин В.Н., педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория;
Ключникова Е.В., педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория;
2015
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 4 5 7 10 19 20 21
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория ИКТ» разработана на основе требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с учебным планом училища, программой формирования и развития универсальных учебных действий, планируемыми результатами освоения образовательной программы основного общего образования и направлена на формирование у суворовцев универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
При составлении рабочей программы были учтены следующие нормативные документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897;
- Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 №2357 "О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОН от 06.10.2009".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. №986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
- Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05.2011 "Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО".
- Положение об учебно-исследовательской и проектной деятельности 5-8-ых классов;
- Положение об организации внеурочной деятельности в училище.
Данная программа предназначена для суворовцев 5 классов, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у суворовцев умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств: гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Направленность программы «Лаборатория ИКТ» по содержанию является научно – предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации - кружковой. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами информатики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки. Решение задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Системно-деятельностный подход в реализации данной программы внеурочной деятельности позволяет успешно развивать универсальные учебные действия обучающихся на ступени основного общего образования, включающие формирование компетенций учебно-исследовательской деятельности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формировать целостное мировоззрения обучающихся, соответствующее современному уровню развития науки и учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Цель программы: создание условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся через освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности, развития творческих способностей и инновационного мышления суворовцев на базе предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания.
Задачи:
- обучение целеполаганию, планированию и контролю;
- овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
- обучение методам творческого решения проектных задач;
- формирование умений отчётности в вариативных формах;
- привитие умений и навыков выполнения простейших видов исторических исследований;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей суворовцев.
Место курса в базисном учебном плане. Содержание внеурочного компонента исторического образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным учебными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования ИКТ-грамотности. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения информатики, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом.
Внеурочная деятельность выполняет развивающую, воспитательную и социализирующую функции. Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно - деятельностного подхода. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения. Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; детско-взрослым диалогом и социальным партнерством; самоопределением в исторических ценностях.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на одно полугодие, занятия проводятся 1 раз в неделю: 16 (19) часов за полугодие, продолжительность занятия - 45 минут (за исключением экскурсий). Занятия ориентированы на возрастную группу учащихся 11—12 лет.
Методы и формы организации учебного процесса. Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики. Для осознанного усвоения содержания, указанных тем, особое внимание уделяется практическим занятиям, групповой работе, знакомству с историческими фактами, сочетанию познавательной работы на занятиях с исследовательской домашней работой. Решение задач на смекалку, задач-ловушек, головоломок призвано помочь развитию памяти, смекалки, внимания и других качеств, позволяющих нестандартно мыслить. Такие задачи доступны для указанной возрастной группы, так как многие из них имеют игровой характер, позволяют поддерживать постоянный интерес различными историческими экскурсами, организовывать состязательные ситуации при их решении.
Формы проведения занятий: индивидуальная (практические и творческие задания, самостоятельная работа над теоретическим материалом, консультации, беседы), групповая (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций) и фронтальная (эксперименты, интеллектуальные игры) работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
Методы и средства педагогической диагностики. Проверка результатов проходит в форме:
• анкетирования;
• тестирования;
• презентации творческих работ.
Способами определения результативности программы является диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов.
Личностные:
у суворовцев будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
6) умение контролировать процесс и результат учебно-исследовательской деятельности;
у суворовцев могут быть сформированы:
1) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении учебно-исследовательсих задач.
Метапредметные:
регулятивные
суворовцы научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебно-исследовательской задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
суворовцы получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
суворовцы научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
7) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения учебных задач, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
суворовцы получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
4) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
5) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
6) интерпретировать информации (презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
7) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
коммуникативные
суворовцы научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Способы контроля и оценивания образовательных результатов
Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации исследовательских работ суворовцев, где отражается результат их деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы в трёх уровнях:
1. Результаты первого уровня (приобретение учащимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение учащимися знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений суворовца к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение учащимся опыта самостоятельного социального действия): учащийся может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч.)
Введение. Информация. Виды информации. ТБ в кабинете информатики.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) применять понятийный аппарат;
2) формулировать понятия;
3) применять правила техники безопасности при работе на компьютере.
Обучающийся получит возможность:
1) познакомиться с развитием информатики;
2) углубить и развить представления об информатике;
3) характеризовать методы исследований.
Тема 1. Что такое исследование (1ч.)
Сущность и особенности исследования. Структура учебного исследования: подготовка к исследовательской работе (проекту), планирование исследовательской работы, исследование (процесс исследования, эксперимента), выводы, отчет и защита работы, оценка процесса и результатов работы.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) характеризовать этапы исследовательской работы, формы представления проектов;
2) формулировать понятия: исследование, проект, эксперимент;
3) определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления;
Обучающийся получит возможность:
1) познакомиться с видами проектной деятельности;
2) определять роль исследовательской деятельности в развитии науки.
Тема 2. Выбор темы исследования. Предмет и объект исследования (1ч.)
Понятия: тема, предмет, объект исследования. Правила выбора темы и определения предмета и объекта исследования. Разница между предметом и объектом. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования.
Обучающийся научится:
1) формулировать понятия: тема, предмет, объект исследования;
2) характеризовать объект и предмет познания;
3) выбирать тему, предмет, объект исследования;
Обучающийся получит возможность:
1) познакомиться с правилами выбора темы и определения предмета и объекта исследования;
2) находить различие предметом и объектом исследования;
3) самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (выбор темы, определение предмета и объекта исследования).
Тема 3. Формулировка темы и проблемы исследования (1ч.)
Понятия: тема исследования, проблема исследования. Тема - визитная карточка исследования. Главное и второстепенное, известное и неизвестное о предмете исследования.
Противоречие между тем, что есть в реальности, и тем, как должно быть. Ошибки в постановке проблемы. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Наличие проблемной ситуации в теории и практике.
Обучающийся научится:
1) формулировать понятия: тема, проблема исследования;
2) формулировать тему собственного исследования;
3) обнаруживать и формулировать учебную проблему;
4) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
Обучающийся получит возможность:
1)познакомиться с правилами выбора темы и определения предмета и объекта исследования;
2) находить различие предметом и объектом исследования;
3) самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (формулировка темы, определение проблемы исследования).
Тема 4. Изучение литературы по теме исследования (3 ч.)
Сложности в изучении выбранной литературы. Работа с картотекой. Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, индекс, библиографическая группировка; элементы библиографического описания: область заглавия и сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область серии, область применений. Справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей); библиографические пособия и материалы. Способы оформления информации.
Обучающийся научится:
1) основам рефлексивного чтения литературы;
2) правилам и способам сбора и обработки материала;
3) находить и собирать материал по теме исследования;
4) конспектировать учебную и дополнительную литературу по теме.
Обучающийся получит возможность:
1) составлять описание фактов на основе текста, иллюстраций, дополнительной литературы;
2) пользоваться способами фиксации материала.
Тема5. Определение гипотезы исследования(1ч.)
Что такое гипотеза. Пути выдвижения гипотезы. Отличие провокационной идеи от гипотезы. Требования к выдвижению гипотезы.
Обучающийся научится:
1) основам рефлексивного чтения литературы;
2) выявлять (видеть) проблему исследования;
3) формулировать проблему и гипотезу исследования;
4) пользоваться способами фиксации материала;
Обучающийся получит возможность:
1) применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
2) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных учебных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов и компьютера;
3) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
4) находить несколько вариантов решения проблемы и выдвигать гипотезы.
Тема 6. Цели и задачи исследования(1ч.)
Понятия: «цель исследования», «задачи исследования». Направления, по которым пойдет доказательство гипотезы. Цель как средство конкретизации проблемы исследования. Выделение наиболее типичных целей исследования. Способы формулировки цели исследования. Постановка задач по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким.
Обучающийся научится:
1) формулировать понятия: «цель исследования», «задачи исследования»;
2) определять цель и задачи исследования;
3) пользоваться способами фиксации материала;
Обучающийся получит возможность:
1) применять приемы анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
2) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных учебных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов и компьютера;
3) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Тема 7. Осуществление исследования (практическое занятие) (2ч.)
Метод исследования как способ достижения цели и задач исследовательской работы. Выбор методов проведения исследования: анализ, систематизация, индукция, сравнение. Сбор информации, решение промежуточных задач. Описание хода и результатов исследования. Выполнение проекта.
Обучающийся научится:
1) формулировать понятие: «методы исследования»;
2) выбирать методы проведения исследования;
3) осуществлять поиск, отбор и изучение необходимой информации;
4) пользоваться способами фиксации материала;
Обучающийся получит возможность:
1) применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
2) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных учебных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов и компьютера;
3) использовать методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада.
Тема 8. Обобщение результатов и выводов (2ч.)
Анализ и синтез полученных результатов с позиции, выдвинутой гипотезы, формулирование выводов. Соответствие содержания работы и выводов поставленным целям и задачам.
Обучающийся научится:
1) критически мыслить, анализировать;
2) конструктивно обсуждать результаты и проблемы итогов проектирования, формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи;
3) оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
4) составлять план подготовки к защите проекта;
5) пользоваться способами фиксации материала;
6) составлять тезисы исследовательской работы;
Обучающийся получит возможность:
1) осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;
2) самостоятельно применять знания в различных ситуациях для решения несложных учебных задач;
3) оценивать проекты, выполненные другими.
Тема 10. Презентация проектов суворовцев (1ч.)
Презентация как способ изложения сути и результатов проведенного исследования. Оформление компьютерной презентации. Презентации проектов суворовцев.
Обучающийся научится:
1) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
2) строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
3) оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
Обучающийся получит возможность:
1) осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;
2) самостоятельно применять знания в различных ситуациях для решения несложных учебных задач;
3) оценивать проекты, выполненные другими.
Тема 11. Анализ исследовательской деятельности (1ч.)
Анализ полученных результатов. Подведение итогов исследовательской деятельности суворовцев.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов |
Что такое исследование? | 1 | |
Тема, предмет, объект исследования? | 2 | |
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы | 1 | |
Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 2 | |
Постановка вопроса (поиск гипотезы) | 1 | |
Цели и задачи исследования | 1 | |
Организация исследования (практическое занятие) | 2 | |
Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите | 2 | |
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 2 | |
Презентация проектов суворовцами | 1 | |
Анализ исследовательской деятельности | 1 | |
Резерв | 3 | |
Итого | 19 часов |
Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Тип занятия/ Форма проведения (аудиторная, внеаудиторная) | Планируемые результаты | Формы организации УПД | Технология/ метод | Оборудо-вание, ЭОР | Система контро-ля | Дата проведения | ||
Метапредметные | Личностные | План | Факт | ||||||
1.Введение. Информация. Виды информации. ТБ в кабинете информатики. | Интерактивная лекция. | Ознакомление с методами научной деятельности и их применением в ходе исследовательской работы. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать информатику; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; развивать мотивы и интересы своей деятельности в процессе знакомства с целями, задачами, содержанием курса, формами организации учебной деятельности. Ознакомление с правилами ТБ при работе на компьютере. | Ответственное отношение к учению; осознанное отношение к науке «Информатика»; готовность и способность вести диалог с другими людьми. | Фр Групповая Инд. | Интерактивные методы обучения | Учебная презентация. | СК, КУ | ||
2. Что такое исследование | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Формулировать понятия: исследование, проект, эксперимент; понимать роль исследовательской деятельности в развитии науки «Информатика». Характеризовать этапы исследовательской работы, формы представления проектов. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. | Готовность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию с учетом устойчивых познавательных интересов. | Фр Групповая Инд. | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа, в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
3. Выбор темы исследования. Предмет и объект исследования | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Формулировать понятия: тема, предмет, объект исследования. Характеризовать объект и предмет познания; выбирать тему, предмет, объект исследования. | Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности. | Фр Групповая Инд. | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
4. Формулировка темы и проблемы исследования | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Формулировать понятия: тема и проблема исследования. Работать с учебной и внешкольной информацией; описывать объект по предложенному плану; выявлять особенности и признаки объектов; обобщать данные различных информационных источников. | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей. | Фр Групповая Инд. | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
5. Изучение литературы по теме исследования | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Ознакомление с основами рефлексивного чтения литературы, правилами и способам сбора и обработки материала. Представление о способах нахождения и сбора материала по теме исследования, конспектирования учебной и дополнительной литературы по теме. | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. | Фр Групповая Инд. | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
6. Изучение литературы по теме исследования | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Работать с учебной и внешкольной информацией; описывать объект по предложенному плану; выявлять особенности и признаки объектов; обобщать данные различных информационных источников. | Формировать способность к саморазвитию и самообразованию; готовность и способность вести диалог с другими людьми. | Фр Групповая Инд. | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
7. Изучение литературы по теме исследования | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Формулировать понятия: тема, предмет, объект исследования. Характеризовать объект и предмет познания; выбирать тему, предмет, объект исследования. Работать с учебной и внешкольной информацией; описывать объект по предложенному плану; выявлять особенности, признаки и взаимосвязи объектов; обобщать данные различных информационных источников. | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. | Фр Групповая Инд. | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
8. Определение гипотезы исследования | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Формулировать понятие гипотезы исследования. Ознакомиться с основами рефлексивного чтения специальной литературы. Понимать способы выявления (видеть) проблемы исследования, формулирования проблемы и гипотезы исследования. Пользоваться способами фиксации материала. | Формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца. | Фр Групповая Инд. | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
9. Цели и задачи исследования | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Формулировать понятия: «цель исследования», «задачи исследования». Ознакомиться с возможными способами определения целей и задач исследования, фиксации материала. | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения. | Фр Групповая Инд. | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
10. Осуществление исследования | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Формулировать понятия: «методы исследования». Выбирать методы проведения исследования; осуществлять поиск, отбор и изучение необходимой информации. Пользоваться способами фиксации материала. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. | Фр Групповая Инд. | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
11. Осуществление исследования | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Формулировать понятия: «методы исследования». Выбирать методы проведения исследования; осуществлять поиск, отбор и изучение необходимой информации. Пользоваться способами фиксации материала. Составлять тезисы исследовательской работы. | Формирование способности к волевому усилию в преодолении трудностей. | Фр Групповая Инд. | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
12.Осуществление исследования | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Учиться критически мыслить, анализировать, конструктивно обсуждать результаты и проблемы итогов проектирования. Формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи. Оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне. Составлять план подготовки к защите проекта. Пользоваться способами фиксации материала. | Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Фр Групповая Инд. | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
13. Обобщение результатов и выводов | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Учиться критически мыслить, анализировать, конструктивно обсуждать результаты и проблемы итогов проектирования. Формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи. Оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне. Составлять план подготовки к защите проекта. Пользоваться способами фиксации материала. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры. | Фр Групповая Инд. | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
14. Обобщение результатов и выводов | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Учиться критически мыслить, анализировать, конструктивно обсуждать результаты и проблемы итогов проектирования. Формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи. Оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне. Составлять план подготовки к защите проекта. Пользоваться способами фиксации материала. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры. | Фр Групповая Инд. | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
15. Презентация проектов суворовцев | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации. Строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы. Оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры. | Фр Групповая Инд. | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
16. Анализ исследовательской деятельности | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебно-исследовательской задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | Формировать способность к саморазвитию и самообразованию; готовность и способность вести диалог с другими людьми. | Фр Инд | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ | ||
17. Резерв. | КЗ / Эвристическая беседа (аудиторная) | Формулировать понятия: тема, предмет, объект исследования; характеризовать объект и предмет познания; выбирать тему, предмет, объект исследования. Работать с учебной и внешкольной информацией; описывать объект по предложенному плану; выявлять особенности и признаки объектов; обобщать данные различных информационных источников. | Формировать способность к саморазвитию и самообразованию; готовность и способность вести диалог с другими людьми. | Фр Инд | Технология исследовательской деятельности | ИАД, ЭОР (мультимедиа - в/ф), справочная литература | СК, КУ |
Условные обозначения:
Тип занятия/ форма проведения
- НМ - занятие усвоения новых знаний (нового материала)
- ОМ - обобщение материала
- КЗ - комбинированное занятие
- ЛР - лабораторная работа
- ПР - практическая работа
Формы организации УПД
- Фр - фронтальная
- Инд - индивидуальная
- Гр - групповая
- Пар - парная
Технология/метод
- ТИД - технология исследовательской деятельности
- ИКТ - информационно-коммуникативная технология
- ТРКМ - технология развития критического мышления
- Сл - словесный метод
- Нагл - наглядный метод
- Пр - практический метод
- П-п - проблемно-поисковый метод
- Игр - игровой метод
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основные источники:
- Босова Л.Л. Информатика. Учебник для 5 класса.[Текст] / Л.Л.Босова. – Москва: Бином, 2014. – 182 с.
- Закон «Об образовании в Ульяновской области» №134-30 от 13.08.13 [Текст]/ Ульяновск, 2013.
- Примерная программа учебного предмета «Информатика» Департамента образования МО РФ [Текст]. / Москва, 2011.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.
- Савенков, А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2013. - 32 с.
- Савенков, А.И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А.И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1. – с. 30-33.
- Савенков, А.И. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы [Текст] / А.И.Савенков – М.: Генезис, 2005. – 95 с.
- Словари и справочная литература.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М: Просвещение, 2013.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М: Просвещение, 2013.
Образовательные ресурсы сети интернет:
«Исследователь.ru»/ информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества | http://www.researcher.ru/methodics/teor/f_1abucy/a_1abujp.html | |
Сетевое сообщество «Началка» | ||
Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия | ||
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» | ||
Учебные фильмы |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Реализация рабочей программы требует наличия учебного кабинета.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный компьютер (с пакетом прикладных программ, графической операционной системой, приводом для чтения/записи компакт-дисков, аудио-видео входами/ выходами, акустическими колонками, микрофоном и наушниками и возможностью выхода в Интернет).
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, повышает уровень наглядности в работе учителя, позволяет учащимся представлять результаты своей работы всему классу.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования объектами – клавиатура и мышь.
- Аудиоцентр с возможностью использования дисков CD и МРЗ.
- Колонки.
- Интерактивная/электронная доска.
Программно-методическое обеспечение
- Операционная система MS WINDOWS;
- графический редактор MS Paint;
- текстовые редакторы Блокнот, Word Pad;
- программа Калькулятор;
- программа MS PowerPoint;
- текстовый процессор MS Word;
- браузер;
«____»____________ 20 __ г. Преподаватель ____________________ Абрашина Л.М.
(подпись) (расшифровка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...