Рабочая программа по информатике 10-11 класс, физико-математический профиль
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Содержание курса «Информатика и ИКТ» определено стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 140 часов (по 2 часа в неделю в 10-11 классах). Предлагаемое в учебно-тематическом планировании распределение часов по темам соответствует примерной программе курса «Информатика и ИКТ».
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Федеральная программа развития образования;
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
4. Проект Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям;
5. Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
6. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего курса информатики;
7. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям;
8. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_informatika_10-11_klass_fiz-mat.doc | 273 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н.В. Архангельского»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей математики, физики, информатики и ИКТ Протокол №____ от «____» _______2015 г. |
| УТВЕРЖДАЮ Директор школы Е.В. Костылева Приказ №__________ от«____»________2015г. |
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
10-11 класс
Составитель: Еприна Т.Л.
учитель информатики
с.Мужи
2015- 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Содержание курса «Информатика и ИКТ» определено стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 140 часов (по 2 часа в неделю в 10-11 классах). Предлагаемое в учебно-тематическом планировании распределение часов по темам соответствует примерной программе курса «Информатика и ИКТ».
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральная программа развития образования;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
- Проект Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям;
- Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего курса информатики;
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям;
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2-11 классы
Структура документа
Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню усвоения предмета, календарно-тематическое планирование, содержание обучения с примерным распределением часов по разделам курса, список литературы и средства обучения.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Информатика и информационные технологии – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.
К результатам обучения по данному предмету, относится умение квалифицированно и осознано использовать ИКТ, содействовать в их использовании другими; наличие научной основы для такого использования, формирование моделей информационной деятельности и соответствующих стереотипов поведения.
Важной особенностью освоения данной образовательной области является то, что она не дублирует начала высшего профессионального образования. Ее задачи иные: развитие алгоритмического мышления в математическом контексте; воспитание правильных моделей деятельности в областях, относящихся к ИКТ и их применениям; профессиональная ориентация.
Целью обучения в классе физико-математического профиля является формирование высокого уровня информационной компетентности. Информационная компетенция обеспечивает навыки и опыт деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Задачи:
- освоение и систематизации знаний, относящихся к средствам моделирования, информационным процессам в различных системах (технологических, биологических, социальных);
- овладение умениями при помощи реальных объектов (компьютер, модем, факс, принтер, копир и т.д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- овладение умениями строить математическую модель, алгоритм, создавать программы на языке программирования;
- развитие алгоритмического мышления; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности;
- воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Каждый ученик старшей школы – это сформировавшаяся личность со своими потребностями, желаниями, стремлениями. Умение наладить контакт, научить продуктивным методам самообучения, помочь выстроить учащемуся систему своего самообразования с использованием новейших средств обучения – это главная задача учителя на старшей ступени обучения.
Преподавание курса Информатика и ИКТ ориентировано на использование на УМК Н.Д Угринович:
- учебник по «Информатике и ИКТ для 10 класса», профильный уровень, БИНОМ Лаборатория знаний 2010;
- учебник по «Информатике и ИКТ для 11 класса», профильный уровень, БИНОМ Лаборатория знаний 2010.
Дополнительно используется:
- учебник по "Информатике и информационным технологиям 10-11", БИНОМ 2003;
- практикум по "Информатике и информационным технологиям 10-11", БИНОМ 2003.
- Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителя, БИНОМ 2004;
Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Современные условия, требования концепции модернизации российского образования предполагают «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
В таблице 1 представлены предметные компетенции, формируемые на уроке информатики и ИТ.
Таблица 1
Название компетенции | Социальная значимость компетенции | Личностная значимость компетенции |
Знание ПК | Востребованность на рынке труда | Умение устранять простейшие неисправности |
Умение выделять информационный аспект в деятельности человека, оценивать числовые параметры информационных объектов | Информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических, технических системах | Умение оценить объем информации на диске, дискете |
Технология обработки графической информации | Востребованность на рынке профессий: фотограф, дизайнер, модельер, архитектор, конструктор и др. | Умение с помощью ПК сделать рисунок, обработать фотографию |
Технология обработки текстовой информации | Востребованность на рынке профессий: секретарь-референт, учитель, писатель, сценарист, юрист, журналист и др. | Умение с помощью ПК набрать реферат, выполнить отчет. Умение выступать публично с использованием демонстраций |
Умение вычислять логическое значение сложного высказывания, знать логическую символику | Умение выстроить логическую цепочку и определить ее значение (истина или ложь) | Умение решать логические задачи, например, с детективным содержанием |
Умение составлять алгоритм, программу, знание основных конструкций языка программирования | Умение разбивать задачу на подзадачи, интерпретировать результат, полученный в ходе эксперимента. Востребованность на рынке профессий: программист, системотехник и др. | Умение проводить виртуальный эксперимент и самостоятельно создавать простейшие модели |
Умение строить информационные модели объектов и использовать их | Умение использовать в работе справочные системы, создавать базы данных | Создание информационной модели своей коллекции, телефонной базы своих друзей |
Технология обработки числовой информации | Востребованность на рынке профессий: бухгалтер, экономист, математик, социолог, психолог,… | Умение с помощью электронной таблицы выполнить расчеты по оплате за столовую, построить графики и диаграммы для отчета по физике |
Умение создавать базы данных, цифровых архивы, медиатеки | Востребованность на рынке профессий: бухгалтер, экономист, математик, социолог, психолог и др. | Умение делать выборку из своей базы данных по запросу. Например, выбрать из коллекции автомобилей только легковые автомобили |
Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей | Умение представлять информацию в виде мультимедиа объектов с системой ссылок | Умение работать в сети Интернет |
Знать требования информационной безопасности, информационной этики и права | Соблюдение требований информационной безопасности, информационной этики и права | Знать что такое контрафактная продукция, знать правила защиты информации |
Межпредметная интеграция достигается за счет использования задач с экономическим, математическим, физическим и т.д. содержанием. Так, при изучении темы "Моделирование и формализация" используется задача "Смоделировать процесс движения тела, брошенного под углом к горизонту". При изучении раздела "Технология обработки числовой информации" используются задачи из курса математики на нахождение площадей и объемов фигур, построение графиков, диаграмм, решение уравнений графическим способом. Тема "Алгоритмизация и программирование" позволяет обрабатывать символьную, числовую информацию, развивает алгоритмическое мышление. Например, составить программу, моделирующую проверку у учащихся правил русского языка или вычислить количество денег, которые необходимы студенту для того, чтобы прожить учебный год, если известна ежемесячная стипендия и коэффициент инфляции.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен:
знать:
- логическую символику;
- основные конструкции языка программирования;
- свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
- виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
- общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
- назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
- виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
- базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
- нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности ;
- способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
уметь:
- выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
- строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
- вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
- проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
- интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
- устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
- оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
- проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
- выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска и отбора информации, в частности, относящейся к личным познавательным интересам, связанной с самообразованием и профессиональной ориентацией;
- представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
- подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
- личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
- соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
10 КЛАСС
Раздел 1. Информация. Двоичное кодирование информации. (20 часов)
Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Информация и свойства информации. Единицы измерения количества информации. Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в управлении. Системы с обратной связью. Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки. Кодировки русского алфавита. Кодирование генетической информации. Генетический алфавит. Расшифровка генома человека с использованием компьютерных технологий.
Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации. Кодирование графической информации (разрешающая способность и глубина цвета). Кодирование звуковой информации (частота дискретизации и глубина кодирования). Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Практические работы:
- Определение количества информации с использованием вероятностного подхода.
- Определение количества информации с использованием алфавитного подхода.
- Запись чисел в различных системах счисления.
- Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую.
- Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую.
- Перевод произвольных чисел из одной системы счисления в другую.
- Перевод чисел из системы счисления с основанием 2 в систему счисления с основанием 2n (где n = 3 и n = 4).
- Арифметические операции в позиционных системах счисления.
- Кодирование и декодирование текста.
- Параметры растрового изображения (разрешение и глубина цвета).
- Хранение информации.
Контроль знаний и умений: тестирование, решение задач (3 часа)
Программное обеспечение: электронный калькулятор и звуковой редактор, входящие в состав операционной системы, текстовый редактор Microsoft Word.
Раздел 2. Основы логики и логические основы компьютера (13 часов)
Формы мышления. Алгебра высказываний. Логические выражения и таблицы истинности.
Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.
Практические работы
- Построение таблиц истинности логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных таблиц).
- Преобразование логических выражений с использованием логических законов и правил преобразования (в том числе с использованием инженерных калькуляторов).
- Построение логических схем основных устройств компьютера (сумматор, триггер)
Контроль знаний и умений: контрольная работа, зачет (2 часа)
Программное обеспечение: электронный калькулятор, входящий в состав операционной системы.
Раздел 3. Алгоритмизация и программирование (29 часов)
Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур. Блок-схемы алгоритмов. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Интегрированная среда программирования Visual Basic. Форма и размещение на ней управляющих элементов. Тип, имя и значение переменной. Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание. Выполнение программ компьютером. Функции в языке Visual Basic. Графические возможности языка Visual Basic. Общие процедуры. Область видимости процедур. Модульный принцип построения проекта и программного кода. Массивы. Решение логических задач
Практические работы в среде программирования Visual Basic
Контроль знаний и умений: проверочная работа, контрольная работа (3 часа)
Программное обеспечение: интегрированная среда программирования Visual Basic.
Повторение (6 часов)
Контроль знаний и умений: итоговая контрольная работа (1 час)
Резерв (2 часа) используется на:
- повторение в начале учебного года – 1 час
- входную контрольную работу – 1 часа
11 КЛАСС
Раздел 1. Моделирование и формализация (12 часов)
Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Математическое моделирование в среде электронных таблиц. Математическое моделирование при решении экологических задач. Использование электронных таблиц для решения экономических задач. Оптимальное моделирование в экономике. Исследование физических моделей. Исследование биологических моделей. Модели логических устройств.
Практические работы
- Исследование математических моделей
- Исследование физических моделей.
- Исследование биологических моделей.
- Геоинформационные модели.
- Оптимизационное моделирование в экономике.
- Построение логических моделей.
- Информационные модели управления объектами
Контроль знаний и умений: выполнение зачетной практической работы (1 час)
Программное обеспечение: интегрированная среда программирования Visual Basic, электронные таблицы Microsoft Excel.
Раздел 2. Информатизация общества (4 часа)
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий
Контроль знаний и умений: тестирование (1 час)
Раздел 3. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации (9 часов)
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Растровые и векторные редакторы. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.Создание изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора Word.
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий. Программы разработки анимации.
Практические работы
- Создание и редактирование растровых графических изображений.
- Создание и редактирование векторных рисунков.
- Создание мультимедийной презентаций.
Контроль знаний и умений: контрольная работа (2 часа)
Программное обеспечение: растровый графический редактор Paint, векторный редактор, входящий в состав текстового редактора Word, программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
Раздел 4. Технологии создания и обработки текстовой информации (5 часов)
Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов (документов). Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы
- Создание документа с помощью мастера.
- Создание документа на основе шаблона.
- Форматирование символов в документе.
- Форматирование абзацев в документе.
- Вставка в документ формул.
- Нумерованные и маркированные списки.
- Вставка и форматирование таблиц.
- Создание гипертекста.
- Сохранение документов в файлах в различных текстовых форматах.
- Работа с компьютерными словарями и переводчиками.
Контроль знаний и умений: контрольная работа (1 час)
Программное обеспечение: англо-русский словарь, текстовый редактор Microsoft Word.
Раздел 5. Технология обработки числовой информации (5 часов)
Электронные калькуляторы. Структура электронных таблиц. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Практические работы
- Вычисления в электронных калькуляторах.
- Ввод в таблицу чисел, текстов и формул.
- Использование в формулах абсолютных, относительных и смешанных ссылок.
- Приближенное графическое решение уравнений.
- Приближенное решение уравнений методом подбора параметра.
- Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов (гистограмм, круговых и графиков)
Контроль знаний и умений: Контрольная работа (1 час)
Программное обеспечение: электронный калькулятор, входящий в состав операционной системы, электронные таблицы Microsoft Excel.
Раздел 7. Технологии хранения, поиска и сортировки информации (6 часов)
Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Практические работы
Создание структуры табличной базы данных.
Ввод и редактирование данных.
Поиск и сортировка данных.
Создание реляционных баз данных
Контроль знаний и умений: контрольная работа (1 час)
Программное обеспечение: система управления базами данных Access, входящая в Microsoft Office.
Раздел 8. Коммуникационные технологии (4 часа)
Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа. Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен). Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации в компьютерных сетях.
Практические работы
Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы Outlook Express.
Путешествия по Всемирной паутине. Настройка браузера.
Работа с файловыми архивами.
Работа с поисковыми системами.
Общение в Интернете в реальном времени.
Контроль знаний и умений: контрольная работа (1 час)
Программное обеспечение: браузер Internet Explorer, программа загрузки файлов Download Master, программа интерактивного общения в локальной сети, программа интерактивного общения в глобальной сети ICQ или Mail Agent.
Раздел 9. Основы языка гипертекстовой разметки документов (5 часов)
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML — HyperText Markup Language). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки.
Практические работы
Web-сайты и Web-страницы. Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на Web-страницах.
Формы на Web-страницах.
Контроль знаний и умений: зачетная работа (1 час)
Программное обеспечение: программа разработки Web-сайтов FrontPage Express или Компоновщик, входящий в состав браузера Mozilla.
Повторение. Подготовка к ЕГЭ (12 часов)
Резерв (4 часа) используется на:
- повторение в начале учебного года – 3 часа
- входную контрольную работу – 1 час
Календарно-тематическое планирование
10 класс, 2 часа в неделю (70 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Коррекция сроков | ||||||
1 | Повторение. Техника безопасности в каб. информатике | 1 | 1 неделя | |||||||
2 | Входная контрольная работа | 1 | 1 неделя | |||||||
Информация. Двоичное кодирование информации (20 часов) | ||||||||||
3 | Понятие информации. Свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний | 1 | 2 неделя | |||||||
4-5 | Алфавитный подход к определению информации | 2 | 2-3 недели | |||||||
6 | Представление и кодирование информации | 1 | 3 неделя | |||||||
7 | Контрольная работа №1 | 1 | 4 неделя | |||||||
8-9 | Двоичное кодирование текстовой графической и звуковой информации | 2 | 4-5 недели | |||||||
10 | Хранение информации | 1 | 5 неделя | |||||||
11 | Решение задач, подготовка к контрольной работе | 1 | 6 неделя | |||||||
12 | Контрольная работа №2 | 1 | 6 неделя | |||||||
13 | Кодирование числовой информации. Системы счисления | 1 | 7 неделя | |||||||
14-16 | Перевод чисел из одной системы счисления в другую | 3 | 7-8 недели | |||||||
17 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | 9 неделя | |||||||
18-19 | Представление чисел в компьютере | 2 | 9-10 недели | |||||||
20-21 | Решение задач | 2 | 10-11 недели | |||||||
22 | Контрольная работа №3 | 1 | 11 неделя | |||||||
Основы логики и логические основы компьютера (13 часов) | ||||||||||
23 | Формы мышления. Алгебра логики | 1 | 12 неделя | |||||||
24-25 | Логические выражения и таблицы истинности | 2 | 12-13 неделя | |||||||
26-27 | Логические функции | 2 | 13-14 неделя | |||||||
28-29 | Логические законы и правила преобразования логических выражений | 2 | 14-15 неделя | |||||||
30 | Решение логических задач | 1 | 15 неделя | |||||||
31 | Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы | 1 | 16 неделя | |||||||
32-33 | Решение задач | 2 | 16-17 неделя | |||||||
34-35 | Зачет по теме «Основы логики и логические основы компьютера» | 2 | 17-18 неделя | |||||||
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (29 часов) | ||||||||||
36 | Алгоритм и его формальное исполнение | 1 | 18 неделя | |||||||
37-38 | Основные типы алгоритмических структур | 2 | 19 неделя | |||||||
39 | Проверочная работа | 1 | 20 неделя | |||||||
40 | Основы объектно-ориентированного программирования | 1 | 20 неделя | |||||||
41 | Интегрированная среда разработки языка VB | 1 | 21 неделя | |||||||
42-43 | Форма и размещение на ней управляющих элементов | 2 | 21-22 недели | |||||||
44 | Тип, имя и значение переменной | 1 | 22 неделя | |||||||
45-46 | Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание. Выполнение программ компьютером | 2 | 23 неделя | |||||||
47-54 | Функции в языке VB | 8 | 24-27 недели | |||||||
1-2. Функции преобразования типов данных 3. Математические функции 4-5. Строковые функции 6-7. Функции ввода-вывода 8. Функции даты и времени | 2 1 2 2 1 | |||||||||
55-56 | Графические возможности VB | 2 | 28 неделя | |||||||
57-58 | Событийные и общие процедуры | 2 | 29 неделя | |||||||
59-61 | Массивы | 3 | 30-31 недели | |||||||
62 | Решение логических задач | 1 | 31 неделя | |||||||
63-64 | Зачет по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | 2 | 32 неделя | |||||||
Повторение (6 часов) | ||||||||||
65-66 | Информация и ее кодирование. | 2 | 33 неделя | |||||||
67-68 | Основы логики | 2 | 34 неделя | |||||||
69 | Итоговая контрольная работа | 1 | 35 неделя | |||||||
70 | Работа над ошибками | 1 | 35 неделя |
Календарно-тематическое планирование
11 класс, 2 часа в неделю (68 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Коррекция сроков |
1 | Повторение. Техника безопасности в каб. информатики. Информация и ее кодирование | 1 | 1 неделя | |
2 | Повторение. Основы логики. | 1 | 2 неделя | |
3 | Повторение. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 1 | 3 неделя | |
4 | Входная контрольная работа | 1 | 4 неделя | |
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации (8 часов) | ||||
5 | Растровая и векторная графика. Графические редакторы | 1 | 5 неделя | |
6 | Редактирование изображений в растровом редакторе Paint | 1 | 6 неделя | |
7 | Создание изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора Word | 1 | 7 неделя | |
8 | Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии | 1 | 8 неделя | |
9 | Создание презентации с помощью PowerPoint | 1 | 9 неделя | |
10 | Использование анимации в презентации | 1 | 10 неделя | |
11 | Интерактивная презентация, демонстрация презентации | 1 | 11 неделя | |
12 | Контрольная работа по теме «Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации» | 1 | 12 неделя | |
Технология обработки текстовой информации (5 часов) | ||||
13 | Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов | 1 | 13 неделя | |
14 | Форматирование документов | 1 | 14 неделя | |
15 | Гипертекст | 1 | 15 неделя | |
16 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов | 1 | 16 неделя | |
17 | Контрольная работа по теме «Технология обработки текстовой информации» | 1 | 17 неделя | |
Технология обработки числовых данных (5 часов) | ||||
18 | Электронные калькуляторы и таблицы | 1 | 18 неделя | |
19 | Встроенные функции | 1 | 19 неделя | |
20 | Сортировка и поиск данных | 1 | 20 неделя | |
21 | Построение диаграмм и графиков | 1 | 21 неделя | |
22 | Контрольная работа по теме «Технология обработки числовых данных» | 1 | 22 неделя | |
Технологии хранения, поиска и сортировки информации (6 часов) | ||||
23 | Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). | 1 | 23 неделя | |
24 | Создание базы данных | 1 | 24 неделя | |
25 | Обработка данных в БД | 1 | 25 неделя | |
26 | Реляционные базы данных. | 1 | 26 неделя | |
27 | Создание реляционной БД | 1 | 27 неделя | |
28 | Контрольная работа по теме «Технологии хранения, поиска и сортировки информации» | 1 | 28 неделя | |
Моделирование и формализация (12 часов) | ||||
29 | Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация | 1 | 29 неделя | |
30 | Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей | 1 | 30 неделя | |
31 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | 1 | 31 неделя | |
32 | Исследование физических моделей | 1 | 32 неделя | |
33 | Исследование математических моделей | 1 | 33 неделя | |
34 | Биологические модели развития популяции | 1 | 34 неделя | |
35 | Геоинформационные модели | 1 | 35 неделя | |
36 | Оптимизационное моделирование в экономике | 1 | 36 неделя | |
37 | Экспертные системы распознавания химических веществ | 1 | 37 неделя | |
38 | Модели логических устройств | 1 | 38 неделя | |
39 | Информационные модели управления объектами | 1 | 39 неделя | |
40 | Зачет по теме: «Моделирование и формализация» | 1 | 40 неделя | |
Информатизация общества (4 часа) | ||||
41 | Информационное общество | 1 | 41 неделя | |
42 | Информационная культура | 1 | 42 неделя | |
43 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации | 1 | 43 неделя | |
44 | Контрольная работа по теме «Информатизация общества» | 1 | 44 неделя | |
Коммуникационные технологии (4 часа) | ||||
45 | Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Internet | 1 | 45 неделя | |
46 | Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен). Протокол передачи данных TCP/IP. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы | 1 | 46 неделя | |
47 | Поиск информации в компьютерных сетях. Интерактивное общение. Электронная коммерция в интернете. | 1 | 47 неделя | |
48 | Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии» | 1 | 48 неделя | |
Основы языка гипертекстовой разметки документов (5 часов) | ||||
49 | Web-сайты и Web-страницы. | 1 | 49 неделя | |
50 | Форматирование текста. Вставка графики и звука. | 1 | 50 неделя | |
51 | Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Формы на Web-страницах. | 1 | 51 неделя | |
52 | Инструментальные средства создания Web-страниц. Тестирование и публикация Web-сайта. | 1 | 52 неделя | |
53 | Зачетная работа по теме «Основы языка гипертекстовой разметки документов» | 1 | 53 неделя | |
Повторение, подготовка к ЕГЭ (14 часов) | ||||
54-56 | Информация и двоичное кодирование информации | 3 | 54-56 неделя | |
57-59 | Основы логики и логические основы компьютера | 3 | 57-59 неделя | |
60-62 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 3 | 60-62 неделя | |
63 | Моделирование и формализация | 1 | 63 неделя | |
64-65 | Итоговая контрольная работа | 2 | 64-65 неделя | |
66-67 | Работа над ошибками | 2 | 66-67 неделя | |
68 | Резерв | 68 неделя |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003
- Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002
- Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса (профильный уровень) / Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г
- Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса (профильный уровень) / Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г
- Информатика. 10 класс. Поурочные разработки по информатике. Сост. О. Л. Соколова. – Москва «ВАКО», 2007
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Аппаратное обеспечение
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Программное обеспечение
- Операционная система WINDOWS 7
- Электронный калькулятор и звуковой редактор, входящие в состав операционной системы,
- Файловый менеджер Windows Commander
- Для профильного курса – пакет Microsoft Office 2003, растровый графический редактор Gimp, программа разработки анимации Macromedia Flash, англо-русский словарь, антивирус Касперского, архиваторы WinRar, WinZip, интегрированная среда программирования Турбо Паскаль 7.0, браузер Internet Explorer, программа загрузки файлов Download Master, программа интерактивного общения в локальной сети, программа интерактивного общения в глобальной сети ICQ или Mail Agent, программа разработки Web-сайтов FrontPage Express или Компоновщик, входящий в состав браузера Mozilla.
Интернет-ресурсы
- А.А. Красилов. Информатика в семи томах http://www.intellsyst.ru/publications/_text/TOM1.shtml
- Вопросы Интернет образования - http://vio.fio.ru
- Интернет Университет Информационных технологий — http://www.intuit.ru
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/
- Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/
- Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru
- Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
- Электронная версия журнала «Информатика и образование» http://www.infojournal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для работы в 10 классе социально-экономического профиля
Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование, пояснительную записку, список практических работ, требования к уровню подготовки учащихся, дополнительную литературу и многое др...
Рабочая программа по математике для 10 класса физико-химического профиля
Планирование составлено на основе _«Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. Геометрия. 10-11 классы.» Составитель Т. А. Бурмистрова, Москва, «Просвещение», ...
программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"
Программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"...
Рабочая программа по информатике 10-11 классы (физико-математический профиль)
Пояснительная запискаРабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов информационно-технологического профиля составлена на основе Федерального компонента Государственного Стандарта ...
Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля
Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля по учебнику С.М.Никольского...
Рабочая программа по алгебре для 11 класса социально-экономического профиля
Рабочая программа по алгебре для 11 класса социально-экономического профиля по учебнику Ш.А. Алимова...
Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 10 (физико-математического) класса
Рабочая программа составлена для физико-математического класса, занимающегося по учебнику Г.Я.Мякишева...