программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"
рабочая программа (алгебра, 7 класс) по теме
Программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_matematike.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
«Готовимся к олимпиадам по математике»
(7 класс)
Составитель: Сантьева Л.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная задача обучения математике в физико-математической школе -развитие математических способностей учащихся, углубление и систематизация знаний, полученных в общеобразовательной школе, повышение математической культуры учащихся. Наряду с решением основной задачи изучение математики в физико-математической школе предусматривает формирование у школьников устойчивого интереса к предмету, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к поступлению и обучению в вузе.
В соответствии с возрастными возможностями школьников обучение в физико-математической школе начинается с 7 класса. Этот этап обучения помогает ученику сориентироваться в мире математики, осознать свою степень интереса к ней и свои возможности овладения предметом. Для расширения кругозора учащихся и развития интереса к математике в программу обучения включаются занимательные задачи, сведения из истории математики, задачи конкурса "Кенгуру" и задачи математических олимпиад.
Программа 7 класса по математике для физико-математической школы направлена на расширение и углубление знаний по предмету. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Включенные в данную программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Данный курс «Готовимся к олимпиадам по математике» призван способствовать развитию умения рассуждать, доказывать, решать стандартные и нестандартные задачи, формированию познавательного интереса, формированию опыта творческой деятельности, развитию мышления и математических способностей учащихся. Содержание и технология проведения данного курса направлены на формирование математической культуры школьника.
Задачи курса 7 класса по математике для физико-математической школы определены следующие:
- развитие у учащихся логических способностей;
- формирование пространственного воображения и графической культуры;
- привитие интереса к изучению предмета;
- расширение и углубление знаний по предмету;
- формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащиеся, посещающие курс «Готовимся к олимпиадам по математике», в конце учебного года должны уметь:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Цели:
1. Углубление знаний учащихся через изучение дополнительных тем школьного курса математики.
2.Развитие логического мышления.
3.Развитие творческих способностей и исследовательских умений.
4.Воспитание настойчивости, инициативы , самостоятельности.
Реализации целей:
1.Изучение дополнительных тем школьного курса математики;
2.Обучение стандартным методам решения нестандартных задач.
3.Различные формы проведения занятий (лекции, семинары, мини-олимпиады)
Количество часов: 30 часов
Содержание
- Принцип Дирихле
- Принцип крайнего
- Простейшие комбинаторные задачи
- Логические задачи
- Взвешивания. Переливания.
- Замощения. Раскраски
- Разрезания. Перекраивания
- Игры. Стратегия
- Турниры
- Операции. Инварианты
- Понятие графа
- Простейшие задачи на графы
- Задача Эйлера о мостах
- Обход лабиринтов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Число часов | Срок |
1. | Давайте познакомимся! (занятие-игра). Занимательные задачи, задачи-шутки, задачи на расстановку чисел. | 1 | октябрь |
2. | Задачи с целыми числами. Приемы быстрого счета. Старинные приемы вычислений. Математический кросс. | 2 | октябрь |
3. | Азбука рассуждений. Определение и теорема. Прямое рассуждение, рассуждение «от противного», метод перебора. Логические задачи. | 2 | октябрь |
4. | Комбинаторные задачи. Основные правила комбинаторики. Дерево вариантов. | 2 | ноябрь |
5. | Конструирование. Расположение точек и фигур на плоскости. Командная эстафета. | 2 | ноябрь |
6. | Тематическое занятие: летопись открытий в мире чисел и фигур. | 1 | декабрь |
7. | Делимость. Задачи на четность. Понятие инварианта. | 2 | декабрь |
8. | Матбой (итоговое занятие за первое полугодие) - целые числа, логические задачи, комбинаторика, конструирование. | 2 | декабрь |
9. | Задачи «на взвешивание» и «переливание». Алгоритм решения и его запись. | 2 | январь |
10. | Задачи на игровую стратегию. Понятие выигрышной стратегии, запись алгоритма игры. | 2 | февраль |
11. | Разрезание плоских фигур и покрытие плоскости. Орнаменты. Симметрия. Пропорции в архитектуре и искусстве. | 2 | февраль |
12. | Принцип Дирихле. Подготовка к олимпиаде «Кенгуру» | 2 | март |
13. | Графы. Применение графов для решения задач на соответствие. Обход графа. | 2 | март |
14. | Обходы клетчатой доски. Замощение плоскости. | 2 | апрель |
15. | Задачи о раскраске. Нахождение инвариантов. задачах. | 2 | апрель |
16. | Олимпиада (годовое итоговое занятие) | 2 | май |
Итого часов: | 30 |
ЛИТЕРАТУРА:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.-2012г.
3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Программа элективного курса по математике для 10 – 11 классов физико-математического профиля « ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»
«Программа элективного курса по математике для 10 – 11 классов физико-математического профиля « ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»...
Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год
Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...
Рабочая программа элективного предмета предмета "Математика на практике" в 10 классе физико - математического профиля на 2014-2015
Данная работа содержит программу элективного предмета "Математика на практике" для 10 класса...
Сценарий внеклассного мероприятия по математике и физике для учащихся 10-11 классов "Физико-математическое кафе"
Сценарий данного внеклассного мероприятия может быть использован при проведении в школе Недели математики. "Физ-мат кафе" состоит из 6 конкурсов. Они адресованы учащимся старших классов и позволяют пр...
календарно-тематическое планирование по математике 10 класс физико-математический профиль
Поурочное планирование по математике для физико-математического профиля...
рабочая программа по математике 11 класс физико-математического профиля
рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Интегрированное мероприятие: математика + физика для учащихся 7–8-х классов «Физико-математическое кафе “ФИЗМАТ»
Внеклассная игра для 7-8 классов сописанием игры и приложениями....