РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«иНФОРМАТИКА И ИКТ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professii._rp_informatika_i_ikt_1.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОХТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СПБ ГБ ПОУ «ОХТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено и принято: Утверждаю:
на заседании Председатель Педагогического Совета
Педагогического Совета СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж»,
СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж» Директор Г.Н. Красновская
Протокол № от «___» ________ 201 ____________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
для учащихся I курса обучения
2014/ 2015 учебного года
I курс- 82 часа
Разработал:
Преподаватель Вантурин Дмитрий Михайлович
Санкт- Петербург
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначенной для изучения информатики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Охтинский колледж»
Разработчики: Вантурин Д.М.– преподаватель Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Охтинский колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______________Информатика и информационные технологии________
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ является частью основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, реализуемым в колледже.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
«Информатика и ИКТ» является дисциплиной, закладывающей базу для последующего изучения специальных предметов. Информатика - общая наука об информации и информационных процессах, дающая диалектико- материалистическое понимание окружающего мира. Человек, получивший начальное профессиональное образование, должен знать основы современной информатики и ИКТ, которые имеют не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.
Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формировании современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационных технологии (ИКТ), в том числе при изучении других дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__149__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __99__ часов;
самостоятельной работы обучающегося _50_ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 149 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 99 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 15 |
лабораторно-практические занятия | 82 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
Промежуточная аттестация в форме: дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ___информатика и ИТ_____
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Информация и информацион-ные процессы | Введение. Техника безопасности. | 2 | 1 |
Информация, виды и свойства. Обмен информацией. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Количество информации. | 1 | ||
Информационные процессы. Кодирование информации, языки кодирования. Поиск и отбор информации. | |||
Хранение информации. Передача информации. Канал связи, его характеристики. | |||
Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах | |||
Обработка информации. Систематизация. Преобразование информации. Алгоритмизация. Автоматизированная обработка данных | |||
Хранение информации. Защита информации. | |||
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Использование методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. | |||
Практические занятия: Лабораторно-практическая работа № 1. 1. Измерение информации. Лабораторно-практическая работа № 1. 2. Информационные процессы. Лабораторно-практическая работа № 2.1.Кодирование информации Лабораторно-практическая работа № 2.2.Поиск информации. Лабораторно-практическая работа № 3.1. Защита информации. | 10 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами занятий, с учебной и специальной литературой. Подготовка ответов на предложенные вопросы. Подготовка к практическим работам №№ 1-5 с использованием методических рекомендаций. Решение задач. | 5 | ||
Тема 2. Информацион-ные модели | Информационное моделирование как метод познания. Информационные модели. Объект, субъект, цель моделирования. | 2 | 1 |
Адекватность моделей. Формы представления моделей. Основные этапы построения моделей. Формализация –важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование. | |||
Структурирование данных. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем. | |||
Модель процесса управления. Цель управления. Роль обратной связи. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы. Иерархичность систем. | |||
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. | |||
Практические занятия: Лабораторно-практическая работа № 3.2. Алгоритм как модель деятельности. Лабораторно-практическая работа № 4.1. Виды алгоритмов. Лабораторно-практическая работа № 4.2. Моделирование и формализация. Лабораторно-практическая работа № 5.1. Исследование моделей. Лабораторно-практическая работа № 5.2. Информационные основы управления. | 10 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами занятий, с учебной и специальной литературой. Подготовка ответов на предложенные вопросы. Подготовка к практическим работам №№ 6-8 с использованием методических рекомендаций. Решение задач. Подготовка материалов с использованием рекомендованных электронных ресурсов. Оформление презентаций и рефератов. | 8 | ||
Тема 3. Информа-ционные системы | Понятие и типы информационных систем. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). | 2 | 1 |
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц. | |||
Практические занятия: Лабораторно-практическая работа № 6.1. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты) Лабораторно-практическая работа № 6.2.Реляционные базы данных. Лабораторно-практическая работа № 7.1.Создание БД при решении учебных и практических задач. | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами занятий, с учебной и специальной литературой. Подготовка к практическим работам №№ 9-11 с использованием методических рекомендаций. Подготовка материалов с использованием рекомендованных электронных ресурсов. Оформление презентаций и рефератов. | 10 | ||
Тема 4. Компьютер- средство автоматизации информацион-ных процессов | Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектура современных компьютеров. Многообразие операционных систем. | 1 | 1 |
Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защита информации. | |||
Практические занятия: Лабораторно-практическая работа № 7.2. Компьютер и программное обеспечение. Лабораторно-практическая работа № 8.1. Архиваторы и антивирусы. Лабораторно-практическая работа № 8.2 Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. Лабораторно-практическая работа № 9.1 Создание архива данных. Извлечение данных из архива Лабораторно-практическая работа № 9.2 Запись информации на компакт-диски различных видов. Лабораторно-практическая работа № 10.1 Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности Лабораторно-практическая работа № 10.2 Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. | 14 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами занятий, с учебной и специальной литературой. Подготовка ответов на предложенные вопросы. Подготовка к практическим работам №№ 12,13 с использованием методических рекомендаций. Подготовка материалов с использованием рекомендованных электронных ресурсов. Оформление презентаций и рефератов. | 3 | ||
Тема 5. Технологии представления информации | Универсальность дискретного представления информации. Двоичная система счисления. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. | 2 | 1 |
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. | |||
Представление графической информации. Растровая и векторная графика. Технологии построения анимационных изображений. Трехмерная графика. | |||
Представление звуковой информации. MIDI и цифровая запись. Методы сжатия данных. Форматы файлов. | |||
Практические занятия: Лабораторно-практическая работа № 11. Представление информации в компьютере. Лабораторно-практическая работа № 12.Запись целых и вещественных чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами занятий, с учебной и специальной литературой. Подготовка ответов на предложенные вопросы. Подготовка к практическим работам №№ 14-15 с использованием методических рекомендаций. Решение задач. Подготовка материалов с использованием рекомендованных электронных ресурсов. Оформление презентаций и рефератов. | 5 | ||
Тема 6. Создание и преобразова-ние информацион-ных объектов | Текст как информационный объект. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. | 2 | 1 |
Электронные таблицы как информационные объекты. Принципы работы ЭТ. Способы представления математических зависимостей между данными. Обработка числовых данных (на примере задач из различных предметных областей) | |||
Графические информационные объекты. Графические редакторы. Презентации. Анимационная графика. | |||
Практические занятия: Лабораторно-практическая работа № 13. Создание публикаций. Лабораторно-практическая работа № 14.1.Решение расчетных задач с помощью ЭТ. Лабораторно-практическая работа № 14.2. Деловая графика. Лабораторно-практическая работа № 15 Растровая и векторная графика. Лабораторно-практическая работа № 16.1. Мультимедийная презентация. Лабораторно-практическая работа № 16.2 Защита информации. Антивирусная защита. Лабораторно-практическая работа № 17.1 Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). Лабораторно-практическая работа № 17.2 Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). Лабораторно-практическая работа № 18.1. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). Лабораторно-практическая работа № 18.2. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). | 20 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами занятий, с учебной и специальной литературой. Подготовка ответов на предложенные вопросы. Подготовка к практическим работам №№ 16-22 с использованием методических рекомендаций. Оформление отчетов. Подготовка материалов с использованием рекомендованных электронных ресурсов. Оформление презентаций и рефератов. | 12 | ||
Тема 7. Компьютерные сети | Каналы связи и их основные характеристики. | 1 | 1 |
Преимущества сетевых технологий. Глобальная сеть. Адресация. Протоколы обмена и передачи. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей | |||
Информационные сервисы Интернет: электронная почта, телеконференции. Всемирная паутина. Поисковые информационные системы. Поиск информации. | |||
Инструментальные средства создания Web-сайтов. | |||
Практические занятия: Лабораторно-практическая работа № 19. Подключение к Интернету. Лабораторно-практическая работа № 20.Работа с электронной почтой. Лабораторно-практическая работа № 21. Настройка браузера. Лабораторно-практическая работа № 22. Разработка Web-сайта на заданную тему. Лабораторно-практическая работа № 23. Гиперссылки на Web-страницах. Лабораторно-практическая работа № 24 Браузер. Пример работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой. Лабораторно-практическая работа № 25 Браузер. Пример работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой. Лабораторно-практическая работа № 26. Средства создания сайта Лабораторно-практическая работа № 27 Средства создания сайта | 18 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами занятий, с учебной и специальной литературой. Подготовка ответов на предложенные вопросы. Подготовка к практическим работам №№23-27 с использованием методических рекомендаций. Подготовка материалов с использованием рекомендованных электронных ресурсов. Оформление презентаций и рефератов. | 4 | ||
Тема 8. Основы социальной информатики | Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. | 1 | 1 |
Эстетические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами занятий, с учебной и специальной литературой. Подготовка ответов на предложенные вопросы. Подготовка материалов с использованием рекомендованных электронных ресурсов. Оформление презентаций и рефератов. | 3 | ||
Подготовка к зачету | 2 | 2 | |
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего: | 99 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места студентов - 12;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая доска для маркера;
- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
- ПК учителя,
- 12 ПК ученика,
- видеопроектор,
- проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие. – М., 2011.
- Михеева Е.В. Практикум по ИТ в профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М., 2011.
- Семакин И.Г., Шестков А.П. Основы программирования. М., 2009
- Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы. М., 2009.
- Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2009.
Электронные образовательные ресурсы:
- Информатика. Готовые видеоуроки и тесты на каждый урок. 10 класс. COPYRIGT 2012, Дмитрий Тарасов, HTTP://videouroki.net
- Информатика. В помощь учителю и ученику. 11 класс. COPYRIGT 2011, Дмитрий Тарасов, HTTP://videouroki.net
- Электронная тетрадь по информатике 10 класс. COPYRIGT 2013, Дмитрий Тарасов, HTTP://videouroki.net
- Репетитор по информатике Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007
- Энциклопедия персонального компьютера и интернета Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007
- Мой компьютер без секретов. ООО «И.М.П.», 2009
- Intel. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft).Электронное приложение к учебному пособию.М., 2005.
- Консультант-Плюс: Высшая школа. Консультант-Плюс, 2010
- Практический курс Windows XP, ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
- Интенсивный курс обучения Windows XP, ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
- Практический курс Access XP, ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
- Практический курс Word XP, ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
- Практический курс Photoshop 5.0, ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Дополнительные источники:
Иванова И.А. Информатика 11 класс. Практикум. Нижний Новгород., 2004.
Киселев С.В, Оператор ЭВМ. М., 2006
Свиридова М.Ю. М., 2007.Текстовый редактор Word.М., 2007
Свиридова М.Ю. ИТ в офисе. Практикум. М., 2007.
Угринович Н. Информатика и ИТ. 10-11. М., 2005.
Intel. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft)М., 2005.
Интернет-ресурсы:
http://kpolyakov.narod.ru/school/ppt.htm
http://festival.1september.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знания | |
| Практические работы №№ 1,3,16,17, Оценка презентации об информации, Контрольные работы № 1, 2, Дифференцированный зачет |
| Практические работы №№ 1,3,16,17, Тест № 3, Контрольные работы № 1, 2, Дифференцированный зачет |
| Практические работы №№ 5,7,9,10,11-13, 18,19, Тест № 4, Контрольные работы № 1,2, Дифференцированный зачет |
| Практические работы №№ 12,14, Оценка презентации об ОС, Тест № 2, Контрольные работы № 1,2, Дифференцированный зачет |
умения | |
| Практические работы №№ 1,2,4 Контрольная работа № 1 |
| Практические работы №№ 2,3,4, Контрольная работа № 1 |
| Практические работы №№ 6,7,16-21, Тест № 1, |
| Практические работы №№ 1,3,6, 16- 21 Контрольные работы № 1,2, Дифференцированный зачет |
| Практические работы №№ 4, 6, 11-13,16- 22 |
| Практические работы №№ 6, 16- 21, 26-27 |
| Практические работы №№ 9-11, Оценка презентации о БД |
| Практические работы №№ 4, 9-11,22-24, |
| Практические работы №№ 1,3,6, 9-11,17,18, Оценка доклада о формах представления числовой информации, Контрольные работы № 1, 2 |
| Контрольные работы № 1,2, Дифференцированный зачет |
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни | |
| Практические работы №№ 5,10-12,14, 16-26 Контрольные работы № 1, 2, Дифференцированный зачет |
| Практические работы №№ 22-26, Контрольная работа № 2, Дифференцированный зачет |
| Практические работы №№ 5, 10,11,18-26, Оценка доклада о формах представления числовой информации; Оценка презентации об ОС |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ"
Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования технического и социально-экономического профилей....
Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ», предназначенной для изучения информатики и ИКТ в учреждениях начального и с...
Рабочая программа дисциплины Информатика для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения. Базовая подготовка.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспеч...
Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ" для СПО
Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ" для СПО 220703 Автоматизация технологических процессов и производств, 95 часов...
Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ"
Пример рабочей программы по дисциплине "Информатика и ИКТ" для студентов 1 курса СПО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий (группы профессий) 190631.01 «Автомеханик», 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий (группы профессий) 190631.01 «Автомеханик», 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»...
Рабочая программа дисциплины "Информатика" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа дисциплины "Информатика" для студентов 1 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах...