Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ"
рабочая программа (информатика и икт) по теме
Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования технического и социально-экономического профилей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_informatike_i_ikt.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт Петербургское государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Колледж строительной индустрии и городского хозяйства
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
для специальностей технического и социально-экономического профилей
270802 – Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
270837 – Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
270839 – Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции
080114 – Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Санкт-Петербург
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования технического и социально-экономического профилей в пределах основных образовательных программ по специальности (специальностям) среднего профессионального образования:
270802 – Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
270837 – Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
270839 – Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции
080114 – Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Разработчики:
Кратанчюк Е.А. преподаватель информатики ГОУ СПО КСИиГХ
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 13 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 15 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины информатика и ИКТ является частью общеобразовательной подготовки студентов специальностей технического и социально-экономического профилей в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Информатика и ИКТ относится к общеобразовательному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
Назначение и функции операционных систем.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 142 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 95 часов;
обязательной аудиторной лабораторной работы студента 60 часов;
самостоятельной работы студента 47 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 142/3,9 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 95/2,6 |
в том числе: |
Теоретические занятия | 35 |
лабораторные занятия | 60 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 47 |
в том числе: внеаудиторная самостоятельная работ: работа над материалом учебной литературы, конспектом лекций; выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы); подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам | 47 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов/зачетных единиц | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Основные сведения о персональном компьютере | 16/0,4 |
Тема 1.1. Понятие информации. | Основные подходы к определению понятия «информация». Свойства информации. Информационные процессы. Измерение и кодирование информации. | 2 | 1 |
На самостоятельное изучение: Системы счисления. Позиционная система счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления | 4 | 3 |
Тема 1.2. История развития вычислительной техники. | История развития вычислительной техники. Магистрально-модульный принцип построения ПК. Принцип открытой архитектуры ПК. | 2 | 1 |
Тема 1.3. Аппаратная программная реализация ПК . | Основные устройства. Дополнительные устройства ПК. Выбор конфигурации ПК в зависимости от его назначения. Роль и назначение программного обеспечения. Виды ПО (системное, прикладное). | 2 | 1 |
Практическое занятие №1. Освоение клавиатуры при помощи клавиатурного тренажера. | 2 | 2 |
На самостоятельное изучение: Внешняя (долговременная) память. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Программы-утилиты (драйверы, архиваторы). | 4 | 3 |
Раздел 2. | Операционная система Windows | 8/0,2 |
Тема 2.1. Файловая система. Операционная система Windows. | Файловая система, понятие файла и папки, путь к файлу, полное имя файла. Знакомство с операционной системой Windows. Рабочий стол, основные элементы Windows. Основные операции с папками и файлами Windows. | 2 | 1 |
Практическое занятие № 2. ОС Windows. Рабочий стол. Папки и файлы. | 2 | 2 |
На самостоятельное изучение: Типы файлов. Работа с Проводником. Стандартные программы общего назначения. | 4 | 3 |
Раздел 3. | Обработка графической информации. | 12/0,3 |
Тема 3. 1. Технология создания и обработки графической информации в растровом редакторе. | Графические редакторы: растровые и векторные. Практическая работа № 3. Растровый графический редактор. Интерфейс программы, основные графический примитивы и операций. | 2 | 1,2 |
Практическая работа № 4. Растровый графический редактор. Копирование, перемещение объектов. | 2 | 2 |
Тема 3.2. Технология создания и обработки графической информации в векторном редакторе. | Знакомство с векторным графическим редактором. Интерфейс программы, инструменты и работа с ними. Программы трехмерной графики | 2 | 1 |
Практическая работа № 5. Создание векторных изображений при помощи векторного редактора: создание, форматирование, группировка фигур, настройка изображения, сохранение изображения в различных форматах. | 2 | 2 |
Практическая работа № 6. Векторный редактор. Работа с надписями. Создание объемных изображений. | 2 | 2 |
Практическая работа № 7. Создание объемных изображений в векторном редакторе. | 2 | 2 |
Раздел 4. | Обработка текстовой информации. | 14/0,38 |
Тема 4 .1. Технология создания и обработки текстовой информации. | Основные возможности текстового редактора. Создание и редактирование документов. Форматирование текстовых документов. | 2 | 1 |
Практическая работа № 8. Текстовый редактор. Создание и редактирование текстовых документов. Ввод и редактирование текста. Создание сносок. | 2 | 2 |
Практическая работа № 9. Оформление текста в виде списков. | 2 | 2 |
Практическая работа № 10. Работа с таблицами и графикой. | 2 | 2 |
Практическая работа № 11. Зачетная работа в текстовом редакторе. | 2 | 2 |
На самостоятельное изучение: Списки. Таблицы. Форматирование символов. | 4 | 3 |
Раздел 5. | Обработка числовой информации | 8/0,2 |
Тема 5.1. Технология создания и обработки числовой информации. | Электронные таблицы. Основные элементы: ячейка, строка, столбец, лист, книга. Типы данных: число, текст, формула. Относительные и абсолютные ссылки. Автозаполнение. | 2 | 1 |
Практическая работа № 12. Создание, редактирование и форматирование документов в электронных таблицах. | 2 | 2 |
Практическая работа № 13. Работа с диаграммами. | 2 | 2 |
Практическая работа № 14. Зачетная работа. | 2 | 2 |
Раздел 6. | Мультимедийные технологии | 8/0,2 |
Тема 6.1. Мультимедийные технологии. | Практическая работа № 15. Технология создания презентаций. Создание слайдов. Изменение структуры слайда. Вставка графических и звуковых объектов. Оформление слайдов. Настройка презентации. | 2 | 1, 2 |
Практическая работа № 16. Создание презентации на заданную тему. | 2 | 2 |
На самостоятельное изучение: Подбор материала для презентаций на заданную тему. Работа с гиперссылками. | 4 | 3 |
Раздел 7. | Основы алгоритмизации программирования. | 62/2 |
Тема 7.1. Алгоритмы. Основные типы алгоритмических структур. | Решение задач на ПК. Создание математической модели. Понятие алгоритма. Формальное исполнение алгоритма. Свойства алгоритмов. | 2 | 1 |
Основные типы алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические. | 2 | 1 |
Практическая работа № 17. Составление блок-схем к алгоритмам в векторном редакторе. | 2 | 2 |
На самостоятельное изучение: Решение задач на составление моделей к задачам. Составление простейших алгоритмов и запись их в графическом представлении. | 4 | 3 |
Тема 7.2. Знакомство c языком программирования QBasic. | Введение в язык программирования Qbasic. Основные типы данных. Основные операции и функции, правила записей арифметических выражений. | 2 | 1 |
Практическая работа № 18. Знакомство с программой Qbasic. Составление простейших программ. | 2 | 2 |
На самостоятельное изучение: Запись линейных выражений. | 2 | 3 |
Тема 7.3. Основные операторы QBasic. | Основные алгоритмические конструкции языка и соответствующие им операторы языка программирования. Операторы ввода, вывода, комментария. Составление линейных программ. | 2 | 1 |
Практическая работа № 19. Линейные алгоритмы. | 2 | 2 |
На самостоятельное изучение: Составление линейных программ. | 2 | 3 |
Тема 7.4. Графические операторы QBasic. | Основные графические операторы. Правила составления программ. | 2 | 1 |
Практическая работа № 20. Создание рисунков с помощью графических операторов. | 2 | 2 |
Тема 7.5. Разветвляющаяся структура алгоритма. | Условный оператор. Простая и сложная развилка. Решение задач с использованием развилки. | 2 | 1 |
Практическая работа № 21. Составление программ с разветвляющей структурой. | 2 | 2 |
На самостоятельное изучение: Составление программ с разветвляющейся структурой. | 3 | 3 |
Тема 7.6. Циклические алгоритмы. | Циклы, оператор цикла с параметром и цикл «пока». Решение задач с использованием циклов. | 2 | 1 |
Практическая работа № 22. Программирование циклических алгоритмов. | 2 | 2 |
На самостоятельное изучение: Решение и составление задач на циклы с параметром. | 3 | 3 |
Тема 7.7. Повторение и движение графических объектов. | Осуществление повторений и движений графических объектов с использованием цикла. | 2 | 1 |
Практическая работа № 23. Программирование повторения графических объектов. | 2 | 2 |
Практическая работа № 24. Программирование движения графических объектов. | 2 | 2 |
Практическая работа № 25. Движение графических объектов (самостоятельная работа). | 2 | 3 |
На самостоятельное изучение: Составление программ для создания изображения в движении. | 4 | 3 |
Тема 7.8. .Графический макроязык Drаw. | Знакомство с графическим пером Drаw. Основы создания изображений. Осуществления поворота изображения. Масштаб изображения. | 2 | 1 |
Практическая работа № 26. Создание изображений с помощью Drаw. Масштаб и поворот графических объектов. | 2 | 2 |
Практическая работа № 27. Рисование объектов в Drаw в движении. | 2 | 2 |
На самостоятельное изучение: Работа с графическим пером. Создание программы для рисунка. | 4 | 3 |
РАЗДЕЛ 8. | КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | 14/0,38 |
Тема 5.1. Локальные и глобальные сети. | Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей (кольцо, звезда, шина, сеть). Глобальная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Подключение к Интернету. | 2 | 2 |
Практическая работа № 28. Электронная почта, адрес электронный почты. Почтовые программы. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщений. | 2 | 2 |
Практическая работа № 29. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. | 2 | 2 |
Практическая работа № 30. Информационная безопасность. Ресурсы Интернет. | 2 | 2 |
На самостоятельное изучение: Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам | 5 | 3 |
Итоговое занятие: | 1 |
ВСЕГО: | 142 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
1. Посадочные места по количеству студентов.
2. Рабочее место преподавателя.
3. Комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет.
4. Аудиторная доска для письма.
5. Компьютерные столы по числу рабочих мест студентов.
6. Вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.
Технические средства обучения:
1. Мультимедиа проектор; интерактивная доска.
2. Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.
3. Лазерный принтер.
6. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники[1].
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебная и справочная литература
Колмыкова Е.А. Информатика учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академика», 2008.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник для студ. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академика», 2008.
Сафонов И.К. Бейсик в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009 г.
Фигурнов В.Э. IBM PS для пользователя. – М.: ИНФРА-М, 2009
Филимонова Е.В., Тер-Симонян Н.А. Математика и информатика: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2009.
Хахаев И., Машков В., Губкина Г. и др.OpenOffice.org: Теория и практика - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Шафрин Ю. Информатика. Информационные технологии. М.: Лаборатория базовых знаний. – 2008.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
www.hiit.metodist.ru - Информатика - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО
www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании
www.npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»
www.edu - "Российское образование" Федеральный портал
www.edu.ru - ресурсы портала для общего образования
www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
www.mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» студент должен: знать/понимать различные подходы к определению понятия «информация»; методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; назначение и функции операционных систем; уметь оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; распознавать информационные процессы в различных системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. | 1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. 2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала. 3. Текущий контроль в форме: - защиты практических занятий; - контрольных работ по темам разделов дисциплины; - тестирования; - домашней работы; - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение). 4. Рубежный контроль по темам «Информация и информационные процессы», «Информационные технологии», «Коммуникационные технологии». 5. Итоговая аттестация в форме зачета. |
[1] По числу рабочих мест студентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...