Рабочая программа дисциплины "Информатика" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
рабочая программа по информатике и икт (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа дисциплины "Информатика" для студентов 1 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odb.04.informatika.doc | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Белинский филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области
«Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04. ИНФОРМАТИКА И ИКТ
42.02.02 «Преподавание в начальных классах»
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 42.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Организация-разработчик: Белинский филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»
Разработчики:
Сидоркина Татьяна Геннадиевна, преподаватель информатики
Рекомендована на заседании предметно-цикловой комиссии «Общеобразовательные дисциплины»
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 42.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» входит в общеобразовательный цикл программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 42.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Освоение дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Полученные знания необходимы студентам при подготовке и выполнении лабораторных и практических занятий на всех последующих курсов.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины: получение студентами базовых знаний по теории информации, основам вычислительной техники и информационных технологий, выработка практических навыков использования разнообразных программных сред, представляющих пользователю набор функциональных и сервисных возможностей.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общеучебных универсальных действий:
• мотивация учения;
• определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
• создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
• поиск, выделение и оценка информации по заданной теме в источниках различного типа;
• использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
• инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• выделение и осознание студентами того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• соблюдение требований информационной безопасности, информационной этики и права;
• осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
• различные подходы к определению понятия «информация»;
• методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единицы измерения информации;
• назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
• назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
• использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
• назначение и функции операционных систем;
уметь:
• оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
• распознавать информационные процессы в различных системах;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
• иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
• создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
• просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
• осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
• представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
• соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• эффективной организации индивидуального информационного пространства;
• автоматизации коммуникационной деятельности;
• эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 58 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 175 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 41 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 58 |
в том числе: | |
проработка конспекта лекций | 10 |
подготовка докладов | 6 |
работа с литературными и электронными источниками | 15 |
решение вариативных задач | 11 |
ответы на контрольные вопросы | 3 |
подготовка к лабораторным, контрольным работам, зачету | 13 |
Итоговая аттестация в форме диффенцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | Основы информатики | |||
Тема 1.1. Информация | Содержание учебного материала | 7 | ||
1 | Информатика как наука | 1 | ||
2 | Информация и её виды | 1 | ||
3 | Свойства информации | 3 | ||
4 | Информационные процессы в природе, обществе, технике | 2 | ||
5 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний | 2 | ||
6 | Алфавитный подход к измерению количества информации | 2 | ||
Лабораторные работы Решение задач на нахождение количества информации Самостоятельная работа | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций Работа с литературными источниками Решение вариативных задач на нахождение количества информации | 7 | |||
Тема 1.2. Двоичное кодирование информации | Содержание учебного материала | 7 | ||
1 | Представление и кодирование информации | 3 | ||
2 | Представление числовой информации с помощью систем счисления | 2 | ||
3 | Перевод чисел в позиционных системах счисления | 2 | ||
4 | Представление чисел в компьютере | 2 | ||
5 | Двоичное кодирование текстовой информации | 2 | ||
6 | Двоичное кодирование графической информации | 2 | ||
7 | Двоичное кодирование звуковой информации | 2 | ||
Лабораторные работы Перевод чисел в позиционных системах счисления Арифметические операции в позиционных системах счисления Решение задач на кодирование текстовой и числовой информации Решение задач на кодирование графической и звуковой информации | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с литературными источниками Решение вариативных задач по переводу чисел из одной системы счисления в другую. Решение вариативных задач по выполнению арифметических операций над двоичными числами. Решение вариативных задач на кодирование информации Подготовка к контрольной работе | 7 | |||
Контрольная работа | 1 | |||
Тема 1.3. Компьютер и программное обеспечение | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Магистрально-модульный принцип построения компьютера | 2 | ||
2 | Системный блок компьютера | 3 | ||
3 | Внешняя память | 3 | ||
4 | Устройства ввода | 3 | ||
5 | Устройства вывода | 3 | ||
6 | Операционная система: назначение, состав, загрузка | 2 | ||
7 | Графический интерфейс Windows | 3 | ||
8 | Программная обработка данных | 2 | ||
9 | Файлы и файловая система | 2 | ||
10 | Логическая структура дисков | 2 | ||
11 | Прикладное ПО | 3 | ||
12 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с литературными источниками Подготовка докладов «Устройства ввода информации», «Устройства вывода информации», «Внешняя память», «Компьютерные вирусы» Подготовка к контрольной работе | 7 | |||
Контрольная работа | 1 | |||
Раздел 2. | Информационные и коммуникационные технологии | |||
Тема 2.1. Технология обработки графической информации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Растровая и векторная графика | 1 | ||
2 | Растровые и векторные редакторы | 2 | ||
Лабораторные работы Редактирование изображений в растровом редакторе Paint Создание изображений в векторном редакторе Ms Word | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Решение вариативных задач на создание изображений | 2 | |||
Тема 2.2. Технология обработки текстовой информации | Содержание учебного материала | 9 | ||
1 | Текстовые редакторы. Форматы текстовых файлов | 1 | ||
2 | Создание и редактирование документа в MS Word | 1 | ||
3 | Проверка орфографии. Печать документа | 3 | ||
4 | Выбор параметров страницы | 3 | ||
5 | Форматирование абзацев | 1 | ||
6 | Форматирование с использованием стилей | 2 | ||
7 | Создание таблиц. Редактирование структуры таблицы | 1 | ||
8 | Гипертекст | 2 | ||
Лабораторные работы Форматирование символов Форматирование абзацев Форматирование с использованием стилей Создание списков Создание таблиц. Редактирование структуры таблицы Форматирование таблиц Итоговая практическая работа Зачет | 9 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций. Работа с литературными источниками Подготовка к зачету | 6 | |||
Тема 2.3. Табличные вычисления на компьютере | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Табличные расчёты и электронные таблицы | 2 | ||
2 | Использование ссылок на адреса ячеек в формулах | 2 | ||
3 | Форматирование таблицы | 3 | ||
4 | Встроенные функции | 2 | ||
5 | Табулирование функций | 2 | ||
6 | Построение диаграмм | 3 | ||
7 | Форматирование диаграмм | 2 | ||
Лабораторные работы Использование ссылок на адреса ячеек в формулах Форматирование таблицы Табулирование функций Построение графиков Построение диаграмм Решение задач с помощью электронных таблиц Зачётная практическая работа | 8 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций. Работа с литературными источниками Ответы на контрольные вопросы. Подготовка к зачетной лабораторной работе. | 6 | |||
Тема 2.4. Системы управления базами данных | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Базы данных. СУБД Access | 2 | ||
2 | Создание структуры БД. Создание таблиц | 2 | ||
3 | Связывание таблиц | 2 | ||
4 | Сортировка данных. Быстрый поиск данных | 2 | ||
5 | Поиск данных с помощью фильтров | 2 | ||
6 | Поиск данных с помощью запросов | 2 | ||
7 | Использование формы для просмотра и редактирования данных | 2 | ||
Лабораторные работы Создание структуры БД. Создание таблиц Связывание таблиц Поиск данных с помощью фильтров Поиск данных с помощью запросов Печать данных с помощью отчетов Зачетная практическая работа | 7 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций. Работа с литературными источниками Ответы на контрольные вопросы. Подготовка к зачетной лабораторной работе. | 6 | |||
Тема 2.5. Телекоммуникационные технологии | Содержание учебного материала | 13 | ||
1 | Основные понятия компьютерных сетей | 1 | ||
2 | Глобальная компьютерная сеть Интернет | 1 | ||
3 | Способы подключения к Интернету | 1 | ||
4 | Адресация в Интернете | 2 | ||
5 | Протокол передачи данных TCP/IP | 2 | ||
6 | Технология WWW | 3 | ||
7 | Браузеры – средство доступа к информационным ресурсам WWW | 3 | ||
8 | Средства поиска информации в интернете | 3 | ||
9 | Электронная почта | 3 | ||
10 | Телеконференции | 2 | ||
11 | Файловые архивы | 2 | ||
12 | Интерактивное общение в Интернете | 1 | ||
13 | Электронная коммерция в Интернете | 3 | ||
Лабораторные работы Поиск информации с помощью поисковых систем | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций Работа с литературными источниками Подготовка доклада «История создания сети Интернет», «Современные браузеры» Подготовка к контрольной работе | 7 | |||
Контрольная работа | 1 | |||
Раздел 3. | Основы алгоритмизации | 10 | ||
Тема 3.1. Основы алгоритмизации | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Алгоритм и его формальное исполнение | 3 | ||
2 | Линейные алгоритмы | 3 | ||
3 | Алгоритмическая структура «ветвление» и «выбор» | 3 | ||
4 | Алгоритмическая структура «цикл» | 3 | ||
Лабораторные работы Решение задач | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций Работа с литературными источниками Решение вариативных задач на составление алгоритмов | 4 | |||
Раздел 4. | Моделирование и формализация | 14 | ||
Тема 3.2. Моделирование и формализация | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Моделирование как метод познания | 2 | ||
2 | Формы представления моделей. Формализация | 3 | ||
3 | Системный подход в моделировании | 3 | ||
4 | Типы информационных моделей | 3 | ||
5 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | 2 | ||
6 | Исследование математических моделей | 2 | ||
Лабораторные работы Исследование математических моделей Зачет | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с литературными источниками. Ответы на контрольные вопросы. Подготовка к зачету | 6 | |||
Всего | 175 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места для студентов;
- посадочные места для теоретического обучения по количеству студентов;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия;
- раздаточный материал к лабораторным и практическим занятиям;
- информационные стенды;
- материал для внеаудиторной работы по дисциплине.
Технические средства обучения:
- мультимедиа проектор для демонстрации электронных презентаций;
- ПК для выполнения лабораторных работ, имеющие доступ к Интернету.
- периферийное оборудование (принтер, сканер).
Программное обеспечение:
- операционная система Windows;
- пакет прикладных программ MS Office (Word, Excel, Access, Power Point);
- система распознавания символов Fine Reader.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. 5-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. — 212 с.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. — 188 с.
- Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2010.- 512 с.: ил.
- Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков, и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - 3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Дополнительные источники:
1. Материалы для подготовки к экзамену по информатике / Н.Н. Самылкина, И.А. Калинин, Е.М. Островская. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
2. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс. Учебное пособие / Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3. Информатика: учебное пособие / А.Ю. Гаевский. - 2-е изд., доп. - М.: Гамма Пресс, 2004.
4. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 10 класс, Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.
5. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 11 класс, Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.
6. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира – СПб.: Питер, 2009.
7. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий – СПб.: Питер, 2009.
8. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий – СПб.: Питер, 2009.
Интернет-ресурсы:
- Википедия – Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (2001-2013)
- Научно-методический журнал «ИНФОРМАТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ». - Режим доступа: http://www.infojournal.ru.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-db.informika.ru
- Газета «Информатика». Издательский дом «Первое сентября». – Режим доступа: http://inf.1september.ru.
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание информатики. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/subjects/11/
- Виртуальный компьютерный музей. Иллюстрированная история персональных компьютеров на русском языке. – Режим доступа: http://www.computer-museum.ru.
- Журнал «Мир ПК». – Режим доступа: http://www.osp.ru/pcworld. Компьютерная пресса
- Информационно-образовательный портал «Методическая копилка учителя информатики». – Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/
- Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. – Режим доступа: http://www.klyaksa.net/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники | Тестирование |
Умение распознавать информационные процессы в различных системах | Самостоятельная работа |
Умение использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования | Лабораторные работы |
Умение осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей | Лабораторные работы |
Умение иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий | Устный опрос Контрольная работа |
Умение создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые | Лабораторные работы |
Умение просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных | Лабораторные работы |
Умение осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр. | Лабораторные работы |
Умение представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.) | Лабораторные работы |
Знание различных подходов к определению понятия «информация» | Устный опрос |
Знание методов измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единицы измерения информации | Устный опрос Решение вариативных задач |
Знания о назначении наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей) | Устный опрос Самостоятельная работа |
Знания о назначении и видах информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы | Устный опрос Тестирование |
Знания об использовании алгоритма как способа автоматизации деятельности | Устный опрос Тестирование |
Знания о назначении и функциях операционных систем | Устный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...
Рабочая программа по дисциплине ЕН. 01 Математика для специальностей 44.02.01Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке педагогических работников по укрупненной группе специальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД10. КУЛЬТУРА РЕЧИ (профессиональный цикл) по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки преподавателей начальных классов, в дополнительномпрофессиональном образовании, повышении квалификации и профессиональ...
Статья2 Методические рекомендации по профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Методические рекомендации по профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.01 Иностранный язык (немецкий) для специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование, 49.02.01 Физическая культура, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специа...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 42.02.02 Преподавание в начальных классах
Методические указания и контрольные задания предназначены для студентов СПО заочной фомы обучения специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах....