Методическая разработка уроков в 10 классе по теме "Информационные модели"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Подзолкина Людмила Сергеевна

Методическая разработка уроков в 10 классе по теме "Информационные модели" может быть использована при проведении уроков информатики в 10 классе по теме "Информационные модели" по учебнику И. Г. Семакина

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon modelirovanie.ppt2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка уроков в 10 классе по теме «Информационные модели» Учитель информатики ГБОУ ШИ «Олимпийский резерв» Курортного района Санкт-Петербурга Подзолкина Людмила Сергеевна 2014 год

Слайд 2

Цель урока: - закрепить у учащихся понятие объекта, модели; - сформировать понятие моделирования как метода познания; - рассмотреть различные классификации моделей; - сформировать понятие «информационная модель»; - научить учащихся строить информационные модели Задачи урока: Образовательные: научить обобщать материал и выделять главное научить применять полученные знания на практике Воспитательная: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала Развивающая: развитие логического мышления Методы обучения: лекция объяснительно – иллюстративный (презентация) фронтальный опрос практическая работа по моделированию плана школы

Слайд 3

Объект - это некоторая часть окружающего мира, которая может быть рассмотрена как единое целое. Объекты - предметы Объекты - явления Объекты - процессы

Слайд 4

Модель - это аналог (заменитель) реально существующего или воображаемого объекта. Один объект ( оригинал ) – одна модель? Оригиналу может соответствовать несколько разных моделей и наоборот!

Слайд 5

Модели создаются, если… Объект огромный Объект слишком мал Процесс протекает очень быстро Процесс протекает очень медленно Исследование объекта опасно для окружающих Исследование объекта может повлечь его разрушение

Слайд 6

Классификация моделей: МАТЕРИАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ВОСПРОИЗВОДЯТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОРИГИНАЛА И ВСЕГДА ИМЕЮТ РЕАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ: глобус макет дома модель самолета муляж яблока манекен ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТА, А ТАКЖЕ ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ: рисунок цветка карта формула модель солнечной системы периодическая система элементов Менделеева

Слайд 7

ОРИГИНАЛ МОДЕЛЬ

Слайд 8

Моделирование – это: - процесс построения модели - процесс изучения строения и свойств оригинала с помощью построенной модели Цели моделирования: познать окружающий мир создать объекты с заданными свойствами («Как сделать, чтобы…») определить последствия воздействия на объект и принять правильное решение («Что будет, если…») эффективно управлять объектом (или процессом)

Слайд 9

Этапы моделирования Объект (постановка задачи) Модель Изучение модели (компьютерный эксперимент) Анализ результатов моделирования (получение знаний об объекте ) объект строим модель изучаем модель знания об объекте

Слайд 10

Постановка задачи Под задачей понимается некая проблема, которую надо решить. Для этого необходимо: описать задачу, определить цели моделирования, проанализировать объект или процесс Компьютерный эксперимент - некоторая последовательность работы с моделью, совокупность целенаправленных действий пользователя над компьютерной моделью Анализ результатов — принятие решения, которое вырабатывается на основе всестороннего анализа полученных результатов. Этот этап решающий — исследование продолжается или заканчивается. Если известен ожидаемый результат, тогда необходимо сравнить полученный и ожидаемый результаты . В случае совпадения принимается решение.

Слайд 11

1. Закончите предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется …» моделью копией предметом оригиналом

Слайд 12

2. Закончите предложение: «Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит …» меньше информации столько же информации больше информации

Слайд 13

3. Закончите предложение: «Моделью называют объект, имеющий…» внешнее сходство с объектом все признаки объекта-оригинала существенные признаки объекта-оригинала особенности поведения объекта-оригинала

Слайд 14

4. Укажите примеры натурных моделей: физическая карта глобус график зависимости расстояния от времени макет здания схема узора для вязания крючком муляж яблока манекен схема метро

Слайд 15

5. Укажите примеры информационных моделей: физическая карта глобус график зависимости расстояния от времени макет здания схема узора для вязания крючком муляж яблока манекен схема метро

Слайд 16

6. Укажите примеры знаковых информационных моделей: рисунок фотография словесное описание формула

Слайд 17

7. Укажите примеры образных информационных моделей: рисунок фотография словесное описание формула

Слайд 18

Проверь себя: 1. 1 2. 1 3. 3 4. 2, 4, 6, 7 5. 1, 3, 5, 8 6. 3, 4 7. 1, 2 Оценка: 8 - 10 баллов – «3» 11 - 13 баллов – «4» 14 - 15 баллов – «5»

Слайд 19

Структуры данных Данные, на которых базируется информационная модель, представляют собой систему со всеми характерными признаками – элементным составом, структурой, назначением. Такие структурированные системы данных называют структурами данных. графы иерархические структуры таблицы

Слайд 20

Определение и свойства графа Задача «Наш район состоит из пяти поселков: Дедкино, Бабкино, Репкино, Кошкино, Мышкино. Автомобильные дороги проложены между: Дедкино и Бабкино, Дедкино и Кошкино, Бабкино и Мышкино, Бабкино и Кошкино, Кошкино и Репкино». Назовите все возможные варианты проезда из М в Р. Какой путь короче? Д Б М К Р Граф (сеть) отображает элементный состав системы и структуру связей. Составные части графа – вершины (кружки) и ребра (линии). Для сети характерна возможность множества различных путей перемещения по ребрам между некоторыми парами вершин. неориентированный граф

Слайд 21

Разновидности графа Д Б М К Р цикл Для цикла характерно наличие замкнутых путей I III II IV ПЕТЛЯ ДУГА Ориентированный граф

Слайд 22

Иерархические структуры Иерархическую структуру имеют системы административного управления, между элементами которых установлены отношения подчиненности. Приведите примеры иерархических структур. Корень дерева ветви дерева листья дерева клавиатура принтер Жесткий диск процессор

Слайд 23

Таблицы Самая распространенная форма представления информации Успеваемость по информатике Класс Учатся на «5» Учатся на «4» Учатся на «3» Учатся на «2» 8а 9а 10а 11а

Слайд 24

Задача 1 изобразите связи между объектами в форме графа: брат и сестра; ученик и школа; Европа, Франция, Париж брат сестра школа ученик Париж Франция Европа Задача 2 Постройте граф структуры управления вашей школы. Оказался ли он деревом? Если да, то что находится в корне этого дерева? Что является листьями?

Слайд 25

Задача 3 Изобразите в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников. Между ними существуют следующие связи (взаимоотношения): дружат : Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша. Изучив полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что он станет известен кому-то другому? Проверь себя Маша Саша Даша Гриша Саша может поделиться секретом с Дашей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...