урок по теме Понятие
презентация к уроку по информатике и икт на тему

Макарова Галина Петровна

урок по теме "Понятие" 4 кл по программе Матвеевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_ponyatie.doc363.5 КБ
Microsoft Office document icon rebusy_na_final.doc320.5 КБ
Office presentation icon urok_4_kl_ponyatie.ppt2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«ПОНЯТИЕ»

4 класс

Цель урока:

  • Сформировать представление о виртуальном мире как мире понятий об объектах реальной действительности и о его роли в процессах обработки информации человеком.

Задачи урока:

  • Сформировать представление о понятии как о форме мышления, базовом  элементе формальной логики;
  • Сформировать умение определять хорошо знакомые понятия;
  • Сформировать представление о содержании понятия;
  • Сформировать представление о развитии понятий человека об окружающей действительности;
  • Познакомить детей с понятием «термин»;
  • Актуализировать и продолжить формирование у обучающихся умения выделять свойства объектов окружающего мира, выделять существенные свойства, общие и отличительные свойства;
  • Сформировать умственные действия, связанные с представлением содержания понятия в различных формах (текстовой, графической), использованием для этого информационно-коммуникационных технологий.

Тип – комбинированный ( повторение и обобщение, изучение нового материала, контроль знаний и практическая работа)

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

Оснащенность: ПК, проектор, презентация, инструктивные карты для каждого учащегося, рисунки с изображениями.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Изучение нового материала.
  4. Контроль знаний и практическая  работа.
  5. Итог урока.

  1. Организационный момент

Доброе утро. Проверьте готовность к уроку (учебник, рабочая тетрадь, дополнительные учебники) Мне хотелось бы начать наш урок  с  наших смайликов. Нарисуйте свое настроение вначале урока на указательный пальчик и сделайте массаж.

  1. Повторение изученного материала. Актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний.

Приступим к работе.

Вопросы беседы:

  • Над какой темой мы работа на прошлом уроке (компьютер)
  • Внимательно послушайте стихи-загадки и решите кроссворд:

Словно смелый капитан!

А на нем - горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет

И рисует без запинки

Всевозможные картинки.

Наверху машины всей

Размещается ... Д И С П Л Е Й.

И компьютеры порой

Говорят между собой,

Но для этого одна

Им штуковина нужна.

К телефону подключил -

Сообщение получил!

Вещь, известная не всем!

Называется ... М О Д Е М.

Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу тащит

И сейчас же буквы, точки,

Запятые - строчка к строчке -

Напечатает картинку

Ловкий мастер

Струйный ... П Р И Н Т Е Р.

Около дисплея - главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут ... С И С Т Е М Н Ы М

По клавишам

прыг да скок -

Бе-ре-ги но-го-ток!

Раз-два и готово -

Отстукали слово!

Вот где пальцам физкультура

Это вот - ... К Л А В И А Т У Р А.

В ней записаны программы

И для мамы, и для папы!

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится ... Д И С К Е Т А.

  1. Сообщение темы урока

Прочитав выделенное слово в вертикальном ряду,  вы узнаете, над какой темой мы сегодня будем работать. (ПОНЯТИЕ) Слайд 1

Мы с вами начинаем изучать особую науку об общих структурах и законах правильного мышления, образования и сочетания понятий и высказываний, о правилах умозаключений. Эта наука называется формальной логикой. Мы познакомимся с основными элементами и правилами этой науки.

Для работы на уроке мне понадобится ваша помощь. Приглашаю первых помощников.

Существуют два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об объектах.

  1. Объект ПЕРВЫЙ – БАБУШКА ДИМЫ

Первый помощник представляет изображение объекта реальной действительности, второй – рисунок этого объекта.

*Бабушка  Димы  (фото)

*Бабушка Димы (рисунок)

- как вы считает, похожи ли эти изображения, почему? (нет, потому  что мы не знаем бабушку  Димы, мы можем только догадаться о её возрасте)

- как вывод мы можем сделать?

ВЫВОД 1:  То, что каждый знает об объекте или помнит – это его личное понятие, представление об объекте.

ВЫВОД 2: Образ (представление) может соответствовать реальному объекту, а может и не соответствовать.

Спасибо первой паре помощников. Приглашаю вторую пару.

  1. Объект ВТОРОЙ –  Ель

-  скажите, какой образ у вас возник?

- Почему вы можете описать мне это дерево (мы знаем,  как оно выглядит, мы его трогали, о нем читали)

-какой вывод можно сделать?

ВЫВОД:  Понятие возникает в результате взаимодействия  человека с объектом.

- перечислите, что вы знаете об объекте ЕЛЬ (это дерево, на ветках иголки, ветки расположены вниз, иголки попарно, его наряжают)

Все свойства ЕЛИ- и существенные и несущественные – составляют его характеристику.

- как вы считаете – какие свойства необходимо перечислить, чтобы сформулировать понятие? (существенные)

-  когда я задаю вам вопрос об объекте, что  представляете.

Микроитог:  

  • Существуют два мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об объектах.
  • Все существенные свойства объекта, которые известны человеку об объекте, составляют содержание понятия  об этом объекте.
  • Понятие возникает в результате взаимодействия  человека с объектом.

Как настроение? Не устали? Давайте отдохнем. Нарисуйте смайлик  на среднем  пальчике, сделайте массаж.

Физминутка

Продолжим урок?

3. Объект  ТРЕТИЙ – КАРТА  ЗЕМНОГО ШАРА.

- скажите, какой образ возник у вас, когда вы услышали задание? ( карта, глобус)

- хочу подчеркнуть, что вы услышали  ТЕРМИН (Карта)

-чем отличаются эти два объекта? (глобус – круглый, карта – плоская)

-что  общего – на них изображена поверхность Земли.

- как вы считаете, может ли ученик 2 класса дать определение понятию  «КАРТА ЗЕМЛИ»? Почему? (он этого не знает, еще не учил)

- какой вывод мы можем сделать?

 ВЫВОД  3: представление человека об объекте может изменяться, если человек получает больше информации об объекте.

- Назовите термины науки информатики ( информация, принтер,  сканер,  внешняя память и др.)

МОЛОДЦЫ!

Мне нужны  следующие помощники. Им было дано задание – из учебника по математике и природоведения  выбрать термины. Ваша задача – постараться  объяснить предложенные понятия. (…)

Изучая тот или иной учебный предмет учащиеся нередко заучивают наизусть определения. Всегда ли это необходимо? Гораздо полезнее научиться самому составлять определения понятий и термины.

Знания — это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти.

Лев Николаевич Толстой (1828—1910)

 Обратимся к хорошо известному определению понятия:

ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ – это действие с информацией, которое можно выразить словами: «хранить», «записать», «представить на носителе» и другими.

Рассмотрим его структуру (см. схему 1).

        

        

Рассмотрим структуру ещё нескольких понятий.

«ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ» - действие с информацией, при котором источник информации с помощью канала связи передает информацию приемнику информации.

«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ» - действие с информацией, при котором информации фиксируется (сохраняется) на носителе в виде знаков.

 Мои помощники приготовили на сегодняшний урок  учебники по математике, окружающему миру. Проанализируете  по два понятия  в соответствии с предложенной структурой.

-Какой вывод мы можем сделать?

Понятие - это логически выраженная мысль, т.е. форма мышления человека о предметах  по общим и одновременно существенным их признакам.

Если вы назовете все эти признаки в форме предложения, то по законам логики сформулируйте  определение  общего   понятия.  

                        

        

  1. Контроль  знаний и практическая работа. Кто готов проверить свои знания? Вспомните, какой вариант сегодня садится за компьютеры?

Но прежде мы повторим правила ТБ

В класс как ветер залетай,

Все вокруг себя сметай.

     Ставьте стулья аккуратно,

     Чтобы было всем приятно.

 Сколько проводов вокруг,

Дергай их смелее друг.

                     Клавиши ПК – не гвозди,

                    Не стучи по ним со злостью.

Не успел поесть – это не беда,

Можешь за компьютером кушать хоть когда.

                    Пальцами экран не трогай,

                    Здесь такой порядок строгий.

Выполняем задания в рабочей тетради параграф 6, и в компьютерном варианте.

Помним, что кому необходима моя помощь, что делаем? Поднимаем руку.

Занимаем места у компьютеров. Все приступаем к работе.

Наш урок подходим к концу. Подведем итоги.

Что сегодня поняли и запомнили?

  1. Существуют два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об  объектах.
  2. Понятие  возникает в результате взаимодействия человека с объектом.
  3. Понятие – это объект мира идей и мыслей человека.
  4. Все существенные свойства объекта, которые известны человеку о нём, составляют содержание понятия этого человека об этом объекте.
  5. Термин – это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки и техники.

Решив ребусы, вы получите оценку за урок.

Ф Р А Г М Е Н Т

           Т О Ч К А

          К Л А В И Ш А

         М О Н И Т О Р

             Д И С П Л Е Й

 П Р О Ц Е С С О Р

        М Ы Ш Ь

     

Фрагмент

Точка

Клавиша

Монитор

Дисплей

Процессор

мышь

Домашнее задание параграф 6, задания в рабочей тетради

 



Предварительный просмотр:

Фрагмент

Точка

Клавиша

Монитор

Дисплей

Процессор

мышь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок Начинаем урок

Слайд 2

Смайлики (рассматривайте, склонив голову влево) :-) веселое :-))) радостное ;-) хитрое :-( грустное 8-) удивленное | :-О недовольное :- | нейтральное

Слайд 3

То, что каждый знает об объекте или помнит – это его личное понятие , представление об объекте.

Слайд 4

Образ (представление) может соответствовать реальному объекту, а может и не соответствовать .

Слайд 5

Понятие возникает в результате взаимодействия человека с объектом.

Слайд 6

Выводы: Существуют два мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об объектах . Все существенные свойства объекта, которые известны человеку об объекте, составляют содержание понятия об этом объекте . Понятие возникает в результате взаимодействия человека с объектом.

Слайд 7

Представление человека об объекте может изменяться , если человек получает больше информации об объекте.

Слайд 8

Термин Термин – слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки и техники.

Слайд 9

ПОНЯТИЕ ПОНЯТИЕ = Ключевое слово (что это такое) + существенные признаки

Слайд 10

В класс как ветер залетай, Все вокруг себя сметай. Ставьте стулья аккуратно, Чтобы было всем приятно. Сколько проводов вокруг, Дергай их смелее друг. Клавиши ПК – не гвозди, Не стучи по ним со злостью. Не успел поесть – это не беда, Можешь за компьютером кушать хоть когда. Пальцами экран не трогай, Здесь такой порядок строгий.

Слайд 13

Молодцы!

Слайд 14

Домашнее задание : Начинаем составлять словарик ТЕРМИНОВ по информатике Параграф учебника и задание в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Понятие угла» 5 класс.

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО ТЕМЕ:«ПОНЯТИЕ УГЛА»5 класс.Цель изучения темы:1) Дать понятие об угле...

Конспект урока по теме "«Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства»

Урок по теме : «Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства» 10класс. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла ...

Урок по теме "Понятие об односоставных предложениях" 8 класс

Урок составлен по  методике Адаптивного обучения АСО .Это первый урок изучения темы "Односоставные предложения" в 8 классе. Урок проведён на районном конкурсе "Учитель года" -2008 и рассчитан на ...

Открытый урок по теме"Понятие об обособленных членах предложения", 8 класс

Урок по теме " Понятие об обособленных членах предложения" , 8 класс, по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н.Бунеевой....

Презентация к уроку по теме "Понятие графа. Простейшие свойства"

Данная презентаци может быть использованна при изучении темы "Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы" в 10 классе по УМК Семакина И.Г., Хеннера Е.К....

Урок по теме "Понятие одночлена"

Данный урок является первым при изучении темы "Одночлены и многочлены" в разделе алгебры 7 класса. Материал содержит план- конспект урока и презентацию. В презентации изложены основные понятия: что та...

Урок по теме "Понятие о предложении"

Урок по теме "Понятие о предложении" в 5 классе...