урок по теме Понятие
презентация к уроку по информатике и икт на тему
урок по теме "Понятие" 4 кл по программе Матвеевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ponyatie.doc | 363.5 КБ |
rebusy_na_final.doc | 320.5 КБ |
urok_4_kl_ponyatie.ppt | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«ПОНЯТИЕ»
4 класс
Цель урока:
- Сформировать представление о виртуальном мире как мире понятий об объектах реальной действительности и о его роли в процессах обработки информации человеком.
Задачи урока:
- Сформировать представление о понятии как о форме мышления, базовом элементе формальной логики;
- Сформировать умение определять хорошо знакомые понятия;
- Сформировать представление о содержании понятия;
- Сформировать представление о развитии понятий человека об окружающей действительности;
- Познакомить детей с понятием «термин»;
- Актуализировать и продолжить формирование у обучающихся умения выделять свойства объектов окружающего мира, выделять существенные свойства, общие и отличительные свойства;
- Сформировать умственные действия, связанные с представлением содержания понятия в различных формах (текстовой, графической), использованием для этого информационно-коммуникационных технологий.
Тип – комбинированный ( повторение и обобщение, изучение нового материала, контроль знаний и практическая работа)
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
Оснащенность: ПК, проектор, презентация, инструктивные карты для каждого учащегося, рисунки с изображениями.
План урока
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Изучение нового материала.
- Контроль знаний и практическая работа.
- Итог урока.
- Организационный момент
Доброе утро. Проверьте готовность к уроку (учебник, рабочая тетрадь, дополнительные учебники) Мне хотелось бы начать наш урок с наших смайликов. Нарисуйте свое настроение вначале урока на указательный пальчик и сделайте массаж.
- Повторение изученного материала. Актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний.
Приступим к работе.
Вопросы беседы:
- Над какой темой мы работа на прошлом уроке (компьютер)
- Внимательно послушайте стихи-загадки и решите кроссворд:
Словно смелый капитан!
А на нем - горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей
Размещается ... Д И С П Л Е Й.
И компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил -
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется ... М О Д Е М.
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые - строчка к строчке -
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный ... П Р И Н Т Е Р.
Около дисплея - главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ... С И С Т Е М Н Ы М
По клавишам
прыг да скок -
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово -
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот - ... К Л А В И А Т У Р А.
В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ... Д И С К Е Т А.
- Сообщение темы урока
Прочитав выделенное слово в вертикальном ряду, вы узнаете, над какой темой мы сегодня будем работать. (ПОНЯТИЕ) Слайд 1
Мы с вами начинаем изучать особую науку об общих структурах и законах правильного мышления, образования и сочетания понятий и высказываний, о правилах умозаключений. Эта наука называется формальной логикой. Мы познакомимся с основными элементами и правилами этой науки.
Для работы на уроке мне понадобится ваша помощь. Приглашаю первых помощников.
Существуют два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об объектах.
- Объект ПЕРВЫЙ – БАБУШКА ДИМЫ
Первый помощник представляет изображение объекта реальной действительности, второй – рисунок этого объекта.
*Бабушка Димы (фото)
*Бабушка Димы (рисунок)
- как вы считает, похожи ли эти изображения, почему? (нет, потому что мы не знаем бабушку Димы, мы можем только догадаться о её возрасте)
- как вывод мы можем сделать?
ВЫВОД 1: То, что каждый знает об объекте или помнит – это его личное понятие, представление об объекте.
ВЫВОД 2: Образ (представление) может соответствовать реальному объекту, а может и не соответствовать.
Спасибо первой паре помощников. Приглашаю вторую пару.
- Объект ВТОРОЙ – Ель
- скажите, какой образ у вас возник?
- Почему вы можете описать мне это дерево (мы знаем, как оно выглядит, мы его трогали, о нем читали)
-какой вывод можно сделать?
ВЫВОД: Понятие возникает в результате взаимодействия человека с объектом.
- перечислите, что вы знаете об объекте ЕЛЬ (это дерево, на ветках иголки, ветки расположены вниз, иголки попарно, его наряжают)
Все свойства ЕЛИ- и существенные и несущественные – составляют его характеристику.
- как вы считаете – какие свойства необходимо перечислить, чтобы сформулировать понятие? (существенные)
- когда я задаю вам вопрос об объекте, что представляете.
Микроитог:
- Существуют два мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об объектах.
- Все существенные свойства объекта, которые известны человеку об объекте, составляют содержание понятия об этом объекте.
- Понятие возникает в результате взаимодействия человека с объектом.
Как настроение? Не устали? Давайте отдохнем. Нарисуйте смайлик на среднем пальчике, сделайте массаж.
Физминутка
Продолжим урок?
3. Объект ТРЕТИЙ – КАРТА ЗЕМНОГО ШАРА.
- скажите, какой образ возник у вас, когда вы услышали задание? ( карта, глобус)
- хочу подчеркнуть, что вы услышали ТЕРМИН (Карта)
-чем отличаются эти два объекта? (глобус – круглый, карта – плоская)
-что общего – на них изображена поверхность Земли.
- как вы считаете, может ли ученик 2 класса дать определение понятию «КАРТА ЗЕМЛИ»? Почему? (он этого не знает, еще не учил)
- какой вывод мы можем сделать?
ВЫВОД 3: представление человека об объекте может изменяться, если человек получает больше информации об объекте.
- Назовите термины науки информатики ( информация, принтер, сканер, внешняя память и др.)
МОЛОДЦЫ!
Мне нужны следующие помощники. Им было дано задание – из учебника по математике и природоведения выбрать термины. Ваша задача – постараться объяснить предложенные понятия. (…)
Изучая тот или иной учебный предмет учащиеся нередко заучивают наизусть определения. Всегда ли это необходимо? Гораздо полезнее научиться самому составлять определения понятий и термины.
Знания — это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти.
Лев Николаевич Толстой (1828—1910)
Обратимся к хорошо известному определению понятия:
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ – это действие с информацией, которое можно выразить словами: «хранить», «записать», «представить на носителе» и другими.
Рассмотрим его структуру (см. схему 1).
Рассмотрим структуру ещё нескольких понятий.
«ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ» - действие с информацией, при котором источник информации с помощью канала связи передает информацию приемнику информации.
«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ» - действие с информацией, при котором информации фиксируется (сохраняется) на носителе в виде знаков.
Мои помощники приготовили на сегодняшний урок учебники по математике, окружающему миру. Проанализируете по два понятия в соответствии с предложенной структурой.
-Какой вывод мы можем сделать?
Понятие - это логически выраженная мысль, т.е. форма мышления человека о предметах по общим и одновременно существенным их признакам.
Если вы назовете все эти признаки в форме предложения, то по законам логики сформулируйте определение общего понятия.
- Контроль знаний и практическая работа. Кто готов проверить свои знания? Вспомните, какой вариант сегодня садится за компьютеры?
Но прежде мы повторим правила ТБ
В класс как ветер залетай,
Все вокруг себя сметай.
Ставьте стулья аккуратно,
Чтобы было всем приятно.
Сколько проводов вокруг,
Дергай их смелее друг.
Клавиши ПК – не гвозди,
Не стучи по ним со злостью.
Не успел поесть – это не беда,
Можешь за компьютером кушать хоть когда.
Пальцами экран не трогай,
Здесь такой порядок строгий.
Выполняем задания в рабочей тетради параграф 6, и в компьютерном варианте.
Помним, что кому необходима моя помощь, что делаем? Поднимаем руку.
Занимаем места у компьютеров. Все приступаем к работе.
Наш урок подходим к концу. Подведем итоги.
Что сегодня поняли и запомнили?
- Существуют два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об объектах.
- Понятие возникает в результате взаимодействия человека с объектом.
- Понятие – это объект мира идей и мыслей человека.
- Все существенные свойства объекта, которые известны человеку о нём, составляют содержание понятия этого человека об этом объекте.
- Термин – это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки и техники.
Решив ребусы, вы получите оценку за урок.
Ф Р А Г М Е Н Т
Т О Ч К А
К Л А В И Ш А
М О Н И Т О Р
Д И С П Л Е Й
П Р О Ц Е С С О Р
М Ы Ш Ь
Фрагмент
Точка
Клавиша
Монитор
Дисплей
Процессор
мышь
Домашнее задание параграф 6, задания в рабочей тетради
Предварительный просмотр:
Фрагмент
Точка
Клавиша
Монитор
Дисплей
Процессор
мышь
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Смайлики (рассматривайте, склонив голову влево) :-) веселое :-))) радостное ;-) хитрое :-( грустное 8-) удивленное | :-О недовольное :- | нейтральное
То, что каждый знает об объекте или помнит – это его личное понятие , представление об объекте.
Образ (представление) может соответствовать реальному объекту, а может и не соответствовать .
Понятие возникает в результате взаимодействия человека с объектом.
Выводы: Существуют два мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об объектах . Все существенные свойства объекта, которые известны человеку об объекте, составляют содержание понятия об этом объекте . Понятие возникает в результате взаимодействия человека с объектом.
Представление человека об объекте может изменяться , если человек получает больше информации об объекте.
Термин Термин – слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки и техники.
ПОНЯТИЕ ПОНЯТИЕ = Ключевое слово (что это такое) + существенные признаки
В класс как ветер залетай, Все вокруг себя сметай. Ставьте стулья аккуратно, Чтобы было всем приятно. Сколько проводов вокруг, Дергай их смелее друг. Клавиши ПК – не гвозди, Не стучи по ним со злостью. Не успел поесть – это не беда, Можешь за компьютером кушать хоть когда. Пальцами экран не трогай, Здесь такой порядок строгий.
Молодцы!
Домашнее задание : Начинаем составлять словарик ТЕРМИНОВ по информатике Параграф учебника и задание в рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Понятие угла» 5 класс.
ОТКРЫТЫЙ УРОКПО ТЕМЕ:«ПОНЯТИЕ УГЛА»5 класс.Цель изучения темы:1) Дать понятие об угле...
Конспект урока по теме "«Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства»
Урок по теме : «Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства» 10класс. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла ...
Урок по теме "Понятие об односоставных предложениях" 8 класс
Урок составлен по методике Адаптивного обучения АСО .Это первый урок изучения темы "Односоставные предложения" в 8 классе. Урок проведён на районном конкурсе "Учитель года" -2008 и рассчитан на ...
Открытый урок по теме"Понятие об обособленных членах предложения", 8 класс
Урок по теме " Понятие об обособленных членах предложения" , 8 класс, по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н.Бунеевой....
Презентация к уроку по теме "Понятие графа. Простейшие свойства"
Данная презентаци может быть использованна при изучении темы "Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы" в 10 классе по УМК Семакина И.Г., Хеннера Е.К....
Урок по теме "Понятие одночлена"
Данный урок является первым при изучении темы "Одночлены и многочлены" в разделе алгебры 7 класса. Материал содержит план- конспект урока и презентацию. В презентации изложены основные понятия: что та...
Урок по теме "Понятие о предложении"
Урок по теме "Понятие о предложении" в 5 классе...