Урок для 6-го класса.Предмет Информатика. Тема "Кодирование текстовой информации".
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему
Урок разработан в ТДМ(технология деятельгосатного метода).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в технологии ТДМ | 76.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебник: Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ», 6 класс Рабочая тетрадь: Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ», 6 класс ЦОР: Босова Л.Л. презентация «Цифровые данные» из http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ (раздел Электронные образовательные ресурсы, файл 6класс.zip) Тема: Кодирование текстовой информации Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ). Основные цели: 1. сформировать понятие о кодовой таблице символов и принципе кодирования текстовой информации 2. закрепить знание и уточнить понимание шагов учебной деятельности, тренировать умение правильно их выполнять; 3. тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, тренировать коммуникативные умения, навыки самоконтроля.
Ход урока: 1.Мотивация к учебной деятельности. –Вспомните: чем мы занимались на последних уроках информатики? (переводили числа из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно) –А почему нас заинтересовала двоичная система? (потому что узнали, что вся информация в компьютере представляется в виде «0» и «1» , т.е. в двоичном коде) – А какие коды мы еще знаем, вспомните, какими способами мы шифровали информацию? (с помощью азбуки Морзе, с помощью чисел) На проекционном экране пример шифра «Азбука Морзе»: – Сегодня у нас урок ОНЗ. Как мы будем это делать? (повторим необходимое, выполним пробное действие, откроем новое, закрепим изученное);
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. На проекционном экране кодовая таблица азбуки Морзе: – Сколько знаков используется в данном коде? (два) – Какие это знаки? («точка» и «тире») – Что это вам напоминает? Всего два символа используется! (двоичный код) – Заменим «●» – на «0» , «▬» – на «1» – Давайте зашифруем слово «память»:
Таким образом, получили двоичный код слова «память» – а теперь попробуем расшифровать следующий код: 001010111101 ● ● ▬ ● ▬ ●▬ ▬ ▬ ▬ ● ▬ – Кто справился? У кого нет ответа? (ответ: «урок») – Что вы не смогли сделать? (мы не смогли расшифровать слово одним способом) 3. выявление места и причины затруднения. – Рассмотрите это задание. Что мешает вам расшифровать его? ( первой буквой может быть Е (● ), И(● ●) , У(● ● ▬ ), Ф(● ● ▬ ● ) – С остальными буквами ситуация не легче. –Значит в чем причина затруднения? (много кодов подходит, потому что не знаем длины кода, она всегда разная, посмотрим таблицу: длина ровна от 1 до 6) 4. Построение проекта выхода из затруднения. -Сформулируйте цель урока (узнать как кодируются текстовая информация в памяти компьютера); -Сформулируйте тему урока (Кодирование текстовой информации); -Запишите в тетрадь число и тему урока; -Что вам может помочь в достижении цели? (Уже известные алгоритмы и факты: вся информация в компьютере представлена в двоичном коде, способы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно (с помощью калькулятора и вручную), различные способы кодирования информации); - Составьте план действий (Чтобы кодировать информацию таже, как компьютер, нужно сделать одинаковую длину кода)
5. Проблемное объяснение нового материала. Что происходит в компьютере, когда мы нажимаем какую-либо клавишу на клавиатуре? – происходит кодирование нажатого символа при помощи двоичного кода и запись полученного кода в оперативную память. А что происходит, когда символ выводится на экран монитора? – происходит обратный процесс – декодирование ( в памяти двоичный код , а на на экране символ ) А если много символов подряд вводится? Компьютер также как и мы запутается, но мы знаем, что компьютер – бездумный исполнитель алгоритмов. Как же ему помочь? – Если мы сделаем длину кода ( количество двоичных цифр в коде) постоянной? Например, код символа “d” – 1100100 ( 7 цифр) “я” – 11101111 ( 8 цифр) Как можно сделать одинаковую длину? Какая длина должна быть? – Надо выбрать максимальную из возможных длин (8). Почему? ( чтобы было возможно закодировать символы код которых имеет длину 8) Запомнить! Цепочка из 8 «0» и «1» называется БАЙТ. – Что нужно сделать с кодами длина которых меньше 8-ми? Если мы к любому десятичному числу припишем слева «0» или несколько нулей, оно измениться? (нет) А код – это тоже число, только двоичное. (можем дописать столько «0», сколько не хватает до 8-ми цифр).Тогда код символа “d” – 01100100 (8 цифр) Теперь осталось определить какой код – какому символу соответствует. Для этого была создана кодовая таблица ASCII(American Standard Code for Information Interchange). В таблице каждому символу компьютерного алфавита
( т.е. символы, которые можно набрать с помощью клавиатуры ) ставится в соответствие двоичное число. Теперь компьютер может поделить весь двоичный код на группы по 8 символов и бездумно декодировать их. (на проекционном экране алгоритм) 6.первичное закрепление во внешней речи. Что надо сделать, чтобы научиться кодировать текстовую информацию ,? (потренироваться). На проекционном экране -Для этой цели решите задачи из рабочей тетради № 29(1), 26(4). Решаете в парах, каждый проговаривает соседу решение одной задачи по выбору. Ответы и ход решения сверяете с проекционным экраном. На компьютере, к которому подключен проектор, решают 2 ученика (на экран решение сразу не проецируется), остальные - в тетрадях. - Вы научились кодировать и декодировать текстовую информацию? (да); -Как докажите (Напишем самостоятельную работу) 7.Самост. работа с самопроверкой по эталону Я предлагаю самостоятельную работу на 5 минут (6 вариантов № 29(2, 3, 4), № 26 (5, 6, 7)). После самопроверки самостоятельной работы организуется рефлексия: выясняется, какие ошибки были допущены, делается их анализ и исправление. -В чем было затруднение? - Нашли причины затруднений? (Да) 8. Включение в систему знаний и повторение. Мы выяснили, что текстовая информация представляется в каком виде в компьютере? Что каждому символу ставится в соответствие? Какова длина цепочки? Что называется байтом? Чем надо воспользоваться, чтобы определить код символа или символ по известному коду? Дополнительные задания: № 32 (1 ,2), № 33 (1,2)
9.Рефлексия учебной деятельности. Что нового узнали на уроке. Достигли цели, поставленной в начале урока Что понравилось на уроке (работа в парах, поняли, как все происходит) Где может пригодиться новое знание? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Для чего вам необходимо выполнять д. з ( закрепить навык) Предлагаю записать Д.З. Вспомните русские народные пословицы и закодируйте тексты пословиц с помощью кодовой таблицы. Результаты запишите в файл, ссылку на который получите по электронной почте. (Учитель заранее создает файл с общим доступом в документах Google, ссылка автоматически пересылается ученикам на электронную почту.) вклад каждого есть возможность отследить) |
Алгоритм декодирования двоичногокодатекста.pptx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок информатики "Кодирование текстовой информации" для 8 класса
Урок содержит следующие этапы: Организационный момент; Проверка домашнего задания Проверка знаний учащихся; Постановка цели урока перед учащимися; Организация восприятия новой информации...
урок информатики "Кодирование текстовой информации" для 8 класса
Урок содержит следующие этапы: Организационный момент; Проверка домашнего задания Проверка знаний учащихся; Постановка цели урока перед учащимися; Организация восприятия новой информации...
Урок-игра на повторение раздела "Кодирование и обработка текстовой информации" для 8 класса
Предлагаю Вашему вниманию урок на повторение материала, выполненный в виде игры. Класс делится на две группы, выбирают название командам. Капитан назначает игрока, который будет отвечать на вопрос. Во...
План-конспект урока геометрии в 10 классе "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"
План-конспект урока геометрии в 10 классе "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"...
Презентация по информатике "Обработка текстовой информации"
УМК: Информатика, 7 класс, Угринович Н.Д., 2015....
Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...
технологическая карта урока-практикума в 7 классе, предмет Обществознание с элементами Основ финансовой грамотности учащихся. Тема "Предпринимательство: бизнес-планирование"
Технологическая карта урока - практикума по обществознанию 7 класс. Урок практического применения полученных знаний. К программному материалу добавлен тематический блок "Бизнес и пред...