Урок «Программирование ветвлений на Паскале»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Чеботарева Евгения Александровна

В разработке представлена технологическая карта для проведения урока Программирование ветвлений на Паскале” в 9 классе и материалы к ней(презентация и карточки с заданием).

 

Цели урока:

  • закрепить понятие условного алгоритма;

  • ввести понятие операций целочисленного деления DIV и MOD;

  • решать простейшие задачи на использование условного оператора с помощью алгоритмического языка Паскаль;

  • ученики должны понять и запомнить формат условного алгоритма;

  • ученики должны научиться применять операций div и mod для проверки делимости чисел и выделения цифр числа;

  • решать аналогичные задачи, используя блок-схему и алгоритмический язык Паскаль;

  • ученики должны научиться применять логические функции при составлении сложных условий;

  • находить общее и различие в поставленных задачах, замечать ошибки;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету «Информатика».

  1. Ф. И. О. Чеботарева Евгения Александровна
  2. Класс: 9
  3. Тема: «Введение в программирование»
  4. Тема урока: “Программирование ветвлений на Паскале”.
  5. Место и роль урока в изучаемой теме: восьмой урок по теме.
  6. Тип урока: изучение нового материала.
  7. Цели урока:
  • закрепить понятие условного алгоритма;
  • ввести понятие операций целочисленного деления DIV и MOD;
  • решать простейшие задачи на использование условного оператора с помощью алгоритмического языка Паскаль;
  • ученики должны понять и запомнить формат условного алгоритма;
  • ученики должны научиться применять операций div и mod для проверки делимости чисел и выделения цифр числа;
  • решать аналогичные задачи, используя блок-схему и алгоритмический язык Паскаль;
  • ученики должны научиться применять логические функции при составлении сложных условий;
  • находить общее и различие в поставленных задачах, замечать ошибки;
  1. Техническое сопровождение урока: теоретические материалы учебник информатика и ИКТ 9 класс Семакин И.Г., § 13 стр. 86, опрос-викторина, презентация, карточки с заданием.

Характеристика этапов урока

Этап

Время

Цель

Содержание

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1

Проверка готовности учащихся к уроку

Здоровается с учащимися, отмечает отсутствующих

Настраиваются на урок

Опрос в форме викторины

5

повторение материала прошлого урока

Опрос из 5 вопросов

Ф

ведет викторину

Отвечают на вопросы

Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач

2

Создание проблемной ситуации, повышение интереса к теме

Ф

Учащимся предлагается решить задачу

Обсуждают пути решения

Изучение, усвоение и анализ основных фактов

5

Операции DIV и MOD и примеры их применения.

И

Объясняет новый материал

Записывают конспект в тетради

Закрепление материала

5

Проверка уровня осмысления учащимися материала

Разбираем пример задачи со сложным условием или операцией MOD

Г

Помогает группам учащихся составить алгоритм и программу

Работая в группах по 4 человека составляют программу.

Рефлексия

5

Соответствие поставленных задач с достигнутыми

Задание составить алгоритм выделения цифр трехзначного числа

Ф, И

Проверяет составленный алгоритм

Составляют в тетради алгоритм, сравнивают с образцом, вносят изменения.

Практическая работа

20

Выработка навыков решения задач с использованием условного алгоритма, операций DIV и MOD, сложных условий

Составление программ на компьютере

И

Индивидуально консультирует  учащихся

Составляют 2-3 программы на Паскале, работают за компьютером

постановка домашнего задания

2

постановка домашнего задания

Д/З § 13 стр. 90 № 6

Ф

записывает Д/З.

записывают Д/З



Предварительный просмотр:

Вариант 1

1. Напишите программу, которая определяет оканчивается ли натуральное число  на 4. Программа получает на вход число а.

Программа должна вывести одно слово «YES» или «NO» .

Проверьте программу на  примере.

2.Напишите программу, определяющую возможность существования треугольника по трем сторонам.

Треугольник существует только тогда, когда сумма любых двух его сторон больше третьей.

Дано:a, b, c– стороны предполагаемого треугольника.
Требуется сравнить длину каждого отрезка с суммой двух других. Если хотя бы в одном случае отрезок окажется больше суммы двух других, то треугольника с такими сторонами не существует.

3. Составить программу, которая печатает true, если точка с координатами (x,y) принадлежит заштрихованной области, и false в  противном случае.

* Дано четырехзначное число. Выведите наибольшую цифру этого числа. Например: 3591 — ответ 9.

**Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно палиндромом. Примечание: палиндромом называется число, слово или текст, которые одинакового читаются слева направо и справа налево. Например, в нашем случае это числа 1441, 5555, 7117 и т. д.

Вариант 2

1. Напишите программу, которая определяет оканчивается ли натуральное число  на 5. Программа получает на вход число а.

Программа должна вывести одно слово «YES» или «NO» .

Проверьте программу на  примере.

2. Напишите программу, определяющую является ли треугольник равнобедренным.

 Дано:a, b, c– стороны предполагаемого треугольника.

3. Составить программу, которая печатает true, если точка с координатами (x,y) принадлежит заштрихованной области, и false в  противном случае.

* Дано четырехзначное число. Выведите наибольшую цифру этого числа. Например: 3591 — ответ 9.

  **Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно палиндромом. Примечание: палиндромом называется число, слово или текст, которые одинакового читаются слева направо и справа налево. Например, в нашем случае это числа 1441, 5555, 7117 и т. д.

Вариант 3

1. Напишите программу, которая определяет четное ли число. Программа получает на вход число а.

Программа должна вывести одно слово «YES» или «NO» .

Проверьте программу на  примере.

2. Напишите программу, определяющую является ли треугольник равносторонним.

 Дано:a, b, c– стороны предполагаемого треугольника.

 3. Составить программу, которая печатает true, если точка с координатами (x,y) принадлежит заштрихованной области, и false в  противном случае.

* Дано четырехзначное число. Выведите наибольшую цифру этого числа. Например: 3591 — ответ 9.**Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно палиндромом. Примечание: палиндромом называется число, слово или текст, которые одинакового читаются слева направо и справа налево. Например, в нашем случае это числа 1441, 5555, 7117 и т. д.

**Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно палиндромом. Примечание: палиндромом называется число, слово или текст, которые одинакового читаются слева направо и справа налево. Например, в нашем случае это числа 1441, 5555, 7117 и т. д.

Вариант 4

1. Напишите программу, которая определяет нечетное ли число. Программа получает на вход число а.

Программа должна вывести одно слово «YES» или «NO» .

Проверьте программу на  примере.

2. Требуется написать программу, определяющую по координатам точки, в какой четверти координатной плоскости она находится.

 Дано: x, y — координаты точки.

3. Составить программу, которая печатает true, если точка с координатами (x,y) принадлежит заштрихованной области, и false в  противном случае.

* Дано четырехзначное число. Выведите наибольшую цифру этого числа. Например: 3591 — ответ 9.**Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно палиндромом. Примечание: палиндромом называется число, слово или текст, которые одинакового читаются слева направо и справа налево. Например, в нашем случае это числа 1441, 5555, 7117 и т. д.

**Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно палиндромом. Примечание: палиндромом называется число, слово или текст, которые одинакового читаются слева направо и справа налево. Например, в нашем случае это числа 1441, 5555, 7117 и т. д.

Вариант 5

1. Напишите программу, которая определяет оканчивается ли натуральное число  на 7. Программа получает на вход число а.

Программа должна вывести одно слово «YES» или «NO» .

Проверьте программу на  примере.

2. Дано натуральное число. Верно ли, что оно заканчивается четной цифрой.

3. Составить программу, которая печатает true, если точка с координатами (x,y) принадлежит заштрихованной области, и false в  противном случае.

* Дано четырехзначное число. Выведите наибольшую цифру этого числа. Например: 3591 — ответ 9.** Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно «счастливым билетом». Примечание: счастливым билетом называется число, в котором сумма цифр его левой половины равна сумме цифр его правой половины.

** Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно «счастливым билетом». Примечание: счастливым билетом называется число, в котором сумма цифр его левой половины равна сумме цифр его правой половины.

Вариант 6

1. Напишите программу, которая определяет оканчивается ли натуральное число  на 3. Программа получает на вход число а.

Программа должна вывести одно слово «YES» или «NO» .

Проверьте программу на  примере.

2. Дано натуральное число. Верно ли, что оно заканчивается нечетной цифрой.

3. Составить программу, которая печатает true, если точка с координатами (x,y) принадлежит заштрихованной области, и false в  противном случае.

* Дано четырехзначное число. Выведите наибольшую цифру этого числа. Например: 3591 — ответ 9.

** Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно «счастливым билетом». Примечание: счастливым билетом называется число, в котором сумма цифр его левой половины равна сумме цифр его правой половины.

Вариант 7

1. Напишите программу, которая определяет кратно ли натуральное число  3. Программа получает на вход число а.

Программа должна вывести одно слово «YES» или «NO» .

Проверьте программу на  примере.

 2. Дано двузначное число. Определить кратна ли трем сумма его цифр.

3. Составить программу, которая печатает true, если точка с координатами (x,y) принадлежит заштрихованной области, и false в  противном случае.

* Дано четырехзначное число. Выведете наименьшую цифру этого числа. Например: 35192 — ответ 1.** Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно «счастливым билетом». Примечание: счастливым билетом называется число, в котором сумма цифр его левой половины равна сумме цифр его правой половины.

** Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно «счастливым билетом». Примечание: счастливым билетом называется число, в котором сумма цифр его левой половины равна сумме цифр его правой половины.

Вариант 8

1. Напишите программу, которая определяет кратно ли натуральное число  7. Программа получает на вход число а.

Программа должна вывести одно слово «YES» или «NO» .

Проверьте программу на  примере.

2. Дано двузначное число n. Определить больше ли числа 9 сумма его цифр?

 3. Составить программу, которая печатает true, если точка с координатами (x,y) принадлежит заштрихованной области, и false в  противном случае.

* Дано четырехзначное число. Выведете наименьшую цифру этого числа. Например: 35192 — ответ 1.** Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно «счастливым билетом». Примечание: счастливым билетом называется число, в котором сумма цифр его левой половины равна сумме цифр его правой половины.

** Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно «счастливым билетом». Примечание: счастливым билетом называется число, в котором сумма цифр его левой половины равна сумме цифр его правой половины.

Вариант 9

1. Напишите программу, которая определяет кратно ли натуральное число  6. Программа получает на вход число а.

Программа должна вывести одно слово «YES» или «NO» .

Проверьте программу на  примере.

2. Определить, какая из двух точек - M1(x1,y1) или M2(x2,y2) - расположена ближе к началу координат. Вывести на экран координаты этой точки.

3. Составить программу, которая печатает true, если точка с координатами (x,y) принадлежит заштрихованной области, и false в  противном случае.

* Дано четырехзначное число. Выведете наименьшую цифру этого числа. Например: 35192 — ответ 1.

** Работа светофора для пешеходов запрограммирована следующим образом: в начале каждого часа в течении трех минут горит зеленый сигнал, затем в течении одной минуты – желтый, затем в течении двух минут – красный. С начала работы светофора прошло t мин. Какой свет горит?

** Работа светофора для пешеходов запрограммирована следующим образом: в начале каждого часа в течении трех минут горит зеленый сигнал, затем в течении одной минуты – желтый, затем в течении двух минут – красный. С начала работы светофора прошло t мин. Какой свет горит?

Вариант 10

1.Программа получает на вход число а.  Напишите программу, которая определяет положительное ли это число.

Программа должна вывести одно слово «YES» или «NO» .

Проверьте программу на  примере.

 2. Определить, какая из двух фигур (круг или квадрат) имеет большую площадь. Известно, что сторона квадрата равна а, радиус круга r. Вывести на экран название и значение площади большей фигуры.

3. Составить программу, которая печатает true, если точка с координатами (x,y) принадлежит заштрихованной области, и false в  противном случае.

* Дано четырехзначное число. Выведете наименьшую цифру этого числа. Например: 35192 — ответ 1.

** Работа светофора для пешеходов запрограммирована следующим образом: в начале каждого часа в течении трех минут горит зеленый сигнал, затем в течении одной минуты – желтый, затем в течении двух минут – красный. С начала работы светофора прошло t мин. Какой свет горит?

** Работа светофора для пешеходов запрограммирована следующим образом: в начале каждого часа в течении трех минут горит зеленый сигнал, затем в течении одной минуты – желтый, затем в течении двух минут – красный. С начала работы светофора прошло t мин. Какой свет горит?

Вариант 11

1.Программа получает на вход число а.  Напишите программу, которая определяет отрицательное ли это число.

Программа должна вывести одно слово «YES» или «NO» .

Проверьте программу на  примере.

 2. Даны три действительных числа. Выбрать из них те, которые принадлежат интервалу (1, 3).

3. Составить программу, которая печатает true, если точка с координатами (x,y) принадлежит заштрихованной области, и false в  противном случае.

* Дано четырехзначное число. Выведете наименьшую цифру этого числа. Например: 35192 — ответ 1.

** Работа светофора для пешеходов запрограммирована следующим образом: в начале каждого часа в течении трех минут горит зеленый сигнал, затем в течении одной минуты – желтый, затем в течении двух минут – красный. С начала работы светофора прошло t мин. Какой свет горит?

** Работа светофора для пешеходов запрограммирована следующим образом: в начале каждого часа в течении трех минут горит зеленый сигнал, затем в течении одной минуты – желтый, затем в течении двух минут – красный. С начала работы светофора прошло t мин. Какой свет горит?

Вариант 12

1.Программа получает на вход число а.  Напишите программу, которая определяет кратно ли это число 10.

Программа должна вывести одно слово «YES» или «NO» .

Проверьте программу на  примере.

2. Определить, какая из двух фигур (прямоугольник или квадрат) имеет большую площадь. Известно, что сторона квадрата равна а, стороны прямоугольника -  b и c. Вывести на экран название и значение площади большей фигуры.

3. Составить программу, которая печатает true, если точка с координатами (x,y) принадлежит заштрихованной области, и false в  противном случае.

* Дано четырехзначное число. Выведете наименьшую цифру этого числа. Например: 35192 — ответ 1.

** Работа светофора для пешеходов запрограммирована следующим образом: в начале каждого часа в течении трех минут горит зеленый сигнал, затем в течении одной минуты – желтый, затем в течении двух минут – красный. С начала работы светофора прошло t мин. Какой свет горит?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Программирование ветвлений в Паскале"

Урок по теме Ветвление.Цель урока: 1.     Отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с пр...

Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Программирование ветвлений на Паскале»

Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Программирование ветвлений на Паскале»Цель урока: 1.Обучающий аспект: формирование ЗУН составления алгоритмов ветвления на АЯ, выполнения трассировки ветвящих...

План – конспект урока по информатике. Программирование ветвлений на Паскале

Цель урока: познакомить учащихся с оператором  ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале; сформировать умение записи оператора ветвления ...

Программирование ветвлений на Паскале (11 класс)

Содержание слайдов:Оператор ветвления на Паскале.Формат полного оператора ветвления.Программирование полного или неполного ветвления.Программирование вложенных ветвлений.Составим программу упорядочени...

Программирование ветвлений на Паскаль. Повторение

Данная презентация предназначена для повторения материала по теме "Ветвления"...

Методическая разработка урока по теме "Программирование ветвлений на Паскале".

Данный материал иллюстрирует примеры решения задач по программированию....

Программирование ветвлений на Паскале, урок информатики 9 класс

Урок закркпления изученного материала "Программирование ветвлений на Паскале" для 9 класса по учебнику Информатика 9Задачи урока:-тренировать навыки представления решения задачи в виде алгор...