План – конспект урока по информатике. Программирование ветвлений на Паскале
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

 

Цель урока: познакомить учащихся с оператором  ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале; сформировать умение записи оператора ветвления в среде программирования Паскаль; развить логическое мышление

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока по информатике.

Тема урока:       Программирование ветвлений на Паскале.

Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с оператором  ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале.

Развивающая:  сформировать умение записи оператора ветвления в среде программирования Паскаль; развить логическое мышление.

Воспитательная:  повысить мотивацию к изучению предмета информатики.

Оборудование: компьютерный класс с установленным ПО, презентация «Ветвления на Паскале», проектор, экран.

Дидактические материалы к учебному занятию: опорный конспект урока.

Тип урока: комбинированный.

Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа учащихся.

План урока:

1. Организационный момент (1-2 мин).

2. Актуализация деятельности учащихся (5 мин).

2. Объяснение нового материала (13-15 мин).

3. Закрепление изученного материала. Выполнение практической работы (20 мин).

4. Подведение итогов работы (3 мин).

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Актуализация деятельности учащихся

 -   Проверка домашнего задания, вопросы по домашнему заданию.

 -   Два учащихся у доски оформляют следующую задачу в виде программы на языке Паскаль и блок - схем:

Даны три стороны  треугольника а,b,c.      

Найти его площадь S.

 -   Остальные учащиеся выполняют следующее задание:

      На экране слайд с задачей написанной в виде блок – схемы и на языке Паскаль, но в записи допущены ошибки, учащиеся должны найти эти ошибки и исправить.

 -   Проверка задания на доске, исправление ошибок.

 -   Дополнительные вопросы:

1. Как записывается заголовок программы на Паскале?

Program (name)

2. Как записывается раздел описания переменных?

Var

3. С какими типами числовых величин работает Паскаль?

Целые и вещественные

4. Как записывается оператор присваивания?

:=

5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?

Read (readln),  write (writeln)

3. Объяснение нового материала.

Показ презентации «Программирование ветвлений на Паскале».

Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.

Формат записи оператор  ветвления:

if  логическое_условие                          если логическое_условие верно

           then оператор_1                         то выполняется оператор_1 ,

           else оператор_2;                         иначе оператор_2;

Перед else точка с запятой не ставится!

Формат полного оператора ветвления:                         Формат неполного оператора ветвления:
if <логическое выражение>                                         if <логическое выражение>

 then <оператор 1>                                                   then <оператор>

 else <оператор 2>;


Логическое выражение:

  • Простой формой логического выражения является операция отношения:
  •  <                        меньше,
  •  >                        больше,
  •  <=                меньше или равно,
  •  >=                больше или равно,
  •  =                        равно,
  •  <>                не равно.
  • Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
  •  not        логическое      отрицание    (НЕ),
  •  and        логическое      умножение    (И),
  •  or         логическое      сложение    (ИЛИ),
  •  xor                      исключающее  ИЛИ
  • Порядок действий:                                                                  
  • Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

Операторные скобки:        

  • Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end

  • Конструкция такого вида:

        Begin   <последовательность операторов>  end

        относится к составным операторам.

  • Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.

 

В качестве примера рассмотрим следующую задачу:

  • Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.

  • Математическая модель:

        Данные: x, y

        Результат:

  • Варианты:

        Если x=5, y=8, то max=8

        Если x=6, y=1, то max=6

Если x=5, y=5, то max=5

Программа:                                                        Блок-схема:            

  • Program Vetv1en;
  • Var x, y, max: integer;
  • Begin
  • Writeln (‘Введите два числа’);
  • Readln (x, y);
  • if x >=y    then max:=x
                   else  max:=y;
  • Writeln (‘наибольшее = ’,max);
  • End.

4. Выполнение  самостоятельной   практической работы.

1. Дано целое число. Если оно является положительным то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.

2.  Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.

5. Домашнее задание (задачи из задачника).

  • § 12.4, 12.5 (вопросы после §)
  • стр. 229  № 1, 3

6. Подведение итогов занятия. (Оценить роботы учащихся.)



Предварительный просмотр:

Программирование ветвлений на Паскале.


                        Опорный конспект учащегося.

Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.

Формат записи команды ветвления:

if  логическое_условие                          если логическое_условие верно

           then оператор_1                         то выполняется оператор_1 ,

           else оператор_2;                         иначе оператор_2;

Перед else точка с запятой не ставится!

Формат полного оператора ветвления:                         Формат неполного оператора ветвления:
if <логическое выражение>                                         if <логическое выражение>

 then <оператор 1>                                                   then <оператор>;

 else <оператор 2>;


Логическое выражение:

  • Простой формой логического выражения является операция отношения:
  •  <                        меньше,
  •  >                        больше,
  •  <=                меньше или равно,
  •  >=                больше или равно,
  •  =                        равно,
  •  <>                не равно.
  • Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
  •  not        логическое      отрицание    (НЕ),
  •  and        логическое      умножение    (И),
  •  or         логическое      сложение    (ИЛИ),
  •  xor                      исключающее  ИЛИ
  • Порядок действий:                                                                  
  • Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

Операторные скобки:        

  • Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end

  • Конструкция такого вида:

        Begin   <последовательность операторов>  end

        относится к составным операторам.

  • Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.

Пример:

  • Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.

  • Математическая модель:

        Данные: x, y

        Результат:

  • Варианты:

        Если x=5, y=8, то max=8

        Если x=6, y=1, то max=6

        Если x=5, y=5, то max=5

Программа:                                                                Блок-схема:            

  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________
    _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________

        

Задачи для самостоятельного решения:

1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

2.  Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Программирование ветвлений в Паскале"

Урок по теме Ветвление.Цель урока: 1.     Отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с пр...

Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Программирование ветвлений на Паскале»

Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Программирование ветвлений на Паскале»Цель урока: 1.Обучающий аспект: формирование ЗУН составления алгоритмов ветвления на АЯ, выполнения трассировки ветвящих...

Методическая разработка урока по теме "Программирование ветвлений на Паскале".

Данный материал иллюстрирует примеры решения задач по программированию....

План-конспект урока по теме "Алгоритмическая конструкция "Ветвление". Исполнитель "Робот" (8 класс)

Разработка урока, в состав которого входит технологическая карта, презентация "Алгоритмическая конструкция Ветвление", тест "Конструкции алгоритма", практическая работа. Практическ...

План-конспект урока информатики в 8 классе "Алгоритмы с ветвлением"

Цель урока:  ознакомление с ветвлением в алгоритмах, формирование навыков использования алгоритмов с ветвлением  для решения задач.Задачи:Образовательные:- повторить и закрепить понятие алго...

План-конспект урока «Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления»

План-конспект урока «Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления»...