Программа кружка по информатике (1 год обучения)
элективный курс по информатике и икт на тему

Мацко (Прилука) Татьяна Ивановна

Программа организована в виде набора тем, посвященных отдельным конструкциям изучаемого языка. В рамках каждой темы предполагается изучение теоретического материала (лекционные занятия), и лабораторная работа (практикум), выполняя которую, учащиеся закрепляют теоретические знания на практике. Также предусмотренная система учебных проектов (индивидуальный, коллективный, творческий). Система задач и заданий для самостоятельной работы учащихся, предложенных в учебном курсе, позволяет разнообразить занятия и повысить качество знаний старшеклассников по информатике. Кроме того, предложенный материал предполагает организацию учебного процесса в системе лекционно-семинарских занятий, что позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmist2013.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76

Рассмотрено

на заседании

МО физико-математического цикла

протокол № 1

от_________


Согласовано

с заместителем

директора по ВР

____________


Рекомендовано

педсоветом

протокол № ___ от ___________


Утверждаю:

Директор

МБОУ СОШ № 76

Проценко С.И.

Рабочая программа

и календарно-тематическое планирование

кружка «Программист»

Учитель: Прилука Т.И.

Класс: 7-11

на 2013 – 2014 уч. год

п. Гигант


Оглавление

Введение.        

Пояснительная записка        

Основные цели и задачи курса:        

Календарно - тематическое планирование        

Содержание программы.        

Литература:        


Введение.

Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, но и умение самостоятельно приобретать недостающие и применять их в жизни. Одним из основных источников информации в современном мире становится компьютер, умение работать с которым является, таким образом, важным условием развития человека и его успешности.

В школе изучение информатики переносится в более ранние классы, пересматривается содержание предмета, многие разделы расширяются, углубляются, появляются новые. Однако темпы развития информатизации общества обгоняют учебные планы, школьную программу. В основной школе на эти темы отводится недостаточно времени, нет возможности организовать индивидуальную работу.

Для учащихся, углубленно изучающих курс информатики, актуальным является овладение навыками алгоритмического мышления, знание различных языков программирования, умение их сравнивать, сопоставлять, анализировать. Кроме того, они должны уметь применять языки программирования для решения конкретных прикладных задач, выбирать оптимальные способы и программные средства для достижения поставленных целей.

Программирование - стержень профильного курса информатики. Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, ее планирование и т. д.), которые носят общеинтеллектуальный характер и формование которых - одна из основных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Изучая программирование, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.


Пояснительная записка

Программирование - стержень профильного курса информатики. Изучая программирование, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Настоящая программа кружка  содержит общую структуру занятий по изучению наиболее популярного и перспективного языка программирования - C++. Круг рассматриваемых в программе тем ограничен описанием структурных возможностей языка и представляет начальный этап обучения, который является принципиально важным для формирования культуры программирования.

Предложенная программа для целесообразно использования на занятиях в рамках элективного курса, при организации индивидуальной работы с учащимися, интересующимися программированием. Программа ориентирована на изучение основных, базовых конструкций C++ и обретение первичных навыков алгоритмизации и программирования. В силу своей специфики данный курс ни в коем случае не может претендовать на полноту изложения всех основ этого языка. В курсе изучения программы содержится описание лишь его основных структурных возможностей; вопросы объектно-ориентированной разработки/программирования и использования визуальных средств C++ Builder для создания оконных приложений Windows не затрагиваются.

Организация занятий в рамках программы кружка предполагает знание учащимися основ информатики в объеме базового уровня школьной программы, а также небольшой опыт работы с персональным компьютером в операционной системе Windows.

Программа ориентировано на использование учащимися программного пакета Borland C++ Builder 6.0 и в качестве введения содержит описание полного цикла создания консольного приложения с использованием этой системы. В то же время представленный в программе материал может быть легко адаптирован для использования вместе с другими компиляторами и системами разработки.

Программа организована в виде набора тем, посвященных отдельным конструкциям изучаемого языка. В рамках каждой темы предполагается изучение теоретического материала (лекционные занятия), и лабораторная работа (практикум), выполняя которую, учащиеся закрепляют теоретические знания на практике. Также предусмотренная система учебных проектов (индивидуальный, коллективный, творческий). Система задач и заданий для самостоятельной работы учащихся, предложенных в учебном курсе, позволяет разнообразить занятия и повысить качество знаний старшеклассников по информатике. Кроме того, предложенный материал предполагает организацию учебного процесса в системе лекционно-семинарских занятий, что позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях.

Кружок «Программист» будет проводиться по расписанию: вторник  с 16.30 до - 18.00


Основные цели и задачи курса:

Цели:

  • реализовать в наиболее полной  мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
  • раскрыть основные возможности, приемы и методы работы с языком программирования;
  • развивать у учащихся информационную культуру;
  • создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
  • освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить учащихся создавать программы на языке программирования С++ использую основные алгоритмические структуры.
  • Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
  • Развитие мотивации к сбору информации.
  • Научить учащихся грамотному использованию Интернет-ресурсов.

Воспитательные:

  • Формирование потребности в саморазвитии.
  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Развитие культуры общения.

Развивающие:

  • Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  • Развитие чувства прекрасного.

Задачи:

  • формирование практических навыков работы на компьютере;
  • формирование практических навыков работы в среде программирования;
  • формирование умения планировать свою деятельность.

Формы занятий:

  • лекция;
  • практическое занятие;
  • работа в парах;
  • работа малыми группами;
  • презентации;
  • работа с электронными карточками;
  • игра;
  • учебный проект.

Формы контроля:

  • тестирование;
  • практические задания;
  • защита проекта.

Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:

ИУП

Индивидуальный учебный проект

КУП

Коллективный учебный проект

ИТП

Индивидуальный творческий проект


Календарно - тематическое планирование

№ темы

№ занятия

Название темы, занятия

Дата

I

Знакомство с учебным курсом.

Вводный инструктаж по ТБ.

3.09

Цели и задачи программы кружка. Основное содержание.

3.09

Введение в программирование.

Знакомство с языками программирования

10.09

Элементы языка. Программа,  структура программы.

10.09

C++ Builder и консольные приложения

История возникновения языка программирования С++.

17.09

Создание консольного приложения в С++Builder.

17.09

Компиляция, компоновка и запуск программы.

24.09

Общая структура программы на языке C++. Использование библиотек.

24.09

Объявление и инициализация переменных. Стандартные типы данных

1.10

Операции ввода- вывода. Арифметические операции

Консольный ввод-вывод.

1.10

Консольный ввод-вывод. Практика.

8.10

Потоковый ввод-вывод.

8.10

Потоковый ввод-вывод. Практика.

15.10

Арифметические операции и математические функции

15.10

Типичные ошибки программирования.

22.10

Работа над ИУП «Операции ввода- вывода. Арифметические операции»

22.10

Защита ИУП «Операции ввода- вывода. Арифметические операции»

29.10

Оператор условия if- eise

Назначение и синтаксис оператора условия if- else..

29.10

Сокращенные варианты записи.

5.11

Оператор условия if- else. Практика.

5.11

Вложенные операторы условия.

12.11

Вложенные операторы условия. Практика.

12.11

Составные логические выражения.

19.11

Составные логические выражения. Практика.

19.11

Типичные ошибки программирования.

26.11

Работа над КУП «Оператор условия if- else»

26.11

Защита КУП«Оператор условия if- else»

3.12

Оператор цикла for

Назначение и синтаксис оператора цикла for.

3.12

Сокращенные варианты записи.

10.12

Оператор цикла for. Практика.

10.12

Оператор цикла for. Практика.

17.12

Вложенные операторы цикла.

17.12

Вложенные операторы цикла. Практика.

24.12

Типичные ошибки программирования.

24.12

Работа над ИУП «Оператор цикла for»

7.01

Работа над ИУП «Оператор цикла for»

7.01

Защита ИУП «Оператор цикла for»

14.01

Массивы I. Поэлементные операции

Понятие о массиве.

14.01

Одномерные (линейные) массивы.

21.01

Одномерные (линейные) массивы. Практика.

21.01

Многомерные массивы.

28.01

Многомерные массивы. Практика.

28.01

Типизированные константы.

4.02

Инициализация элементов массива.

4.02

Инициализация элементов массива. Практика.

11.02

Типичные ошибки программирования.

11.02

Работа над КУП «Массивы I. Поэлементные операции»

18.02

Работа над КУП «Массивы I. Поэлементные операции»

18.02

Защита КУП«Массивы I. Поэлементные операции»

25.02

Массивы II. Алгоритмы поиска и сортировки

Линейный поиск по условию.

25.02

Линейный поиск по условию. Практика.

4.03

Поиск максимального (минимального) элемента.

4.03

Поиск максимального (минимального) элемента. Практика.

11.03

Сортировка методом «прямого выбора».

11.03

Сортировка методом «прямого выбора». Практика.

18.03

Сортировка методом «пузырька».

18.03

Сортировка методом «пузырька». Практика.

25.03

Типичные ошибки программирования.

25.03

Работа над ИУП «Алгоритмы поиска и сортировки»

1.04

Работа над ИУП «Алгоритмы поиска и сортировки»

1.04

Защита ИУП «Алгоритмы поиска и сортировки»

8.04

Функции

Определение функции.

8.04

Вызов функции.

15.04

Вызов функции. Практика.

15.04

Формальные и фактические параметры.

22.04

Формальные и фактические параметры. Практика.

22.04

Прототипы функций

29.04

Прототипы функций. Практика.

29.04

Типичные ошибки программирования.

6.05

Работа над КУП «Функции»

6.05

Работа над КУП «Функции»

13.05

Защита КУП «Функции»

13.05

Итоговое обобщение.

Язык С++, краткий обзор.

20.05

Работа над  ИТП «Язык С++»

20.05

Работа над  ИТП «Язык С++»

27.05

Защита ИТП «Язык С++»

27.05


Содержание программы.

Тема I. C++Builder и консольные приложения

Программа, язык программирования. Создание консольного приложения в C++ Builder. Компиляция, компоновка и запуск программы. Общая структура программы на языке C++. Использование библиотек. Объявления и инициализация переменных. Стандартные типы данных

Учащиеся должны  

знать:

- структуру программы;

- назначение и возможности системы программирования С++.

уметь:

- компилировать, компоновать и запускать программу.

Тема II. Операции ввода-вывода. Арифметические операции

Консольный ввод-вывод. Потоковый ввод-вывод. Арифметические операции и математические функции

Учащиеся должны

знать:

- правила организации консольного ввода-вывода;

- правила организации потокового ввода-вывода;

- правила применения арифметических операции в С++.

уметь:

- осуществлять консольный ввод-вывод;

- осуществлять потоковый ввод-вывод;

- использовать различные режимы ввода-вывода;

- применять различные варианты записи арифметических операций;

- удалять, перемещать и копировать элементы программы;

- управлять программой вручную;

- сохранять исходный файл программ на диске, считывать с диска.

Тема III. Оператор условия if-else

Назначение и синтаксис. Сокращенные варианты записи. Вложенные операторы условия. Составные логические выражения.

Учащиеся должны

знать:

- сущность оператора условия if-else;

- синтаксис оператора условия if-else;

- правила составления логических выражений.

уметь: 

- применять оператора условия if-else в различных вариантах записи.

Тема IV. Оператор цикла for

Назначение и синтаксис. Сокращенные варианты записи. Вложенные операторы цикла.

Учащиеся должны

знать:

- сущность оператора цикла for;

- синтаксис оператора цикла for;

- правила записи и работы с вложенными циклами.

уметь:

- применять оператор цикла for;

- составлять вложенные циклические структуры.

Тема V. Массивы I. Поэлементные операции

Одномерные (линейные) массивы. Многомерные массивы. Типизированные константа. Инициализация элементов массива. 

Учащиеся должны

знать:

- назначение типизированных констант;

- правила использования типизированных констант;

- правила организации работы одномерного массива.

уметь:

-  производить инициализацию элементов одномерного массива.

Тема VI. Массивы II. Алгоритмы поиска и сортировки

Линейный поиск по условию. Поиск максимального (минимального) элемента. Сортировка методом «прямого выбора». Сортировка методом «пузырька»

Учащиеся должны

знать:

- сущность сортировки методом «прямого выбора»;

- сущность сортировки методом «пузырька»;

- правила линейного поиска по условию.

Учащиеся должны

уметь:

- осуществлять поиск минимального элемента;

- осуществлять поиск максимального элемента;

- осуществлять сортировку различными методами.

Тема VII. Функции

Определение функции. Вызов функции. Формальные и фактические параметры. Прототипы функций

Учащиеся должны  

знать:

- назначение функции;

- правила вызова функции;

- назначение формальных параметров;

- назначение фактических параметров.

уметь:

- вызывать функции;

- применять формальные и фактические параметры;

- работать с прототипами функций. 


Литература:

  1. Intel «Обучение для будущего».- М., 2004.
  2. Леонтьев В.П. Персональный компьютер.-М.2006.
  3. Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ».-М.: Дрофа, 2004
  4. Симонович С.В. Практическая информатика.-М.2000.
  5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.2002.
  6. Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: методическое пособие.-М.,2005.
  7. С.В.Феськов Информатика.10-11 классы. Программирование на языке С++(материалы к занятиям)/Волгоград:Учитель, 2009. – 133 с.
  8. http://ipg.h1.ru/lessons/cpp/les01.html
  9. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/ff380143.aspx
  10. Холзнер С. Visual C++ 6: учебный курс - СПб: Питер,2001. - 576 с. : ил.
  11. Тихомиров Ю. Visual C++ 6 - Спб.:БХВ - Санкт-Петербург, 1998. - 496 с. : ил.
  12. Дейтел Х., Дейтел П. Как программировать на С++: Пер. с англ. - М,: Издательство БИНОМ, 1998 - 1024 с.: ил.
  13. Шилдт, Герберт. Полный справочник по С, 4-е издание. : Пер. с англ. - М,: Издательский дом "Вильямс", 2002. - 704 с. : ил. - Парал.т ит. англ.
  14. Шилдт, Герберт. Самоучитель С++, 3-е издание: пер. с англ. - СПб.: BVH - Санкт-Петербург, 1998.-688 с.
  15. Павловская Т.А. С/C++. Программирование на языке высокого уровня. / Т.А. Павловская. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.: ил.
  16. Культин Н.Б. C/C++ в задачах и примерах. - СПб.:БХВ-Петербург, 2001. - 288 с.: ил.
  17. Березин Б.И., Березин С.Б. Начальный курс С и С++. - М,: ДИАЛОГ_МИФИ, 1996. - 288 с.
  18. Подбельский В.В., Фомин С.С. Программирование на языке Си: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 600 с.: ил.
  19. Франка П. С++: учебный курс. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.: ил.
  20. Дэвис Стефан Р. С++ для "чайников", 4-е издание.: Перев. с англ.: Уч. пос. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2001. - 336 с.: ил.
  21. Джонс Р., Стюарт Я. Программируем на Си/Пер. с англ. и предисл. М.Л. Сальникова, Ю.В. Сальниковой. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1994. - 236 с.: ил.
  22. Скляров В.А. Программирование на языках Си и Си++: Практ. пособие. - М.: Высш. шк., 1996. -240 с.: ил.
  23. Пашенков В.В. Язык программирования Си. - М.: Центр НТТМ "Алгоритм", 1990. - 76 с.
  24. УинерР Р. Язык Турбо Си: Пер. с англ. -М.: Мир, 1991. - 384 с.: ил.
  25. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике.-М.: Финансы и статистика, 1991.-543 с.
  26. Киммел П. и др. Borland C++ 5: пер. с англ. - Санкт-Петербург, 1997.- 976 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Занимательная информатика"

Кружок по Информатике И ИКТ для учащихся 5-6 классов. На уроках Информатике (1 час в неделю) большую часть времени необходимо уделить теории и работе в рабочих тетрадях, на практику остается мало врем...

Программа кружка по информатике

Программа кружка по информатике "Компьютерные технологии"...

Авторская программа кружка по информатике "Мы с компьютером на ты!"

Цель:  Организация активного обучения курса «Пользователь ПК»...

Рабочая программа кружка по информатике "В мире информатики"

Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Программа дополнительного образования школьников по информатике построе...

Рабочая программа кружка "Мастерская журналистики" (1 год обучения, 2 год обучения)

Рабочие программы кружка "Мастерская журналистики" с календарно-тематическим планированием для первого года обучения и второго года обчения соответтвенно....

Рабочая программа кружка по информатике "Юный информатик"

Рабочая программа кружка по информатике "Юный информатик" 17 часов, по 0,5 ч.в неделю...