Методическая разработка к уроку в 8 классе на тему "Системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon na_sayt_urok.zip3 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике в 8 классе по теме

«Системы счисления»

Дата урока: 07.10.2014.

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.

Задачи урока:    

  • образовательные: 
  • актуализация знаний по теме «Системы счисления»;
  • стимулирование интереса к изучаемой теме;
  • развивающие:
  • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  • развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
  • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  • развитие мышления учащихся при решении творческих задач;
  • воспитательные:
  • повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
  • формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
  • воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
  • формирование навыков самоорганизации и инициативы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический - индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере.

Общее время: 45 минут.

Оснащение урока: компьютерная презентация «Системы счисления», программа «Инженерный калькулятор», электронное приложение «Системы счисления», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал.

План урока

  1. Орг. момент   – 1 мин.
  2. Вводное слово   – 1 мин.
  3. Систематизация теоретических знаний – 10 мин.
  4. Решение задач – 15 мин.
  5. Творческие задания  – 15 мин.
  6. Заключение  – 2 мин.
  7. Задание на дом  –  1 мин.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. 

2.Вводное слово. Сегодня у нас урок по теме «Системы счисления».  Мы повторим,  обобщим и приведем в систему изученный материал по данный теме. Ваша задача показать  теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. План работы на уроке следующий (на доске демонстрируется слайд, на котором представлен план урока в следующем виде):

  1. Графический диктант.
  2. Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия».
  3. Заполнение таблицы.
  4. Числовые последовательности.
  5. Загадка поэта.
  6. Русская поговорка.
  7. Работа на компьютере.

3. Систематизация теоретических знаний. Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. Для выполнения данных заданий используется дидактический раздаточный материал (приложение 1). Все задания данного этапа урока выполняются каждым учащимся индивидуально.

Задание 1. Графический диктант.

Если утверждение верно, ученик ставит знак +, если неверно – знак -.

  • Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
  • Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
  • В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
  • Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
  • В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.
  • Римская система счисления – это позиционная система счисления.
  •  В двоичной системе счисления: один + один = один ноль ноль.

(Результат выполнения задания:   +-- ++- - ) 

Задание 2. Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия».

По горизонтали: 

  1. Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения  в последовательности цифр, изображающей число.
  2. Последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» или «вес» каждого разряда.
  3. Символы, при помощи которых записывается число.

По вертикали: 

  1. Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления.
  2. Совокупность различных цифр, используемых а позиционной системе счисления для записи чисел.

(Ответы на кроссворд.

По горизонтали: 1. Позиционная.  2. Базис. 3. Цифры.  

По вертикали: 1. Основание. 2. Алфавит.) 

Задание 3. Заполнение таблицы.

Система счисления 

Основание 

Алфавит 

Десятичная

10

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9

Восьмеричная

8

0; 1

16

Правильно заполненная таблица имеет вид: 

Система счисления 

Основание 

Алфавит 

Десятичная

10

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9

Восьмеричная

8

0;1;2;3;4;5;6;7 

Двоичная 

2 

0; 1

Шестнадцатеричная 

16

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F 

После выполнения заданий ученики проверяют работы друг друга и выставляют оценку по следующим критериям:

Каждый правильный ответ во всех заданиях оценивается одним баллом. Поэтому, максимальное число баллов за правильно выполненное задание «Графический диктант» - 7, за задание «Кроссворд» - 5, за задание «Заполнение таблицы» - 3.    

Набранные баллы суммируются. Оценка «отлично» выставляется, если ученик набрал 14-15 баллов,  «хорошо» - 13-11 баллов, «удовлетворительно» - 8-10 баллов.

Работы передаются учителю.

4. Решение задач. На данном этапе урока учащиеся выполняют задания в группах, не используя при этом компьютер. Работы учащихся проверяются и оцениваются учителем.  (Используются групповые формы работы - сотрудничество)

Задание 4. Числовые последовательности. (Задание оценивается 4-мя баллами.)

Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:

1 Вар. 110002, 1616, 2010, 258, 435 (Ответ:  2010, 258, 1616, 435, 110002) 

2 Вар. 3510, 2716, 725, 468, 1001002 (Ответ:  3510, 1001002, 435, 468, 2716) 

Задание 5. Решить примеры:

1. Выполните сложение чисел в двоичной системе счисления:

а) 10101+111=

б) 1100011+1010=

в) 11100+11=

2. Выполните вычитание чисел в двоичной системе счисления:

а) 11101-100=

б) 1101001-11010=

в) 1100100-1001=

Ответы:

1. а) 11100

    б) 1101101

    в) 11111

2. а) 11001

    б)1001111

    в) 1011011

5. Творческие задания. Учащиеся выполняют задания за компьютером. Работа учащихся проверяется и оценивается компьютером и учителем.  Используется электронное приложение «Системы счисления». (используются ИКТ-технологии)

Задание 6. Русская поговорка. (Задание оценивается 5-ю баллами.) (Используются игровые технологии)

Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.

(Ответ:  ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ) 

Задание 6. Загадка поэта. (Задание оценивается 2-мя баллами.)

Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.

Ей было тысяча сто лет,
Она в
сто первый класс ходила,
В портфеле по
сто книг носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими
десятью ушами,
И
десять загорелых рук
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато
стоногий.

И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение:

Ей было 12 лет,
Она в
5  класс ходила,
В портфеле по
четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими
двумя ушами,
И
две загорелые руки
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато
четырехногий.

И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

6. Задание на дом. § 1.1. Системы счисления, раб. тетрадь № 19

Вычислив приведенные в таблице значения х и у, записать их в 10 с.с. и построить в координатной плоскости полученные точки, соединив их последовательно друг с другом.

  1. Заключение. 

Какое задание было самым интересным?

Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?

С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

Какие задания вы считаете самыми интересными и какие задания можете предложить по данной теме?

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).

Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!

Зам. директора по УВР                                                        Е.В.Каримова

Приложение 1

Фамилия, имя учащегося _____________________   Класс ________

1. Графический диктант:                  Количество  баллов ________ 

2.  Кроссворд

По горизонтали: 

  1. Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения  в последовательности цифр, изображающей число.
  2. Последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» или «вес» каждого разряда.
  3. Символы, при помощи которых записывается число.

По вертикали: 

  1. Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления.
  2. Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел.                                    Количество  баллов ________ 

3. Заполнение таблицы 

Система счисления 

Основание 

Алфавит 

Десятичная

10

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9

Восьмеричная

8

0; 1

16

 Количество  баллов ________         Сумма   баллов ______________ 

Оценка _____________ 

Приложение 2

Задание 5

1. Выполните сложение чисел в двоичной системе счисления:

а) 10101+111=

б) 1100011+1010=

в) 11100+11=

2. Выполните вычитание чисел в двоичной системе счисления:

а) 11101-100=

б) 1101001-11010=

в) 1100100-1001=

Задание 7. Русская поговорка.

Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»

Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....

Методическая разработка открытого урока 8 класс.

Методическая разработка открытого урока 8 класс....

Методические разработки к уроку 6 класс "Сложение чисел с одинаковыми и разными знаками"

В методической разработке содержится конспект урока, буклет и технологическая карта. Урок построен на технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон.Буклет отображается некорректно....

Презентация Методическая разработка "Открытый урок по классу вокала. Ансамблевое (дуэтное) музицирование"

Методическая разработка с кратким описанием основных важных этапах работы с вокальным дуэтом  на примере нескольких высокохудожественных произведений....

Методическая разработка интегрированного урока. 6 класс. Растения и математика.

Интегрированный урок по математике и биологии составлен для 6х классов в соответствии с ФГОС....