Конспект урока «Информационные модели»
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Цели урока:

  • Формирование представлений учащихся о моделях и моделировании;
  • Знакомство с классификацией информационных моделей по способу представления;
  • Развитие практических  умений и навыков создания информационных моделей различных видов.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

  • Орг. момент (1 мин).
  • Актуализация знаний (8 мин).
  • Объяснение нового материала (10 мин).
  • Решение задач на закрепление (7 мин.)
  • Работа с компьютером (15 мин).
  • Подведение итогов, постановка домашнего задания (4 мин).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_informatika_1.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

«Информационные модели»

Оборудование урока: УМК Л. Босовой «Информатика-7»: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе; распечатки, компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

Цели урока:

  • Формирование представлений учащихся о моделях и моделировании;
  • Знакомство с классификацией информационных моделей по способу представления;
  • Развитие практических  умений и навыков создания информационных моделей различных видов.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

  • Орг. момент (1 мин).
  • Актуализация знаний (8 мин).
  • Объяснение нового материала (10 мин).
  • Решение задач на закрепление (7 мин.)
  • Работа с компьютером (15 мин).
  • Подведение итогов, постановка домашнего задания (4 мин).

Ход урока:

1. Орг. момент
- приветствие; проверка отсутствующих.

2. Актуализация знаний

  • Дайте определение следующим понятиям:
  • Модель (объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью)
  • Моделирование (метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов).
  • Какие виды моделей Вы знаете? Поясните. (натурные - реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования; информационные- описания объекта оригинала на языках кодирования информации.)
  • Назовите причины создания следующих моделей:
  • Вращение Земли вокруг своей оси.swf (Причина создания моделей: >объект слишком велик.)
  • Модель атома кислорода.swf (Причина создания моделей: малые размеры, невозможность зафиксировать характер связей и скорость движения в реальном процессе.)
  • Двигатель внутреннего сгорания.swf (Причина создания моделей: >процесс протекает очень быстро.)
  • Происхождение озер.swf (Причина создания моделей: процесс протекает очень медленно)
  • Стихии.swf (Причина создания моделей: исследование объекта может оказаться опасным для окружающих.)
  • Определите какие из следующих моделей являются информационными, а какие натурными (примеры натуральных моделей: манекен, авиамодель, муляж картофеля; примеры информационных моделей: фотография, карта местности, чертеж авто).

3. Объяснение нового материала
Сегодня на уроке мы поговорим об информационных моделях и рассмотрим их виды.
Давайте разберем такую жизненную ситуацию: вам необходимо приобрести дачу. При покупке на что вы обращаете внимание в первую очередь (
внешний вид)?
В таблице, приведен пример информационной модели дачного дома — карточка из каталога, по которому вы можете выбрать подходящий дом. Каждая карточка в каталоге содержит названия свойств дома (слева) и значения этих свойств (справа). Это полная информация об объекте? (
нет). На что ещё вы обращаете внимание при покупке дачи? (стоимость, район, …)

информационная модель дачного дома

Все названия свойств в информационных моделях — это всегда знаковые элементы, потому что название может быть выражено только знаками. А вот значения величин могут нести как знаковую, так и образную информацию. Например, в табл. значение величины «внешний вид» выражено образным элементом (рисунком), а значения остальных величин выражены с помощью знаков (чисел, слов, запятых).
- Давайте вместе с вами подумаем и скажем, что такое
информационные модели? В какой форме они представляют объекты?
Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах,
называют информационной моделью. 
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

По способу представления различают следующие виды информационных моделей:

виды информационных моделей

  • Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.).

Вопросы:

  • Рисуете ли вы чертежи на уроках черчения?
  • На каких предметах вы пользуетесь рисунками? (иллюстрации в учебниках ботаники, географии)
  • Какую информацию можно получить из фотографии со спутников поверхности Земли? (Изображения со спутников также были использованы для построения подробных карт, необходимых при строительстве дорог, прокладке железнодорожных путей и ирригационных каналов. Появилась возможность составлять карты подводного рельефа, например коралловых рифов, представляющих потенциальную опасность для мореплавания.)
  • Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Словесные описания – это письменное или устное представление информационной модели средствами естественного языка.

Примеры моделей:

  • информация в учебниках
  • произведения художественной литературы
  • тексты, описывающие алгоритмы
  • текстовое описание объектов и процессов

Формула  - выраженный условными знаками ряд математических величин в их функциональных зависимостях (в математике).
Примеры моделей:

  • модель прямолинейного перемещения тела >Формула
  • математическая модель периода колебаний пружинного маятника >Формула
  • Во многих моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Такие модели называют смешанными. Примерами смешанных информационных моделей могут служить таблицы, графики, диаграммы, схемы (географические карты, блок-схемы, графы) и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и символьный язык.

4. Решение задач на закрепление. (Файл Информационное моделирование.swf, раздел задания)
№1. Укажите информационные модели.

  • физическая карта
  • глобус
  • график зависимости расстояния от времени
  • макет здания
  • схема узора для вязания крючком
  • муляж яблока
  • манекен
  • схема метро

№2. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект — модель». 

  • компьютер — процессор
  • слякоть — насморк
  • автомобиль — техническое описание автомобиля
  • город — путеводитель по городу
  • самолет — радиоуправляемая модель самолета
  • человек — манекен
  • Новосибирск — город

№3. Заполните схему информационных моделей. Впишите справа термины, в соответствующие прямоугольники. 

Заполните схему информационных моделей

№4. Приведите примеры: 
 а) образной информационной модели _________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 б) знаковой информационной модели _________________________________________________

__________________________________________________________________________________

в) смешанной информационной модели________________________________________________

5. Работа с компьютером. Мир информатики 3 год, тема «Моделирование», собираем аппликацию
6. Подведение итогов, постановка домашнего задания.  Прочитать §2.2, решить задачу №5
№5.  Построение информационных моделей. 
Рассматривается задача: «Из Городовиковска в Элисту выезжает рейсовый автобус со скоростью 60км/ч. Одновременно из Элисты в Городовиковск отправляется маршрутное такси, скорость которого 80 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между городами равно 280 км»
Учитель: ребята, о каком реальном объекте идёт речь в задаче? (объект-процесс движения автобуса и такси).
Давайте рассмотрим различные способы представления этого объекта, т.е. построим различные информационные модели. В ходе беседы с учащимися выясняем, что  можно построить следующие модели:
Знаковая (записанная на языке математических формул)
V1  -  скорость автобуса,
V2  -  скорость такси,
S – расстояние, t -
? время движения.
t =  S : (V1 +V2)
Образная  (отрезок – расстояние между городами, стрелки – скорости и направление движения, флажок – место встречи)

модель

Смешанная

Объект

Расстояние, км
(движение навстречу)

Скорость, км/ч

Время, ч

Рейсовый автобус

280

60

 ?

Такси

80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Информационные модели на графах"

Данная презентация служит дополнением к методической разработке "Информационные модели на графах"...

Урок: "Информационные модели на графах"

Конспект урока по теме "Информационные модели на графах"...

Конспект урока «Информационные модели систем управления»

Познакомить учащихся с информационными моделями систем управления....

План-конспект урока "Информационные модели" по информатике и ИКТ для 7 класса с презентацией и материалами для интерактивной доски. Учитель Лысенко Нина Александровна.

План-конспект урока "Информационные модели" по информатике и ИКТ для 7 класса с презентацией и материалами для интерактивной доски. Учитель информатики и ИКТ Лысенко Нина Александровна....

Разработка урока «Информационные модели на графах», 6 класс

Урок изучения нового материала «Информационные модели на графах» формирует виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. Умение структурировать и визуализировать информацию с помощью схем ...

методическая разработка урока "Информационные модели процесса передачи информации"

В данной разработке представлены конспект урока, презентация к уроку и файл для практической части урока. На уроке будут построены и исследованы информационные модели – математическая, табличная...