План-конспект урока "Информационные модели" по информатике и ИКТ для 7 класса с презентацией и материалами для интерактивной доски. Учитель Лысенко Нина Александровна.
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме

Лысенко Нина Александровна

План-конспект урока "Информационные модели" по информатике и ИКТ для 7 класса с презентацией и материалами для интерактивной доски. Учитель информатики и ИКТ Лысенко Нина Александровна.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рабочая тетрадь (стр.44) Релаксация


Предварительный просмотр:

В начале освоения текстового процессора Word я боялся как    …     и был неповоротлив как  …. Задания выполнял медленно как ….

На протяжении многих дней  я был упрям как    … и трудолюбив как ….

Теперь, когда я сижу за компьютером, я ощущаю себя свободно как   …    в небе. Я ориентируюсь в панелях инструментов Word как    …      в воде. Я смел в выборе пунктов меню как ….

Сегодня я спокоен как     …       и мудр как        … .

         



Предварительный просмотр:

План – конспект

 урока информатики и ИКТ

 в 7  классе МБОУ СОШ №39  города Иваново

Тема:  «ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ»

Цель:

выработать у учащихся навыки создания информационных моделей

Задачи:

  1. Интерпретация понятия «информационные модели»
  2. Реконструкция гипотезы по опыту, эксперименту ученых

Тип  урока: усвоение новых знаний и умений

Методы: проблемно – поисковый, мозгового штурма,  дедуктивный

Технологии: учебное проектирование

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения:

Учебник: Босова Л.Л.  Информатика. Учебник для 7 класса. М. Бином. 2008 г

    Босова Л.Л.  Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. М. Бином. 2008 г.

Мультимедийная презентация

 «Информационные модели», содержащая фрагменты для отдыха - создана учителем

Интерактивная доска

Используется для проверки домашнего упражнения из рабочей тетради и выполнения упражнений в классе

План урока

1. Мотивационный этап.

  • Организационный момент. Распределение учащихся по группам на соревнующиеся команды. Все  результаты работы участников идут в зачет команд.
  • Мотивация. Актуализация знаний
  • Постановка проблемы.
  • Целеполагание и постановка задач урока.
  1. Операционный этап.
  • Формулирование гипотезы.
  • Формирование учебных действий.
  • интерпретация новой темы с демонстрацией мультимедийной презентации и параллельным выполнением задания в рабочей тетради.
  • определение вида информационных моделей ноосферной тематики, демонстрируемых на экране, с помощью схемы, приведенной в учебнике;
  • ответы на вопросы из учебника;
  • выполнение заданий в рабочей тетради, с одновременной проверкой на интерактивной доске;
  • работа с шуточным рассказом на интерактивной доске.
  • презентация из работ учеников начальной школы – медитация.
  • создание группами знаковых моделей по темам, демонстрируемым на интерактивной доске
  • оценка работы групп со знаковыми моделями
  • работа учащихся в паре по созданию смешанных информационных моделей за компьютером .
  • упражнения для глаз.
  • оценка работы в парах  по созданию смешанных информационных моделей
  • защита гипотезы о понятии «информационные модели».
  1. Аналитический этап.
  1. выполнение цели  и задач урока, решение проблемы (рефлексия)
  2. формирование умений оценки и самоконтроля учащихся
  3. комментирование домашнего задания, подведение итогов

Ход урока:

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мотивационный этап.
  • Организационный момент

Сообщает тему урока, а также то, что это будет урок – соревнование. Соревноваться будут 4 группы. Каждый ответ участника приносит команде 1 балл. По набранному количеству баллов будет определена команда – победитель.

Запись в тетрадь

Распределение учащихся на 4 группы. Ознакомление с правилами работы в группе.

  • Мотивация. Актуализация знаний.

 Зачем нужны информационные модели человеку? Возможно ли обойтись без них? Возможно ли познание окружающего мира без моделирования? В чем заключается преимущество человека, способного создавать  информационные модели?

  • Формулирование  проблемы:
  1. Рассказывает об увиденном на улице объявлении, в котором только фото собаки и больше ничего нет.
  2. Задаёт вопросы:

а) какое отношение этот случай имеет к теме урока;

б) какую информацию содержит

объявление

в) с какой целью оно было вывешено

3. После выдвижения всех вариантов проблем от каждой группы спрашивает, достаточно ли было информации в объявлении?

                                   

Внимательно слушают и отвечают на вопросы и выявляют у себя дефицит знаний о понятии «информационные модели» и умение создавать информационные модели и применять их в своей деятельности

Отвечают, что фото – это  модель собаки

Приходят к выводу, что информации недостаточно, модель нужно дополнить, т.е. получится другая модель. Какая другая? Пока неизвестно.

Предлагают формулировку проблемы о понятии «информационные модели».

Следовательно, на уроке нам нужно выяснить виды информационных моделей  (развиваются логические операции: анализ, обобщение, умозаключение).

Отвечают, что информации недостаточно.

  • Целеполагание и постановка задач урока.

Цель:Цель:

выработать у учащихся навыки создания информационных моделей

Задачи:

  1. Интерпретация понятия «информационные модели»
  2. Реконструкция гипотезы по опыту, эксперименту ученых

Операционный этап.

  • Формулирование гипотезы.

.

Самостоятельно или совместно с учителем формулируют цель и задачи урока.

Самостоятельно в группах формулируют определение понятия «информационные модели» и озвучивают. Все предлагаемые варианты размещаются на интерактивной доске: старший группы набирает текст гипотезы за компьютером и сохраняет его в виде файла с помощью локальной сети в общую папку на компьютере учителя, Содержимое файлов демонстрируется на интерактивной доске.

  • Формирование учебных действий.
  • интерпретация новой темы с демонстрацией мультимедийной презентации со схемой видов моделей.
  •  и параллельным выполнением задания в рабочей тетради.

Учитель помогает учащимся формировать учебные действия через исследовательский характер задания, создает ситуацию, позволяющую проявить самостоятельность учащимся, организует работу с учеником.

  • На основе полученных знаний о знаковых и образных моделях, предлагает определить, что такое смешанные модели

формулируют понятия образных и знаковых моделей

Выполняют задание № 11 (стр.34) в рабочей тетради (схема видов информационных моделей) – когнитивная деятельность учащихся.

Опираются на понятие как способ действия.

Отрабатывают умения анализировать условие задания, планировать свою работу, самостоятельно пополнять свои знания, находить рациональный способ решения, составлять опорные схемы и определять виды информационных моделей на конкретных примерах и иллюстрациях.

Высказывают предположения, что смешанные модели содержат элементы знаковых и образных моделей (умозаключение)

  • Демонстрирует слайды с образными, знаковыми и смешанными моделями: забавными фото животных , пейзажами природы, фото птиц, таблицы с информацией о птицах, статистические данные о природных ресурсах
  • Предлагает вопросы из учебника
  • Предлагает ученикам создать смешанную модель, дополняя шуточный рассказ отсутствующими фрагментами. Фрагменты выбираются  из предложенных на интерактивной доске картинок, и перемещаются  в нужное место текста.

  • Предлагает выполнить творческое задание:

 демонстрирует на интерактивной доске темы для информационных моделей;

предлагает обсудить результаты работы групп

  • Создание смешанных информационных моделей за компьютером

Поясняет, что выполненная  компьютерная работа будет демонстрироваться ученикам начальной школы в качестве образца.

Упражнения для глаз

Определяют виды моделей, пользуясь схемой в учебнике (рис. 2.1, стр.46), а также цель создания модели и информацию, которую содержит модель (анализ)

Создают смешанную модель на интерактивной доске на основе шуточного рассказа.

Работа в группах, создание знаковых информационных моделей на темы природы.

Демонстрация результата

Работа в парах за компьютером  в Power Point или Word (по выбору). Создание смешанных информационных моделей. Картинки с пейзажами природы вставляют в текст из коллекции Microsoft или из Internet.

Выполняют упражнения для глаз.

  • Релаксационная пауза (презентация работ учеников начальной школы – «Путешествие Вини – Пуха за мёдом», далее медитация)

:

           

Релаксация, медитация

             

  1. Аналитический этап.
  • Выполнение цели и задач урока (рефлексия).

 Предлагает инверсию о выполнении учащимися цели, задач и проблемы урока.

  • Формирование умения оценки и самоконтроля учащихся.

Демонстрирует на интерактивной доске смешанные модели, созданные учащимися в парах, предлагает дать оценку этим моделям, используя алгоритм оценивания.

 Считают, что цель достигнута, задачи решены, проблема разрешилась, т.к. исчез недостаток в знаниях об информационных моделях и их классификации.

Ученики владеют критериями оценки, соотносят результат с условиями задания, с эталоном. Содержательно обосновывают правильность или ошибочность своего результата и результата другого ученика, анализируют причины

затруднения и планируют пути их преодоления

  • Комментирование домашнего задания, подведение итогов.

Домашнее задание (на слайде):

Учебник:

         § 2.2, вопросы 2-3  (стр.49) устно

Рабочая тетрадь:

         задания № 12, 13 (стр.45)

Пояснение домашнего задания

Запись в тетрадь

Подводит  итог урока, выставляет отметки учащимся.

.

МБОУ СОШ № 39, кабинет информатики.

Учитель  высшей категории  Лысенко Нина Александровна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА: «ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ » Учитель МБОУ СОШ № 39 г.Иваново Лысенко Нина Александровна 1

Слайд 2

? 2

Слайд 3

ЦЕЛЬ УРОКА: Получить навыки создания информационных моделей Задачи : 1. Интерпретация понятия «информационные модели»; 2. Реконструкция гипотезы по опыту, эксперименту ученых. 3

Слайд 4

Попробуйте сформулировать определение понятия «информационные модели». 4

Слайд 5

Информационная модель - набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте. 5

Слайд 6

Рабочая тетрадь задание № 11 (стр.44) 6

Слайд 7

Образные модели Образные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации. 7

Слайд 8

8

Слайд 9

Знаковые модели Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). 9

Слайд 10

Вулкан красный, горячий, извергается, пылает. S := 1; f ог N := 3 downto 1d о Ье gin S := S * N ; еп d ; Write ( S ) ; 10

Слайд 11

Модель одноклеточной Водоросли хламидомонады 11

Слайд 12

12

Слайд 13

13

Слайд 14

Скворец Ласточка 14

Слайд 15

Канарейка Соловей 15

Слайд 16

Сколько живут птицы скворец канарейка соловей голубь около 20 лет свыше 15 лет до 19 лет от 20 до 30 лет Сколько работают птицы в сутки скворец ласточка стриж горихвостка не менее 11 часов не менее 18 часов около 1 9 часов более 20 часов 16

Слайд 17

Учебник вопрос № 1 (стр.49) 17

Слайд 18

Шуточный рассказ В начале освоения текстового процессора Word я боялся как … и был неповоротлив как …. Задания выполнял медленно как …. На протяжении многих дней я был упрям как … и трудолюбив как …. Теперь, когда я сижу за компьютером, я ощущаю себя свободно как … в небе. Я ориентируюсь в панелях инструментов Word как … в воде. Я смел в выборе пунктов меню как …. Сегодня я спокоен как … и мудр как … . Интерактивная доска 18

Слайд 19

Задание Создайте знаковую модель для одной из тем: 19

Слайд 20

20

Слайд 21

21

Слайд 22

22

Слайд 23

23 Задание знаковая модель

Слайд 24

Работа за компьютером По выбранной ранее теме создать смешанную информационную модель, используя свою знаковую модель. (в Power Point или в Word – по желанию) 24

Слайд 25

РЕЛАКСАЦИЯ 25

Слайд 26

ИТОГИ УРОКА Получить навыки создания информационных моделей ЦЕЛЬ УРОКА: 26 Задачи : 1. Интерпретация понятия «информационные модели»; 2. Реконструкция гипотезы по опыту, эксперименту ученых.

Слайд 27

Домашнее задание Учебник § 2.2, вопросы 2-3 (стр.49) устно Рабочая тетрадь задания № 12, 13 (стр.45) 27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для интерактивной доски для урока в 5 классе на тему "Задачи на проценты"

Материалы для интерактивной доски для урока математики (авторы учебника: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович) в 5 классе на тему "Задачи на проценты" в соответствии с ФГОС, используется системно-деятельностны...

Материалы для интерактивной доски "Задания из рабочей тетради по математике для учащихся 5 класса, автор И.И.Зубарева"

Задания из рабочей тетради по математике для учащихся 5 класса, автор И.И.Зубарева, к главе 5 "Геометрические тела": "Прямоуголный параллелепипед" в электронном варианте для интерактивной доски...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе с презентацией

Данная работа содержит развернутый план-конспект урока английского языка в 5 классе "Spotlight" и презентацию к уроку....

План-конспект открытого урока по информатике: "Метод координат" (5 класс Босова ФГОС)

План-конспект открытого урока с дополнительными материалами....

План-конспект к уроку по информатике и ИКТ (9 класс) по теме: "Моделирование. Основные понятия. Роль моделирования в деятельности человека"

Урок является первым по теме «Моделирование» и имеет исключительно важное мировоззренческое значение. Урок формирует системный подход к миру, в котором мы живем, формирует представление о моделировани...

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доски Тема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III тип чтения гласных. Вопросительные слова. Учитель — Валушева Е.Н, учитель английского языка МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска С

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доскиТема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III  тип чтения гласных. Вопросительные слова.Учитель — Валушева Е...