рабочая программа II вида элективного курса «Подготовка к ЕГЭ (Информатика и ИКТ)»
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

рабочая программа адаптирована для учеников 9-10 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_elektivnyy_kurs_9-10_klass_2013.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

город Славянск-на-Кубани

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 имени полководца А.В. Суворова

города Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №_1_

от __31 августа_2013_года

Председатель педсовета

__________________ Т.Я. Кириллова

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА II вида

по    __элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ (Информатика и ИКТ)»_______

ступень обучения: основное общее  

9-10  классы

Количество часов __30 __              

 уровень базовый 

Учитель    ____Мохова Виктория Анатольевна__________________________

Программа разработана на основе программы Готовимся е ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/ Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. – 2-е изд., испр. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с. : ил.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Готовимся к ЕГЭ по информатике»  10-11 классов из учебного пособия «Готовимся е ЕГЭ по информатике. Элективный курс» Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. – 2-е изд., испр. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с. : ил. Программа рассчитана на 30 часа в год (1 час в неделю).

Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?

Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

Цели и задачи курса 

  • Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.
  • Формирование алгоритмической культуры.
  • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
  • Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.
  • Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.
  • Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
  • Развитие алгоритмического мышления учащихся.
  • Формирование навыков грамотной разработки программ.
  • Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ:

 п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая  программа

1

Знакомство с демонстрационными материалами по информатике 2014 год. Введение в систему программирования Паскаль АВС.

1

2

Введение в алгоритмику. Понятие линейного алгоритма.

1

3

Структура программы на языке Паскаль АВС. Основные операторы и функции.

1

4

Понятие циклического алгоритма. Разработка программы

1

5

Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные.

1

6

Организация ввода-вывода. Оператор присваивания. Арифметические выражения.

1

7

Практикум по решению задач 7, 9.

1

8

Организация ветвлений в программах.

1

9

Условный оператор. Оператор безусловного перехода.

1

10

Практикум по решению задач 10

1

11

Перечислимые и ограниченные типы данных. Оператор выбора case.

1

12

Практикум по решению задач А5, В2, В3.

1

13

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы.

1

14

Практикум по решению задач А12

1

15

Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.

1

16

Практикум по решению задач В6, В7.

1

17

Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве.

1

18

Сортировка массива. Способы сортировки.

1

19

Практикум по решению типовых задач

1

20

Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов

2

1

21

 Квадратная матрица. Транспонирование матрицы.

2

1

22

Практикум по решению типовых задач

1

23

Графический модуль Паскаль АВС. Графические примитивы.

1

24

Графика и графические операторы в языке Паскаль.

1

25

Построение графиков функций.

2

1

26

Программирование исполнителей.

1

27

Исполнитель алгоритмов. Исполнитель «Чертежник».

2

1

28

Исполнитель алгоритмов. Исполнитель «Робот».

2

1

29

Решение задач по пробным вариантам ГИА 2013 г.

2

1

30

Обобщающий урок.

1

1

Итого:

36

30


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Введение в язык программирования Паскаль
Место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня. Структура программы на языке Паскаль. Структура модулей в Турбо Паскаль. Пользоваться готовыми модулями и разбираться в их структуре, назначении отдельных разделов.

Данные. Типы данных. Выражения. Операнды. Операции
В
еличина и ее характеристики. Что такое операция, операнд и их характеристики; принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных; состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль. логические выражения и входящие в них операнды, операции и функции. Примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить.

Операторы
О
сновные операторы языка Паскаль. Синтаксис операторов. Детали процесса исполнения каждого из операторов. Организация ввода вывода. Линейные программы. Условный оператор. Составные условия. Вложенный условный оператор. Составление программ с применением условного оператора. Оператор безусловного перехода. Оператор выбора. Операторы цикла. Вложенные циклы. Перечислимый и интервальный типы данных. Назначение перечислимого и интервального типов данных. Примеры программ, использующих эти типы. Построение интервального типа на базе произвольного порядкового типа.

Процедуры и функции.
Понятие подпрограммы. Правила описания процедур и функций в Паскале Вызов процедур и функций. Отличия между формальными, локальными и глобальными переменными. Отличия между параметрами-переменными и параметрами-значениями. Отличия между процедурами и функциями. Область действия описаний в процедурах. В чем в заключается рекурсия и как она реализована на Паскале.. Формирование процедуры и функции.

Структурированные типы данных
 Структурированные типы данных в языке Паскаль. Свойства и операции над величинами структурированных типов. Понятие массива. Объявление массива в программе, заполнение массива и его вывод. Сумма элементов массива. Поиск элементов по заданному условию. Алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа №1 Практикум по решению задач 7, 9.

Практическая работа №2 Практикум по решению задач 10.

Практическая работа №3 Практикум по решению задач А5, В2, В3.

Практическая работа №4 Практикум по решению задач А12.

Практическая работа № 5 Практикум по решению задач В6, В7.

Практическая работа № 6-7 Практикум по решению типовых задач.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОГРАММОЙ

В результате изучения основ программирования учащиеся должны:

знать

  • Структуру программы на языке Паскаль
  • Понятие величины
  • Математические функции и операции языка
  • Типы данных
  • Операторы и их синтаксис
  • Правила написания процедур и функций на языке Паскаль; их различия
  • Понятие одномерного и двумерного массива
  • Алгоритмы поиска и сортировки

уметь

  • «читать» готовую программу
  • Записывать математические выражения на языке Паскаль
  • Описывать словесно работу операторов
  • Разрабатывать программы, требующие вложения одного и более операторов
  • Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах.
  • Формировать процедуры и функции. Правильно строить обращения к процедурам и функциям.
  • Описывать, заполнять и выводить массивы
  • Обрабатывать массивы

СПИСОК УМК

  1.  Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 классы.
  2.  Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 классы.
  3. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс.
  4.  Макарова Н.В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира/Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009. – 300 с.: ил.
  5.  Макарова Н.В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий/Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009. – 430 с.: ил.
  6.  Макарова Н.В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий/Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009. – 300 с.: ил.
  7. Готовимся е ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/ Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. – 2-е изд., испр. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с. : ил.

Согласовано

На заседании ШМО учителей

Естественно-научного цикла

Протокол №1 от   31   .   08     .13 г.

Руководитель ШМО

Лихачева М.В.

____________________________

Согласовано

заместителем директора по УВР

Беленко Л.Г._______________

«_31__» __    августа     _2013  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 9 класс элективный курс

Рабочая программа 9 класс элективный курс Введение в избирательное право...

Рабочая программа и КТП элективного курса "Искусство устной и письменной речи" 10-11 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И. Львовой. Она предназначена для проведения занятий элективного курса в 10-11 классе...

Рабочая программа 9 класс элективный курс

Рабочая программа по элективному курсу "Пенсионный всеобуч" 9 класс 17 часов...

Рабочая программа 8 класс элективный курс ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ

Рабочая программа 8 класс элективный курс ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ...

Рабочая программа и КТП элективного курса "Общество и мы" 5 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Общество и мы", уровень предпрофильный.Курс предполагает изучение начал экономики...

Рабочая программа 11 класс элективный курс "Подготовка к ЕГЭ"

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...