Системы счисления
план-конспект урока по информатике и икт на тему
Предварительный просмотр:
Системы счисления
Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала, урок-игра.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Цели урока: Развитие информационно-коммуникативных навыков через развитие у обучающихся представления о системах счисления, развитие творческого мышления.
Обучающая:
- отработать навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую;
Развивающая:
- развитие у учащихся представления о системах счисления;
- развитие творческого мышления;
- развитие интереса к предмету;
Воспитательная:
- воспитание человеческого достоинства, ответственности за свои поступки;
- воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку.
Организационный этап.
Класс делится на 3 команды. Каждой команде соответствует свой цвет.
Каждому из учеников приготовлена папка с материалами для урока. Дети берут документы и тот, у кого в файле попалась звездочка, будет капитаном команды. Капитан в течение игры распределяет между участниками команды вопросы, на которые тот будет отвечать.
Ход урока:
Сегодня у нас несколько необычный урок. Мы все очень любим играть, поэтому наш урок сегодня пройдет в игровой форме.
Вы знакомы с римскими цифрами. Первые три из них — I, V, X. Их легко изобразить, используя палочки или спички. Ниже написано несколько неверных равенств. Как можно получить из них верные равенства, если разрешается переложить с одного места на другое только одну спичку (палочку)?
1) VII — V = XI;
2) IX — V = VI;
3) VI — IX = III;
4) VIII — III = X.
Ответ: Будьте внимательны — в каждом примере перенесена только одна спичка (палочка).
VI + V=XI XI—V=VI
VI = IX-III VIII + II=X
В каком разделе изучения информатики мы с вами встречались с римскими цифрами ? (в теме системы счисления).
На доске открыта таблица с цветными квадратами. Таблица содержит по 4 вопроса каждого цвета.
Вопросы для синих квадратов.
- Способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков. Система счисления
- Наименьшее основание системы счисления 2
- Соотнести алфавиты систем счисления.
- Число 10210 может принадлежать позиционным системам счисления, кроме 1) двоичной 2) восьмеричной 3) десятичной 4) шестнадцатеричной.
Вопросы для красных квадратов.
- Ей было 1100 лет,
Она в 101-й класс ходила,
В портфеле по 100 книг носила -
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато 100-ногий.
Приведите это стихотворение к нормальному виду (в десятичной системе счисления).
- Мартышка-мама связала 111 своим непослушным детишкам по перчатке на каждую руку и ногу. Но они порвали все свои перчатки, кроме младшего, который порвал только 111. Сколько перчаток попадет маме в починку? (Ответ представить в 10 СС). (18 перчаток)
- Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря:
101 карась в ведерке
И 100 пескаря.
Посчитай-ка улов
У кого ответ готов? (9)
- Конь о 100 ногах и тот спотыкается.
У 111 мамок дитя без глаза.
За битого 10 небитых дают.
За 10 зайцами погонишься – ни одного не поймать.
Старый друг лучше новых 10.
Общие вопросы для всех учеников.
Выполняют все ученики в тетрадях.
Первый выполнивший, приносит своей команде дополнительный балл.
- Русская поговорка.
Ученики разгадывают ребус самостоятельно, на листочках. Результатом правильного решения является поговорка «Сделал дело – гуляй смело».
- Переведите в десятичную СС.
2А
1000001
ОТВЕТ:
42
65
Дети решают в тетрадях. Первый решивший выходит к доске и решает эти примеры.
- Решение неравенств. Сравнить числа в разных системах счисления.
Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.
а) 28510 ? 11D16 (Ответ: 28510 = 28510 )
б) 1111112 ? 11118 (Ответ: 6310 < 58510 )
в) 6С16 ? 1010012 (Ответ: 10810 > 4110 )
4.Выполнить следующие арифметические действия:
- Основание двоичной системы счисления сложить с количеством бит в одном байте.
- Результат умножить на десятичное число, которое в двоичной системе счисления записывается: 1002.
- К полученному результату прибавить отличную школьную оценку.
- Ответ перевести в двоичную систему счисления.
Оценивается правильность и скорость выполнения задания
Ответ:
(2+8)*4+5=45
4510 = 1011012.
Занимательные задачи для каждой команды.
(Команда выбирает листок с задание, не видя самого задания)
- У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть?
Ответ: Да. У меня 4 брата. Младшему 8 лет, а старшему 15 лет. Старший учится в 9 классе.
- В классе 111100% девочек и 1100 мальчиков. Сколько учеников в классе.
Ответ: В классе 60% девочек и 12 мальчиков. Всего 30 учеников в классе.
- Один шестиклассник о себе написал так: «Пальцев у меня 24, на каждой руке 5, а на ногах 12». Как же это могло быть?
Ответ: 248 = 2010, 128 = 1010
Итак, мы с вами очень серьезно и много поработали.
А теперь скажите мне , чему вы научились на этом уроке? (научились логически мыслить)
Где вам могут пригодиться эти знания? (при сдаче ЕГЭ, при изучении устройства компьютера)
Подведение итогов. Объявление оценок.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"
Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...
Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления
Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...
Перевод чисел из 2 системы счисления в системы счисления с основаниям 2
Разработка урока...
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.
План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...