Рабочая программа по информатике для 8 класса. Учебник Н.Д. Угринович.
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Севостьянова Марина Юрьевна

Рабочая программа по информатике составлена на основе учебника:

  1. Информатика  и  ИКТ. Базовый  курс:  учебник  для  8 класса/ Н.Д. Угринович – 2 изд., испр. – М.: - БИНОМ. Лаборатория  знаний,  2009. – 178 с.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 с. Инзер

Согласовано                                                                                                    Утверждаю

Заместитель директора по УР                                                                              Директор МОБУ СОШ № 3 с. Инзер

________________ В.А. Брусова                                                                                  ________________ Н.А. Копылова

«______»_______________ 2013г.                                                                                «______»______________ 2013г

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ

ДЛЯ 8 КЛАССА

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель: Севостьянова Марина Юрьевна

Рассмотрено

на заседании школьного методического объединения

учителей математики, информатики

_____________________ А.Р. Шайхалиева

 протокол № ___ от  «____»______________ 2013г.

Инзер

2013г

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике в 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта для 5-9 классов, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 380с.
  3. Положения МОБУ СОШ № 3 с. Инзер о составлении рабочей программы учителя (утвержденного приказом по МОБУ СОШ № 3 с. Инзер от 22.06.2011 № 102)
  4. Учебный план МОБУ СОШ № 3 с. Инзер на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом по МОБУ СОШ № 3 с. Инзер от 31.08.2013 № 71
  5. Используемый  учебник: Информатика  и  ИКТ. Базовый  курс:  учебник  для  8 класса/ Н.Д. Угринович – 2 изд., испр. – М.: - БИНОМ. Лаборатория  знаний,  2009. – 178 с.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, которые рассчитаны с учетом требований СанПИН, на 25 минут и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование методов дифференцированного и индивидуального обучения. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

В качестве методов обучения применяются:

  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
  • наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
  • практические методы (упражнения, практические работы).

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

  • фронтальный опрос;
  • компьютерный практикум;
  • тестирование.

  • Текущий контроль осуществляется с помощью фронтального опроса и  практических работ (компьютерного практикума).
  • Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме теста по опросному листу.
  • Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме теста по опросному листу или, творческой работы.

Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

Основная форма контроля – тестирование.

Правила при оценивании:

  • за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
  • за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;
  • 71-85% — «4»;
  • 86-100% — «5».

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий:

В результате изучения информатики и ИКТ ученик 8 класса   должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в базе данных;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Содержание  курса  информатики

и  информационных  технологий  для  8 класса

Содержание курса информатики и информационных технологий для 8 класса  общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими разделами.

Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе общеобразовательной школы. Материал соответствует образовательному стандарту по информатике и ИКТ. Большое внимание в учебнике уделяется формированию у учащихся практическим умений и навыков в области коммуникационных технологий. Учебник мультисистемный, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться в операционных системах Windows и Linux.

Глава 1. Информация и информационные процессы

1.1. Информация в природе, обществе и технике

Темы  для  изучения:

1.1.1. Информация и информационные процессы в неживой природе

1.1.2. Информация и информационные процессы в живой природе

1.1.3. Человек: информация и информационные процессы

1.1.4. Информация и информационные процессы в технике

1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем

1.2.1. Знаки: форма и значение

1.2.2. Знаковые системы

1.2.3. Кодирование информации

1.3. Количество информации

1.3.1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

1.3.2. Определение количества информации

1.3.3. Алфавитный подход к определению количества информации

Практические работы к главе 1 «Информация и информационные процессы»

Практическая работа № 1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора

Практическая работа № 2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

2.1. Программная обработка данных на компьютере

Темы  для  изучения:

2.2. Устройство компьютера

2.2.1. Процессор и системная плата

2.2.2. Устройства ввода информации

2.2.3. Устройства вывода информации

2.2.4. Оперативная память

2.2.5. Долговременная память

2.3. Файлы и файловая система

2.3.1. Файл

2.3.2. Файловая система

2.3.3. Работа с  файлами и дисками

2.4. Программное обеспечение компьютера

2.4.1. Операционная система

2.4.2. Прикладное программное обеспечение

2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений

2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы

2.8. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации

2.8.1. Правовая охрана информации

2.8.2. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

2.8.3. Защита информации.

Практические работы к главе 2 «Компьютер  как  универсальное  устройство для обработки  информации»

Практическая работа № 3. Работа с файлами с использованием файлового менеджера

Практическая работа № 4. Форматирование  дискеты

Практическая работа № 5. Определение разрешающей способности мыши

Практическая работа № 6. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы 

Практическая работа № 7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение 

Глава 3. Коммуникационные технологии

3.1. Передача информации

Темы  для  изучения:

3.2. Локальные компьютерные сети

3.3.  Глобальная компьютерная сеть Интернет

3.3.1. Состав Интернета

3.3.2. Адресация в Интернете

3.3.3. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям

3.4. Информационные ресурсы Интернета

3.4.1. Всемирная паутина

3.4.2. Электронная почта

3.4.3. Файловые архивы

3.4.4. Общение в Интернете

3.4.5. Мобильный Интернет

3.4.6. Звук и видео в Интернете

3.5. Поиск информации в Интернете

3.6. Электронная коммерция в Интернете

3.7. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML

3.7.1. Web-страницы и Web-сайты

3.7.2. Структура Web-страницы

3.7.3. Форматирование текста на Web-странице

3.7.4. Вставка изображений в Web-страницы

3.7.5. Гиперссылки на Web-страницах

3.7.6. Списки на Web-страницах

3.7.7. Интерактивные формы на Web-страницах

Практические работы к главе 3 «Коммуникационные технологии»

Практическая работа № 8. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети

Практическая работа № 9. Подключение к Интернету 

Практическая работа № 10. «География» Интернета

Практическая работа № 11. Путешествие по Всемирной паутине

Практическая работа № 12. Работа с электронной Web-почтой

Практическая работа № 13. Загрузка файлов из Интернета

Практическая работа № 14. Поиск информации в Интернете

Практическая работа № 15. Разработка сайта с использованием разметки текста HTML

Учебно – тематический план

Тема

Кол-во часов

Количество практических работ

Количество Контрольных

Глава 1. Информация и информационные процессы

11

2

1

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

11

5

1

Глава 3. Коммуникационные технологии

10

8

1

Повторение

2

1

Итого

34

15

4

Литература:

1.Учебник:

Информатика  и  ИКТ. Базовый  курс: учебник  для  8 класса/ Н.Д. Угринович. – 2 изд. – М.: - БИНОМ. Лаборатория  знаний,  2009. – 178 с.

2. Дополнительная  литература:

  • Информатика. Базовый курс.7-9 классы /И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.- 384 с.: ил.
  • Общая информатика: учебное пособие для средней школы.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002.-592с.
  • Информатика  и  ИКТ. Базовый  курс: учебник  для  8 класса/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: - БИНОМ. Лаборатория  знаний,  2006. – 205 с.: ил.
  • Информатика в схемах и таблицах/ И.А. Трофимова, О.В. Яровая. – М.:Эскимо, 2012.-160с. – (Наглядно и доступно)
  • Информатика  и  ИКТ.: рабочая тетрадь для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний,  2012. – 95 с.: ил.


Календарно-тематический план

Тема урока

Планируемые предметные результаты

Вид контроля

Дата

 план

факт

1

Информация. Информатика

Техника безопасности

Информация в живой и в неживой природе

Иметь представление о предмете изучения. Приводить примеры использования информации человеком

Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером

Перечислять информационные процессы. Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. Называть свойства информации

Беседа

Зачет, подпись в журнале по ТБ

06.09

2

Правила набора текста

Знать правила набора текста. Уметь вводить прописные и строчные символы русского алфавита, различные значки. Уметь исправлять допущенную ошибку

Практическая работа

13.09

3

Информационные процессы в технике

Приводить примеры протекания информационных процессов в технических системах

Опрос

20.09

4

Кодирование информации с помощью знаковых систем

Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации

Беседа

27.09

5

Работа с фрагментами

Иметь представление о различных способах выделение фрагментов. Уметь выделять, копировать и перемещать фрагменты текста

Практическая работа

6

Знаковые системы

Приводить примеры знаковых систем. Осознавать роль двоичной знаковой системы

Опрос

04.10

7

Кодирование информации

Осознавать многообразие кодов, которые окружают человека. Понимать роль перекодирования. Уметь определять длину кода

18.10

8

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения информации.

Приведите примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний. Уметь переводить одни единицы измерения информации в другие.

Опрос. Решение задач

25.10

9

 «Перевод единиц измерения количества информации»

Уметь переводить одни единицы измерения информации в другие.

Практическая работа

08.11

10

Количество информации. Алфавитный подход к определению количества информации

Понимать суть алфавитного подхода. Вычислять информационную емкость одного знака алфавита. Вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-нибудь алфавита.

Решение задач

15.11

11

Контрольная работа № 1 «Количество информации».

тест

22.11

12

Компьютер – универсальное устройство обработки информации. Устройство компьютера

Называть функции компьютера при работе с информацией. Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функции

Опрос

29.11

13

Процессор и системная плата

Знать функции процессора. Называть основные характеристики процессора, влияющие на его производительность

тест

06.12

14

Устройства ввода информации. Устройства вывода информации

Установка разрешающей способности монитора Определение разрешающей способности мыши».

Понимать назначение устройств ввода, вывода  информации в составе компьютера. Приводить примеры устройств ввода и вывода  информации

Уметь изменять разрешающую способность монитора, мыши.. Понимать зависимость между разрешающей способностью монитора и качеством изображения

Опрос Практическая работа

13.12

15

Внутренняя память компьютера Долговременная память

 «Форматирование дискеты».

Понимать назначение внутренней памяти компьютера

Опрос

Компьютерный  практи-кум

20.12

16

Файловая система

Поиск файлов

Понимать принцип хранения информации в виде файлов. Уметь определять тип файла по расширению Понимать назначение операции форматирования. Знать виды файловых систем. Называть основные элементы файловой системы

Уметь пользоваться системой поиска Windows. Знать назначение символов «*» и «?» в шаблонах имен файлов

Опрос

27.12

17

Работа с файлами и дисками.

Называть операции, которые можно выполнять над файлами. Понимать суть операций архивирования/разархивирования файлов, дефрагментация диска

Опрос

17.01

18

«Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Уметь выполнять операции над файлами при помощи файлового менеджера

Компьютерный  практи-кум

24.01

19

Программное обеспечение компьютера. Операционная система

Правовая охрана программ и данных.

Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Называть группы программ. Понимать функции операционных систем

Опрос

Опрос

31.01

20

Графический интерфейс операционных систем и приложений

«Установка даты и времени».

Называть основные элементы управления.

Уметь управлять операционной системой посредством графического интерфейса

Опрос

Компьютерный  практи-кум

07.02

21

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.Защита информации.

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

Осознавать возможность заражения компьютера вирусами. Объяснять, что такое вирус. Знать меры профилактики – защиты от вирусов

Уметь пользоваться антивирусными программами для проверки носителя информации

Опрос

Демонстрация

14.02

22

Контрольная работа № 2.

«Устройство компьютера».

тест

21.02

23

Передача информации. Локальные компьютерные сети.

«Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»

Называть основную характеристику канала передачи информации – пропускную способность. Понимать назначение локальной сети. Знать различные топологии сети и их различие.

Совместное использование оборудования.

Решение задач

Практическая работа

28.02

24

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных.

 «Подключение к Интернету».

 «География» Интернета».

Понимать принцип адресации компьютеров в Интернете (IP-адрес, доменное имя). Знать некоторые мена верхнего уровня. Понимать назначение протокола передачи данных.

Региональная сеть, корпоративная сеть.

Практическая работа

07.03

25

Всемирная паутина. Электронная почта. «Путешествие во всемирной паутине».

«Работа с электронной Web-почтой».

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет.

14.03

26

Файловые архивы.

«Загрузка файлов из Интернета».

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет.

Опрос

21.03

27

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет.

Опрос

04.04

28

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

«Поиск информации в Интернете».

Иметь представление об услугах, предоставляемых сетью интернет.

11.04

29

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

Понимать назначение технологии WWW  и способы доступа в Web-ресурсам сети Интернет

18.04

30

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

Уметь оформлять Web-страницу, размещая на ней изображение. Уметь связывать несколько Web-страниц с помощью гиперссылок.

25.04

31

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Использование интерактивных форм на Web-страницах.

Опрос

02.05

32

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии»

тест

16.05

33

Повторение

23.05

34

Итоговая контрольная работа

тест

30.05

                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д.Угриновича

Рабочая программа по информатике 10 класс (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по информатике 6 класс (учебник Босова Л.)

Статус документаДанная программа составлена на основе примерной программы школьного образования по информатике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего обра...

Рабочая программа по информатике - 11 класс (УМК Н.Д.Угринович, профильный курс)

Содержание учебников «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 11 класса на профильном уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образо...

рабочая программа по информатике 8 класс учебник Босова 1 ч/нед

этот материал поможет учителям информатики в подготовке уроков по учебнику Босовой в 8 классе....