Рабочая программа по информатике для 8 класса. Учебник Н.Д. Угринович.
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа по информатике составлена на основе учебника:
- Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович – 2 изд., испр. – М.: - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 178 с.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по информатике для 8 класса | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 с. Инзер
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УР Директор МОБУ СОШ № 3 с. Инзер
________________ В.А. Брусова ________________ Н.А. Копылова
«______»_______________ 2013г. «______»______________ 2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ
ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Севостьянова Марина Юрьевна
Рассмотрено
на заседании школьного методического объединения
учителей математики, информатики
_____________________ А.Р. Шайхалиева
протокол № ___ от «____»______________ 2013г.
Инзер
2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике в 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта для 5-9 классов, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 380с.
- Положения МОБУ СОШ № 3 с. Инзер о составлении рабочей программы учителя (утвержденного приказом по МОБУ СОШ № 3 с. Инзер от 22.06.2011 № 102)
- Учебный план МОБУ СОШ № 3 с. Инзер на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом по МОБУ СОШ № 3 с. Инзер от 31.08.2013 № 71
- Используемый учебник: Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович – 2 изд., испр. – М.: - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 178 с.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, которые рассчитаны с учетом требований СанПИН, на 25 минут и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование методов дифференцированного и индивидуального обучения. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
В качестве методов обучения применяются:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
- наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
- практические методы (упражнения, практические работы).
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
- фронтальный опрос;
- компьютерный практикум;
- тестирование.
- Текущий контроль осуществляется с помощью фронтального опроса и практических работ (компьютерного практикума).
- Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме теста по опросному листу.
- Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме теста по опросному листу или, творческой работы.
Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Основная форма контроля – тестирование.
Правила при оценивании:
- за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
- за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
- за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
- 50-70% — «3»;
- 71-85% — «4»;
- 86-100% — «5».
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий:
В результате изучения информатики и ИКТ ученик 8 класса должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в базе данных;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Содержание курса информатики
и информационных технологий для 8 класса
Содержание курса информатики и информационных технологий для 8 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими разделами.
Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе общеобразовательной школы. Материал соответствует образовательному стандарту по информатике и ИКТ. Большое внимание в учебнике уделяется формированию у учащихся практическим умений и навыков в области коммуникационных технологий. Учебник мультисистемный, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться в операционных системах Windows и Linux.
Глава 1. Информация и информационные процессы
1.1. Информация в природе, обществе и технике
Темы для изучения:
1.1.1. Информация и информационные процессы в неживой природе
1.1.2. Информация и информационные процессы в живой природе
1.1.3. Человек: информация и информационные процессы
1.1.4. Информация и информационные процессы в технике
1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем
1.2.1. Знаки: форма и значение
1.2.2. Знаковые системы
1.2.3. Кодирование информации
1.3. Количество информации
1.3.1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний
1.3.2. Определение количества информации
1.3.3. Алфавитный подход к определению количества информации
Практические работы к главе 1 «Информация и информационные процессы»
Практическая работа № 1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора
Практическая работа № 2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации
2.1. Программная обработка данных на компьютере
Темы для изучения:
2.2. Устройство компьютера
2.2.1. Процессор и системная плата
2.2.2. Устройства ввода информации
2.2.3. Устройства вывода информации
2.2.4. Оперативная память
2.2.5. Долговременная память
2.3. Файлы и файловая система
2.3.1. Файл
2.3.2. Файловая система
2.3.3. Работа с файлами и дисками
2.4. Программное обеспечение компьютера
2.4.1. Операционная система
2.4.2. Прикладное программное обеспечение
2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений
2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса
2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы
2.8. Правовая охрана программ и данных. Защита информации
2.8.1. Правовая охрана информации
2.8.2. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
2.8.3. Защита информации.
Практические работы к главе 2 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»
Практическая работа № 3. Работа с файлами с использованием файлового менеджера
Практическая работа № 4. Форматирование дискеты
Практическая работа № 5. Определение разрешающей способности мыши
Практическая работа № 6. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы
Практическая работа № 7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение
Глава 3. Коммуникационные технологии
3.1. Передача информации
Темы для изучения:
3.2. Локальные компьютерные сети
3.3. Глобальная компьютерная сеть Интернет
3.3.1. Состав Интернета
3.3.2. Адресация в Интернете
3.3.3. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям
3.4. Информационные ресурсы Интернета
3.4.1. Всемирная паутина
3.4.2. Электронная почта
3.4.3. Файловые архивы
3.4.4. Общение в Интернете
3.4.5. Мобильный Интернет
3.4.6. Звук и видео в Интернете
3.5. Поиск информации в Интернете
3.6. Электронная коммерция в Интернете
3.7. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML
3.7.1. Web-страницы и Web-сайты
3.7.2. Структура Web-страницы
3.7.3. Форматирование текста на Web-странице
3.7.4. Вставка изображений в Web-страницы
3.7.5. Гиперссылки на Web-страницах
3.7.6. Списки на Web-страницах
3.7.7. Интерактивные формы на Web-страницах
Практические работы к главе 3 «Коммуникационные технологии»
Практическая работа № 8. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети
Практическая работа № 9. Подключение к Интернету
Практическая работа № 10. «География» Интернета
Практическая работа № 11. Путешествие по Всемирной паутине
Практическая работа № 12. Работа с электронной Web-почтой
Практическая работа № 13. Загрузка файлов из Интернета
Практическая работа № 14. Поиск информации в Интернете
Практическая работа № 15. Разработка сайта с использованием разметки текста HTML
Учебно – тематический план
Тема | Кол-во часов | Количество практических работ | Количество Контрольных |
Глава 1. Информация и информационные процессы | 11 | 2 | 1 |
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 11 | 5 | 1 |
Глава 3. Коммуникационные технологии | 10 | 8 | 1 |
Повторение | 2 | 1 | |
Итого | 34 | 15 | 4 |
Литература:
1.Учебник:
Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 2 изд. – М.: - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 178 с.
2. Дополнительная литература:
- Информатика. Базовый курс.7-9 классы /И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.- 384 с.: ил.
- Общая информатика: учебное пособие для средней школы.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002.-592с.
- Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 205 с.: ил.
- Информатика в схемах и таблицах/ И.А. Трофимова, О.В. Яровая. – М.:Эскимо, 2012.-160с. – (Наглядно и доступно)
- Информатика и ИКТ.: рабочая тетрадь для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 95 с.: ил.
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Планируемые предметные результаты | Вид контроля | Дата | |
план | факт | ||||
1 | Информация. Информатика Техника безопасности Информация в живой и в неживой природе | Иметь представление о предмете изучения. Приводить примеры использования информации человеком Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером Перечислять информационные процессы. Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. Называть свойства информации | Беседа Зачет, подпись в журнале по ТБ | 06.09 | |
2 | Правила набора текста | Знать правила набора текста. Уметь вводить прописные и строчные символы русского алфавита, различные значки. Уметь исправлять допущенную ошибку | Практическая работа | 13.09 | |
3 | Информационные процессы в технике | Приводить примеры протекания информационных процессов в технических системах | Опрос | 20.09 | |
4 | Кодирование информации с помощью знаковых систем | Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации | Беседа | 27.09 | |
5 | Работа с фрагментами | Иметь представление о различных способах выделение фрагментов. Уметь выделять, копировать и перемещать фрагменты текста | Практическая работа | ||
6 | Знаковые системы | Приводить примеры знаковых систем. Осознавать роль двоичной знаковой системы | Опрос | 04.10 | |
7 | Кодирование информации | Осознавать многообразие кодов, которые окружают человека. Понимать роль перекодирования. Уметь определять длину кода | 18.10 | ||
8 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения информации. | Приведите примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний. Уметь переводить одни единицы измерения информации в другие. | Опрос. Решение задач | 25.10 | |
9 | «Перевод единиц измерения количества информации» | Уметь переводить одни единицы измерения информации в другие. | Практическая работа | 08.11 | |
10 | Количество информации. Алфавитный подход к определению количества информации | Понимать суть алфавитного подхода. Вычислять информационную емкость одного знака алфавита. Вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-нибудь алфавита. | Решение задач | 15.11 | |
11 | Контрольная работа № 1 «Количество информации». | тест | 22.11 | ||
12 | Компьютер – универсальное устройство обработки информации. Устройство компьютера | Называть функции компьютера при работе с информацией. Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функции | Опрос | 29.11 | |
13 | Процессор и системная плата | Знать функции процессора. Называть основные характеристики процессора, влияющие на его производительность | тест | 06.12 | |
14 | Устройства ввода информации. Устройства вывода информации Установка разрешающей способности монитора Определение разрешающей способности мыши». | Понимать назначение устройств ввода, вывода информации в составе компьютера. Приводить примеры устройств ввода и вывода информации Уметь изменять разрешающую способность монитора, мыши.. Понимать зависимость между разрешающей способностью монитора и качеством изображения | Опрос Практическая работа | 13.12 | |
15 | Внутренняя память компьютера Долговременная память «Форматирование дискеты». | Понимать назначение внутренней памяти компьютера | Опрос Компьютерный практи-кум | 20.12 | |
16 | Файловая система Поиск файлов | Понимать принцип хранения информации в виде файлов. Уметь определять тип файла по расширению Понимать назначение операции форматирования. Знать виды файловых систем. Называть основные элементы файловой системы Уметь пользоваться системой поиска Windows. Знать назначение символов «*» и «?» в шаблонах имен файлов | Опрос | 27.12 | |
17 | Работа с файлами и дисками. | Называть операции, которые можно выполнять над файлами. Понимать суть операций архивирования/разархивирования файлов, дефрагментация диска | Опрос | 17.01 | |
18 | «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | Уметь выполнять операции над файлами при помощи файлового менеджера | Компьютерный практи-кум | 24.01 | |
19 | Программное обеспечение компьютера. Операционная система Правовая охрана программ и данных. | Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Называть группы программ. Понимать функции операционных систем Опрос | Опрос | 31.01 | |
20 | Графический интерфейс операционных систем и приложений «Установка даты и времени». | Называть основные элементы управления. Уметь управлять операционной системой посредством графического интерфейса | Опрос Компьютерный практи-кум | 07.02 | |
21 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы.Защита информации. Защита от вирусов: обнаружение и лечение | Осознавать возможность заражения компьютера вирусами. Объяснять, что такое вирус. Знать меры профилактики – защиты от вирусов Уметь пользоваться антивирусными программами для проверки носителя информации | Опрос Демонстрация | 14.02 | |
22 | Контрольная работа № 2. «Устройство компьютера». | тест | 21.02 | ||
23 | Передача информации. Локальные компьютерные сети. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети» | Называть основную характеристику канала передачи информации – пропускную способность. Понимать назначение локальной сети. Знать различные топологии сети и их различие. Совместное использование оборудования. | Решение задач Практическая работа | 28.02 | |
24 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. «Подключение к Интернету». «География» Интернета». | Понимать принцип адресации компьютеров в Интернете (IP-адрес, доменное имя). Знать некоторые мена верхнего уровня. Понимать назначение протокола передачи данных. | Региональная сеть, корпоративная сеть. Практическая работа | 07.03 | |
25 | Всемирная паутина. Электронная почта. «Путешествие во всемирной паутине». «Работа с электронной Web-почтой». | Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет. | 14.03 | ||
26 | Файловые архивы. «Загрузка файлов из Интернета». | Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет. | Опрос | 21.03 | |
27 | Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет. | Опрос | 04.04 | |
28 | Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. «Поиск информации в Интернете». | Иметь представление об услугах, предоставляемых сетью интернет. | 11.04 | ||
29 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. | Понимать назначение технологии WWW и способы доступа в Web-ресурсам сети Интернет | 18.04 | ||
30 | Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. | Уметь оформлять Web-страницу, размещая на ней изображение. Уметь связывать несколько Web-страниц с помощью гиперссылок. | 25.04 | ||
31 | Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. | Использование интерактивных форм на Web-страницах. | Опрос | 02.05 | |
32 | Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии» | тест | 16.05 | ||
33 | Повторение | 23.05 | |||
34 | Итоговая контрольная работа | тест | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д.Угриновича
Рабочая программа по информатике 10 класс (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по информатике 10 класс (профильный уровень) к учебнику Н.Д. Угринович
Пояснительная записка+тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике 6 класс (учебник Босова Л.)
Статус документаДанная программа составлена на основе примерной программы школьного образования по информатике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего обра...
Рабочая программа по информатике - 11 класс (УМК Н.Д.Угринович, профильный курс)
Содержание учебников «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 11 класса на профильном уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образо...
рабочая программа по информатике 8 класс учебник Босова 1 ч/нед
этот материал поможет учителям информатики в подготовке уроков по учебнику Босовой в 8 классе....