Рабочая программа по информатике 6 класс (учебник Босова Л.)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (6 класс) по теме

 

Статус документа

Данная программа составлена на основе примерной программы школьного образования по информатике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии Босова Л. Л., Босова А. Ю.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития детей.

 

Структура документа

Рабочая программа по информатике для общеобразовательного уровня представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты по окончании изучения;

  • содержание учебного предмета;

  • календарно-тематическое планирование с распределением учебных часов по темам курса;

  • описание УМК образовательного процесса;

  • внеурочная деятельность по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_1.odt28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Данная программа составлена на основе примерной программы школьного образования по информатике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии Босова Л. Л., Босова А. Ю.. Программа детализирует и раскрывает содержание  стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания  и развития детей.

Структура документа

Рабочая программа по информатике для общеобразовательного уровня представляет собой целостный    документ,    включающий    шесть    разделов:  

  • пояснительную    записку;
  • планируемые  результаты по окончании  изучения;
  • содержание учебного  предмета;
  • календарно-тематическое планирование с распределением учебных часов по темам курса;
  • описание УМК образовательного   процесса;
  • внеурочная  деятельность  по предмету.

Цели и задачи курса

Изучение информатики и ИКТ в 6классе направлено на достижение следующих целей:

  • научить учащихся пользоваться массовым ПО (текстовый редактор, графический редактор и др.).
  • формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
  • формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
  • формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в  их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

В ходе обучения информатике и ИКТ по данной программе решаются следующие задачи:

  • Развиваются общеурочные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, то есть умения работать с информацией и действиями над ней.
  • Формируется умение описывать объекты реальной действительности, то есть представлять информацию о них различными способами, такими как: в виде чисел, таблицы, текста или рисунка.
  • Формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных ИТ для решения учебных и практических задач.

Место предмета в федеральном базисном плане

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Информатика-6» Босовой Л.Л. и может использоваться как для классов, изучавших информатику в начальной школе, так и приступающих к ее изучению впервые.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

 Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

  1. Планируемые  результаты по  окончании    изучения  курса

В результате изучения данного курса учащиеся должны понимать:

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»
  • понимать что такое необходимые и достаточные условия.

Знать:

  • примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • позиционную и непозиционную систему счисления и различия между ними;
  • что такое алгоритм и приводить примеры;
  • что такое исполнитель и система команд исполнителя;
  • назначение файла по его расширению.

Уметь:

  • пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц

  1. Содержание  учебного  предмета

Структура планирования

Название раздела

Количество часов

1

Компьютер и информация

11

2

Человек и информация

10

3

Алгоритмы и исполнители

11

Содержание курса информатики 6класса

Тема 1.Компьютер и информация. Компьютер универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.  Двоичное кодирование числовой информации.  Перевод двоичных числе в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера.  Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word.  Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации.

  1. Тема 2. Человек и информация.

Чувственное познание окружающего мира. Понятие как форма мышления. как образуются понятия. Структурирование и визуализация информации.  Содержание и объем понятия. Отношения тождества, пересечения и подчинения.  Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления

Тема 3. Алгоритмы и исполнители.

Что такое алгоритм.  Исполнители вокруг нас. Форма записи алгоритма. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями.  Ветвления. Циклы. Циклические алгоритмы.

  1. Календарно-тематическое планирование

Дата

№урока

Название урока

Освоение предметных знаний

Возможные виды деятельности учащихся

Информационное сопровождение, ТСО

Формы и виды контроля

Тема 1. Компьютер и информация

Цели ученика:

  • знать правила ТБ
  • развитие понятий «информация», «компьютер», «программа», «файл», «папка», «система счисления»
  • овладение умением переводить числа из двоичной системы счисления и наоборот;
  • овладение умением кодировать графическую и текстовую информацию

Цели педагога:

  • создание условий для того, чтобы учащиеся расширили свои представления о  компьютере, файлах, папках, графике
  • создание условий для формирования у учащихся представлений о кодировании информации, системах счисления
  • создание условий у учащихся для формирования навыков перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Формирование УУД:

регулятивные:

  •  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

познавательные:

  • Смысловое чтение.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

коммуникативные:

  • Контролировать действия партнера.
  • Личностные:
  • применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Творческие работы учащихся: реферат, составление кроссворда «Компьютер»

1 неделя

1

Компьютер универсальная машина для работы с информацией. ТБ

Ознакомятся: понятие "компьютер», «файл», «папка», «система счисления», «кодирование», «двоичное кодирование», «бит», «байт»

Наблюдение, работа с книгой, слушание объяснений учителя, работа с научно-популярной литературой, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом,

просмотр учебных фильмов,

выполнение работ практикума, изучение устройства приборов по моделям и чертежам.

Компьютер, презентация «Компьютер универсальная машина для работы с информацией», видео по правилам ТБ, электронный плакат, обучающая программа

Устный опрос, практическая работа

2 неделя

2

Файлы и папки.

Компьютер, презентация «Файлы и папки», элекстронный плакат, практическая работа

Устный опрос, практическая работа

3 неделя

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Компьютер, презентация «Информация в памяти ПК. Системы счисления»

Устный опрос, практическая работа

4 неделя

4

 Двоичное кодирование числовой информации

Компьютер, презентация «Двоичная система счисления», видео

Устный опрос, практическая работа, групповой контроль

5 неделя

5

 Перевод двоичных числе в десятичную систему счисления.

Компьютер, презентация «Системы счисления», электронный плакат, калбкулятор

Устный опрос, практическая работа

6 неделя

6

Тексты в памяти компьютера

Компьютер, презентация «Тексты в памяти ПК», видео

Устный опрос, практическая работа

7 неделя

7

 Кодирование текстовой информации.

Компьютер, презентация «Кодирование»

Устный опрос, практическая работа

8 неделя

8

 Создание документов в текстовом процессоре OpenOffice.org Write.

Компьютер, видео «Текстовый процессор»

Устный опрос, групповой контроль, практическая работа

9 неделя

9

 Растровое кодирование графической информации.

Компьютер, презентация «Растровое кодирование», видео

Устнеый опрос, практическая работа

10 неделя

10

Векторное кодирование графической информации.

Компьютер, презентация «Векторное кодирование»

Устный опрос, практическая работа

11 неделя

11

Единицы измерения информации

Подготовка к контрольной работе

Компьютер, презентация «Единицы измерения информации», тестер

Устный опрос, тест, групповой контроль

12 неделя

12

Контрольная работа

Сборник контрольных работ

Контрольная работа

Тема 2. Человек и информация

Цели учащихся:

  • развитие понятий «суждение», «понятие», «объем понятия», «умозаключение»
  • овладение умением классифицировать понятия;
  • овладение умением выделять отношения между понятиями

Цели педагога:

  • создание условий для того, чтобы учащиеся расширили свои представления о работе с понятиями.
  • Создание условий для формирования у учащиеся представления о классификации понятий.

Формирование УУД:

регулятивные:

  •  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

познавательные:

  • Смысловое чтение.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Структурирование знаний;
  • Построение логических цепочек рассуждений.
  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

коммуникативные:

  • Контролировать действия партнера.

Личностные:

  •  оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Творческие работы учащихся: реферат, составление кроссвордов и ребусов, сообщений

13 неделя

13

Анализ контрольной работы. Чувственное познание окружающего мира.

Ознакомятся: понятия «суждение», «понятие», «объем понятия», «умозаключение», отношениями тождества, пересечения, соподчинения, противоречия, противоположности

Наблюдение, работа с книгой, слушание объяснений учителя, наблюдение за демонстрациями учителя,

просмотр учебных фильмов, построение графиков, выполнение заданий по разграничению понятий,

выполнение работ практикума.

Компьютер, презентация «Чувственное познание окружающего мира»,  проектор, видео

Устный опрос, практическая работа

14 неделя

14

Понятие как форма мышления.

Компьютер, видео, презентация «Понятие»

Устный опрос, диктант

15 неделя

15

как образуются понятия

Компьютер, видео, презентация «Как образуются понятия», РТ

Устный опрос, практическая работа

16 неделя

16

Структурирование и визуализация информации.

Компьютер, презентация «Визуализация информации», обучающая программа

Устный опрос, практическая работа, групповой контоль

17 неделя

17

 Содержание и объем понятия.

Компьютер, презентация «Содержание и объем понятия», видео

Устный опрос, групповой контроль, практическая работа

18 неделя

18

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Компьютер, презентация «Отношения тождества», видео, обучающая программа

Устный опрос, практическая работа, тест

19 неделя

19

 Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Компьютер, презентация «Соподчинение. Противоречие. Противоположности.», видео

Устный опрос, практическая работа

20 неделя

20

Определение понятия. Классификация

Компьютер, презентация «Определение понятия», тестер

Устный опрос, тест, практическая работа

21  неделя

21

Суждение как форма мышления

Компьютер, презентация «Суждение как форма мышления»

Устный опрос, практическая работа

22 неделя

22

Умозаключение как форма мышления

Подготовка к контрольной работе

Компьютер, презентация «Умозаключение»

Устный опрос, практическая работа

23 неделя

23

Контрольная работа

Сборник контрольных работ

Контрольная работа

Тема 3. Алгоритмы и исполнители.

Цели учащихся:

  • развитие понятий «исполнитель», «алгоритм», «цикл», «ветвление»
  • овладение умением строить блок-схемы
  • овладение умением приходить к правильному ответу читая блок-схему

Цели педагога:

  • создание условий для того, чтобы учащиеся расширили свои представления о работе с блок-схемами.
  • Создание условий для формирования у учащиеся представления о исполнителях, ветвлении и циклах.

Формирование УУД:

 регулятивные:

  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок;

 познавательные:

  • владеть общим приемом решения задач;

 коммуникативные:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Личностные:

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Творческие работы учащихся: реферат, составление кроссвордов и ребусов, сообщений

24 неделя

24

Анализ контрольной работы. Что такое алгоритм

Ознакомятся:

понятиями «алгоритм», «исполнитель», «блок-схема», «ветвление», «цикл», научатся строить блок-схемы, решать задачи с помощью блок-схем

Наблюдение, работа с книгой, слушание объяснений учителя, наблюдение за демонстрациями учителя,

просмотр учебных фильмов, построение графиков, выполнение заданий по разграничению понятий,

выполнение работ практикума.

Компьютер, презентация «Алгоритм», «Исполнители», видео

Устный опрос, практическая работа

25 неделя

25

Исполнители вокруг нас

26 неделя

26

Формы записи алгоритмов

Компьютер, презентация «Формы записи алгоритмов», тестер

Устный опрос, практическая работа, тест

27 неделя

27

Линейные алгоритмы

Компьютер, презентация «Линейный алгоритм», «Алгоритм с ветвлением», «Циклы», обучающая программа

Устный опрос, практическая работа, групповой контроль

28 неделя

28

Алгоритмы с ветвлениями

29 неделя

29

Ветвления

30 неделя

30

Циклы

31 неделя

31

Циклические алгоритмы

32 неделя

32

Циклы. Циклические алгоритмы. Подготовка к контрольной работе

Компьютер, презентация «Циклические алгоритмы», тестер

Устный опрос, тест, практическая работа

33 неделя

33

Контрольная работа

Сборник контрольных работ

Контрольные работы

34 неделя

34

Анализ контрольной работы.

Компьютер, презентация «Задачи»

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  2. Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь 6 класс/ Л. Л. Босова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  3. Босова Л. Л., Босова А. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

Внеурочная деятельность по предмету

Подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам, поиск информации в Интернет, подготовка сообщений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 5 класс Босова Л.Л.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Юосовой Л.Л. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки уч...

Рабочая программа по информатике 6 класс Босова Л.Л.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике 5 класс Босова Л.Л.

Расширенное тематиеское планирование....

Рабочая программа по информатике 8 класс Босова Л.Л.

Программа по информатике и ИКТ для 8–9 классов основной школы (далее – Программа) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образо...

1. Рабочая программа для 6 класса. – учебник Л.Л.Босова

Рабочая программа  Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010...

2 .Рабочая программа для 9 класса- учебник Л.Л. Босова

Рабочая программа для 9 класса - 68 часов...