рабочая программа по информатике 8 класс учебник Босова 1 ч/нед
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Петрова Наталья Владимировна

этот материал поможет учителям информатики в подготовке уроков по учебнику Босовой в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_variant_8_klass_bosova.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 84»

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол от «____»_____ 20__ г.

№ __

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________ (____________)

«____» __________ 20__ г.

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ № 84»

______________(Алексушина Т.Ю.)

Приказ «____» _________  20__ г.

№ ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

               

Учитель: Петрова Наталья Владимировна, вторая

по информатике и ИКТ, 8А,8Б,8В класс

2012 – 2013  учебный год

Практическая часть учебно-тематического планирования

по информатике и ИКТ

Классы 8а, 8б, 8в

Учитель Петрова Наталья Владимировна

Количество часов:

Всего 35 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков 3,  тестов 3 ч.; количество практических работ: 17

Административных контрольных уроков         _________ ч.

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.) и авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 8-9 классов основной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

Учебник

Информатика и ИКТ, автор: Босова Л.Л., издательство Бином, 2012


Пояснительная записка

Программа по информатике и ИКТ для 8–9 классов основной школы  составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.),  примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.

В Программе представлен авторский подход  в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является  всевозрастающая изменчивость окружающего мира.  В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для 8–9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;  
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Информация и информационные процессы (8 ч)

Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.

Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).

Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка,  хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители  информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.

Аналитическая деятельность:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций информационных процессов.
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения  по известным правилам кодирования;
  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (5 ч)

Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.

Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.

Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке ) при включении компьютера;
  • определять основные характеристики операционной системы;
  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;
  • получать информацию о характеристиках компьютера;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
  • выполнять основные операции с файлами и папками;
  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
  • упорядочивать информацию в личной папке;
  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
  • использовать программы-архиваторы;
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Обработка графической информации (5 ч)

Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.

Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.

Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

  • создавать и редактировать  изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора;
  • создавать и редактировать    изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора.
  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;
  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

Обработка текстовой информации (9 ч)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.

Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).

Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объём фрагмента текста.

Аналитическая деятельность:

  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
  • создавать гипертекстовые документы;
  • переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного перевода;
  • сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы;
  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода,  КОИ-8Р, Windows 1251);

Мультимедиа (6 ч)

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.

Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;
  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
  • записывать звуковые файлы  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);
  • монтировать короткий фильм из видеофрагментов с помощью соответствующего программного обеспечения.


Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

В результате освоения курса информатики в 8 классе учащиеся получат представление:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о  технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

Список литературы

Литература (основная и дополнительная)

  • Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  • Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 8–9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  • Виртуальный компьютерный музей
  • http://www.computer_museum.ru
  • Газета "Информатика" Издательского дома "Первое сентября"
  • http://inf.1september.ru
  • Дидактические материалы по информатике и математике
  • http://comp_science.narod.ru



Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

урока

Количество часов

Вид урока

Элементы

содержания

урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Учебно-методическое обеспечение и использование ИКТ

Вид контроля

Дата

Тема «Информация и информационные процессы» 8ч.

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

комбинированный

Информация. Информатика как наука. Информационные объекты различных видов. Роль информации в жизни людей.

Знать правила работы в компьютерном классе, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасности; оказания первой медицинской помощи. Иметь представление о роли информации и информационных объектов в жизни людей (быту, технике, лингвистике, социальных науках, в биологических системах, в кибернетике и т.п.).

Тпо 21, 22, 23, 24

Введение.

Техника безопасности и санитарные нормы

беседа

05.09.12

2.

Информация и её свойства

1

комбинированный

Информация. Информационные объекты различных видов. Сигнал, непрерывный сигнал, свойства информации.

Знать свойства информации (объективность, достоверность, полнота, актуальность, ценность, понятность).

Оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

Определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Тпо  26-29

§1.1.

Восприятие информации

Классификация информации по способу ее восприятия людьми

фронтальный опрос

12.09.12

3.

Представление информации

1

комбинированный

Знак, знаковая система, естественные и формальные языки, формы представления информации.

Приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

Кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования.

Тпо  30,31

§1.2.

Формы представления информации

Информация и письменность

Языки естественные и формальные

Анализ  таблиц-кодировок.

19.09.12

4.

Дискретная форма представления информации

1

комбинированный

Дискретизация, алфавит, мощность алфавита, двоичный алфавит, двоичное кодирование, разрядность двоичного кода.

приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

Тпо 31

§1.3.

Определение понятия "кодирование информации"

фронтальный опрос

26.09.12

5.

Единицы измерения информации

1

комбинированный

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Знать единицы измерения количества и скорости передачи информации.

Уметь переводить из одной единицы измерения количества информации в другую

Оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт).

Тпо 38-41

§1.4.

Измерение количества информации: информация как мера уменьшения неопределенности

письменный опрос

03.10.12

6.

Информационные процессы.

1

комбинированный

Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Иметь представление об информационных процессах.

Знать виды информационных процессов (хранение, передача, обработка, защита информации, управление).

Уметь приводить примеры информационных процессов и давать их характеристику.

Тпо 33-36

§1.5.

Виды информационных процессов

10.10.12

7

Всемирная паутина как информационное хранилище.

1

комбинированный

WWW- всемирная паутина, WWW-страница, сайт., браузер, поисковая система, поисковый запрос

осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

Тпо 67-75

§1.6.

Окно браузера Internet Explorer

индивидуальный опрос.

17.10.12

8.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы».

1

комбинированный

Повторить основные понятия темы.

классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций информационных процессов.

приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

Тпо  11

Работа по группам

24.10.12

Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» 5ч.

  1. 10.

Основные компоненты компьютера. Персональный компьютер. П/р №2

1

комбинированный

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).  Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Соединение блоков и устройств компьютера.

Знать о внутренних устройствах, обеспечивающих  работу компьютера; характеристики основных внутренних устройств компьютера.

Уметь включать и выключать компьютер, получать информацию о характеристиках ПК: процессора и оперативной памяти, информационной  емкости дисков, их сходство и различие; вставлять сменные диски в накопители.

Тпо 45-47, 49-51

§2.1, 2.2

Аналогия между компьютером и человеком

Компьютер и его назначение

Информационный обмен в компьютере

беседа

07.12.12

  1. 11.

Программное обеспечение компьютера. Виды программного  обеспечения.

1

комбинированный

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера. Знать программный принцип  работы компьютера; функции операционной системы; типологию программных средств, используемых человеком для решения задач.

Тпо 59-63

§2.3.

Структура программного обеспечения ПК

Системное программное обеспечение

Операционная система

фронтальный опрос

14.12.12

  1. 12.

Файлы и файловые структуры. П/р №4 «Планирование собственного информационного пространства»

1

комбинированный

Данные и программы. Файлы и файловая система. Создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Иметь представление об организации файлов, о дереве каталога.

Знать определение файла; возможности работы с файлами, основные действия с ними; о необходимости проверки файлов на наличие вирусов. Уметь просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы  на наличие вирусов; сохранять информацию на внешних носителях

Тпо 65-67

§2.4.

Файлы и файловые структуры

Имя файла. Путь к файлу

Анимация "Файлы и папки"

Файловая структура диска

Таблица размещения файлов

практическая работа

21.12.12

  1. 13.

Пользовательский интерфейс. П/р №3

1

комбинированный

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы)

Уметь выполнять операции с информационными объектами, используя графический интерфейс операционной системы (перемещать, копировать, удалять файлы и папки, создавать ярлыки).

Тпо 74-78

§2.5

Разновидности пользовательского интерфейса

Объектно-ориентированный графический интерфейс

практическая работа

28.12.12

  1. 14.

Обобщение и систематизация основных понятий темы. К /р «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

1

комбинированный

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Иметь представление об  информационном пространстве.

Знать основные элементы рабочего стола, различие между значками и ярлыками.

Уметь создавать папки; создавать, именовать, сохранять, переносить и удалять файлы; вызывать контекстное меню с помощью правой кнопки мыши; пользоваться справочной системой.

Тпо 12,14

тест

05.12.12

Тема «Обработка графической информации» 5ч.

  1. 17.

Формирование изображения на экране компьютера. П/р №  14 «Создание изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора»

1

комбинированный

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Иметь представление о двух видах представления изображения (вектор и растр).

Знать виды компьютерной графики, возможности графических редакторов; основные режимы работы графических редакторов. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора

Тпо 133-135,

§3.1

Система вывода изображения на экран монитора

Видеоадаптер

Принцип работы монитора

Цветовая модель RGB

12.12.12

  1. 18.

Компьютерная графика. П/р №15 «Создание изображения с помощью инструментов  векторного  графического редактора.»

1

комбинированный

Создание изображений с помощью инструментов векторного графического. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования

Иметь представление о стандартных векторных и растровых форматах графического файла, о собственных форматах графических приложений.

Уметь создавать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора; использовать готовые примитивы и шаблоны; конструировать объекты; производить геометрические преобразования изображения.

Знать возможности, режимы работы и среду графического векторного редактора.

 Тпо 138-139

§3.2

Этапы развития средств компьютерной графики

Статические графические объекты

Символьная графика

индивидуальный опрос

19.12.12

  1. 19.

Создание графических изображений. П/р №16,17 «Ввод изображений с помощью графической панели и сканера»

1

комбинированный

Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов. Сканирование графических изображений.

Уметь с помощью сканера осуществлять ввод изображения; использовать готовые  графические объекты для создания сложных объектов; создавать графический объект  с использованием готовых фрагментов в цифровом виде; редактировать объекты, полученные путем сканирования.

Тпо 141-150

§3.3

практическая работа

26.12.12

  1. 20.

Обобщение и систематизация основных понятий темы. К/р «Обработка графической информации».

1

комбинированный

Повторить основные понятия. Выполнение контрольной работы.

Знать основные понятия раздела «Компьютерная графика».Уметь создавать изображения с использованием графической панели; создавать рисунки, чертежи, графические представления информации в процессе редактирования с использованием операций графических редакторов.

тест

Создание графического объекта. Практикум, работа №2.

1

Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.

Уметь создавать изображения с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).

Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.

практическая работа

Тема «Обработка текстовой информации» 9ч.

  1. 21.

Текстовые документы и технологии их создания. П/р №5 «Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма»

1

комбинированный

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Знакомство с приемами квалифицированного письма.

Знать назначение и основные режимы работы текстового процессора

Уметь запускать текстовый процессор, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы).

Тпо 83-87

§4.1

Способы обработки и хранения текстов

Свойства компьютерных документов

Структурные единицы текста

Гипертекст

Текстовые редакторы: назначение, классификация

фронтальный опрос

  1. 22.

Создание текстовых документов на компьютере. П/р №6

1

комбинированный

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Знать технологию создания и редактирования простейших текстовых документов.

Уметь набирать и редактировать текст (вставлять, удалять и заменять символы); работать с фрагментами текста (выделять перемещать, удалять фрагменты).

Тпо 91-95

§4.2

практическая работа.

  1. 23.

Прямое форматирование. П/р №7

1

комбинированный

Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц) (практическая работа № 7).

Уметь задавать размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию страницы (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний)  и  ориентацию страницы (книжная, альбомная). Уметь структурировать текст, используя параметры абзаца.

Тпо 96-98,105

§4.3

практическая работа.

  1. 24.

Стилевое форматирование. Работа с формулами. П/р №8

1

комбинированный

Включение в текстовый документ формул и  графических объектов.

Иметь представление о способах  применения специальных встроенных редакторов формул для ввода формул; о вставке в документ графических объектов.

Уметь набирать формулы, содержащие арифметические действия, дробные выражения, используя встроенный в текстовый процессор редактор формул.

Тпо 113

§4.3

  1. 25.

Визуализация информации в текстовых документах. Создание и форматирование списков, таблиц. П/р №9, 10

1

комбинированный

Включение в текстовый документ списков.

Включение в текстовый документ таблиц.

Иметь представление об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о многоуровневых списках (вложенные списки).

Знать виды списков (нумерованные, маркированные, многоуровневые).

Уметь создавать и редактировать маркированные и нумерованные списки.

§4.4

Дополнительные возможности текстовых процессоров

Работа с таблицами в MS WORD

Работа с графикой в MS WORD

  1. 26.

Распознавание текста и системы компьютерного перевода. П/р № 12, 13

1

комбинированный

Распознавание текста. Сохранение документа в различных  текстовых форматах. Печать документа.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Знать приемы создания текстовых документов с использованием периферийного оборудования (сканер) . Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, провести  распознавание текста. Иметь представление о возможностях компьютерных словарей

§4.5

Сканеры: общие принципы работы

  1. 27.

Оценка количественных параметров текстовых документов. П/р №11 «Создание гипертекстового документа».

1

комбинированный

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Запись и выделение изменений.

Иметь представление о гипертексте, гиперссылке.

Уметь создавать гиперссылки.

Знать состав гиперссылки (указатель ссылки и адресная часть ссылки).

Уметь распознать гипертекст в электронном документе создавать закладки и ссылки в документе.

§4.6

Тексты в компьютерной памяти

Кодирование текста. Таблица кодировки

Интерактивный задачник. Раздел "Представление символьной информации"

Домашнее задание N 10

  1. 28.

Оформление реферата «История вычислительной техники». Практикум, работа  №1

1

комбинированный

Планирование текста, создание оглавления.

Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей.

Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

Уметь оформлять текст в виде отчета о работе, доклада, реферата и т.п., используя возможности текстового процессора.

Уметь  пользоваться сканером.

Работать с программами-системами перевода.

групповая работа над проектом

  1. 29.

Обобщение и систематизация основных понятий темы. К/р «Обработка текстовой информации».

1

комбинированный

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов.

Уметь создавать структурированный текст, используя базовые возможности текстового процессора.

15,16

Тема «Мультимедиа» 6ч.

  1. 30.

Технология мультимедиа. П/р №1,20,21 «Фиксация аудио- и видео информации».

1

комбинированный

Звуки и видеоизображения.

Технические приемы записи звуковой и видео информации.

Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов)

Знать технические приемы записи звуковой и видео информации.

Уметь записывать изображение и звук с помощью цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов.

Тпо 159-161

§5.1

Технологии мультимедиа

Анимация "Представление звука в компьютере"

Аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование

Эффект движения

Покадровая анимация

Анимация спрайтами

фронтальный опрос

  1. 31.

Компьютерные презентации. П/р №18 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов»

1

комбинированный

Компьютерные презентации.

Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда

Иметь представление о компьютерной презентации. Знать возможности мультимедийных технологий. Уметь создавать презентации с использованием готовых шаблонов, редактировать содержание слайдов.

Тпо 162-163

§5.2

Технические средства мультимедиа

практическая работа.

  1. 32.

Создание мультимедийной презентации. П/р № 19 «Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора»

1

комбинированный

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора

Иметь представление о дизайне слайдов и презентации в целом.

Уметь использовать макеты слайдов при создании презентации; сохранять презентацию в режиме демонстрации; запускать презентацию для демонстрации на экране монитора и с помощью проектора.

Тпо 164-169

§5.2

практическая работа.

  1. 33.

«Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов». Практикум, работа №3.

1

комбинированный

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов (практикум, работа № 3). Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации.

Уметь создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде презентации с использованием шаблонов; обеспечивать сопровождение устных выступлений презентацией на проекционном экране.

Тпо 18

Аналоговое и цифровое представление звука

практическая работа.

Запись и обработка видеофильма. Практикум, работа №4.

комбинированный

Запись и обработка видеофильма (практикум, работа № 4). Запись изображений и звука с использованием различных устройств цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Уметь записывать изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов, микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); записывать музыку; осуществлять монтаж информационного объекта.

практическая работа.

Основные понятия курса. Контрольная работа «Мультимедиа».

комбинированный

Компьютерные презентации

Иметь представление о мультимедийных технологиях.

Уметь создавать гипертекстовый информационный объект.

Итоговое повторение 1ч.

34.

Обобщение и систематизация основных понятий курса за год.

1

комбинированный

35.

Обобщение и систематизация основных понятий курса за год.

1

комбинированный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике к учебнику Босовой Л.Л. 9 класс, с домашними заданиями

программа составлена на основе программы Босовой Л.Л., но болле подробно  расписано поурочное планирование материала...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс

рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс...

1. Рабочая программа для 6 класса. – учебник Л.Л.Босова

Рабочая программа  Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010...

2 .Рабочая программа для 9 класса- учебник Л.Л. Босова

Рабочая программа для 9 класса - 68 часов...