Рабочая программа по информатике для 4 классов.
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2009)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 59
«Перспектива» г. Липецка
Согласовано на заседании методического объединения учителей Протокол №____ от 28.08.2013г. | Утверждено приказом № ___ от 28.08.2013г. Директор МАОУ СОШ № 59 «Перспектива» г.Липецка _______________Р.А. Гладышева |
Рабочая программа
по информатике
4А, 4Б класса
на 2013/ 2014 учебный год
Составитель:
учитель информатики
Короткова Светлана Викторовна
г. Липецк.
Пояснительная записка
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» ведётся в 4 классах в рамках предметного модуля «Математика и информатика»
Цели программы
● формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементов реальной действительности;
● знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;
● приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;
● формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их в решении при решении различных практических задач;
● формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;
● формирование умений и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе;
● формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске
информации в электронных справочниках и библиотек;
Задачи программы:
● развивать общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией, т.е.
правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой;
● формировать умения описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами;
● сформировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2009)
в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
- Учебный план МАОУ СОШ №59
- Приказ МОиН РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 уч. год.
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010г. №189 Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2. 2821 - 10»
Обоснование выбора программы
Обоснованием для выбора программы стало: целостность и непрерывность изложения материала. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Формирование и развитие у школьников алгоритмического мышления. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов). Практико - ориентированность, формирование навыков самостоятельной работы, направленных на решение простейших практических задач при использовании основных пользовательских возможностей информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
Изменения, внесенные в программу:
- добавляется 19 часов, связанных с работой на компьютере, они разбиваются на следующие блоки: «Файлы и папки» - 4 час, «Создание текстов» - 3 часов, « Создание печатных публикаций» – 4 часов, «Поиск информации» - 8 часов;
- сокращаются 19 часов в варианте программы без использования компьютера по следующим блокам: «Алгоритмы» - 5 часа, «Логические рассуждения» - блок удалён полностью.
Для выполнения практических заданий учащимся предоставляются:
- Компьютерные программы из приложения Стандартные (графический редакторы PAINT, Калькулятор, текстовые редакторы Блокнот, WordPad);
- Развивающая и обучающая программа «Мир информатики» ( 3 – 4 годы обучения);
Место и роль учебного курса в системе образования.
Согласно концепции информатизации отечественной школы, для изучения информационных технологий в 2-6 классах при наличии соответствующих возможностей рекомендуется пропедевтический этап. Его основной задачей является формирование первичных элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ. Информатика и информационные технологии, призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с третьего класса как учебный модуль, с 7 – как самостоятельный учебный предмет.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа обучающихся за компьютером в 4 классах 10-15 минут.
Применяемые технологии
При реализации программы важно соблюдать оптимальное сочетание традиционных методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями. Предполагается использовать следующие технологии обучения:
- Информационные, компьютерные (вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»).
- Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников, ведущего типа их деятельности).
- Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Организация учебного процесса осуществляется с учётом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив (цель, замысел), ориентировка, планирование, реализация замысла, контроль.
- Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).
Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений и навыков.
Теоретические понятия информатики изучаются в традиционной для начальной школы форме – объяснение учителя с вовлечением школьников в диалог. Используются формы исследовательского, проблемного обучения с групповым обсуждением учебных и практических задач. Изучению теоретических понятий отводится 15-20 минут урока.
Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения темы. Для реализации проектов планируется использование не только уроков технологии, но и уроков изобразительного искусства, музыки, литературного чтения, русского языка, окружающего мира, математики и внеурочного времени (тема «Поиск информации»).
Разнообразны также методы, приемы и средства обучения:
- практические работы по приобретению простейших навыков пользования ПК и десятипальцевого клавиатурного письма,
- демонстрации учителем работы на ПК,
- моделирование (создание графических схем и таблиц, отражающих существенные и несущественные свойства объектов),
- рассказ учителя, эвристическая беседа для усвоения основных понятий информатики,
- игры по воспитанию навыков сотрудничества, общения,
- упражнения по развитию мыслительных процессов и логических представлений учащихся.
Программный материал изучается на базовом уровне с дифференциацией практических заданий для детей, быстрее освоивших первоначальные навыки пользования.
Формирование ключевых компетенций.
Основные группы формирования межпредметных компетенций в процессе преподавания информатики:
1. Организация учебной деятельности. Это оформление рабочего места, обучение приемов рационального расположения необходимого оборудования.
2. Коммуникативные компетенции: умение осуществлять различного вида контакты между участниками совместной деятельности при организация коллективной образовательной деятельности (умения работать в группе, коллективное выполнение одного задания, взаимопомощь, организация ответственной зависимости).
3. Учебно-информационные умения развиваются в процессе введения новой информации через инструкции, алгоритмы, правила: что, для чего и как делать.
4. Учебно-управленческие умения: умение ставить цель, планировать действия, осуществлять контроль и анализ учебной деятельности.
5. Учебно-логические умения: формирование четкой последовательности содержания познавательной деятельности через постановку и решение учебных задач.
6. Контрольно-оценочные компетенции: формирование умений самооценки по предложенным критериям, умение сравнить свою работу с образцом, сделать вывод о правильности выполнения задания.
7. Валеологические компетенции: элементы аутотренинга, физических восстановительных методик.
Предметные компетенции: Важную роль в обучении информатики играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, проводить анализ задания к задаче.
Основные направления отработки предметных компетенций:
- освоение первоначальных знаний о величинах, компонентах, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно решать, участвовать в диалоге;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к информатике, пробуждение познавательного интереса и стремления совершенствовать свою речь.
- применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации обучающихся:
Текущий контроль осуществляется в форме самостоятельных работ, проверочных работ, тестирования.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме проверочной работы.
Информация об используемом учебнике: Используется рекомендуемый учебно-методический комплект (УМК) для преподавания информатики и ИКТ в рамках системы обучения «Школа 2100»:
- Информатика и ИКТ ( 4 класс). /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2006-2008;
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 4 кл. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2010 – 2011 (для классов изучающих информатику и ИКТ как самостоятельную дисциплину со 2-го класса);
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 4 кл. Методические рекомендации для учителя. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2004 – 2006;
- Комплект наглядных пособий. ( 4 класс). Информатика. Наглядные пособия к учебнику «Информатика в играх и задачах». В 2-х частях / Составитель: Н.И. Суворова, 2005.
Материально техническое обеспечение образовательного процесса
- Информатика и ИКТ ( 4 класс). /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2010-2011;
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 4 кл. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2010 – 2011;
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 4 кл. Методические рекомендации для учителя. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2004 – 2006;
-"Тесты по информатике» 4 класс: к уч. А.В.Горячева и др. "Информатика в играх и задачах. 4 класс"" Ольга Крылова
- ЭОР «Мир информатики, 3-4 год обучения»
- Комплект наглядных пособий. (4 класс). Информатика. Наглядные пособия к учебнику «Информатика в играх и задачах». В 2-х частях / Составитель: Н.И. Суворова, 2005.
-Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по тат.языку 4класс
№Бүлекләр, темаларБелем һәм күнекмәләрБарлыгы 1Яңа уку елы котлы булсын!Беренче сентябрь көне ничек узуы турында сөйли белү.Дәрес әзерли торган эш урыны турында сөйли белү.Көндәлек режимны ...
Рабочая программа к УМК Биболетовой "Enjoy English" 4класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.З Биболетовой...
рабочая программа по ИЗО 4класс
рабочая программа по ИЗО 4 класс по программе Б.Неменского....
рабочая программа по немецкому языку 4класс
Ctrl/Cmd+V...
Рабочая программа по предмету "Физическая культура" 1-4класс (2часа"
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 1-4 классов разработана на основании Закона РФ «Об образовании» (ст.7, ст. 9 п.6. ст. 14 п. 5, ст. 28 п. 19, ст. 32 п. 2, п. 7), Федер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 4класс. 29.09.17
УМК «Английский язык»,4 класс, авторов С.Г Тер-Минасовой, Л.М.Узуновой, Е.И.Сухиной, АКАДЕМКНИГА, 2012 год...
Рабочая программа по английскому языку для 4класса УМК В.П.Кузовлев
Данная программа предназначена для обучения младших школьников английскому языку в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Мир английск...