Рабочая программа по информатике для 4 классов.
рабочая программа по информатике и икт на тему

Короткова Светлана Викторовна

       Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2009)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

                                 средняя общеобразовательная школа № 59

«Перспектива» г. Липецка

Согласовано

на заседании методического объединения учителей

Протокол №____

от 28.08.2013г.

Утверждено

приказом № ___ от 28.08.2013г.

Директор МАОУ СОШ № 59

«Перспектива» г.Липецка

_______________Р.А. Гладышева

Рабочая программа

по информатике

4А, 4Б класса

на 2013/ 2014 учебный год

                                                                                                   Составитель:

                                                                                                   учитель информатики

                                                                                                   Короткова Светлана Викторовна                                                                  

                           

г. Липецк.

Пояснительная записка

 «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» ведётся в 4 классах в рамках предметного модуля «Математика и информатика»

Цели программы

●  формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как   элементов реальной действительности;

●  знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;

●  приобретение опыта создания  и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том   числе с помощью компьютера;

●  формирование умения  строить простейшие информационные модели и использовать их в решении при решении различных практических  задач;

●  формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;

●  формирование умений и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном  процессе;

●  формирование и развитие умений  использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске

    информации в электронных справочниках и библиотек;

Задачи программы:

● развивать общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать  с информацией, т.е.

   правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой;  

● формировать умения описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами;

● сформировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий  для решения учебных и практических задач;

       Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2009)

в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  • Учебный план МАОУ СОШ №59
  • Приказ МОиН РФ  от 19.12.2012  № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 уч. год.
  •  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010г. №189 Москва «Об утверждении СанПин  2.4.2. 2821 - 10»

Обоснование выбора программы

   Обоснованием для выбора программы стало: целостность и непрерывность изложения материала. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Формирование и развитие у школьников алгоритмического мышления. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов).  Практико - ориентированность, формирование навыков самостоятельной работы, направленных на решение простейших практических задач при использовании основных пользовательских возможностей информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

Изменения, внесенные в программу:

- добавляется 19 часов, связанных с работой на компьютере, они разбиваются на следующие блоки: «Файлы и папки» - 4 час, «Создание текстов» - 3 часов, « Создание печатных публикаций» – 4 часов, «Поиск информации» - 8 часов;

            - сокращаются 19 часов в варианте программы без использования компьютера по следующим блокам: «Алгоритмы» - 5 часа,  «Логические рассуждения» - блок удалён полностью.

Для выполнения практических заданий учащимся предоставляются:

  • Компьютерные программы из приложения Стандартные (графический  редакторы PAINT, Калькулятор, текстовые редакторы Блокнот, WordPad);
  • Развивающая и обучающая программа «Мир информатики» ( 3 – 4 годы обучения);

Место и роль учебного курса в системе образования.

Согласно концепции информатизации отечественной школы, для изучения информационных технологий в 2-6 классах при наличии соответствующих возможностей рекомендуется пропедевтический этап. Его основной задачей является формирование первичных элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ. Информатика и информационные технологии, призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с третьего класса как учебный модуль, с 7 – как самостоятельный учебный предмет. 

Формы организации учебного процесса

   Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа обучающихся  за компьютером в 4 классах 10-15 минут.

Применяемые технологии

При реализации программы важно соблюдать оптимальное сочетание традиционных методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями. Предполагается использовать следующие технологии обучения:

  1. Информационные, компьютерные (вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»).
  2. Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников, ведущего типа их деятельности).
  3. Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Организация учебного процесса осуществляется с учётом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив (цель, замысел), ориентировка, планирование, реализация замысла, контроль.
  4. Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).

Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений и навыков.

Теоретические понятия информатики изучаются в традиционной для начальной школы форме – объяснение учителя с вовлечением школьников в диалог. Используются формы исследовательского, проблемного обучения с групповым обсуждением учебных и практических задач. Изучению теоретических понятий отводится 15-20 минут урока.

Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения темы. Для реализации проектов планируется использование не только уроков технологии, но и уроков изобразительного искусства, музыки, литературного чтения, русского языка, окружающего мира, математики и внеурочного времени (тема «Поиск информации»).

Разнообразны также методы, приемы и средства обучения:

  • практические работы по приобретению простейших навыков пользования ПК и десятипальцевого клавиатурного письма,
  • демонстрации учителем работы на ПК,
  • моделирование (создание графических схем и таблиц, отражающих существенные и несущественные свойства объектов),
  • рассказ учителя, эвристическая беседа для усвоения основных понятий информатики,
  • игры по воспитанию навыков сотрудничества, общения,
  • упражнения по развитию мыслительных процессов и логических представлений учащихся.

Программный материал изучается на базовом уровне с дифференциацией практических заданий для детей, быстрее освоивших первоначальные навыки пользования.

Формирование ключевых компетенций.

Основные группы формирования межпредметных компетенций в процессе преподавания информатики:

1. Организация учебной деятельности. Это оформление рабочего места, обучение приемов рационального расположения необходимого оборудования.

2. Коммуникативные компетенции: умение осуществлять различного вида контакты между участниками совместной деятельности при организация коллективной образовательной деятельности (умения работать в группе, коллективное выполнение одного задания, взаимопомощь, организация ответственной зависимости).

3. Учебно-информационные умения развиваются в процессе введения новой информации через инструкции, алгоритмы, правила: что, для чего и как делать.

4. Учебно-управленческие умения: умение ставить цель, планировать действия, осуществлять контроль и анализ учебной деятельности.

5. Учебно-логические умения: формирование четкой последовательности содержания познавательной деятельности через постановку и решение учебных задач.

6. Контрольно-оценочные компетенции: формирование умений самооценки по предложенным критериям, умение сравнить свою работу с образцом, сделать вывод о правильности выполнения задания.

7. Валеологические компетенции: элементы аутотренинга, физических восстановительных методик.

Предметные компетенции: Важную роль в обучении информатики играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, проводить анализ задания к задаче.

Основные направления отработки предметных компетенций:

- освоение первоначальных знаний о величинах, компонентах, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- овладение умениями правильно решать, участвовать в диалоге;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к информатике, пробуждение познавательного интереса и стремления совершенствовать свою речь.

- применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации обучающихся:

Текущий контроль осуществляется в форме самостоятельных работ, проверочных работ, тестирования.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме проверочной работы. 

    Информация об используемом учебнике: Используется рекомендуемый учебно-методический комплект (УМК) для преподавания информатики и ИКТ в рамках системы обучения «Школа 2100»:

- Информатика и ИКТ ( 4 класс). /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2006-2008;

 - Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 4 кл. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2010 – 2011 (для классов изучающих информатику и ИКТ как самостоятельную дисциплину со 2-го класса);

- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для  4 кл.  Методические рекомендации для учителя. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2004 – 2006;

- Комплект наглядных пособий. ( 4 класс). Информатика. Наглядные пособия к учебнику «Информатика в играх и задачах». В 2-х частях / Составитель: Н.И. Суворова, 2005.

Материально техническое обеспечение образовательного процесса

- Информатика и ИКТ ( 4 класс). /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2010-2011;

 - Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 4 кл. /А.В. Горячев и др. – М.:   Баласс, 2010 – 2011;

- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для  4 кл.  Методические рекомендации для учителя. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2004 – 2006;

-"Тесты по информатике» 4 класс: к уч. А.В.Горячева и др. "Информатика в играх и задачах. 4  класс"" Ольга Крылова

- ЭОР «Мир информатики, 3-4 год обучения»

- Комплект наглядных пособий. (4 класс). Информатика. Наглядные пособия к учебнику «Информатика в играх и задачах». В 2-х частях / Составитель: Н.И. Суворова, 2005.

-Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по тат.языку 4класс

№Бүлекләр, темаларБелем һәм күнекмәләрБарлыгы  1Яңа уку елы котлы булсын!Беренче сентябрь көне ничек узуы турында сөйли белү.Дәрес әзерли торган эш урыны турында сөйли белү.Көндәлек режимны ...

Рабочая программа к УМК Биболетовой "Enjoy English" 4класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.З Биболетовой...

рабочая программа по ИЗО 4класс

рабочая программа по ИЗО 4 класс по программе Б.Неменского....

Рабочая программа по предмету "Физическая культура" 1-4класс (2часа"

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 1-4 классов разработана на основании Закона РФ «Об образовании» (ст.7, ст. 9 п.6. ст. 14 п. 5, ст. 28 п. 19, ст. 32 п. 2, п. 7), Федер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 4класс. 29.09.17

УМК «Английский язык»,4 класс, авторов С.Г Тер-Минасовой, Л.М.Узуновой, Е.И.Сухиной, АКАДЕМКНИГА, 2012 год...

Рабочая программа по английскому языку для 4класса УМК В.П.Кузовлев

   Данная программа предназначена для обучения младших школьников английскому языку в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Мир английск...