Рабочая программа по информатике 8 класс (по Макаровой Н.В.)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Куйбышевская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования
«Согласовано»
Руководитель МО
_____/_Асочакова А.А._
ФИО
Протокол №___ от
«___»_________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР _____/_Тутатчикова С.В.
ФИО
«___»__________2014 г.
«Утверждено»
Директор школы
_____/_Чебокчинова В.А.
ФИО
Приказ № _____ от
«___»__________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ, 8 класс
базовый уровень
Арчимаевой Ирины Викторовны, 10 разряд
2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка
Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий. Он должен обладать определенным уровнем информационной культуры, который и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией на базе современных технических средств, технологий и методов.
В наибольшей мере на достижение поставленной нашим обществом цели ориентирована образовательная область «Информатика», где имеется возможность использовать огромный потенциал компьютерной индустрии. Это тот уровень образования и та предметная область, где закладывается фундамент информационной культуры, активизируется познавательная деятельность учащегося, формируются его мировоззрение и информационная коммуникабельность.
Изучение информатики и ИКТ в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах и моделях;
- Освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Windows;
- Формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- Воспитание ответственного отношения к информации с учетом этических и правовых аспектов ее распространения;
- Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.
Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу. Программа предусматривает проведение практических работ на компьютере.
Рабочая программа разработана с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования на основе авторской программы Макаровой Н. В. (Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2009) для общеобразовательного учреждения.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- БУП – 2004, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом № 302 от 07.12.2005 г;
- Авторская программа Макаровой Н. В. среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Положение о рабочей программе педагога, утвержденное директором школы.
В авторской программе Макаровой Н. В. рекомендуется в соответствии с базовым учебным планом и государственным образовательным стандартом в основной школе преподавать информатику при двухлетнем обучении (8-9 классы) минимум по 2 часа в неделю. В связи с тем, что часы из регионального компонента и компонента образовательного учреждения были выделены на преподавание хакасского языка в школе, на преподавание информатики в 8 классе по федеральному компоненту отведен 1 час в неделю, 34 часа в год.
В авторскую программу из-за недостаточного количества часов на изучение предмета «Информатика и ИКТ» внесены следующие изменения:
- Сокращено количество часов из раздела «Информационная картина мира» на 2 часа на изучение темы «Представление об объектах окружающего мира»; на 2 часа – темы «Информационная модель объекта», в связи с тем, что данный материал можно изучить при меньшем количестве часов.
- Сокращено количество часов из раздела «Программное обеспечение информационных технологий» на 2 часа на изучение темы «Системная среда Windows»; на 1 час – темы «Представление о программе», в связи с тем, что данный материал можно изучить при меньшем количестве часов.
- Сокращено количество часов из раздела «Техническое обеспечение информационных технологий» на 0,5 часов на изучение темы «Представление о микропроцессоре»; на 1,5 часа – темы «Устройства памяти»; на 0,5 часов – темы «Устройства ввода информации» и на 0,5 часов – темы «Устройства вывода информации», в связи с тем, что данный материал можно изучить при меньшем количестве часов.
- Темы «Прикладная среда графического редактора Paint» и «Прикладная среда текстового процессора Word» из раздела «Программное обеспечение информационных технологий» были перенесены на изучение в 9 классе в связи с тем, что количество часов недостаточно не изучение данных тем.
Учебно-методический комплект
- Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) 5-11 класс. – СПб.: Питер Пресс, 2009.
- Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс – СПб.: Питер, 2009.
- Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс – СПб.: Питер, 2009.
- Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира - СПб.: Питер, 2008.
- Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2008.
- Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2008.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как подготовка докладов учащимися, выполнение творческих работ, тестовый контроль знаний и др.
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, тестовых и контрольных работ.
Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, историей, биологией. При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей (например, использование словарей, устройства передачи информации и др.). Основой при объяснении устройства ЭВМ являются сведения из курса физики. Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в физике и математике. Знания о системах счисления формируются из курса математики.
Содержание тем учебного курса
- Понятие об информации. Представление информации. Техника безопасности в кабинете
- Представление информации
- Представление информации
- Информационная деятельность человека
- Информационная деятельность человека
- Информационные процессы
- Информационные процессы
- Информационные основы процессов управления
- Основные понятия процесса управления
- Классификация систем управления
- Представление об объектах окружающего мира
- Объект. Свойства и параметры объекта
- Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта
- Информационная модель объекта
- Понятие модели
- Информационная модель объекта
- Примеры информационных моделей объектов
- Контрольная работа «Информационная модель объекта»
- Основы алгоритмизации
- Алгоритм и его свойства
- Формы представления алгоритма
- Линейный и циклический алгоритмы
- Разветвляющийся и вспомогательный алгоритмы
- Стадии создания алгоритмов
- Контрольная работа «Основы алгоритмизации»
- Представление о программе
- Исполнитель алгоритма. Программа
- Системная среда Windows
- Назначение системной среды Windows
- Графический интерфейс. Роль и структура окон
- Освоение основных клавиш клавиатуры в программах Блокнот и Калькулятор
- Действия с файлами
- Папка и ее параметры. Программа Проводник
- Самостоятельная работа «Действия с файлами и папками»
- Рабочий стол. Приложение и документ
- Антивирусные программы. Архивация файлов
- Организация обмена данными
- Контрольная работа «Системная среда Windows»
- Компьютер как средство обработки информации
- Компьютер как средство обработки информации
- Представление о микропроцессоре. Устройства памяти
- Микропроцессор. Устройства памяти
- Устройства ввода и вывода информации
- Устройства ввода информации. Устройства вывода информации
- История развития компьютерной техники
- История развития компьютерной техники
- Классификация компьютеров по функциональным возможностям
- Классификация компьютеров по функциональным возможностям
Учебно-тематический план
Класс – 8.
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков:
контрольных работ 3 часа, самостоятельных работ 1 час, практических работ 7 часов, тестов 2 часа.
Административных контрольных уроков 1 час.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля. Измерители | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | ||
По плану | По факту | |||||||
Тема 1. Понятие об информации. Представление информации | ||||||||
1 | Понятие об информации. Техника безопасности в кабинете | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знать правила работы в компьютерном классе, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасности; оказания первой медицинской помощи. Знать понятие информации и ее свойства. | 04.09 | |||
2 | Представление информации | 1 | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать виды органолептической информации. Знать назначение языка, кода и кодирования информации. Знать единицы измерения объема информации. Уметь различать виды информации и способы ее восприятия. Уметь приводить примеры информации и пояснять присущие ей свойства. Уметь кодировать информацию каким-либо способом. Уметь определять объем текстовой информации. | 11.09 | ||
Тема 2. Информационная деятельность человека | ||||||||
3 | Информационная деятельность человека | 1 | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать виды информационной деятельности человека. Знать роль технических устройств на всех этапах работы с информацией. Знать основные составляющие схемы передачи информации. Знать назначение носителей информации и основные средства защиты информации. Уметь приводить примеры информационной деятельности человека и примеры использования технических устройств. | 18.09 | ||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля. Измерители | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | ||
По плану | По факту | |||||||
Тема 3. Информационные процессы | ||||||||
4 | Информационные процессы | 1 | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать понятия информационных процессов и информационных технологий. Знать этапы развития информационных технологий. Знать роль технических средств в информационных процессах. Уметь приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике. Уметь приводить примеры технических устройств, используемых в информационных технологиях. | 25.09 | ||
Тема 4. Информационные основы процессов управления | ||||||||
5 | Основные понятия процесса управления | 1 | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи. | 03.10 | ||
6 | Классификация систем управления | 1 | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать структуру замкнутой и разомкнутой систем управления. Уметь выделять объект управления и управляющее воздействие. Уметь указывать наличие или отсутствие обратной связи. Уметь приводить примеры систем управления разных типов. | 09.10 | ||
Тема 5. Представление об объектах окружающего мира | ||||||||
7 | Объект. Свойства и параметры объекта | 1 | Комбинированный урок | Тест | Знать понятия: объект и его свойства; параметр и его значения; действие объекта; среда существования объекта. | 16.10 | ||
8 | Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта | 1 | Комбинированный урок | Устный опрос | Уметь выделять объекты из окружающего мира, рассказывать о них, называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения. Уметь перечислять действия, характеризующие объект; представлять сведения об объекте в виде таблицы; определять среду обитания объекта. | 23.10 | ||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля. Измерители | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | ||
По плану | По факту | |||||||
Тема 6. Информационная модель объекта | ||||||||
9 | Понятие модели | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа по карточкам | Знать понятие модели объекта и информационной модели. Знать значение цели при создании модели объекта. Знать форму представления информационной модели. Уметь приводить примеры материальных и нематериальных моделей. Уметь формулировать цель и создавать информационную модель в зависимости от цели. Уметь представлять информационную модель объекта в виде таблицы. | 30.10 | ||
10 | Информационная модель объекта | 1 | Комбинированный урок | Устный опрос | 13.11 | |||
11 | Примеры информационных моделей объектов | 1 | Комбинированный урок | Устный опрос | 20.11 | |||
12 | Контрольная работа «Информационная модель объекта» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Контрольная работа | 27.11 | |||
Тема 7. Основы алгоритмизации | ||||||||
13 | Алгоритм и его свойства | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знать назначение алгоритма и его определение; свойства алгоритма. Знать формы представления алгоритма. Знать типовые алгоритмические конструкции, основные стадии разработки алгоритма. Знать представление алгоритма в виде блок-схемы. Уметь приводить примеры алгоритмов из разных сфер. Уметь составлять алгоритмы для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем. | 04.12 | |||
14 | Формы представления алгоритма | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа по карточкам | 11.12 | |||
15 | Линейный и циклический алгоритмы | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа у доски | 18.12 | |||
16 | Разветвляющийся и вспомогательный алгоритмы | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа у доски | 25.12 | |||
17 | Стадии создания алгоритмов | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа у доски | 15.01 | |||
18 | Контрольное занятие «Создание алгоритмов» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Контрольная работа | 22.01 | |||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля. Измерители | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | ||
По плану | По факту | |||||||
Тема 8. Представление о программе | ||||||||
19 | Исполнитель алгоритма. Программа | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знать понятия программы и программного обеспечения, отличие программы от алгоритма. | 29.01 | |||
Тема 9. Системная среда Windows | ||||||||
20 | Назначение системной среды Windows | 1 | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать понятие операционной системы. Знать понятие файла, папки, их свойства и действия с ними. Знать объекты графического интерфейса операционной системы. Знать понятия «приложение», «документ» и «задача». Знать технологию обмена данными через буфер обмена. Уметь просматривать информацию о свойствах файла и папки. Уметь выполнять разными способами стандартные действия с файлами и папками. Уметь работать в программе Проводник. Уметь выполнять стандартные действия с объектами графического интерфейса. Уметь запускать приложения и переключаться между задачами. Уметь работать в средах Калькулятора и Блокнота. Уметь использовать буфер обмена при создании составных документов. | 05.02 | ||
21 | Графический интерфейс. Роль и структура окон | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | 12.02 | |||
22 | Освоение основных клавиш клавиатуры в программах Блокнот и Калькулятор | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | 19.02 | |||
23 | Действия с файлами | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | 26.02 | |||
24 | Папка и ее параметры. Программа Проводник | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | 05.03 | |||
25 | Самостоятельная работа «Действия с файлами и папками» | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | 12.03 | |||
26 | Рабочий стол. Приложение и документ | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | 19.03 | |||
27 | Антивирусные программы. Архивация файлов | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | 02.04 | |||
28 | Организация обмена данными. | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | 09.04 | |||
29 | Контрольное занятие «Системная среда Windows» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Контрольная работа | 16.04 | |||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля. Измерители | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | ||
По плану | По факту | |||||||
Тема 10. Компьютер как средство обработки информации | ||||||||
30 | Компьютер как средство обработки информации | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Устный опрос | Знать назначение компьютера. Знать базовую структурную схему компьютера. Знать понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера. Знать основные этапы обработки информации. | 23.04 | ||
Тема 11. Представление о микропроцессоре. Устройства памяти | ||||||||
31 | Микропроцессор. Устройства памяти | 1 | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать назначение и основные характеристики микропроцессора. Знать классификацию видов памяти компьютера. Знать понятия носителя, устройств внешней памяти, понятие форматирования диска. Знать характеристику и основной физический принцип организации работы: внутренней памяти, памяти на магнитных носителях, оптической памяти. Уметь объяснить отличие одного вида памяти от другого. Уметь сравнивать различные виды памяти по основным характеристикам. | 30.04 | ||
Тема 12. Устройства ввода и вывода | ||||||||
32 | Устройства ввода информации. Устройства вывода информации | 1 | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать классификацию устройств ввода и вывода информации. Знать назначение драйвера устройства. Знать понятие разрешающей способности конкретного устройства ввода. Знать характеристику каждого класса устройств ввода и вывода. Знать основные характеристики мониторов, принтеров и плоттеров. Уметь свободно работать на клавиатуре компьютера. Уметь ориентироваться в характеристиках устройств вывода. Уметь выполнять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и вывода и его установку на компьютере. | 07.05 | ||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля. Измерители | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | ||
По плану | По факту | |||||||
Тема 13. История развития компьютерной техники | ||||||||
33 | История развития компьютерной техники | 1 | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать историю развития компьютерной техники. Знать перспективы развития компьютерной техники. Уметь рассказать о характерных особенностях каждого этапа развития компьютерной техники. Уметь привести примеры моделей ЭВМ каждого из четырех поколений. | 14.05 | ||
Тема 14. Классификация компьютеров по функциональным возможностям | ||||||||
34 | Классификация компьютеров по функциональным возможностям | 1 | Комбинированный урок | Тест | Знать классификацию современного парка компьютеров. Знать основные технические параметры, по которым различаются классы компьютеров. | 21.05 | ||
ИТОГО | 34 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- Виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- Единицы измерения количества информации и скорости ее передачи; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- Программный принцип работы компьютера.
уметь
- Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
- Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
- Следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с компьютером.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей.
Список литературы
Для учителя:
- Журнал «Информатика и образование», № 1 – 2007
- Журнал «Информатика и образование», № 11 – 2005
- Журнал «Информатика и образование», № 12 – 2005
- Журнал «Информатика и образование», № 2 – 2007
- Журнал «Информатика и образование», № 3 – 2007
- Журнал «Информатика и образование», № 7 – 2005
- Журнал «Информатика и образование», № 8 – 2005
- Журнал «Мир ПК», № 7 – 2005
- Журнал «Мир ПК», № 8 – 2005
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2006. – (В помощь школьному учителю).
Приложение 1
Перечень средств ИКТ, необходимых
для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации.
- Проектор – повышает уровень наглядности в работе учителя, дает возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – колонки для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
- Интерактивная доска – позволяет увеличить наглядность преподаваемого материала, возможность работы с представленным материалом, корректировки и добавления различных надписей и рисунков; дает возможность учащимся освоить современные методы отображения информации и работы с ней, возможность интерактивной работы с рабочим столом компьютера и т.д.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер.
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 9-11 классов к УМК Н. В. Макаровой (базовый уровень)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9-11 классов к УМК Н. В. Макаровой...
Рабочая программа по информатике 5 класс Макарова Н.В. (1 час в неделю)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса разработана на основе авторской программы Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ» (системно-информационная концепция). – С...
Рабочая программа по информатике 6 класс Макарова Н.В. (1 час в неделю)
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса разработана на основе:Программы по информатике и ИКТ(системно-информационная концепция). 5-11 классы. Н.В. Макарова.Раб...
Рабочая программа по информатике 8 класс, УМК Макарова Н.В.
Рабочая программа по информатике 8 класс, УМК Макарова Н.В....
Рабочая программа по информатике 9 класс, УМК Макарова Н.В.
Рабочая программа по информатике 9 класс, УМК Макарова Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 7-9 классы Макарова Н.В.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике к УМК Макаровой Н. В.
Рабочая программа по информатике в 8 — 9 классах и 10-11 классах составлена на основе программы по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). - Спб.: Питер, 2009. Автор...