Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для учащихся 4 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass.docx | 39.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №19»
Согласовано заместитель директора по УВР ___________________ «____» ____________ 2014 г. | Утверждена приказом |
Согласовано Руководитель МО ___________________ «____» ____________ 2014 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Информатика и ИКТ» для учащихся 4 класса
Разработана:
Дорофеевой Александрой Андреевной
учитель информатики
2 квалификационной категории
Ленинск - Кузнецкий
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для начальной
школы разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом второго поколения начального общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), на основе
авторской программы Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова «Программа по информатике и ИКТ».
Программы по учебным предметам 1-4 классы:/ Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/
Учебник, 2011. – ч.2 .
Общая характеристика и ценностные ориентиры учебного предмета
Цель:
Формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также
формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без
них).
Задачи:
Образовательная – научить учащихся искать, отбирать, организовывать и использовать
информацию для решения стоящих перед ними задач, сформировать первоначальные навыки
планирования целенаправленной учебной деятельности;
Развивающая – дать первоначальные представления о компьютере и современных
информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
Воспитательная – дать представление об этических нормах работы с информацией,
информационной безопасности личности и государства.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается по одному часу в неделю. В 4 классе 34 часа.
Формирование УУД
Личностные УУД
Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией
коллективного пользования и личной информацией учащегося. Формирование умений
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять
нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании
компьютерной техники коллективного пользования.
Нравственно – этическое оценивание
Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией,
информационная безопасность личности», создание различных информационных объектов с
помощью компьютера.
Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в
компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья
одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование
Формирование устойчивости учебно-познавательной мотивации учения, умения находить
ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование
современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях
самообразования?» Использование в курсе «Информатика и ИКТ» специальных обучающих
программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему
учиться самостоятельно.
Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном
обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих
осознанию их практической значимости.
Регулятивные УУД
Система заданий, целью которых является формирование у учащихся умений ставить учебные
цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять
итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в
действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью и т. д.
Планирование и целеполагание
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий
при решении задачи или достижении цели (задания типа «Составь алгоритм...», «Заполни
пропуски в алгоритме...»), с формированием действий самостоятельного целеполагания,
анализом нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема)
с целью выделения необходимой информации.
Контроль и коррекция
Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной
среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из
начального состояния в конечное. Сличение способа действия и его результата (соответствие
конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели). Внесение исправлений в
алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного
эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на
компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном,
внесение изменений в случае необходимости
Оценивание
Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного
выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
1. Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки
из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том
числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического
комплекта, а также в других источниках информации.
2. Знаково-символическое моделирование:
- составление знаково-символических моделей («Кодирование информации»),
пространственно -графических моделей реальных объектов («Устройство компьютера» и
«Алгоритмы и исполнители»);
- использование готовых графических моделей процессов для решения задач («Алгоритмы и
исполнители. Ветвление», «Алгоритмы перехода объектов из начального состояния в
конечное состояние);
- табличные модели (для записи условия и решения логической задачи, описания группы
объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком);
- опорные конспекты — знаково-символические модели.
3. Смысловое чтение:
- анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой
текстовой и графической информации;
- работа с различными справочными информационными источниками.
4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий: составление алгоритмов формальных исполнителей.
5. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных
информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ,
поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
Логические УУД
1. Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с
развитием смыслового чтения, при изучении тем «Объекты и их свойства», «Действия
объектов».
2. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов:
решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Та-
блицы», «Порядок записей в таблице», темы «Организация информации в виде дерева»,
«Дерево деления на подклассы» и «Циклические алгоритмы» — задания на создание
алгоритмов упорядочивания объектов.
3. Синтез как составление целого из частей: темы «Устройство компьютера» при изучении
принципа открытой архитектуры, «Сборка компьютера» из его частей — в виде схемы, в форме
объемного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы, «Сборка компьютера
Малыш».
4. Составление алгоритмов исполнителя «Художник», цель которых - собрать архитектурные
сооружения русской деревянной архитектуры из конструктивных элементов.
5. Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с
рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.
Построение логической цепи рассуждений:
- введение и усвоение понятий «Истинное» и «Ложное» высказывания (задания на
определение истинности содержат высказывания с кванторами общности (все, некоторые,
каждый, ни один и т. д.);
- сложные высказывания (задания на определение истинности сложных высказываний и
составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме,
образованном с помощью действий логического сложения и умножения) - 3 класс;
- задания на составление логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных
работ, предполагающих групповую работу.
2. Деятельность учащихся в условиях внеурочных мероприятий (детский компьютерный
фестиваль — командные соревнования).
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность учащихся к продолжению
образования, достигнут необходимый уровень их развития.
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в
учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
- осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и
фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения
задач;
- основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной
задачи из текстов, таблиц, схем;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
- устанавливать аналогии;
- строить логическую цепь рассуждений;
- осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
- обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных
объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
осознанно владеть общими приемами решения задач;
- формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера.
Содержание курса.
4 класс (34 ч.)
Информационная картина мира (11ч)
Виды информации
Текстовая, численная, графическая, звуковая информация.
Технические средства передачи, хранения и обработки информации разного вида (телефон,
радио, телевизор, компьютер, калькулятор, фотоаппарат).
Сбор информации разного вида, необходимой для решения задачи, путем наблюдения,
измерений, интервьюирования. Достоверность полученной информации. Поиск и отбор
нужной информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках, каталогах, предложенных
учителем. Ценность информации для решения поставленной задачи.
Способы организации информации
Организация информации в виде дерева. Создание деревьев разной структуры вручную или с
помощью компьютера (дерево деления понятий, дерево каталогов). Дерево решений. Запись де-
рева решений простых игр.
Компьютер — универсальная машина для обработки информации (7 ч)
Фундаментальные знания о компьютере
Профессии компьютера. Программы обработки текстовой, графической и численной
информации, создания мультимедийных презентаций и области их применения. Компьютеры
и общество.
Система координат, связанная с монитором. Координаты объекта на мониторе в символьном
и графическом режиме.
Гигиенические нормы работы на компьютере.
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)
Запуск программ из меню «Пуск».
Хранение информации на внешних носителях в виде файлов. Структура файлового дерева.
Поиск пути к файлу в файловом дереве. Запись файлов в личный каталог.
Создание текстовых и графических документов и сохранение , их в виде файлов.
Инструменты рисования (окружность, прямоугольник, карандаш, кисть, заливка).
Алгоритмы и исполнители (8 ч)
Циклический алгоритм
Циклические процессы в природе и в деятельности человека. . Повторение действий в
алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в теле цикла.
Алгоритмы упорядочивания по возрастанию или убыванию численной характеристики
объектов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для формальных исполнителей.
Планирование деятельности человека с помощью циклических алгоритмов.
Вспомогательный алгоритм
Основной и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алгоритма. Обращение к
вспомогательному алгоритму.
Объекты и их свойства (7 ч)
Изменение значения свойств объекта
Действия, выполняемые объектом или над объектом. Действие как атрибут объекта.
Действия объектов одного класса.
Действия, изменяющие значения свойства объектов. Алгоритм, изменяющий свойства
объекта, как динамическая информационная модель объекта. Разработка алгоритмов,
изменяющих свойства объекта, для формальных исполнителей и человека.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1ч)
Действия над файлами (создание, изменение, копирование, удаление). Права пользователя
на изменение, удаление и копирование файла.
Правила цитирования литературных источников.
Тематическое планирование
4 А класс
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Впервые вводимые дидактические единицы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 | Раздел 1. Алгоритмы и исполнители (16ч) Алгоритм с ветвлением (повторение) | 1 | |||||
2 | Алгоритм с циклом | 1 | |||||
3 | Составление алгоритма с циклом | 1 | |||||
4 | Алгоритм упорядочивания объектов | 1 | |||||
5 | Составление и использование алгоритмов с циклом | 1 | Самостоятельная работа | ||||
6 | Составление и использование алгоритмов с циклом | 1 | |||||
7 | Организация информации в виде дерева. Исполнитель алгоритмов Путешественник | 1 | |||||
8 | Дерево деления объектов на подклассы | 1 | |||||
9 | Файловое дерево | 1 | |||||
10 | Контрольная работа «Алгоритм с циклом» | 1 | |||||
11 | Вспомогательный алгоритм | 1 | |||||
12 | Вспомогательный алгоритм с параметром | 1 | |||||
13 | Исполнитель алгоритмов Художник | 1 | |||||
14 | Составление и выполнение алгоритмов Художником | 1 | |||||
15 | Составление и выполнение алгоритмов с циклом для художника | 1 | |||||
16 | Контрольная работа «Исполнитель Художник» | 1 | Контрольная работа | ||||
17 | Раздел 2. Компьютер- универсальная машина для обработки информации (10 ч) Виды информации. Обработка графической информации | 1 | |||||
18 | Создание рисунков с помощью инструментов редактора Paint | 1 | |||||
19 | Копирование фрагмента рисунка в редакторе Paint (практическая работа) | 1 | Практическая работа | ||||
20 | Вставка рисунков из файла. Перемещение рисунков в редакторе Paint (практическая работа) | 1 | Практическая работа | ||||
21 | Текстовая информация. Обработка текста на компьютере | 1 | |||||
22 | Редактирование и форматирование текста в MS Word (практическая работа) | 1 | Практическая работа | ||||
23 | Дополнительные возможности текстового процессора | 1 | |||||
24 | Контрольная работа «Обработка тектовой информации на компьютере » | 1 | Контрольная работа | ||||
25 | Числовая информация. Вычисление на компьютере | 1 | |||||
26 | Двоичное кодирование чисел | 1 | |||||
27 | Раздел 2 Объекты и их свойства (7 ч) Действия объекта | 1 | |||||
28 | Действия над объектом | 1 | |||||
29 | Влияние действий на значение свойства объекта. Цифровой диктант | 1 | Цифровой диктант | ||||
30 | Циклические процессы в природе и технике | 1 | |||||
31 | Использование компьютеров в жизни общества | 1 | |||||
32 | Списки и таблицы. Алгоритмы и исполнители | 1 | |||||
33 | Итоговая контрольная работа по теме «Способы обработки информации» | 1 | Контрольная работа | ||||
34 | Итоговое обобщение по курсу начальной школы. Игра «Путешествие по Компьютерной Долине» | 1 | |||||
Всего | 34 | 26 | 8 |
4 Б класс
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Впервые вводимые дидактические единицы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 | Раздел 1. Алгоритмы и исполнители (16ч) Алгоритм с ветвлением (повторение) | 1 | |||||
2 | Алгоритм с циклом | 1 | |||||
3 | Составление алгоритма с циклом | 1 | |||||
4 | Алгоритм упорядочивания объектов | 1 | |||||
5 | Составление и использование алгоритмов с циклом | 1 | Самостоятельная работа | ||||
6 | Составление и использование алгоритмов с циклом | 1 | |||||
7 | Организация информации в виде дерева. Исполнитель алгоритмов Путешественник | 1 | |||||
8 | Дерево деления объектов на подклассы | 1 | |||||
9 | Файловое дерево | 1 | |||||
10 | Контрольная работа «Алгоритм с циклом» | 1 | |||||
11 | Вспомогательный алгоритм | 1 | |||||
12 | Вспомогательный алгоритм с параметром | 1 | |||||
13 | Исполнитель алгоритмов Художник | 1 | |||||
14 | Составление и выполнение алгоритмов Художником | 1 | |||||
15 | Составление и выполнение алгоритмов с циклом для художника | 1 | |||||
16 | Контрольная работа «Исполнитель Художник» | 1 | Контрольная работа | ||||
17 | Раздел 2. Компьютер- универсальная машина для обработки информации (10 ч) Виды информации. Обработка графической информации | 1 | |||||
18 | Создание рисунков с помощью инструментов редактора Paint | 1 | |||||
19 | Копирование фрагмента рисунка в редакторе Paint (практическая работа) | 1 | Практическая работа | ||||
20 | Вставка рисунков из файла. Перемещение рисунков в редакторе Paint (практическая работа) | 1 | Практическая работа | ||||
21 | Текстовая информация. Обработка текста на компьютере | 1 | |||||
22 | Редактирование и форматирование текста в MS Word (практическая работа) | 1 | Практическая работа | ||||
23 | Дополнительные возможности текстового процессора | 1 | |||||
24 | Контрольная работа «Обработка тектовой информации на компьютере » | 1 | Контрольная работа | ||||
25 | Числовая информация. Вычисление на компьютере | 1 | |||||
26 | Двоичное кодирование чисел | 1 | |||||
27 | Раздел 2 Объекты и их свойства (7 ч) Действия объекта | 1 | |||||
28 | Действия над объектом | 1 | |||||
29 | Влияние действий на значение свойства объекта. Цифровой диктант | 1 | Цифровой диктант | ||||
30 | Циклические процессы в природе и технике | 1 | |||||
31 | Использование компьютеров в жизни общества | 1 | |||||
32 | Списки и таблицы. Алгоритмы и исполнители | 1 | |||||
33 | Итоговая контрольная работа по теме «Способы обработки информации» | 1 | Контрольная работа | ||||
34 | Итоговое обобщение по курсу начальной школы. Игра «Путешествие по Компьютерной Долине» | 1 | |||||
Всего | 34 | 26 | 8 |
Учебно-методический комплект
1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Учебник в 2-х ч. — М. :
Академкнига/Учебник.
2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Методическое пособие для
учителя. — М. : Академкнига/Учебник.
Материально техническое обеспечение
Электронно – образовательные и Интернет ресурсы
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (содержит текст федерального государственного
образовательного стандарта). Сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(содержит перечень УУД). Сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Сайт издательства Академкнига/Учебник http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi
Материально – техническое обеспечение (оборудование)
Компьютер 14
Проектор 1
Принтер 1
Модем 1
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер 1 микрофон 1
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
Простая система управления базами данных.
Программа-переводчик.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ»
к концу 4-го года обучения
Выпускник должен иметь представление:
- о достоверности информации;
- о ценности информации для решения поставленной задачи;
- о направлениях использования компьютеров;
- о понятии «дерево» и его структуре;
- о понятии «файл» (при наличии оборудования);
- о структуре файлового дерева (при наличии оборудования);
- о циклическом повторении действий;
- о действии как атрибуте класса объектов;
- о системе координат, связанной с монитором.
Выпускник научится:
- использовать правила цитирования литературных произведений;
- приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы
с информацией каждого вида;
- находить пути в дереве от корня до указанной вершины;
- создавать небольшой графический или текстовый документ с помощью компьютера и
записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);
- запускать программы из меню Пуск (при наличии оборудования);
- записать файл в личную папку с помощью учителя (при наличии оборудования);
- приводить примеры использования компьютера для решения различных задач;
- использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;
- составлять и исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические
алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;
- приводить примеры различных алгоритмов с одним и тем же результатом;
- приводить примеры действий объектов указанного класса.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в
виде файла в текущий каталог;
- записать файл в личную папку;
использовать компьютер для решения различных задач;
- использовать циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;
- составлять и исполнять алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические
алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;
- приводить примеры различных алгоритмов с одним и тем же результатом;
- приводить примеры действий объектов указанного класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Информатике и ИКТ» для 6 класса (ФГОС ООО)
Пояснительная записка, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование по информатике(6 класс), учебно-методическое обеспечение образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Информатика и ИКТ __8 - 11__КЛАССЫ,__базовый_УРОВЕНЬ
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информати...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для учащихся 2 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для начальной школы разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения началь...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для учащихся 3 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для начальной школы разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения нача...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 7 класс
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 7 класс основного общего образования.Рабочая программа составлена на основе программы «Информатика и ИКТ» для основн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В 7 классе
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В 8 классе
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; п...