РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Информатика и ИКТ __8 - 11__КЛАССЫ,__базовый_УРОВЕНЬ
рабочая программа по информатике и икт по теме

Саврулина Юлия Сергеевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуника­ционные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

·  определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

·  комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

·  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

·  владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы  ориентированы на выполнение в операционной системе Windows и Linux.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение Карповская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

на заседании Педсовета

Протокол №  1

«_28_»_августа_2013г.

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за  УВР

Ю.С Саврулина/________/

«____»_________20____г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор  школы

__Е.Е.Лисовол_/________/

«____»_________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Информатика и ИКТ

__10__КЛАСС,__базовый_УРОВЕНЬ

Разработана: Саврулиной   Юлией

___Сергеевной________________

учителем__первой______________

квалификационной категории    

        

п. Карповский

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

1.Рабочая программа по  «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне  составлена на основе авторской программы профильного курса на базовом уровне в старшей школе  Н.Д. Угриновича в объеме 70 часов (10 класс – 35 часов)

2.При реализации рабочей программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане, создавая условия для максимального информационного развития школьников, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика при самостоятельной подготовке рефератов, докладов и разработке проектов в группах.

Распределение часов по темам курсе  «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (авторская программа, 1 час в неделю)

Тема

Количество часов

10 класс

Информация и информационные процессы  

10 ч.

Компьютер и программное обеспечение

7 ч.

Информационные технологии

18 ч.

Итого

35 ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплект:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Бином, 2007.
  2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2006.
  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  2. Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007
  5. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум  на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2008.
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.

Программное обеспечение:

  1. Стандартный базовый пакет программного обеспечения (Первая помощь 1.0, 2.0).
  2. Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики.

I:\IIKT8\Значки программ\windows.png

Программное обеспечение установить:

  • векторный графический редактор OpenOffice Draw;
  • растровый графический редактор GIMP; 
  • программу разработки презентаций OpenOffice Impress;
  • редактор Flash-анимации Adobe Flash CS3;
  • звуковой редактор Audacity;

 программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.

Windows-CD

 

   

 

  Первая помощь ПО 1.0. CD: 32   

I:\IIKT9\Значки программ\Audacity.png

Первая помощь ПО 1.0. CD: 5 - 9 

  I:\IIKT9\Значки программ\PowerPoint.png

I:\IIKT8\Значки программ\Linux.png

Программное обеспечение установить:

  • векторный графический редактор OpenOffice Draw;
  • растровый графический редактор GIMP; 
  • программу разработки презентаций OpenOffice Impress;
  • звуковой редактор Audacity;
  • систему захвата цифровых фото digiKam;
  • систему захвата и редактирование цифрового видео KINO.

Linux-DVD

 

I:\IIKT9\Значки программ\gimp.png 

 

 

 

 

Программное обеспечение установить:

  • текстовый редактор OpenOffice Writer;
  • текстовый редактор Hieroglyph;
  • англо-русский словарь SV-Translator;
  • систему оптического распознавания документов FineReader;

  текстовый редактор Microsoft Word.

Windows-CD

    

   Первая помощь ПО 1.0. CD: 52

Первая помощь ПО 1.0. CD: 5 - 9 

I:\IIKT8\Значки программ\Linux.png

Программное обеспечение установить:

  • текстовый редактор OpenOffice Writer;
  • редактор формул OpenOffice Math.

Linux-DVD 

I:\IIKT9\Значки программ\Writer.png

I:\IIKT9\Значки программ\Math.png


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

№ п/п

Тип урока

Тема урока

Основное содержание

Вид контроля

Дом задание

Примечание

Информация и информационные процессы – 10 часов

Урок ознакомл. с нов. материалом

Вещественно-энергетическая и информационная картины мира

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

Вещественно-энергетическая  картина мира. Информационная картина мира. Информационные и коммуникационные технологии.

Вводный инструктаж правил ТБ, поведения в кабинете информатики

Информация. Социально-значимые свойства информации. Информация и знания. Единицы измерения количества информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

ФО

Стр. 9-11, конспект, З 1.1 стр 12

Комбинированный урок

Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний.

Алфавитный подход к определению количества информации.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации.

Алфавитный подход к определению количества информации.

ФО, ИРД

Стр. 12-15,

Урок применения знаний и умений

Определение количества информации с использованием алфавитного подхода.

Определение количества информации с использованием алфавитного подхода

ФО, ИРД

Стр. 19-20

Создание, редактирование и форматирование документов.

Форматирование абзацев в документе

Основные приемы преобразования текстов. Форматирование документа. Форматирование абзацев.

Форматирование абзацев.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 57-59

Стр 37-48 повторить

Урок ознакомл. с нов. материалом

Урок применения знаний и умений

Списки. Таблицы. Форматирование символов.

Вставка и форматирование таблиц. Нумерованные и маркированные списки.

Списки. Таблицы. Форматирование символов

Нумерованные и маркированные списки.

ФО,

ПР, Т

Стр 25-28 З 1.5 стр28

Стр28-29 , стр37-44

Комбинированный урок

Урок ознакомл. с нов. материалом

Гипертекст

Гипертекст. Создание гипертекстового документа. Контрольная работа «Технология обработки текстовой информации»

Гипертекст. Гипертекстовое представление информации.

Гипертекстовое представление информации.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 46-47, стр50-52

Стр48-51

Комбинированный урок

Урок применения знаний и умений

Запись чисел в  различных системах счисления

Перевод чисел в позиционных системах счисления.

Перевод чисел в десятичную систему счисления. Перевод десятичных чисел в другие системы счисления.

Перевод чисел в позиционных системах счисления.

ФО,

ПР, Т

Стр 25-28 З 1.5 стр28

Стр28-29 , стр37-44

Урок ознакомл. с нов. материалом

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Арифметические операции в позиционных системах счисления с помощью электронного калькулятора

ФО, ИРД,

ПР

Стр 46-47, стр50-55

Урок ознакомл. с нов. материалом

Комбинированный урок

Представление чисел в компьютере

Двоичное кодирование текстовой информации.

Представление чисел в формате с фиксированной запятой и в формате с плавающей запятой.

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 51-55

Стр55-57

Урок применения знаний и умений

Контроль знаний и умений

Практическая работа «Кодирование текстовой информации».

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы»

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

Хранение информации.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 57-59

Стр 37-48 повторить

Урок ознакомл. с нов. материалом

Урок применения знаний и умений

Двоичное кодирование графической и звуковой информации.

Практическая работа «Кодирование графической и звуковой информации»

Аналоговый и дискретный способы представления изображения и звука. Пространственная дискретизация. Временная дискретизация звука.

Графические режимы. Запись звукового файла. Кодирование графической и звуковой информации.

ФО,

ПР, Т

Стр 25-28 З 1.5 стр28

Компьютер и программное обеспечение – 7 часов

Урок ознакомл. с нов. материалом

Урок применения знаний и умений

 Магистрально-модульный принцип  построения компьютера.

Тестирование параметров компьютера.

Магистраль. Шины данных, адреса и управления. Процессор и оперативная память. Системный блок компьютера.

Частота процессора, системной шины и периферийных устройств.

ФО

Стр. 9-11, конспект, З 1.1 стр 12

Комбинированный урок

Урок применения знаний и умений

Аппаратная реализация компьютера

Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Периферийные устройства. Внешняя память компьютера.

Графический интерфейс. Стандартные и служебные приложения.

ФО,

ПР, Т

Стр 25-28 З 1.5 стр28

Стр28-29 , стр37-44

Комбинированный урок

Операционная система: назначение и состав.

Загрузка операционной системы. Программная обработка данных.

Операционная система (ОС). Структура ОС.

Системный диск. Самотестирование компьютера. Загрузка ОС. Данные. Программы.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 46-47, стр50-52

Стр48-51

Урок применения знаний и умений

Файлы и файловая система.

Работа с файлами и каталогами с помощью файлового менеджера

Имя файла. Файловая система. Путь к файлу.

Файловый менеджер. Операции работы с файлами.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 51-55

Стр55-57

Комбинированный урок

Архивация и разархивация файлов с помощью файлового менеджера или архиватора.

Логическая структура дисков.

Архивация файлов. Программа-архиватор.

Форматирование дисков. Файловая система. Логическая структура диска. Дефрагментация диска.

ФО, ИРД,

ПР

ПР

Стр 57-59

Стр 37-48 повторить

Контроль знаний и умений

Форматирование и дефрагментация диска, разбиение на логические разделы. Контрольная работа «Компьютер и программное обеспечение»

Дефрагментация диска. Разбиение диска на логические разделы.

ФО,

ПР, Т

Стр 25-28 З 1.5 стр28

Стр28-29 , стр37-44

Комбинированный урок

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.Практическая работа «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».

Компьютерные вирусы. Типы компьютерных вирусов. Антивирусные программы.Вредоносные программы. Защита компьютера от вредоносных программ.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 46-47, стр50-52

Информационные технологии – 18часов

Комбинированный урок

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.

Растровые и векторные графические редакторы.

Растровая графика. Векторная графика. Форматы графических файлов.

Графический редактор. Растровые и векторные графические редакторы.  

ФО, ИРД,

ПР

Стр 51-55

Стр55-57

Комбинированный урок

Создание и редактирование растровых графических изображений.

Создание и редактирование векторных рисунков.

Редактирование растрового изображения. Модели цветообразования.

Редактирование векторного изображения. Трехмерная графика.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 57-59

Стр 37-48 повторить

Урок закрепления изученного материала

Комбинированный урок

Редактирование изображений в растровых и векторных редакторах.

Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D.  Построение основных чертежных объектов.

Построение анимационных изображений.

Системы автоматизированного проектирования. САПР КОМПАС-3D.

ФО,

ПР, Т

Стр 25-28 З 1.5 стр28

Комбинированный урок

Геометрические построения с использованием САПР.

Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.

Построение основных чертежных объектов в САПР.

Мультимедиа технология. Компьютерные презентации.

ФО,

ПР, Т

Стр 25-28 З 1.5 стр28

Стр28-29 , стр37-44

Комбинированный урок

Урок применения знаний и умений

Создание мультимедийных презентаций.

Создание анимации в презентациях. Интерактивные презентации.

Мультимедийные компьютерные презентации. Дизайн презентации. Редактирование и сортировка слайдов.

Интерактивные презентации.  Анимация объектов слайда.  Демонстрация презентации.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 46-47, стр50-52

Стр48-51

Комбинированный урок

Контроль знаний и умений

Гипертекст

Гипертекст. Создание гипертекстового документа. Контрольная работа «Технология обработки текстовой информации»

Гипертекст. Гипертекстовое представление информации.

Гипертекстовое представление информации.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 46-47, стр50-52

Стр48-51

Комбинированный урок

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Работа с компьютерными словарями и переводчиками.

Компьютерные словари. Системы машинного перевода.

Компьютерные словари. Системы машинного перевода.

ФО,

ПР, Т, ИРД,

Стр 25-28 З 1.5 стр28

Стр28-29 , стр37-44

Урок закрепления изученного материала

Системы оптического распознавания документов.

Сканирование и  распознавание текстовых документов.

Системы оптического распознавания символов.

Сканирование и  распознавание текстовых документов.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 46-47, стр50-52

Стр48-51

Комбинированный урок

Электронные калькуляторы.

Электронные таблицы. Типы и формат данных.

Электронные калькуляторы.

Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 51-55

Стр55-57

Комбинированный урок

Урок применения знаний и умений

Ввод в таблицу чисел, текстов и формул.

Вычисления в электронных таблицах.

Основные типы и форматы данных. Ввод данных в таблицу.

Основные способы представления математических зависимостей между данными.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 57-59

Стр 37-48 повторить

Комбинированный урок

Урок применения знаний и умений

Относительные и абсолютные ссылки.

Использование в формулах абсолютных, относительных и смешанных ссылок.

Абсолютные, относительные и смешанные ссылки.

Использование электронных таблиц для обработки числовых данных

ФО,

ПР, Т

Стр 25-28 З 1.5 стр28

Стр28-29 , стр37-44

Комбинированный урок

Встроенные математические и логические функции.

Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Встроенные функции. Математические и логические функции.

Типы диаграмм и графиков. Построение графиков.

ФО,

ПР, Т

Стр 25-28 З 1.5 стр28

Стр28-29 , стр37-44

Урок применения знаний и умений

Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов (гистограмм, круговых и др.).

Приближенное графическое  решение уравнений.

Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов.

Графики. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных. Графическое  решение уравнений.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 46-47, стр50-52

Стр48-51

Комбинированный урок

Контроль знаний и умений

Приближенное решение уравнений методом подбора параметров.

Построение графиков функций.

Контрольная работа «Технология обработки числовой информации»

Поиск решения. Подбор параметра.

Построение графиков функций

ФО, ИРД,

ПР

Стр 51-55

Стр55-57

Урок закрепления изученного материала

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Сортировка данных. Поиск данных.

Сортировка данных. Поиск данных.

ФО, ИРД,

ПР

Стр 57-59

Стр 37-48 повторить

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Дата

Информация и информационные процессы

28.10

Компьютер и программное обеспечение

18.12

Технология обработки текстовой информации

Технология обработки числовой информации



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение Карповская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

на заседании Педсовета

Протокол №  1

«_28_»_августа_2014г.

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за  УВР

Ю.С Саврулина/________/

«____»_________20____г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор  школы

__Е.Е.Лисовол_/________/

«____»_________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Информатика и ИКТ

__8__КЛАСС,__базовый_УРОВЕНЬ

Разработана:

Саврулиной   Юлией

___Сергеевной________________ учителем__первой______________

квалификационной категории    

        

п. Карповский

2014

Пояснительная записка.

      Рабочая программа по информатике 8 класса составлена на основе: Федерального закона об образовании РФ от 29.12.2012 №273, Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования» (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089), Примерной программы основного (общего) образования по  информатике 2004, В соответствие с Базисным учебным планом рассчитано на 34 часов, учебного плана школы, Федерального перечня учебников 2013-2014гг,  авторской программы  Угриновича Н.Д.  по курсу «Информатика и ИКТ»

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

·  определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

·  комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

·  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

·  владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы  ориентированы на выполнение в операционной системе Windows и Linux.  

Цели обучения:

  • формирование у учащегося системы базовых знаний по информатике;
  • освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Linux;
  • формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
  • освоение технологии работы приобретений знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
  • ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
  • ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;
  • понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.

Владение технологией работы в системной среде Linux является необходимым условием и базовой составляющей для последующего освоения технологии работы в прикладных программных средах общего назначения.

Практические занятия полностью посвящаются освоению технологии работы в перечисленных средах в процессе решения конкретных задач. Темы этого направления формируют представление учащихся о модели каждой среды как некоего отражения реального мира.

Темы, связанные с изучением основ алгоритмизации и программирования проводятся в единой логической последовательности, в сочетании теоретических и практических занятий на компьютере.

Часть учебного материала посвящена изучению аппаратной части компьютерной сети.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплект:

  1. Угринович Н.Д. Информатика-8.  Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2006.
  2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор.  знаний, 2006.
  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  2. Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007
  5. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум  на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2008.
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.

Программное обеспечение:

  1. Стандартный базовый пакет программного обеспечения (Первая помощь 1.0, 2.0).
  2. Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики.

I:\IIKT8\Значки программ\windows.png

Программное обеспечение установить:

  • электронный калькулятор NumLock Calculator; 
  • клавиатурный тренажер Клавиатурный тренажер. 

Windows-CD

I:\IIKT8\Значки программ\Linux.png

Программное обеспечение установить:

  • электронный калькулятор KCalc;

  • клавиатурный тренажер KTouch.

Linux-DVD

I:\IIKT8\Значки программ\windows.png

Программное обеспечение установить:

  • файловый менеджер Total Commander

 

Загрузить и установить антивирусную программу Dr.Web AV-Desk, включающую монитор и сканер

 

 

Использовать встроенную утилиту форматирования в операционную систему Windows.

Windows-CD

I:\IIKT8\Значки программ\totalcommander.png

http://info.drweb.com

     

 Первая помощь ПО 1.0. CD: 2 - 4

I:\IIKT8\Значки программ\Linux.png

Программное обеспечение установить:

  • файловый менеджер Krusader;

  • утилиту форматирования дискет KFloppy

Linux-DVD  

 

I:\IIKT8\Значки программ\windows.png

Программное обеспечение установить:

  • программу NeoTrace Pro визуальной трассировки прохождения данных через серверы Интернета;
  • браузер SeaMonkey;
  •  

менеджер загрузки файлов FlashGet.

 

 

Использовать встроенный в  операционную систему Windows:

  •  браузер Internet Explorer;

 

простейший текстовый редактор Блокнот.

Windows-CD

   

Первая помощь ПО 1.0. CD: 2 - 4 

Программное обеспечение установить:

  • браузер SeaMonkey;
  • простейший текстовый редактор Блокнот.

  Использовать репозитории (хранилища пакетов) для установки программ.

Linux-DVD


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основное содержание

Вид контроля

Домашнее задание

примечание

Информация и информационные процессы – 10 часов

Информация в неживой и  живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

Урок ознакомл. с нов. материалом

Информация. Информационные объекты различных видов. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

ФО

Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

Урок ознакомл. с нов. материалом

Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

ФО, ИРД

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Комбинированный урок

Кодирование информации. Код.

ФО, ИРД

Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.

Урок применения знаний и умений

Клавиатурный тренажер.

ФО, ИРД,

ПР

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

Урок ознакомл. с нов. материалом

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Единицы измерения количества информации.

ФО, ИРД,

ПР

Определение количества информации.

Комбинированный урок

Определение количества информации.

ИРД,

ПР

Алфавитный подход к определению количества информации.

Комбинированный урок

Информационная емкость знака. Количество информации в сообщении.

ИРД,

ПР

Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора.

Урок применения знаний и умений

Электронный калькулятор. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора

ФО,

ПР, Т

Вычисление количества информации.

Комбинированный урок

Вычисление количества информации (решение задач).

ФО, ИРД,

ПР

Контрольная работа  «Информация и информационные процессы»

Контроль знаний и умений

Вычисление количества информации (решение задач).

ФО, ИРД,

ПР

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (9  ч.)

Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.

Урок ознакомл. с нов. материалом

Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. Различные кодировки знаков.

ФО, ИРД,

ПР

Кодирование текстовой информации.

Урок применения знаний и умений

Двоичное кодирование текстовой информации в ПК.

ФО, ИРД,

ПР

Создание и редактирование документов. Мастера и шаблоны. Сохранение и печать документа.

Урок ознакомл. с нов. материалом

Текстовый редактор. Мастера и шаблоны. Способы создания документов. Сохранение и печать документа.

ФО

Создание визитных карточек на основе шаблона. Установка параметров страницы  документа, вставка колонтитулов и номеров страниц.

Урок применения знаний и умений

Шаблоны. Параметры страницы. Колонтитулы и номера страниц.

ФО, ИРД

Форматирование документа. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов.

Комбинированный урок

Форматирование документа. Списки, таблицы, диаграммы, формулы, графические объекты.

ФО, ИРД

Вставка в документ формул. Форматирование символов и абзацев.

Комбинированный урок

Форматирование символов и абзацев.

ФО, ИРД,

ПР

Создание и форматирование списков.

Комбинированный урок

Списки. Создание и форматирование списков.

ФО, ИРД,

ПР

Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки. Вставка в документ таблицы.

Урок применения знаний и умений

Создание заголовков. Оглавление. Вставка в документ таблицы.

ИРД,

ПР

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Урок ознакомл. с нов. материалом

Гипертекст. Назначение закладки и указателя гиперссылки.

ИРД,

ПР

Создание гипертекстового документа.

Урок применения знаний и умений

Гипертекстовый документ.

ФО,

ПР, Т

Оптическое распознавание отсканированного текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Комбинированный урок

Системы оптического распознавания символов. Компьютерные словари. Системы перевода текстов.

ФО, ИРД,

ПР

Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. Контрольная  работа «Обработка текстовой информации»

Комбинированный урок

Сканирование документа.

ФО, ИРД,

ПР

Кодирование и обработка числовой информации – 12 часов

Кодирование числовой информации. Системы счисления.

Урок ознакомл. с нов. материалом

Системы счисления. Запись числа в развернутой форме.

ФО, ИРД,

ПР

Перевод чисел в позиционных системах счисления.

Урок ознакомл. с нов. материалом

Перевод чисел в позиционных системах счисления.

ФО, ИРД,

ПР

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

Комбинированный урок

Перевод чисел в позиционных системах счисления.

ФО

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Комбинированный урок

Арифметические операции в позиционных системах счисления

ФО, ИРД

Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора.

Комбинированный урок

Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора

ФО, ИРД

Представление чисел в компьютере.

Урок ознакомл. с нов. материалом

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

ФО, ИРД,

ПР

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст.

Комбинированный урок

Электронные таблицы. Столбцы, строки, ячейки. Типы данных.

ФО, ИРД,

ПР

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

Комбинированный урок

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

ИРД,

ПР

Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Комбинированный урок

Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

ИРД,

ПР

Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

Комбинированный урок

Создание таблиц значений функций.

ФО,

ПР, Т

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Контрольная работа «Кодирование и обработка числовой информации»

Контроль знаний и умений

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

ФО, ИРД,

ПР

Построение диаграмм различных типов.

Комбинированный урок

Построение диаграмм и графиков.

ФО, ИРД,

ПР

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Дата

Информация и информационные процессы

11.11

Обработка текстовой информации

17-20.02

Кодирование и обработка числовой информации

17-20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 10-11 классы (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общее образование по «Информатике и ИКТ» (базовый уровень), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, и требов...

Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс базовый уровень, разработана МО учителей МХК Нестеровой Е.С., Фоминой Л.В.

Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура»   8-9 класс базовый уровень, разработана МО учителей МХК  Нестеровой Е.С., Фоминой Л.В....

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»   для 10 класса базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ...