Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для учащихся 3 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass.docx | 38.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №19»
Согласовано заместитель директора по УВР ___________________ «____» ____________ 2014 г. | Утверждена приказом |
Согласовано Руководитель МО ___________________ «____» ____________ 2014 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Информатика и ИКТ» для учащихся 3 класса
Разработана:
Дорофеевой Александрой Андреевной
учитель информатики
2 квалификационной категории
Ленинск - Кузнецкий
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для начальной
школы разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом второго поколения начального общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), на основе
авторской программы Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова «Программа по информатике и ИКТ».
Программы по учебным предметам 1-4 классы:/ Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/
Учебник, 2011. – ч.2 .
Общая характеристика и ценностные ориентиры учебного предмета
Цель:
Формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также
формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без
них).
Задачи:
Образовательная – научить учащихся искать, отбирать, организовывать и использовать
информацию для решения стоящих перед ними задач, сформировать первоначальные навыки
планирования целенаправленной учебной деятельности;
Развивающая – дать первоначальные представления о компьютере и современных
информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
Воспитательная – дать представление об этических нормах работы с информацией,
информационной безопасности личности и государства.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается по одному часу в неделю. В 3 классе 34 часа.
Формирование УУД
Личностные УУД
Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией
коллективного пользования и личной информацией учащегося. Формирование умений
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять
нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании
компьютерной техники коллективного пользования.
Нравственно – этическое оценивание
Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией,
информационная безопасность личности», создание различных информационных объектов с
помощью компьютера.
Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в
компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья
одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование
Формирование устойчивости учебно-познавательной мотивации учения, умения находить
ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование
современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях
самообразования?» Использование в курсе «Информатика и ИКТ» специальных обучающих
программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему
учиться самостоятельно.
Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном
обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих
осознанию их практической значимости.
Регулятивные УУД
Система заданий, целью которых является формирование у учащихся умений ставить учебные
цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять
итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в
действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью и т. д.
Планирование и целеполагание
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий
при решении задачи или достижении цели (задания типа «Составь алгоритм...», «Заполни
пропуски в алгоритме...»), с формированием действий самостоятельного целеполагания,
анализом нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема)
с целью выделения необходимой информации.
Контроль и коррекция
Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной
среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из
начального состояния в конечное. Сличение способа действия и его результата (соответствие
конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели). Внесение исправлений в
алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного
эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на
компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном,
внесение изменений в случае необходимости
Оценивание
Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного
выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
1. Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки
из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том
числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического
комплекта, а также в других источниках информации.
2. Знаково-символическое моделирование:
- составление знаково-символических моделей («Кодирование информации»),
пространственно -графических моделей реальных объектов («Устройство компьютера» и
«Алгоритмы и исполнители»);
- использование готовых графических моделей процессов для решения задач («Алгоритмы и
исполнители. Ветвление», «Алгоритмы перехода объектов из начального состояния в
конечное состояние);
- табличные модели (для записи условия и решения логической задачи, описания группы
объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком);
- опорные конспекты — знаково-символические модели.
3. Смысловое чтение:
- анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой
текстовой и графической информации;
- работа с различными справочными информационными источниками.
4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий: составление алгоритмов формальных исполнителей.
5. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных
информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ,
поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
Логические УУД
1. Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с
развитием смыслового чтения, при изучении тем «Объекты и их свойства», «Действия
объектов».
2. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов:
решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Та-
блицы», «Порядок записей в таблице», темы «Организация информации в виде дерева»,
«Дерево деления на подклассы» и «Циклические алгоритмы» — задания на создание
алгоритмов упорядочивания объектов.
3. Синтез как составление целого из частей: темы «Устройство компьютера» при изучении
принципа открытой архитектуры, «Сборка компьютера» из его частей — в виде схемы, в форме
объемного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы, «Сборка компьютера
Малыш».
4. Составление алгоритмов исполнителя «Художник», цель которых - собрать архитектурные
сооружения русской деревянной архитектуры из конструктивных элементов.
5. Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с
рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.
Построение логической цепи рассуждений:
- введение и усвоение понятий «Истинное» и «Ложное» высказывания (задания на
определение истинности содержат высказывания с кванторами общности (все, некоторые,
каждый, ни один и т. д.);
- сложные высказывания (задания на определение истинности сложных высказываний и
составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме,
образованном с помощью действий логического сложения и умножения) - 3 класс;
- задания на составление логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных
работ, предполагающих групповую работу.
2. Деятельность учащихся в условиях внеурочных мероприятий (детский компьютерный
фестиваль — командные соревнования).
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность учащихся к продолжению
образования, достигнут необходимый уровень их развития.
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в
учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
- осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и
фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения
задач;
- основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной
задачи из текстов, таблиц, схем;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
- устанавливать аналогии;
- строить логическую цепь рассуждений;
- осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
- обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных
объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
осознанно владеть общими приемами решения задач;
- формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера.
Содержание курса.
3 КЛАСС (34 ч)
Информационная картина мира (16 ч)
Способы организации информации
Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в
алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).
Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.
Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц.
Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись
информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную
учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц
(расписание уроков, распорядок дня, каталог книг личной или классной библиотеки, и т. д.)
вручную и с помощью компьютера.
Алгоритмы и исполнители (11ч)
Линейные алгоритмы с переменными
Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения
алгоритмов.
Команды с параметрами для формальных исполнителей. Краткая запись команд
формального исполнителя.
Создание алгоритмов методом последовательной детализации
Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования
деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
Условный алгоритм (ветвление)
Выбор действия в условном алгоритме в зависимости от выполнения условия. Запись
условного алгоритма с помощью блок-схем. Использование простых и сложных
высказываний в качестве условий.
Создание и исполнение условных алгоритмов для формальных исполнителей.
Планирование деятельности человека с помощью условных алгоритмов.
Объекты и их свойства (6 ч)
Объекты
Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства — цвет, значение
свойства — красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по
его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая
модель объекта. Сравнение объектов.
Понятие класса объектов
Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и
более классов.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1ч)
Носители информации коллективного пользования
Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как
носители информации коллективного пользования.
Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного
отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
Тематическое планирование
3А класс
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Впервые вводимые дидактические единицы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 | Раздел 1 Объекты и их свойства (5 ч) Информация - что мы о ней знаем. | 1 | |||||
2 | Компьютер – что мы о нем знаем. | 1 | |||||
3 | Объекты и их свойства. | 1 | |||||
4 | Объекты и их свойства. Список | 1 | |||||
5 | Порядок элементов в списке. Практическая работа на теме «Поиск дополнительной информации» | 1 | Практическая работа | ||||
6 | Раздел 2 Информационная картина мира(11 ч) Упорядоченные списки | 1 | |||||
7 | Многоуровневые списки | 1 | |||||
8 | Простые и многоуровневые списки | ||||||
9 | Многоуровневый список | 1 | |||||
10 | Твои успехи. Самостоятельная работа учеников | 1 | Самостоятельная работа | ||||
11 | Классы объектов | 1 | |||||
12 | Таблицы | 1 | |||||
13 | Таблицы. Цифровой диктант | 1 | Цифровой диктант | ||||
14 | Порядок записей в таблице | 1 | |||||
15 | Поиск информации в таблице | 1 | |||||
16 | Контрольная работа по теме «Списки и таблицы». | 1 | Контрольная работа | ||||
17 | Раздел 3 Алгоритмы и исполнители (17 ч) Алгоритмы. Что ты о них знаешь? | 1 | |||||
18 | Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной. | 1 | |||||
19 | Имя и значение переменной. | 1 | |||||
20 | Блок-схема алгоритма. Ветвление. | 1 | |||||
21 | Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление | 1 | Самостоятельная работа | ||||
22 | Простое и сложное высказывание | 1 | |||||
23 | Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление | 1 | |||||
24 | Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление | 1 | |||||
25 | Исполнитель алгоритмов Чертежник. Команда с параметрами. Тест | 1 | Тест | ||||
26 | Составление и выполнение алгоритмов Чертежника | 1 | |||||
27 | Повторение по теме «Алгоритм» | 1 | |||||
28 | Исполнитель алгоритмов Пожарный | 1 | |||||
29 | Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар» | 1 | |||||
30 | Самостоятельная работа по теме «Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный» | 1 | Самостоятельная работа | ||||
31 | Метод последовательной детализации | 1 | |||||
32 | Простые и сложные условия в алгоритме | 1 | |||||
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контрольная работа | ||||
34 | Твои успехи | 1 | |||||
Всего | 34 | 26 | 8 |
3Б класс
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Впервые вводимые дидактические единицы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 | Раздел 1 Объекты и их свойства (5 ч) Информация - что мы о ней знаем. | 1 | |||||
2 | Компьютер – что мы о нем знаем. | 1 | |||||
3 | Объекты и их свойства. | 1 | |||||
4 | Объекты и их свойства. Список | 1 | |||||
5 | Порядок элементов в списке. Практическая работа на теме «Поиск дополнительной информации» | 1 | Практическая работа | ||||
6 | Раздел 2 Информационная картина мира(11 ч) Упорядоченные списки | 1 | |||||
7 | Многоуровневые списки | 1 | |||||
8 | Простые и многоуровневые списки | ||||||
9 | Многоуровневый список | 1 | |||||
10 | Твои успехи. Самостоятельная работа учеников | 1 | Самостоятельная работа | ||||
11 | Классы объектов | 1 | |||||
12 | Таблицы | 1 | |||||
13 | Таблицы. Цифровой диктант | 1 | Цифровой диктант | ||||
14 | Порядок записей в таблице | 1 | |||||
15 | Поиск информации в таблице | 1 | |||||
16 | Контрольная работа по теме «Списки и таблицы». | 1 | Контрольная работа | ||||
17 | Раздел 3 Алгоритмы и исполнители (17 ч) Алгоритмы. Что ты о них знаешь? | 1 | |||||
18 | Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной. | 1 | |||||
19 | Имя и значение переменной. | 1 | |||||
20 | Блок-схема алгоритма. Ветвление. | 1 | |||||
21 | Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление | 1 | Самостоятельная работа | ||||
22 | Простое и сложное высказывание | 1 | |||||
23 | Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление | 1 | |||||
24 | Выполнение и составление алгоритмов содержащих ветвление | 1 | |||||
25 | Исполнитель алгоритмов Чертежник. Команда с параметрами. Тест | 1 | Тест | ||||
26 | Составление и выполнение алгоритмов Чертежника | 1 | |||||
27 | Повторение по теме «Алгоритм» | 1 | |||||
28 | Исполнитель алгоритмов Пожарный | 1 | |||||
29 | Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар» | 1 | |||||
30 | Самостоятельная работа по теме «Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный» | 1 | Самостоятельная работа | ||||
31 | Метод последовательной детализации | 1 | |||||
32 | Простые и сложные условия в алгоритме | 1 | |||||
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контрольная работа | ||||
34 | Твои успехи | 1 | |||||
Всего | 34 | 26 | 8 |
Учебно-методический комплект
1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2-х ч. - М. :
Академкнига/Учебник. 2013
2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Методическое пособие для
учителя. — М. : Академкнига/Учебник.
3. Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Комплект компьютерных программ.
Методическое пособие + СД. — М. : Академкнига/Учебник.
Материально техническое обеспечение
Электронно – образовательные и Интернет ресурсы
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (содержит текст федерального государственного
образовательного стандарта). Сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(содержит перечень УУД). Сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Сайт издательства Академкнига/Учебник http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi
Материально – техническое обеспечение (оборудование)
Компьютер 14
Проектор 1
Принтер 1
Модем 1
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер 1 микрофон 1
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
Простая система управления базами данных.
Программа-переводчик.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны иметь представление:
- об организации информации в виде списка и таблицы;
- о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);
- о программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;
- о переменной, ее имени и значении, о присваивании перееной значения;
- о выборе продолжения действий в условном алгоритме;
- об объектах и их свойствах;
- об имени и значении свойства;
- о классах объектов.
Обучающиеся научатся:
- осознанно применять правила пользования различными носителями информации
коллективного пользования.
- фиксировать собранную информацию в виде списка;
- упорядочивать короткие списки по алфавиту;
- фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена
учителем;
- находить нужную информацию в таблице;
- находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
- находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;
- находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;
- составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
- с помощью учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
- приводить примеры объектов и их свойств;
- находить и конструировать объект с заданными свойствами;
- выделять свойства, общие для различных объектов;
- определять истинность сложных высказываний;
- на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
- на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
- ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
- находить и конструировать объект с заданными свойствами;
- объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Информатике и ИКТ» для 6 класса (ФГОС ООО)
Пояснительная записка, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование по информатике(6 класс), учебно-методическое обеспечение образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Информатика и ИКТ __8 - 11__КЛАССЫ,__базовый_УРОВЕНЬ
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информати...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для учащихся 2 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для начальной школы разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения началь...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для учащихся 4 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для начальной школы разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения нача...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 7 класс
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 7 класс основного общего образования.Рабочая программа составлена на основе программы «Информатика и ИКТ» для основн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В 7 классе
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В 8 классе
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; п...