РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В 7 классе
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_7kl.docx | 40.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Медаевская основная общеобразовательная школа»
Чамзинского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрена Утверждаю:
на заседании директор школы:
педагогического совета ________/Зудина Н.Б./
протокол № от г. Приказ № от г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
В 7 классе
Автор программы: Шишканов М.В.
Должность: учитель математики и
информатики
Категория: нет
2020-2021 уч. год
Нормативная база (ФГОС)
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса предмета являются:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.).
2.. Учебный план МБОУ «Медаевская OОIII» с. Медаево РМ.
Приказ № 75 от 30.08.2018
3. Письмо Министерства образования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 № 08 - 1786
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 21.04.2016 № 459
5. Локальный акт № 76 от 30.08.2018 МБОУ «Медаевская ООШ» «О рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности».
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана в соответствии с
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
- приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»,
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- учебным планом МБОУ «Медаевская OОIII»;
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; примерной программы по предмету «Информатика»; стандартов второго поколения, М., «Просвещение», 2010; программы И.Г. Семакина «Информатика 7 класс»; с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Всего часов в год – 34 ч. (1 час в неделю).
Программа реализуется с помощью УМК:
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / Семакин И. Г., Хеннер Е. К. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2011.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика. 7 класс».
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в 7 классе, являются:
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в 7 классе, являются:
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Содержание учебного предмета
Информатика. 7 класс. (34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Введение в предмет (1 час)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 7 классе.
Основные термины по разделу: Информатика. Компьютер.
Тема 2. Человек и информация (5 часов)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Основные термины по разделу:
Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Внешняя память человека. Внутренняя память человека. Знания декларативные. Знания процедурные. Измерение информации: алфавитный подход. Информационные каналы человека. Информационные процессы. Информационный вес символа. Информационный объем текста. Канал передачи информации (информационный канал связи). Мощность алфавита. Передача информации. Обработка информации. Хранение информации человеком. Язык. Языки естественные. Языки формальные (искусственные).
Учащиеся должны знать:
• оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
• приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
• классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
• выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
• анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.
Учащиеся должны уметь:
• кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
• определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
• определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
• оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
• оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).
Тема 3. Компьютер: устройство и программное обеспечение (7 часов)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Основные термины по разделу: Адрес байта. Вит памяти. Двоичная кодировка. Дружественный пользовательский интерфейс. Имя файла. Каталог (папка). Магистраль (шина). Меню. Контекстное меню. Микропроцессор. Объем оперативной памяти. Операционная система (ОС). Основные устройства компьютера. Память оперативная. Память внешняя. Полное имя файла. Прикладное программное обеспечение. Прикладные программы общего назначения. Прикладные программы специального назначения. Принцип адресуемости оперативной памяти. Принцип дискретности оперативной памяти. Принцип хранимой в памяти программы (принцип фон Неймана). Программа. Программирование. Программное обеспечение (ПО). Процессор компьютера. Разрядность процессора. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Тактовая частота процессора. Устройства ввода (основные). Устройства вывода (основные). Файл. Файловая система. Файловая структура. Шина адреса. Шина данных. Шина управления.
Учащиеся должны знать:
• анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;
• анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
• определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
• анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;
• определять основные характеристики операционной системы;
• планировать собственное информационное пространство.
Учащиеся должны уметь:
• получать информацию о характеристиках компьютера;
• оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
• выполнять основные операции с файлами и папками;
• оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
• оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
• использовать программы-архиваторы;
• осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ.
Тема 4. Текстовая информация и компьютер (10 часов)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Основные термины по разделу: Гипертекст. Двоичный код символа. Маркированный список. Нумерованный список. Принцип последовательного кодирования алфавитов. Распознавание текста. Режимы работы текстового редактора (основные). Среда текстового редактора (стандартные компоненты). Стиль оформления текстовых документов. Структурные единицы текста (данные текстового редактора). Таблица кодировки. Текстовый процессор. Текстовый редактор (ТР). Шаблон.
Учащиеся должны знать:
• анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
• определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Учащиеся должны уметь:
• создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;
• форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
• вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
• выполнять коллективное создание текстового документа;
• создавать гипертекстовые документы;
• выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);
• использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.
Тема 5. Графическая информация и компьютер (5 часов)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Основные термины по разделу: Векторная графическая информация. Видеоадаптер. Видеопамять. Графические координаты. Графические примитивы. Графический редактор (ГР). Иллюстративная графика. Деловая графика. Код пикселя. Компьютерная анимация. Компьютерная графика. Конструкторская графика. Научная графика. Области применения компьютерной графики. Пиксель. Растр (графическая сетка). Режимы работы графического редактора растрового типа. Среда графического редактора растрового типа. Устройства ввода графической информации. Устройства вывода графической информации. Цветовая палитра RGB.
Учащиеся должны знать:
• пользовательский интерфейс используемого программного средства;
• определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Учащиеся должны уметь:
• определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
• создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;
• создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.
Тема 6. Мультимедиа и компьютерные презентации (6 часов)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст. Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации. Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.
Основные термины по разделу: Аналоговая форма представления звука. Аналого-цифровое преобразование (АЦП). Данные. Динамики (колонки или наушники). Звуковая карта (аудио адаптер). Интерактивная презентация. Компьютерная презентация. Микрофон. Мультимедиа. Непрерывно выполняющаяся презентация. Презентация со сценарием. Разрядность дискретизации. Цифро-аналоговое преобразование (ЦАП). Цифровая (дискретная) форма представления звука. Частота дискредитации.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Ученик 7 класса научится:
- создавать презентации с использованием готовых шаблонов;
- записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Всего часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
план | факт | |||||
1 | Введение в предмет | 1 | ||||
1.1 | Предмет информатики. Техника безопасности | Теоретическое обучение | 1 | |||
2 | Человек и информация | 5 | ||||
2.1 | Информация и знания. Восприятие и представление информации | Теоретическое обучение | 1 | |||
2.2 | Информационные процессы | Теоретическое обучение | 1 | |||
2.3 | Работа с клавиатурным тренажером. Выполнение практического задания №1 | 1 | Практическая работа | |||
2.4 | Измерение информации | Теоретическое обучение | 1 | |||
2.5 | Итоговое тестирование по разделу «Человек и информация» | 1 | Контрольная работа | |||
3 | Компьютер: устройство и программное обеспечение | 7 | ||||
3.1 | Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память | Теоретическое обучение | 1 | |||
3.2 | Устройство ПК и его основные характеристики. Выполнение практического задания №2 | 1 | Практическая работа | |||
3.3 | Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования | Теоретическое обучение | 1 | |||
3.4 | Файлы и файловые структуры | Теоретическое обучение | 1 | |||
3.5 | Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3 | 1 | Практическая работа | |||
3.6 | Пользовательский интерфейс | Теоретическое обучение | 1 | |||
3.7 | Итоговое тестирование по разделу «Компьютер: устройство и программное обеспечение» | 1 | Контрольная работа | |||
4 | Текстовая информация и компьютер | 10 | ||||
4.1 | Тексты в компьютерной памяти | Теоретическое обучение | 1 | |||
4.2 | Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором | Теоретическое обучение | 1 | |||
4.3 | Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания №4 | 1 | Практическая работа | |||
4.4 | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Выполнение практического задания №5 | 1 | Практическая работа | |||
4.5 | Буфера обмена. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6 | 1 | Практическая работа | |||
4.6 | Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7 | 1 | Практическая работа | |||
4.7 | Дополнительные возможности текстовых процессоров | Теоретическое обучение | 1 | |||
4.8 | Выполнение итогового практического задания №8 | 1 | Практическая работа | |||
4.9 | Системы перевода и распознавания текстов | Теоретическое обучение | 1 | |||
4.10 | Итоговое тестирование по разделу «Текстовая информация и компьютер» | 1 | Контрольная работа | |||
5 | Графическая информация и компьютер | 5 | ||||
5.1 | Компьютерная графика | Теоретическое обучение | 1 | |||
5.2 | Технические средства компьютерной графики | Теоретическое обучение | 1 | |||
5.3 | Как кодируется изображение | Теоретическое обучение | 1 | |||
5.4 | Растровая графика. Работа с графическим редактором растрового типа | 1 | Практическая работа | |||
5.5 | Векторная графика. Работа с графическим редактором векторного типа | 1 | Практическая работа | |||
6 | Технология мультимедиа | 6 | ||||
6.1 | Что такое мультимедиа | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.2 | Аналоговый и цифровой звук | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.3 | Технические средства мультимедиа | Теоретическое обучение | 1 | |||
6.4 | Компьютерные презентации | 1 | Самостоятельная работа | |||
6.5 | Итоговое тестирование по разделам «Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа» | 1 | Контрольная работа | |||
6.6 | Итоговое тестирование по курсу 7 класса | 1 | Контрольная работа | |||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., учитель информатики
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И. учитель информатики...
Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов....
Рабочая программа учебного предмета « Информатика» 5 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год (ФГОС)
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №3» с учетом УМК авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова по информатике для 5 классов....
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 5-6 классов (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 5-6 классов (базовый уровень)...
Рабочая программа учебного предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии 10-11 класс УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__» _10-11_ класс, базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа учебного предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии 10-11 класс УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__»...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 5-6 классов
Рабочая программа...