Информатика
план-конспект занятия по информатике и икт (5 класс) на тему
Разработки уроков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока. Босова. Информатика . 5 класс. ФГОС.
Урок 9. Метод координат.
Цели урока:
-систематизировать и обобщить сведения, полученные на предыдущем уроке;
-познакомить учащихся с методом координат;
- научить искать координаты в прямоугольной системе координат;
-показать практическую значимость этого метода;
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | |
1 | Организационный момент | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма | |
2 | Запись домашнего задания. | §7 с. 50-52 РТ №99(3,4,5,6) (слайд №1) | Работа с дневниками | |
3 | Проверка домашнего задания | §7 с. 46-49 РТ: №79, 80,84,86,96,98 (слайд №2) | - дети читают вопросы и отвечают на них, рассказывают, как выполнили письменное задание; | Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска Личностные УУД: - развитие грамотной речи |
4 | Объяснение темы урока через повторение темы «Координатный луч» из курса математики и исследовательскую деятельность. | -Путешественник шел из пункта А в пункт В. По пути он зашел еще в 2 пункта. Определи координаты его движения по маршруту на числовом луче и узнай, что находилось в пунктах C , D и В? (слайд №3) -Помоги путешественнику сыграть в шахматы и сделать ход Конём D2 –E4 -Подумай, как можно отметить координаты начальной и конечной точки движения коня на двух числовых лучах OX и OY? ( возврат на слайд №3) - Определи координаты пункта D и узнай, куда еще заходил путешественник? (переход на слайд № 5) -Помоги путешественнику занять место согласно билету;(переход на слайд №6) -Отметь координату места на двух числовых лучах OX И OY(возврат на слайд №3) -Вот и конечный пункт путешествия. Определи координату точки В и узнай, куда шел путешественник?(слайд №7) -Путешественник шел в школу сдавать экзамен. Теперь учитель задаст ему вопросы, а ты помоги на них ответить: -. Сколько числовых лучей потребовалось, чтобы отметить координаты шахматного коня или место в зрительном зале? -Как расположены числовые лучи? -На какой оси нужно искать первую координату? Вторую? | - дети определяют координату точки А(0) и точки С(5) и узнают, что путешественник зашел в шахматный клуб; - На шахматной доске находят координаты клеток и показывают, куда должен переместиться конь; - дети затрудняются ответить, учитель подскажет или кто-то из детей догадается и назовет координаты на числовых лучах; - дети называют координату точки D(10) и видят, что путешественник заходил в кинотеатр; - дети называют 6 ряд и находят его на плане зрительного зала и называю место 8; -с помощью интерактивной доски дети показывают, как отметить координаты; - дети определяют координату точки В(18) и узнают, что путешественник пришел в школу; - два; - пересекаются под прямым углом: ось ОХ направлена вправо, а ось ОУ направлена вверх; - на оси ОХ – первую, а на оси ОУ - вторую | Познавательные УУД: -актуализация сведений из личного опыта; -формирования навыков определения координат тела в пространстве -формирование понятий «Координатная плоскость», «координатная ось», «метод координат» Личностные УУД: - умение применять знания на практике; Коммуникативные УУД: - формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам; -умение сдерживать эмоции. |
5 | Итоги исследования | Что мы должны запомнить? (дети читают с экрана) | -Два пересекающихся числовых луча OX и OY составляют прямоугольную систему координат с началом в точке О. -Чтобы определить координату точки, сначала нужно указать число на оси OX , а затем на оси OY. -Определение координат с помощью прямоугольной системы называется методом координат. | |
6 | Формулирование темы урока | -Мы весь урок путешествовали, определяли координаты движения, многое узнали. Как же должен называться наш урок? -Какой цели мы достигли? -Каково практическое применение метода координат? | - Метод координат; - научились определять координаты в прямоугольной системе координат. - определение положения тела в пространстве; | Регулятивные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; |
7 | Закрепление | Выполни задания в рабочей тетради: | С. 69-70 РТ №99(1,2) | Личностные УУД: -развитие логического мышления и пространственного воображения |
8 | Компьютерный практикум ( при наличии времени) | Мир информатики, 3 год обучения «Координаты» | Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, - развитие диалогической речи | |
9 | Итоги урока, рефлексия | Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? | Работа с дневниками | Личностные УУД: --рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра информационных технологий
Разработка технологической карты урока по информатике в 5 классе согласно ФГОС по теме
«Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.»
Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации
Исполнитель:
Маноян Евгения Васильевна,
учитель информатики
МБОУ «Тальжинская ООШ»
Руководитель:
Тютюнникова Елена Васильевна,
методист кафедры ИТ КРИПКиПРО
Новокузнецк 2013
Оглавление
Технологическая карта 3
Общая часть 3
Организационная структура урока 4
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала 4
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи 5
ЭТАП 3. Практикум 6
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция 7
ЭТАП 5. Подведение итогов. Домашнее задание..........................................................................................7
Использованный материал.......................................................................................................................................8
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока в современной информационной образовательной среде
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||
Предмет | Информатика | Класс | 5 | |
Тема урока | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. | |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
знание основных устройств компьютера и их функций. | Регулятивные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Познавательные УУД: общеучебные – ставить и формулировать проблемы; Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, использовать речь для регуляции своей деятельности; Предметные УУД: знание основных устройств компьютера и их функций. | представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). | ||
Решаемые учебные проблемы | 1) расширение представления школьников о сферах применения компьютеров; 2) формирование представления об информатике как науке, занимающейся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютеров; 3) актуализация и систематизация представлений об основных устройствах; 4) закрепление знания правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе и дома; 5) закрепление навыков работы с электронным приложением к учебнику. | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
| |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | 1) презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»; 2) презентация «Компьютер на службе у человека»; 3) презентация «Техника безопасности»; 4) плакат «Компьютер и информация»; 5) плакат «Техника безопасности»; 6) игра «Пары». | |||
Методическое назначение средств ИКТ | Визуализация и наглядное представление изучаемого материала, мотивация к изучению новой темы | |||
Аппаратное и программное обеспечение | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. | |||
Образовательные интернет-ресурсы | 1) анимация «Компьютер. Его роль в жизни человека» (196591); 2) анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение» (196605). | |||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Проверка домашнего задания, Формулирование темы и цели урока с помощью анимации «Компьютер. Его роль в жизни человека» http://sc.edu.ru/catalog/res/0e4223ab-f84d-424b-b558-0d71190a1283/?from=62179c51-6025-497a-ab4c-4ca86e6bfe78&interface=teacher&class[]=42&class[]=43&class[]=44&class[]=45&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&subject=19 | |||
Длительность этапа | 5 минут | |||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | 1) экспресс-опрос по вопросам 1–2 к §1 с одновременной визуальной проверкой выполнения заданий №1, №4 и №7 в РТ (ученики раскрывают рабочие тетради на соответствующей странице, а учитель их бегло просматривает); 2) учитель предлагает отдельным ученикам зачитать свои варианты выполнения заданий №4 и №7 в рабочей тетради; 3) экспресс-опрос по вопросам 4–6 к §1; 4) учитель предлагает совместно разгадать кроссворд (№10 в РТ). Можно предварительно подготовить интерактивный кроссворд, например с помощью инструмента (веб-сервиса) «Фабрика кроссвордов». http://puzzlecup.com/crossword-ru/ Подробную инструкцию по работе с этим инструментом можно найти по ссылке http://yakushevskaya.webasyst.net/files/e521899c/ZmlsZT1PVFk9 Можно организовать групповую работу школьников по разгадыванию интерактивной версии кроссворда; 5) небольшая дискуссия по вопросу 7 к §1; 6) при наличии времени – обсуждение №11 в РТ. Обязательно подчеркнуть, что выполнение этого задания не было обязательным, оно выполнялось по желанию учеников. Важно, чтобы каждый выполнивший дополнительное задание ученик был отмечен; 7) завершение проверки домашнего задания – заслушивание ответов к №1 в РТ. Просмотр анимации «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение», с целью формулирования ключевых слов и новой темы урока. | |||
Методы обучения | Наглядные, словесные | |||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | 1) Презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»; http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor5/presentations/5-2-1-kompjuter-universalnaja-mashina-dlja-raboty-s-informaciej.ppt 2) презентация «Техника безопасности»; 4) плакат «Компьютер и информация»; http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor5/posters/5-2-1-kompjuter-i-informacija.jpg 5) плакат «Техника безопасности»; http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor5/posters/5-1-2-tehnika%20bezopasnosti.jpg | |||
Формы организации деятельности учащихся | фронтальная | |||
Функции/роль учителя на данном этапе |
| |||
Основные виды деятельности учителя | Задаёт вопросы обучающимся, контролирует ответы, закрепляет сказанное с помощью презентации, создает условия для формулирования обучающей цели урока учащимися. | |||
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | ||||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | На этапе изложения нового материала необходимо в процессе беседы с учениками рассмотреть сферы применения компьютера – можно предложить школьникам поочерѐдно комментировать «профессии» компьютера по презентации «Компьютер на службе у человека»; http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor5/presentations/5-2-2-kompjuter-na-sluzhbe-u-cheloveka.ppt можно организовать просмотр и обсуждение анимации «Компьютер. Его роль в жизни человека». Главное – подвести ребят к пониманию того, что компьютер является универсальной машиной для работы с информацией, дать понятие о науке информатике. При рассмотрении основных устройств компьютера также необходимо учитывать имеющиеся знания школьников в этой области. Беседу с учениками следует сопровождать демонстрацией соответствующих устройств или их изображений (анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение»). | |||
Длительность этапа | 15 минут | |||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Просмотр презентации ««Компьютер – универсальная машина для работы с информацией», обсуждение, ответы на вопросы (слайд №№14-18):
Исторический экскурс от самых первых компьютеров до современных. | |||
Методы обучения | Репродуктивные | |||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Презентация ««Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»; анимация «Компьютер. Его роль в жизни человека». | |||
Формы организации деятельности учащихся | фронтальная | |||
Функции/роль учителя на данном этапе | Контроль за выполнением поставленной задачи, формирование знаний обучающихся | |||
Основные виды деятельности учителя | Показывает презентацию, задаёт вопросы, слушает ответы, знакомит с новыми понятиями. | |||
ЭТАП 3. Практикум | ||||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Закрепление знаний урока. Закрепить полученные знания лучше всего при выполнении заданий №15, №16, №17 (выполняется по группам), №19. №21 в РТ. После этого целесообразно провести аналогию между функциями органов человека и функциями устройств компьютера (№22 в РТ). После этого повторяются правила техники безопасности и организации рабочего места за компьютером. | |||
Длительность этапа | 20 минут | |||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Практическая часть занятия – работа с игрой «Пары». http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor5/games/pary.zip | |||
Методы обучения | применение знаний | |||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Проектор, компьютер (учитель), компьютеры (учащихся), сеть Интернет. | |||
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальные, индивидуальные | |||
Функции/роль учителя на данном этапе | Закрепить изученный материал, ликвидация пробелов | |||
Основные виды деятельности учителя | Показывает тест, объясняет правила работы с тестом, контролирует выполнение работы, наблюдает, оказывает помощь, создает ситуацию успеха. | |||
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | ||||
Длительность этапа | 5 минут | |||
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | Ученики показывают выполнения теста на компьютере | |||
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | Компьютеры учащихся, проектор | |||
Методы контроля | Самопроверка (визуальный) | |||
Способы коррекции | Сравнение с образцом | |||
Формы организации деятельности учащихся | индивидуальные | |||
Функции/роль учителя на данном этапе | проверка понимания изученного материала. | |||
Основные виды деятельности учителя | Проверяет правильность ответов, задаёт вопросы, | |||
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Оценка урока обучающимися, подведение итогов урока учителем, сообщение домашнего задания 1) §2, РТ: №12, №13, №14, №23. 2) Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; №9 на стр. 16 учебника. |
Использованный материал:
- "Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде". / Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.В.Чернобай.-М.: Просвещение, 2012.
- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ - Методическая служба - Издательство БИНОМ, Лаборатория Знаний /Авторские мастерские > Информатика > Босова Л.Л.
а) электронное приложение к учебнику "Информатика" для 5 класса,
б) методическое пособие по информатике для 5 класса ФГОС.
3. Информатика./Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2013.
4. Информатика./Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2013.
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Текст как форма представления информации.
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
- изучить и закрепить основные понятия текст, текстовая информация
- углубить представление учащихся о формах представления информации;
- акцентировать внимание на тексте как одной из наиболее распространенных форм представления информации;
- акцентировать внимание на смысловом аспекте текста
РАЗВИВАЮЩАЯ:
- логического мышления, памяти, внимания;
- расширение кругозора
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
- развитие познавательного интереса
- воспитание информационной культуры.
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний
ПЛАН УРОКА
Организационный момент
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Все готовы к уроку, садитесь!
Когда Инфознайка вошел в класс, на доске была записана фраза, которую не до конца стерли. Инфознайка прочитал фразу и подумал, что в отношении информатики ее можно понять как то, что надо:
1) бегать по утрам;
2) от врагов лучше убегать, чем драться;
3) бегать, но все равно останешься на месте;
4) постоянно осваивать новые средства компьютера, чтобы не потерять достигнутый уровень.
Ход урока:
I. Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
Мы изучили, что представляет собой компьютер, теперь, мы будем изучать что он умеет делать: с разнообразными областями применения ПК. Но для этого необходимо вспомнить некоторые понятия:
- Что такое информация?
- Какие виды информации по способу восприятия вы знаете?
- Назовите какие вы знаете источники информации?
- Что такое компьютер?
- В каком виде представляется информация в ПК?
- Что понимается под кодированием информации?
- Какие формы представления информации вы знаете? (числовая, символьная, графическая)
- С какой формой информации человек работает больше всего?
(текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации).
II. Объяснение нового материала:
Текст как форма представления информации
Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. Для этих целей использовали самые разные инструменты. Сначала это были дощечка, глиняные таблички. Им на смену пришли перо и бумага. Работая этими инструментами, человек должен быть очень внимательным, чтоб не допустить ошибки. Одно неосторожное движение пером – и всю страницу придется переписывать заново.
Люди всегда стремились не только точно записать смысл сказанного, но и сделать текст художественно выразительным. Например, заглавные буквы в начале повествования красочно разрисовывались, страницы украшались разнообразными орнаментами, придумывались различные шрифты. Появился даже особый вид искусства – каллиграфия.
Для того чтобы получить еще один экземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства
Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания.
В России первые печатные книги появились в Москве в эпоху Ивана Грозного. Русский первопечатник Иван Федоров отпечатал первую книгу в 1564 г.
Текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации
Является ли текстом или текстовой информацией:
- Прочитанная басня Н.В. Крылова «Лебедь, щука и рак».
- Фотография в альбоме
- Написанное вами сочинение.
- Схема метрополитена г. Москва
- Мнение вашего друга по поводу просмотренного фильма.
- Просмотренная картина.
Вывод: таким образом, текст - любое словесное высказывание (написанное, напечатанное, в устной форме).
Любой из вас согласится с тем, как много сил и времени затрачивается на многочисленные записи, которые приходится делать в разных ситуациях. На уроке вы записываете в тетради объяснение учителя; дома – домашнее задание; пишите письма родственникам или друзьям; кто-то занимается литературным творчеством и пр. При ручной записи или даже при использовании пишущей машинки часто неприятной проблемой становится необходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. При этом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста. Необходимость переписывать текст ведет к лишнему расходу бумаги.
Компьютер коренным образом изменил технологию письма.
Компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.
С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры. Какие программы вы знаете?
Вопрос: В чем заключается преимущества создания текстового документа с помощью компьютера?
- быстро и просто вносятся изменения в текст;
- можно делать сколько угодно исправлений, они будут абсолютно незаметны;
- можно сделать сколько угодно копий;
- можно вставлять в текст рисунки, схемы и т.д.;
- можно сохранить текст в памяти компьютера и использовать его в дальнейшем.
Что мы называем текстовой информацией? представленная в форме письменного текста
Имея компьютер, можно создавать тексты, не тратя на это бумаги. Носителем текста становится память ЭВМ. Конечно, для длительного его сохранения это должна быть внешняя память – магнитные или оптические диски. Текст на внешних носителях сохраняется в виде файла.
Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл.
Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.
Казнить нельзя помиловать.
Рассмотрим всевозможные варианты расстановки запятой и посмотрим как при этом меняется смысл.
Таким образом, всего лишь от одного символа- запятой зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.
III. Формирование и закрепление навыков:
№ 1. Расшифруй предложение
ВОЛКОЗЕЛИСАДИЛИВУРЕКИ.
(волк козел лиса садили иву у реки.)
Для компьютера? текст – это последовательность символов, которые он хранит, обрабатывает и передает по информационным каналам.
Для человека? текст – это способ хранения и передачи информации другим людям.
№ 2. Расставь фрагменты так, чтобы получился связный рассказ:
А) Слово и его значение он записал в свою тетрадь.
Б) Он спросил о значении слова у друзей, но они не знали.
В) Тогда он решил найти значение этого слова в энциклопедии, но не нашел.
Г) Читая книгу, Инфознайка встретил незнакомое слово.
Д) Наконец он вспомнил об Интернете и нашел значение слова.
№ 3. На доске записана текстовая информация: половинки слов. Слова разделены не на слоги. Половинки записаны вразнобой. Ваша задача соединить эти половинки между собой так, чтобы текст состоял из слов.
Курсор, программа, шрифт, формат, символ, редактирование, принтер, текст
Сколько слов получилось?
IV. Физкультминутка
– Я вам зачитаю текстовую информацию, которая записана у меня в плане урока, а вы запомните ее и действиями передайте мне:
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Поморгаем мы немножко.
Постоим, посмотрим в окошко.
Другу руку мы протянем,
Вместе с ним за парту сядем.
V. Практическая работа на компьютере:
№1. Компьютерный диктант
Информация, компьютер, кодирование, монитор, процессор, программа, формат, курсор
№2. Инструкция: слушая внимательно, записывайте только вторую букву каждого слова. Дальше надо разбить символы на слова, получится строка из хорошо известного вам текста стихотворения. Кто его автор? (Зимнее утро, А.С.Пушкин)
Смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, одеяло, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.
№3. Наберите на клавиатуре буквосочетание ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ. Разделив его пробелами и запятыми, докажите, что оно имеет не мене семи прочтений.
№4. Исправь ошибки ЦИПЛЁНОК, КРЫЩА, ПАМЫДОР, КРАКАДИЛ, ПОРСЁНОК, САММОЛЁД, ЛОЩШАДЪ.
Главное на уроке:
Текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.
Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.
Текстовая информация – это информация, представленная в форме письменного текста.
Письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка символов в тексте изменяет его смысл.
Текст удобно создавать, обрабатывать и хранить с помощью компьютера
VII. Домашнее задание:
( подробно разбираем выполнение задания всем классом)
МОРЕ- ГОРЕ –ГОРА- КОРА- КОМА- КУМА- СУМА- СУША
Дополнительный материал
По адресам ячеек восстанови слово. Слово означает:
1) устройство передачи информации;
2) устройство печати;
3) систему защиты информации;
4) систему обработки графических данных.
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
Словно смелый капитан!
А на нем – горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ... (системным)
По клавишам прыг да скок –
Раз-два и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот – ... (клавиатура)
В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ... (дискета)
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный ... (принтер)
VIII. Итог урока: таким образом, на сегодняшнем уроке мы углубили знания о формах представления информации, выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке текстовых фрагментов.
За активную работу на уроке получают оценки:
Рефлексия: Выбрать смайлик
Оцени свои знания и умения, полученные на уроке
☺5 •4 ☹3
Домашнее задание
( подробно разбираем выполнение задания всем классом)
МОРЕ- ГОРЕ –ГОРА- КОРА- КОМА- КУМА- СУМА- СУША
Дополнительный материал
По адресам ячеек восстанови слово. Слово означает:
1) устройство передачи информации;
2) устройство печати;
3) систему защиты информации;
4) систему обработки графических данных.
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
Словно смелый капитан!
А на нем – горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ... (системным)
По клавишам прыг да скок –
Раз-два и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот – ... (клавиатура)
В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ... (дискета)
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный ... (принтер)
Раздел программы: Графический редактор Paint.
Тема урока: Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид: Урок – практикум
Время проведения: 4 урок по теме "Графический редактор Paint”
Цели урока:
1. Применить для решения реальной задачи знания о способах копирования, переноса фрагментов рисунка;
2. Развивать навыки моделирования ситуации;
3. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения использовать дополнительную литературу;
4. Обобщение знаний основного программного материала;
5. Связать информатику с другими предметами;
6. Воспитать эстетическое восприятие мира.
7. Развитие художественного вкуса.
Оборудование:
Компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 9х или выше.
Задачи урока:
1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации, осознание ученика своей значимости в образовательном процессе.
2. Учебная – цель урока состоит в развитии интереса к решению практических задач, к активной творческой деятельности, формировании навыков самостоятельной работы.
3. Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с литературой.
4. Познавательная – повышение интереса к занятиям информатикой.
Объем знаний, необходимых для урока:
а) Уметь рисовать с помощью графического редактора и вносить изменения в готовые изображения.
b) Уметь выбрать инструмент в графическом редакторе, знать, какой инструмент выбран.
c) Знать назначение панели настройки инструментов.
d) Уметь выбрать цвет, используя палитру.
e) Уметь использовать команду "Отменить".
f) Уметь открывать рисунки, сохраненные на диске.
План проведения урока:
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1. Подготовительный этап. | Приветствие. |
2. Мотивационный этап. | Постановка цели урока. Фронтальный опрос. |
3. Объяснение нового материала. | Беседа с демонстрацией на компьютере. Конспект. |
4. Закрепление изученного материала. | Выполнение задания на компьютере. |
5. Подведение итогов. | Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок, выставление оценок. |
6. Домашнее задание. | Выполнить в тетради рисунок – образец и детали, из которых его можно собрать. |
1. Организационный момент.
2. Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.
Учитель: Здравствуйте, дети! Тема нашего урока – “Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей”. Цель нашего сегодняшнего урока - выяснить, каким образом можно собрать рисунок из имеющихся деталей, какие инструменты графического редактора помогут нам в этом. Но перед этим вспомним:
? Какая программа в компьютере позволяет нам работать с графикой?
? Как открыть графический редактор Paint?
? Какие инструменты в графическом редакторе вы знаете?
? Как определить, какой инструмент выбран?
? Для чего нужна панель настройки инструментов?
? Как отменить неверное действие? Сколько действий можно отменить?
? Расскажите, как открыть рисунок, записанный на диске.
Учитель: Ребята, посмотрите на рис. 1. На нем изображен снеговик. Как вы думаете, нам будет легко нарисовать такого снеговика?
Рис. 1
Ученики: Сложно.
Учитель: А теперь давайте посмотрим, какие инструменты необходимо использовать, чтобы нарисовать такой рисунок?
Ученики: Круг, эллипс, линия, кривая линия, кисть, карандаш, заливка.
Учитель: Теперь взгляните на рисунок 2. На нем изображены детали, из которых можно собрать снеговика. На предыдущих уроках мы научились с вами рисовать, используя инструменты: эллипс, прямая и кривая линии, кисть, карандаш, заливка. Поэтому нарисовать детали, изображенные на рис. 2, для нас не составит труда. Как же собрать из этих деталей снеговика?
Рис. 2
Ученики: Сделать копии деталей, переместить, собрать снеговика из полученных деталей, дорисовать солнце, снег.
Учитель: Сейчас мы с вами научимся выполнять эти действия, используя инструменты графического редактора Paint.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Перед тем, как производить какие – либо действия с деталями, их необходимо выделить. Выделенная часть рисунка называется фрагмент. Как можно выделить фрагмент? В графическом редакторе Paint существует два способа выделения: выделение прямоугольной области (прямоугольник) и выделение произвольной области (звездочка). Выделение прямоугольником используется, когда под выделение не попадают другие части рисунка. Выделение звездочкой можно сравнить с карандашом, которым мы обрисовываем фигуру, которую необходимо выделить. Посмотрите на рис. 2. Какие детали мы будем выделять инструментом выделение, а какие инструментом выделение произвольной области?
Ученики: Инструментом выделение прямоугольной области: эллипсы, ведро, три круга, рот. Для остальных будем использовать выделение произвольной области.
Учитель: Верно. Посмотрите, для инструментов выделения используются две настройки: выделение с фоном и выделение без фона (демонстрация на компьютере). Лучше использовать выделение без фона. Выделенную область можно перетащить на другое место. Для этого нажимают левую кнопку на области, затем, не отпуская ее, перетаскивают фрагмент на другое место. Если при этом удерживать нажатой клавишу “Ctrl”, то будет перенесена копия фрагмента. Выделенную область можно поместить в буфер обмена через меню “Правка”. Для этого используют команду “Копировать” или “Вырезать”. Над фрагментом рисунка можно производить и другие операции - изменять размеры, растягивать, поворачивать, наклонять и отражать с помощью команд меню “Рисунок”. Об этом мы поговорим на следующих уроках.
Конспект.
1. Фрагмент – это выделенная специальным образом часть рисунка.
2. Выделение бывает:
а. Прямоугольной области
b. Произвольной области
3. Выделение бывает:
a. С фоном
b. Без фона
4. Перемещение фрагмента.
1 способ
Удерживая левую кнопку мыши, переместить фрагмент рисунка на нужное место, отпустить кнопку мыши.
2 способ
Выделить рисунок
[Правка – Вырезать]
[Правка – Вставить]
5. Копирование фрагмента.
1 способ
Удерживая левую кнопку мыши и клавишу Ctrl, переместить фрагмент рисунка на нужное место, отпустить кнопку мыши.
2 способ
Выделить рисунок
[Правка – Копировать]
[Правка – Вставить]
4. Закрепление изученного материала.
Работа за компьютером.
Ключ к выполнению задания:
1. Открыть Paint.
2. Открыть Файл с деталями рисунка.
3. Собрать снеговика, используя операции Перемещения и Копирования.
a. Разместить детали по краям листа, освободив центральную часть для размещения собираемого снеговика.
b. Скопировать “ноги снеговика” и разместить их по центру.
c. Разместить большой круг поверх “ног”.
d. Скопировать “руки снеговика” и разместить их по центру.
e. Взять круг поменьше и разместить поверх рук.
f. Переместить ведро.
g. Переместить маленький круг.
h. Разместить на лице глаза, рот, морковку.
i. Переместить метелку.
4. Дорисовать пейзаж.
5. Показать учителю.
5. Подведение итогов
1. Просмотр рисунков.
2. Разбор ошибок, допущенных при перемещении фрагментов.
3. Выставление оценок.
6. Домашнее задание.
Выполнить в тетради рисунок – образец и детали, из которых его можно собрать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».
В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...
Доклад по информатике : Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ
Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентностиучащихся. Информационная к...
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
информатика 5. Введение в информатику
разработка урока и презентация к уроку информатики в 5 классе "Введение в информатику"....
Мероприятие по информатике "Занимательная информатика"
Мероприятие по информатике для учеников 10 класса "Занимательная информатика"...
Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"
Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащихся физико-математического, частично естественно-научного и технико-технологичес...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...