РП "Основы проектирвоания баз данных"
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 230401 Информационные системы (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 года №688.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
230401_osnovy_proektirovaniya_bd_rp_eremenkozabavina.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Рязанской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Рязанский технологический колледж
(РТК)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе РТК ________________Н.В. Чекурова « »__________________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ
Специальность 230401 Информационные системы (по отраслям)
Квалификация выпускника Техник по информационным системам
Форма обучения очная
Рязань 2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 230401 Информационные системы (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 года №688.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рязанский технологический колледж»
Разработчики:
Забавина Анна Александровна, преподаватель
Еременко Лариса Евгеньевна, преподаватель
Рекомендована цикловой комиссией информационных технологий
Протокол №________________от «____»_______________20_____г.
Председатель Л.Е. Еременко
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Основы проектирования баз данных
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям).
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- проектировать реляционную базу данных;
- использовать язык запросов из программного извлечения сведений из баз данных.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основы теории баз данных;
- модели баз данных;
- особенности реляционной модели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании ;
- основы реляционной алгебры;
- принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
- средства проектирования структур баз данных;
- язык запросов SQL.
- Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 210 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 140 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 70 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 210 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 140 |
в том числе: | |
практические занятия | 70 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 70 |
в том числе: | |
составление конспектов, схем и таблиц | 19 |
подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите | 26 |
внеаудиторная самостоятельная работа | 25 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. | 16 | |
Тема 1.1. Основные понятия и определения | Содержание учебного материала | 2 |
Данные. Задачи обработки данных. База данных. Организация информации в базе данных. Схема данных. Требования к базам данных. Автоматизированная информационная система (АИС). Предметная область АИС. Банк данных. Система управления базами данных (СУБД) | ||
Тема 1.2. Управление данными в СУБД | Содержание учебного материала | 2 |
Возможности СУБД. Классы СУБД. Трехуровневая архитектура баз данных. Функции СУБД. Язык определения данных. Языки манипулирования данными | ||
Тема 1.3. Архитектура СУБД | Содержание учебного материала | 2 |
Модели двухуровневой технологии «клиент-сервер». Сервер приложений. Трехуровневая модель | ||
Самостоятельная работа обучающихся Заполнение таблицы «Основные требования, предъявляемые к банкам данных» Заполнение таблицы «Преимущества и недостатки использования банков данных» Составление схемы управления данными в СУБД Сравнительный анализ процессов обработки данных средствами файловой системы и СУБД | 10 | |
Раздел 2. | 18 | |
Тема 2.1. Жизненный цикл базы данных | Содержание учебного материала | 2 |
Жизненный цикл базы данных. Планирование разработки базы данных. Определение требований к системе. Сбор и анализ требований пользователей. Проектирование базы данных: концептуально, логическое и физическое. Разработка приложений. Реализация. Загрузка данных. Тестирование. Эксплуатация и сопровождение. | ||
Тема 2.2. Концептуальное проектирование базы данных | Содержание учебного материала | 2 |
Фундаментальные понятия. ER-модель. Сущности. Атрибуты. Ключи. Связи между сущностями. Супертип и подтип. | ||
Тема 2.3. Пример моделирования локальной предметной области | Содержание учебного материала | 2 |
Анализ данных предметной области. Выделение атрибутов и сущностей. Определение связей между сущностями. Определение первичных ключей. Построение диаграммы модели предметной области. Формирование спецификаций сущностей | ||
Практические занятия Проектирование концептуальной модели БД. Моделирование предметной области. | 2 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите Решение вариативных задач на разработку ER-модели | 8 | |
Раздел 3. | 10 | |
Тема 3.1. Классификация моделей данных | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие модели данных. Составляющие модели данных. Объектные модели данных. Модели данных на основе записей. Физические модели данных. | ||
Тема 3.2. Структуры данных сетевой модели | Содержание учебного материала | 2 |
Типовые структуры данных модели. Записи и наборы. Элементы данных. Агрегат данных. Преобразование концептуальной модели в сетевую. Управляющая часть сетевой модели. | ||
Тема 3.3. Иерархическая модель данных | Содержание учебного материала | 2 |
Структурная часть иерархической модели. Основные информационные единицы: поле, сегмент, экземпляр сегмента. Графовая форма построения данных. Преобразование концептуальной модели в иерархическую. Управлявшая часть иерархической модели | ||
Самостоятельная работа обучающихся Построение иерархической модели данных | 2 | |
Раздел 4. Реляционная модель данных | 20 | |
Тема 4.1. Понятие реляционной модели | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие модели. Достоинства модели. Правила модели | ||
Тема 4.2. Свойства и виды отношений | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие отношения. Использование отношений для представления сущностей и связей между ними. Схема отношения. Модель «Сущность-связь». ER-диаграмма (сущности, свойства, связи). .Характеристики отношений. Свойства отношений. Виды отношений. Обновление отношений | ||
Тема 4.3. Реляционные ключи | Содержание учебного материала | 2 |
Потенциальный ключи. Составной ключ. Первичный ключ. Внешний ключ. Пример построения реляционной схемы для концептуальной модели. | ||
Тема 4.4. Непротиворечивость и целостность базы данных | Содержание учебного материала | 2 |
Категорная целостность. Целостность на уровне ссылок. Непротиворечивость данных. Дополнительные правила поддержки целостности данных. | ||
Практические занятия Разработка ER-модели | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта на тему «Основные требования к модели данных» Анализ соотношения ER-модели и ER-диаграммы Построение реляционной схемы данных по вариативным заданиям | 10 | |
Раздел 5. Проектирование базы данных | 20 | |
Тема 5.1. Избыточность данных и аномалии обновления в базе данных | Содержание учебного материала | 2 |
Избыточность данных. Причины избыточности данных. Аномалии включения. Аномалии удаления. Аномалии модификации. Исключение аномалий из отношений. | ||
Тема 5.2. Нормализация отношений | Содержание учебного материала | 2 |
Необходимость нормализации. Нормальные формы. Понятие нормализации. | ||
Тема 5.3. Проектирование реляционной базы данных | Содержание учебного материала | 2 |
Преобразование сущностей и атрибутов. Преобразование связей. Проверка модели с помощью концепций последовательной нормализации. Проверка поддержки целостности данных. | ||
Практические занятия Проектирование реляционной базы данных. Нормализация отношений реляционной базы данных. | 2 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите Подготовка презентации «Взаимосвязь этапов проектирования баз данных и используемых моделей предметной области» | 8 | |
Раздел 6. Управление реляционной базой данных | 8 | |
Тема 6.1. Реляционная алгебра | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие реляционной алгебры. Объединение отношений. Разность отношений. Декартово произведение отношений. Пересечение отношений. Операция проекции. Операция выбора. Соединение отношений. Деление отношений. | ||
Тема 6.2. Реляционное исчисление | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие реляционного исчисления. Целевой список и определяющее выражение. Квантор существования. Квантор всеобщности. | ||
Практические занятия Операции реляционной алгебры | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите | 2 | |
Раздел 7. Проектирование структур баз данных средствами Microsoft Visual FoxPro | 44 | |
Тема 7.1. Общие особенности СУБД Microsoft Visual FoxPro | Содержание учебного материала | 2 |
Интерфейс среды MS Visual FoxPro. Основные объекты MS Visual FoxPro. Основное меню. Окно команд. Типы данных. | ||
Тема 7.2. Создание базы данных средствами MS Visual FoxPro | Содержание учебного материала | 2 |
Создание базы данных в проекте приложения. Создание таблицы с помощью конструктора таблиц. Создание индексов. Определение отношений между таблицами. Определение условий целостности данных | ||
Тема 7.3. Модификация структуры таблицы | Содержание учебного материала | 2 |
Модификация структуры таблицы. Изменения наименования поля и/или его типа. Изменение порядка следования полей. Переопределение полей. | ||
Практические занятия Создание таблиц базы данных в проекте | 4 | |
Тема 7.4. Индексы | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие индекса. Создание индексов. Использование индексов. Связывание таблиц. | ||
Практические занятия Определение ключей и создание связей между таблицами. Настройка целостности | 4 | |
Тема 7.5. Редактирование записей | Содержание учебного материала | 2 |
Добавление записей в таблицу. Просмотр содержимого таблиц и заполнение полей. Удаление записей. | ||
Практические занятия Модификация записей таблиц базы данных | 4 | |
Тема 7.6. Корректировка базы данных | Содержание учебного материала | 4 |
Выбор рабочей области. Открытие таблицы. Общая информация о таблице. Перемещения по таблице. Поиск данных в таблице. Изменение данных в записи. | ||
Практические занятия Сортировка, поиск и фильтрация данных | 4 | |
Тема 7.7. Создание представлений | Содержание учебного материала | 2 |
Создание удаленного представления с помощью Мастера. Создание локального представления с помощью Мастера. Создание представлений с помощью дизайнера представлений. | ||
Практические занятия Создание локальных представлений | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите Составление конспекта по теме «Настройка среды Visual FoxPro 9.0» Выполнение вариативных заданий на обработку данных таблиц БД | 8 | |
Раздел 8. Язык запросов SQL | 38 | |
Тема 8.1. Назначение и особенности языка SQL | Содержание учебного материала | 2 |
Основные компоненты языка. Типы данных языка | ||
Тема 8.2. Оператор выбора Select. Формирование запросов к базе данных | Содержание учебного материала | 4 |
Синтаксис и особенности оператора. Простые запросы. Создание запросов с использованием агрегатных функций. Группировка результатов запроса. Вложенные запросы. Многотабличные запросы. | ||
Тема 8.3. Операторы манипулирования данными | Содержание учебного материала | 2 |
Оператор ввода данных Insert. Оператор удаления данных Delete. Оператор обновления данных Update. | ||
Практические занятия Создание простых запросов к базам данных Создание запросов с использованием агрегатных функций Создание запросов с группировкой и сортировкой Создание многотабличных запросов Создание вложенных запросов | 4 2 4 4 4 | |
Тема 8.4. Операторы определения данных | Содержание учебного материала | 2 |
Создание таблиц. Обновление таблиц. Изменение структуры таблиц. Удаление таблиц. Операторы создания и удаления индексов. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите Заполнение таблицы «Команды оперирования структурой и содержимым таблиц БД» Создание запросов к БД по вариативным заданиям | 10 | |
Раздел 9. Разработка интерфейса пользователя базы данных | 36 | |
Тема 9.1. Создание форм | Содержание учебного материала | 4 |
Понятие формы. Создание форм с помощью Мастера форм и Дизайнера форм. Основные элементы формы и их свойства. Процедуры, запускаемые событиями формы. | ||
Практические занятия Создание простых форм для редактирования содержимого БД Создание форм поиска данных | 4 2 | |
Тема 9.2. Создание отчетов | Содержание учебного материала | 4 |
Понятие отчета. Создание отчетов с помощью Мастера отчетов и Дизайнера отчетов. Основные элементы отчетов и их свойства. Создание отчетов на основе запросов. | ||
Практические занятия Создание простых отчетов Создание многотабличных отчетов Создание отчетов на основе запросов | 2 4 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите Составление таблицы «Элементы форм и их свойства» Составление таблицы «События формы» Составление таблицы «Элементы отчета и их свойства» Составление конспекта по теме «разработка функций и процедур» Составление конспекта по теме «Условные и циклические конструкции» | 12 | |
Итоговая аттестация: экзамен | ||
Всего: | 210 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин, лаборатории системного и прикладного программирования.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебной мебели;
- рабочее место преподавателя;
- доска.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проекционная аппаратура, управляемая компьютером;
- интерактивная доска;
- компьютерные программы тестирования;
- комплект методический указаний для выполнения практических заданий по дисциплине;
- презентационный материал.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству учащихся, причем каждое рабочее место оборудовано персональным компьютером (компьютеры объединены в локальную сеть);
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- интерактивная доска;
- проектор.
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Голицына о.л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: Учеб.пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.
- Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2010.
- Зиндер Е.З. Проектирование баз данных: новые требования, новые подходы. – М.: ИНФРА-М, 2011.
- Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. – Спб.: Питер, 2009.
- Клепинин В.Б. Visual FoxPro 9.0 / В.Б. Клепинин, Т.П. Аграфонова. СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
- Клещев Н.Т., Романов А.А. Основы проектирования баз данных: Учеб. пособие / Под общей ред. К.И. Курбакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
- Конноли Т., Бегг К. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение: Теория и практика Учеб. Пособие – 2-е изд: Пер с англ.: М.: Изд-во «Вильямс», 2010.
- Лебедев А.Н. Visual FoxPro 9.0 / Лебедев А.Н. - М.: НТ Пресс, 2011.
- Омельченко Л.Н., Шевякова Д.А. Самоучитель по Visual FoxPro 9.0. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
- Пректирование автоматизированных информационных систем / Н.М. Абдикеев, Н.З. Емельянова, Т.Л. Партыка, В.П. Романов; Под ред. К.И. Курбакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- Фрост Р., Дей Д. Базы данных. Проектирование и разработка БД. Визуальный подход: Учеб. Пособие: пер. с англ. А.Ю. Кухаренко. – М.: НТ Пресс, 2010.
- Цикритзис Д. Модели данных. – М.: Финансы и статистика: Учебное пособие, 2010.
Дополнительные источники:
- Дейт К.Дж Введение в системы баз данных / Пер. с англ. 7-е изд. – М.: Вильям, 2009.
- Когаловский М.П. Технология баз данных на персональных ЭВМ. – М.: Финансы и статистика, 2009.
- Кренке Д. Теория и практика построения баз данных – Спб.: Питер, 2012.
- Кузнецов С.Д. Основы современных баз данных. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
- Фрост Р., Дей Д. Базы данных. Проектирование и разработка: пер. с англ. А.Ю. Кухаренко. – М.: НТ Пресс, 2011.
- Фуфаев Э.В. Базы данных: Учеб. Пособие / Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Хомоненко А., Цыганков В., Мальцев М. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений. – М.: КОРОНА-принт, 2011.
- Шапорев Д.С. Visual FoxPro. Уроки программирования. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
Интернет-ресурсы:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Офиц. сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 2.08.2013).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
| практическая работа домашняя работа |
| практическая работа домашняя работа |
Знания: | |
| устный опрос тестирование практическая работа домашняя работа |
| устный опрос тестирование |
| устный опрос тестирование практическая работа домашняя работа |
| устный опрос |
| устный опрос практическая работа проверочная работа |
| устный опрос практическая работа домашняя работа |
| практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по информатике и ИКТ для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся при изучении темы «Создание табличной базы данных. Отбор и сортировка данных»
Представленные тестовые задания содержат 6 вариантов по 5 заданий в каждом. Задания отражают вопросы, которые изучаются в базовом курсе информатики и ИКТ УМК Макаровой Н.В., что позволяет использовать...
Конспект урока информатики "База данных. Основные понятия. Создание и заполнение базы данных". 9 класс
Урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы....
Ввод данных. Типы данных. Действия над ячейками. Форматирование таблицы.
план-конспект урока по теме:"Ввод данных. Типы данных. Действия над ячейками. Форматирование таблицы. "...
Геометрия 7 класс. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному
Конспект урока по геометрии в 7 классе на тему: "Построения с помощью циркуля и линейки. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному....
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных
В данной презентации содержится теоретический материал для формирования у учащихся представления об организации баз данных и системах управления базами данных на примере программы MS Acce...
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком....
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите....