Программа эллективного курса по информатике
методическая разработка по информатике и икт на тему
Данная программа предназначена для проведения эллективного курса по информатике для студентов первых курсов СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент общего и профессионального образования
Брянской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Дятьковский индустриальный техникум»
Программа элективного курса по информатике
«Оператор ПК»
1 курс
Рекомендовано к использованию студентам первого курса всех специальностей подготовки | составитель: Обухова И. Н. преподаватель информатики ГБОУ СПО « ДИТ» |
Дятьково
2014 год
Пояснительная записка
В связи с тем, что в последнее время особенно бурно на всем земном шаре идет процесс информатизации, и все больший вес приобретают науки, связанные с общением, информатизационными и коммуникационными процессами, данный курс становится актуальным и востребованным.
Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, а умения самостоятельно приобретать недостающие, применять их в жизни. Одним из таких умений является умение работать с компьютером.
Данный курс призван сформировать у учащихся представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,
Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Обучение сопровождается практикой работы на современных профессиональных ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.
На занятиях студент усваивает понятия, необходимые для практической работы, постигает суть технологического процесса, приходит к самосознанию и саморегуляции своей умственной работы.
Компьютер обладает уникальной особенностью. С одной стороны, он является объектом изучения, а с другой – сам может служить техническим средством обучения. Многие учащиеся готовят с помощью компьютера домашние задания, рефераты и другие работы. Приемы работы, представленные в этом курсе, помогут учащимся еще шире использовать компьютер в повседневной практике. Ученикам часто приходится иметь дело с учебными документами, которые должны содержать не только текст, но и таблицы, формулы, графики, диаграммы и другие иллюстрации подобного рода.
Цели и задачи курса:
- Показать студентам роль и место информационно-коммуникационных технологий в развитии современного общества и жизнедеятельности человека через формирование знаний и умений по целенаправленной работе с информацией.
- научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами.
- Овладение умениями работать с различными видами информации
- Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
- Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.
- Выработать у учащихся навыки самостоятельной работы с компьютером.
- Развивать у учащихся обще пользовательские умения и навыки.
- Сформировать у учащихся базовые представления о создании электронных документов.
- Изучить основные приемы обработки текстовой и числовой информации в современных офисных приложениях.
Знания:
- Знать основные понятия и термины разделов ИКТ;
- Общую функциональную схему компьютера;
- Приемы обработки текстовой информации;
- Основные объекты, типы и форматы данных электронной таблицы;
- Способы создания, возможности и области применения презентаций;
- Основные понятия компьютерных сетей;
Умения:
- работать с файлами;
- работать с носителями информации;
- строить несложные изображения с помощью графических редакторов;
- Уметь работать с текстовым редактором;
- Уметь работать с электронными таблицами;
- Уметь работать с программами составления презентаций;
- Уметь выполнять учебные творческие проекты по предмету.
Прогнозируемый результат
- Знакомство с основами ИКТ
- Разработка и выполнение творческих учебных работ.
- Совершенствование навыков работы с компьютером.
СОДЕРЖАНИЕ
элективного курса по информатике «Оператор ПК»
для студентов 1 курса техникума
116 часов
1.Первое знакомство с компьютером.
Теория:
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика:
Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
2. Графическая информация и компьютер.
Теория:
Области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика:
Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); Знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
3. Текстовая информация и компьютер.
Теория:
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика:
Основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
4. Табличные вычисления на компьютере.
Теория:
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика:
Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
5. Технология мультимедиа.
Теория:
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика:
Освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
6. Защита информации.
Теория:
Информационное право, конфиденциальность, компьютерные вирусы, их свойства и классификация. Признаки проявления вирусов. Защита от вредоносных программ. Антивирусы, виды антивирусных программ
Практика:
Использование и настройка антивируса, блокировка компьютера, удаление вирусов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов,блоков,тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Знакомство с компьютером. | 10 | 6 | 4 |
2. | Графическая информация и компьютер. | 20 | 2 | 18 |
3. | Текстовая информация и компьютер. | 28 | 3 | 25 |
4. | Табличные вычисления на компьютере. | 26 | 1 | 25 |
5. | Технология мультимедиа. | 28 | 2 | 26 |
6. | Защита информации. | 4 | 4 | 0 |
Итого | 116 | 18 | 98 |
Методическое обеспечение
Основной моделью проведения занятия является стандартная схема урока, включающая в себя:
- изучение нового материала;
- закрепление полученных знаний;
- проверка полученных знаний.
Для улучшения подачи и усвоения учебного материала, формы проведения занятия варьируются в соответствии со степенью подготовки и другими объективными показателями.
Для проверки полученных знаний ученикам могут быть предложены следующие темы проектов:
- Мои увлечения.
- Моя группа.
- Наш техникум.
- История нашего техникума.
- Темы по учебным предметам.
- По желанию учащихся список тем может быть дополнен.
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
Перечень учебного и материально-технического оснащения
При организации занятий необходимо использовать учебники «Информатика и информационные технологии» 10-11 класс под ред. Н.Д. Угриновича, учебное пособие для средней школы «Общая информатика» под ред. Симонович С.В. Также необходим каждому ученику компьютер с установленным программным обеспечением: операционная система Windows, пакет Microsoft Office, программа-архиватор, антивирусная система. Также необходим демонстрационный компьютер (в разобранном виде), сетевая плата, сетевой кабель для демонстрации организации и настройки локальной сети.
Литература:
Е.В Михеева, Информационные технологии в профессиональной деятельности:учебное пособие для сред. проф. образования- М.: Академия, 2010
Н. Д. Угринович. Информатика и ИКТ-М: Бином, 2008
И.Г.Семакин, Е.К Хеннер. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007
С.В. Симонович. Информатика. Базовый курс 2-е издание. – Питер, 2008
И.Г Семакин, Е.К. Хеннер. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). – М.,2008.
Н.Д. Угринович и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. – М., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс
Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс...

Программа эллективного курса "Культура России"
Рассматриваются вопросы искусства и культуры России 15-20 век...

Программа эллективного курса "Эрудит" по немецкому языку для 7-8 классов
Программа курса «Эрудит» по немецкому языку предназначена для учащихся 7-8 классов. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять ...

Рабочая программа эллективного курса
Программа элективного курса «Моя речь – моё достоинство» для учащихся 5-х классов...

Рабочая программа эллективного курса
Рабочая программа Элективного курса«Индивидуальный проект» для 10 класса...

Рабочая программа эллективного курса
Элективный курс по русскому языку «Пишу правильно, грамотно», трудные случаи правописания....