ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ (ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10 класс) на тему
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
(ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Руководитель МО ________________ Протокол № ___ от «____»________2013 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _______ «____»____________2013г. | «Утверждаю» Директор школы ________ Приказ № ___ от «___»______________2013 г. |
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
(ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ)
Составитель: учитель информатики
Карасева Светлана Владимировна
2013 г.
ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
(ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ)
Классы, в которых преподается курс: Х-Х1
Количество часов: Х класс – 1 ч в неделю, всего 34 ч; Х1 класс - 1 ч в неделю, всего 34 ч; итого – 68 ч.
Учитель:
Пояснительная записка
Изучение основ программирования связано с развитием умений и навыков общеинтеллектуального характера. Формирование этих навыков – одна из главных задач современной школы. Изучение программирования дает большие возможности для развития мышления школьников и формирует приемы умственной деятельности.
Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и познают азы профессии программиста, приобщаются к алгоритмической культуре.
Содержание курса «Информатика для любознательных (основы программирования)» сочетает в себе три существующих сейчас основных подхода в обучении информатики в школе:
- алгоритмический (программистский), связанный с развитием мышления школьников;
- «пользовательский», связанный с формированием компьютерной грамотности, информационной культуры, подготовкой учащихся к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий;
- кибернетический, связанный с формированием мировоззренческих представлений о роли информации в управлении.
Курс условно разбит на два модуля. Первый модуль – это первый год обучения, где учащиеся изучают основы языка Паскаль, типы данных, базовые алгоритмические структуры. В основу первого положена работа с простыми типами данных. Второй модуль включает работу со структурированными типами и данных Паскаля и объектно-ориентированное программирование на VBA (Visual Basic for Application) пакета Microsoft Office.
Цели и задачи курса
- Формирование понимания сущности информационных процессов, информационных основ процессов управления в системах различной природы и представлением о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации, способах представления информации для формального исполнителя.
- Формирования алгоритмической культуры учащихся.
- Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.
- Приобретение учащимися знаний и навыков, связанных с адекватным описанием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью компьютера, проведения компьютерного эксперимента.
- Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
- Углубление знаний, умений и навыков школьников при решении задач по программированию и алгоритмизации.
В процессе обучения заложены следующие необходимые умения и навыки:
- умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств;
- умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- умение строить модели для описания объектов и систем, умение переводить проблемы из реальной действительности в адекватную оптимальную модель (информационную, физическую, математическую), оперировать этой моделью в процессе решения задачи при помощи понятийного аппарата и средствами той науки, к которой относится построенная модель, правильно интерпретировать полученные результаты;
- технические навыки работы с компьютером и его периферийными устройствами.
Учащиеся должны знать:
- Базовые алгоритмические структуры.
- Запись алгоритма в виде блок-схемы.
Состав учебно-методического комплекта
Учебно-методический комплект по элективному курсу «Информатика для любознательных (основы программирования)» включает следующие учебные пособия:
- Житкова О.А., Панфилова Т.И. VBA в приложениях к Excel, Word и PowerPoint. – М.: Информатика, 2006
- Погодина Т.П. Сборник задач по программированию на языке Паскаль. –М. Информатика, 2004
- Чернов А.А. Конспекты уроков информатики в 9-11-х классах: практикум по программированию. – Волгоград: Учитель, 2006
- Шауцукова Л.З. Информатика: Учеб. Пособие для 10-11 кл. общеобразова. Учреждений. – М.: Просвещение, 2003
Также предполагается использование электронного учебника «Программирование на Паскале», который содержит:
- теоретический материал по темам «Алгоритмика» и «Программирование»;
- задачи с решениями для самостоятельного разбора;
- тестовые задания к каждому уроку;
- контрольные тесты;
- задачи для самостоятельного решения.
Программа курса
- Введение в Паскаль. Данные. Типы данных (6 ч).
- Алгоритмы линейной структуры (7 ч).
- Алгоритмы разветвляющей структуры (8 ч.)
- Циклы (13 ч)
Тематическое планирование
(68 ч)
№ п/п | Тема | Часы |
Введение в Паскаль. Данные. Типы данных | 6 | |
1. Система программирования Турбо Паскаль. Типы данных. | ||
2. Переменные и константы. Этапы решения задач на ПК. | ||
3. Структура программы на Паскале. | ||
4. Оператор присваивания. | ||
5. Операторы ввода, вывода. | ||
6. Зачет «Приемы работы в системе программирования Турбо Паскаль» | ||
Алгоритмы линейной структуры | 7 | |
1. Выражения. Математические операции. | ||
2. Запись целого числа в Паскале. | ||
3. Реализация программы на компьютере. | ||
4. Числа вещественного типа. Правила записи выражения. | ||
5. Операции целочисленной арифметики. | ||
6. Практикум по решению задач. | ||
7. Зачет «Линейные алгоритмы» | ||
Алгоритмы разветвляющей структуры | 8 | |
1. Условный оператор: полная форма. | ||
2. Условный оператор: сокращенная форма. | ||
3. Практикум по решению задач. | ||
4. Логические операции OR и AND. | ||
5. Практикум по решению задач. | ||
6. Зачет «Условный оператор» | ||
7. Оператор выбора | ||
8. Обобщающий урок по теме «Условный оператор» | ||
Циклы | 13 | |
1. Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Вложенные циклы. | ||
2. Анализ циклических программ. | ||
3. Оператор цикла с параметром. | ||
4. Практикум по решению задач. | ||
5. Алгоритм нахождения суммы. | ||
6. Сумма чисел, удовлетворяющая некоторому условию. | ||
7. Таблица значений функции. | ||
8. Параметр цикла – само число. | ||
9. Оператор цикла с шагом, равным -1. | ||
10. Решение задач по теме «Циклы» | ||
11. Практикум по решению задач | ||
12. Обобщающий урок по теме «Циклы» | ||
13. Зачет «Циклы» | ||
Массивы | 13 | |
1. Одномерные массивы: описание и задание элементов. | ||
2. Заполнение массива вводом значений элементов с клавиатуры. Вывод одномерного массива | ||
3. Одномерные массивы: поиск и замена элементов. | ||
4. Способы сортировки массива. | ||
5. Практикум по решению задач. | ||
6. Нахождение суммы элементов массива. | ||
7. Нахождение суммы элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию. | ||
8. практикум по решению задач. | ||
9. Зачет «Одномерные массивы» | ||
10. Понятие двумерного массива | ||
11. Обработка элементов двумерного массива. | ||
12. Квадратная матрица. Транспонирование. | ||
13. Обобщающий урок по теме «Массивы» | ||
Объектно-ориентированное программирование на VBA | 21 | |
1. Основные понятия языка VBA Excel. Структура редактора VBA. | ||
2. Создание макросов. | ||
3. Редактирование макросов. | ||
4. Практическая работа с применением макросов «Годовая температура». | ||
5. Практическая работа «Протяженность границ». | ||
6. Практическая работа «Количество осадков» | ||
7. Практическая работа «Преступление в сфере высоких технологий» | ||
8. Пользовательские формы. | ||
9. Практическая работа «Вычисления» | ||
10. Рисунки в пользовательских формах. | ||
11. Практическая работа «Внедрение рисунка» | ||
12. Стандартные диалоговые окна. | ||
13. Работа с листом и алгоритмические конструкции. | ||
14. Практическая работа «Сравнение чисел» | ||
15. Решение задач «Выбор оборудования» | ||
16. VBA в приложении Word. | ||
17. Практическая работа «Работа в Word” | ||
18. Слова - палиндромы. | ||
19. VBA в приложениях PowerPoint. | ||
20. Практическая работа «Умеешь ли ты считать?» | ||
21. Тест на Визуальный Интеллект. |
Организация учебного процесса
Лекции. Представление учебного материала учащимся проводится в форме лекций, сопровождаемых демонстрацией слайдов презентаций.
Практикум по решению задач. Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи, используя дифференцируемый подход, что необходимо учащемуся для того, чтобы он ощущал себя уверенным и успешным в этом сложном разделе информатики.
Курсовые работы. За время обучения учащиеся выполняют две курсовые работы (1 раз в год). Это позволяет развивать проектное мышление учащихся.
Разделы курсовой работы:
- Название программы. Сведения об авторе программы.
- Формулировка решаемой задачи. Метод решения задачи.
- Описание алгоритма (блок-схема). Пояснения к алгоритму.
- Текст программы.
- Тестирование программы.
- Инструкция для пользователя данной программы.
Экзамен. Проверка знаний учащихся, приобретенных входе изучения данного курса.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УВР Директор
_____________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
занятий элективного курса
«Информатика для любознательных (основы программирования)»
Класс 10___
Учитель
Программа Авторская программа элективного курса по информатике «Основы программирования»
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО ____________________________________________
Протокол № _____ от ___________________________________________
Руководитель ШМО ______________/______________________________
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Введение в Паскаль. Данные. Типы данных | 6 | |||
1. Система программирования Турбо Паскаль. Типы данных. | ||||
2. Переменные и константы. Этапы решения задач на ПК. | ||||
3. Структура программы на Паскале. | ||||
4. Оператор присваивания. | ||||
5. Операторы ввода, вывода. | ||||
6. Зачет «Приемы работы в системе программирования Турбо Паскаль» | ||||
Алгоритмы линейной структуры | 7 | |||
1. Выражения. Математические операции. | ||||
2. Запись целого числа в Паскале. | ||||
3. Реализация программы на компьютере. | ||||
4. Числа вещественного типа. Правила записи выражения. | ||||
5. Операции целочисленной арифметики. | ||||
6. Практикум по решению задач. | ||||
7. Зачет «Линейные алгоритмы» | ||||
Алгоритмы разветвляющей структуры | 8 | |||
1. Условный оператор: полная форма. | ||||
2. Условный оператор: сокращенная форма. | ||||
3. Практикум по решению задач. | ||||
4. Логические операции OR и AND. | ||||
5. Практикум по решению задач. | ||||
6. Зачет «Условный оператор» | ||||
7. Оператор выбора | ||||
8. Обобщающий урок по теме «Условный оператор» | ||||
Циклы | 13 | |||
1. Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Вложенные циклы. | ||||
2. Анализ циклических программ. | ||||
3. Оператор цикла с параметром. | ||||
4. Практикум по решению задач. | ||||
5. Алгоритм нахождения суммы. | ||||
6. Сумма чисел, удовлетворяющая некоторому условию. | ||||
7. Таблица значений функции. | ||||
8. Параметр цикла – само число. | ||||
9. Оператор цикла с шагом, равным -1. | ||||
10. Решение задач по теме «Циклы» | ||||
11. Практикум по решению задач | ||||
12. Обобщающий урок по теме «Циклы» | ||||
13. Зачет «Циклы» |
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УВР Директор
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
занятий элективного курса
«Информатика для любознательных (основы программирования)»
Класс 11___
Программа Авторская программа элективного курса по информатике «Основы программирования»
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО ____________________________________________
Протокол № _____ от ___________________________________________
Руководитель ШМО ______________/______________________________
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Массивы | 13 | |||
1. Одномерные массивы: описание и задание элементов. | ||||
2. Заполнение массива вводом значений элементов с клавиатуры. Вывод одномерного массива | ||||
3. Одномерные массивы: поиск и замена элементов. | ||||
4. Способы сортировки массива. | ||||
5. Практикум по решению задач. | ||||
6. Нахождение суммы элементов массива. | ||||
7. Нахождение суммы элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию. | ||||
8. практикум по решению задач. | ||||
9. Зачет «Одномерные массивы» | ||||
10. Понятие двумерного массива | ||||
11. Обработка элементов двумерного массива. | ||||
12. Квадратная матрица. Транспонирование. | ||||
13. Обобщающий урок по теме «Массивы» | ||||
Объектно-ориентированное программирование на VBA | 21 | |||
1. Основные понятия языка VBA Excel. Структура редактора VBA. | ||||
2. Создание макросов. | ||||
3. Редактирование макросов. | ||||
4. Практическая работа с применением макросов «Годовая температура». | ||||
5. Практическая работа «Протяженность границ». | ||||
6. Практическая работа «Количество осадков» | ||||
7. Практическая работа «Преступление в сфере высоких технологий» | ||||
8. Пользовательские формы. | ||||
9. Практическая работа «Вычисления» | ||||
10. Рисунки в пользовательских формах. | ||||
11. Практическая работа «Внедрение рисунка» | ||||
12. Стандартные диалоговые окна. | ||||
13. Работа с листом и алгоритмические конструкции. | ||||
14. Практическая работа «Сравнение чисел» | ||||
15. Решение задач «Выбор оборудования» | ||||
16. VBA в приложении Word. | ||||
17. Практическая работа «Работа в Word” | ||||
18. Слова - палиндромы. | ||||
19. VBA в приложениях PowerPoint. | ||||
20. Практическая работа «Умеешь ли ты считать?» | ||||
21. Тест на Визуальный Интеллект. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну любознательных физиков
Урок физического эксперимента...

Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»
Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...
Компьютерный турнир для любознательных
«Компьютерный турнир» для учащихся 6-7 классов Участники игры:3 команды учащихся .Ход игры.Каждая команда принимает участие в каждом конкурсеОборудование:шесть альбомных листов, цветные карандаш...
Познавательный урок для любознательных «СУДАРЫНЯ-МАСЛЕНИЦА»
Развитие интересе обучающихся к традициям русского народа...

Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"
Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, измен...

Рабочая программа кружка "Математика для любознательных"
Прграмма рассчитана для учащихся 5-х классов. Прививает интерес к предмету, развивает матекматические способности....

Турнир любознательных. Влилась в века Эллада, как вино...
Конспект повторительно-обобщающего урока по истории Древней Греции...