Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Основы программирования"
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Программа внеурочной деятельности «Основы» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 9 классов.
Срок реализации программы 1 год.
Содержание программы предполагается реализовать в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochke_9_klass_programmirovanie.doc | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Карсунская средняя школа имени Д.Н. Гусева
Рассмотрено и одобрено на заседании ШМО учителей математики, физики, информатики. Руководитель ШМО : ________/ Протокол № _ от ___2019 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по ВР _____________/______/ «__» _____________ 2019 г.
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ Карсунская СШ им. Д.Н. Гусева ____________/________/ приказ № __ от «_» __2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
Основы программирования
2019-2020 учебный год
Учитель: Демкина Ю.А.
Класс: 9
Всего часов в год: 34
Всего часов в неделю: 1
Карсун, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы программирования» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. с учетом программы курса по выбору «Основы программирования», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы» / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Цель программы: является формирование у учащихся навыков алгоритмического и логического стиля мышления, представления о приемах и методах программирования через составление алгоритмов и обучение искусству программирования.
- соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
образовательные:
- способствовать формированию учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоению рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
- способствовать формированию активного, самостоятельного, креативного мышления;
- научить основным приемам и методам программирования.
развивающие:
- развивать психические познавательные процессы: мышление, восприятие, память, воображение у учащихся;
- развивать представление учащихся о практическом значении информатики.
воспитательные:
- воспитывать культуру алгоритмического мышления;
- воспитывать у учащихся усидчивость, терпение, трудолюбие.
Программа внеурочной деятельности «Основы» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 9 классов.
Срок реализации программы 1 год.
Содержание программы предполагается реализовать в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формирование собственного жизненного опыта значимости подготовки в области программирования в условиях развития информационного общества;
- повысят образовательный уровень по использованию средств и методов программирования;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
- формирование способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- формирование информационно-логических умений: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- овладение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности).
Коммуникативные УУД:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
- использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
- анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
- использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
- создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
- познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
- познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
- познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Содержание программы внеурочной деятельности
Модуль 1. Введение в программирование (4 ч.)
Цели изучения курса «Учимся «играть» на Паскале». Техника безопасности и организация рабочего места. Обзор языков программирования. Среда программирования PascalABC.NET. Общие сведения о языке Паскаль. Структура программы и операторы языка. Переменная. Типы переменных и операции над ними. Целый и вещественный типы. Операторы ввода-вывода данных. Комментарии. Представление алгоритма в виде блок-схемы. Арифметика Паскаля. Преобразование типов. Ввод переменных с клавиатуры. Константы в программе..
Модуль 2. Основы программирования на языке PascalABC.NET Программирование линейных программ (6 ч.)
Работа с символами. Порядковый тип Char. Виды алгоритмов. Изучение структур алгоритмов. Ввод символов. Создание блок-схем. Оператор присваивания, ввод, вывод данных в среде PascalABC.NET. Разработка и исполнение программ с использованием операторов присваивания, ввода, вывода данных. Порядок выполнения операций. Трассировка программ. Линейные программы. Разработка и исполнение линейных программ. Операторы div и mod. Разработка и исполнение программ с использованием операций div, mod.
Модуль 3. Управляющие структуры языка PascalABC.NET. Программирование ветвлений (6 ч.)
Логический тип данных (Boolean). Операции отношения. Ввод-вывод булевых переменных. Базовые логические операции. Условные алгоритмы. Условный оператор if…then…else. Блок-схемы, изображающие условные операторы. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов в среде PascalABC.NET.
Модуль 4. Программирование циклов (8 ч.)
Циклические алгоритмы и их назначение. Оператор цикла с предусловием while .. do. Оператор цикла с постусловием repeat ... until. Оператор цикла с параметром for … do. Досрочное прерывание цикла. Метка. Оператор безусловного перехода goto. Вложенные циклы. Блок-схемы, изображающие циклы. Решение задач с использованием циклов.
Модуль 5. Массивы и строки в PascalABC.NET (8 ч.)
Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. Хранение однотипных данных в виде таблицы. Циклы в программах обработки массивов. Основные действия по работе с массивами. Описание массива. Заполнение массива случайными числами и вывод массива на экран. Поиск максимального (минимального) элемента массива. Вычисление суммы и количества элементов массива с заданными свойствами. Описание строковой переменной. Основные действия со строками. Функции и процедуры для работы со строками.
Общие сведения о подпрограммах. Формальные и фактические параметры. Передача параметров в подпрограмму. Процедуры. Функции. Блок-схемы подпрограмм. Решение задач с использованием подпрограмм. Особенности работы с подпрограммами.
Разработка и исполнение программ обработки массива с изменением элементов, нахождение среднего арифметического всех элементов.
Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение минимального, максимального элементов.
Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение номера минимального, максимального элементов.
Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нулевых, количества положительных элементов.
Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества четных, нечетных элементов, суммы элементов.
Модуль 6. Итоговое повторение (5 ч.)
Итоговое повторение. Самостоятельное решение задач ОГЭ .
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Введение в программирование | 4 |
2 | Основы программирования на языке PascalABC.NET. Программирование линейных программ. | 6 |
3 | Управляющие структуры языка PascalABC.NET. Программирование ветвлений программ. | 6 |
4 | Программирование циклических программ | 8 |
5 | Массивы и строки в PascalABC.NET | 8 |
6 | Итоговое повторение | 2 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Дата проведения | Тема | Примечание | |||||||||
План | Факт | |||||||||||
Введение в программирование (4 часа) | ||||||||||||
Цели изучения курса «Основы программирования» | ||||||||||||
1 | Техника безопасности и организация | |||||||||||
рабочего места. Обзор языков программирования. | ||||||||||||
Среда программирования PascalABC.NET | ||||||||||||
Общие сведения о языке Паскаль. Структура | ||||||||||||
2 | программы и операторы языка. Переменная. | |||||||||||
Типы данных. Константы в программе. | ||||||||||||
Операторы ввода-вывода данных. Комментарии. | ||||||||||||
Переменные. Типы переменных. Объявление | ||||||||||||
3 | переменных. Преобразование типов. Ввод | |||||||||||
переменных с клавиатуры. | ||||||||||||
4 | Представление алгоритма в виде блок-схемы. | |||||||||||
Арифметика Паскаля | ||||||||||||
Основы программирования на языке PascalABC.NET | ||||||||||||
Программирование линейных программ (6 часов) | ||||||||||||
5 | Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод. | |||||||||||
Разработка и исполнение программ с | ||||||||||||
6 | использованием операторов присваивания, ввода, | |||||||||||
вывода данных. | ||||||||||||
7 | Порядок выполнения операций. Трассировка | |||||||||||
программ | ||||||||||||
8 | Линейные алгоритмы. Разработка и исполнение | |||||||||||
программ с использованием операций div, mod. | ||||||||||||
Стандартные математические функции | ||||||||||||
9 | PascalABC.NET. Линейные алгоритмы. Решение | |||||||||||
задач. | ||||||||||||
10 | Самостоятельное решение задач. Разработка и | |||||||||||
исполнение линейных программ. | ||||||||||||
Управляющие структуры языка PascalABC.NET | ||||||||||||
Программирование ветвлений (6 часов) | ||||||||||||
Логический тип данных (Boolean). Операции | ||||||||||||
11 | отношения. Ввод-вывод булевых переменных. | |||||||||||
Базовые логические операции. | ||||||||||||
Условные алгоритмы. Условный оператор | ||||||||||||
if…then…else. Блок-схемы, изображающие | ||||||||||||
12 | условные операторы. Разработка и исполнение | |||||||||||
разветвляющихся программ с использованием | ||||||||||||
условных операторов | ||||||||||||
13 | Сложные условия. Логические отношения и | |||||||||||
операции. Порядок выполнения операций. | ||||||||||||
Разработка и исполнение разветвляющихся | ||||||||||||
14 | программ с использованием сложных условных | |||||||||||
операторов | ||||||||||||
Разработка и исполнение разветвляющихся | Решение задач с | |||||||||||
15 | программ с использованием сложных условных | учителем | ||||||||||
операторов | ||||||||||||
Самостоятельная работа учащихся по | ||||||||||||
16 | индивидуальным карточкам | |||||||||||
Программирование циклов в среде PascalABC.NET (8 часов) | ||||||||||||
17 | Циклические алгоритмы и их назначение. | |||||||||||
Оператор цикла с предусловием while .. do. | ||||||||||||
18 | Разработка и исполнение разветвляющихся | |||||||||||
программ. | ||||||||||||
Циклические алгоритмы. Оператор цикла с | ||||||||||||
19 | условием. Зацикливание программ. Разработка и | |||||||||||
исполнение с использованием цикла с условием | ||||||||||||
Оператор цикла с постусловием repeat ... until. | ||||||||||||
20 | Разработка и исполнение программ с | |||||||||||
использованием оператора цикла с условием | ||||||||||||
Цикл с переменной. Оператор цикла с | ||||||||||||
21 | параметром for … do | |||||||||||
Разработка и исполнение программ с | ||||||||||||
использованием оператора цикла с переменной | ||||||||||||
22 | Разработка и исполнение программ с | |||||||||||
использованием вложенных циклов | ||||||||||||
23 | Досрочное прерывание цикла. Метка. Оператор | |||||||||||
безусловного перехода goto. Вложенные циклы | ||||||||||||
24 | Разработка и исполнение программ с | Решение задач с | ||||||||||
использованием сложных условий | учителем | |||||||||||
Массивы в среде PascalABC.NET (8 часов) | ||||||||||||
25 | Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. | |||||||||||
26 | Разработка и исполнение программ ввода и | |||||||||||
вывода массива | ||||||||||||
27 | Разработка и исполнение простейшей программы | |||||||||||
обработки массива | ||||||||||||
Разработка и исполнение программ обработки | ||||||||||||
28 | массива с изменением элементов, нахождение | |||||||||||
среднего арифметического всех элементов | ||||||||||||
Разработка и исполнение программ обработки | ||||||||||||
29 | массива на нахождение минимального, | |||||||||||
максимального элементов | ||||||||||||
Разработка и исполнение программ обработки | ||||||||||||
30 | массива на нахождение номера минимального, | |||||||||||
максимального элементов | ||||||||||||
Разработка и исполнение программ обработки | ||||||||||||
31 | массива на нахождение количества нулевых, | |||||||||||
количества положительных элементов | ||||||||||||
Разработка и исполнение программ обработки | ||||||||||||
32 | массива на нахождение количества четных, | |||||||||||
нечетных элементов, суммы | ||||||||||||
Итоговое повторение (2 часа) | ||||||||||||
33 | Итоговое повторение. Решение задач ОГЭ | Решение задач с | ||||||||||
(задание 20.2) | учителем | |||||||||||
34 | Самостоятельное решение задач ОГЭ (задание | |||||||||||
20.2) в среде PascalABC.NET | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик
Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...
Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах (для четырёхлетней начальной школы)
Количество часов: всего 136 часов2 класс – 68 часов 3 класс – 34 часа...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по математике «От развлечения к знаниям»
Рабочая программа внеурочной деятельностиобщеинтеллектуальной направленности по математике«От развлечения к знаниям»...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика»
Программа внеурочной деятельности предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. Влияет на общее развитие детей, так как позволяет использова...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 9 класса «Математика в спорте»
...................
Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Реальная математика» для 9 класса
Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015г. Учебно-методический комплект: учебник...