Рабочая программа по информатике 10 класс Поляков профильный курс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа и планирование 10 класс Поляков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_10_klass.docx | 37.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте
К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина(далее УМК),обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС),
который включает в себя учебники:
• «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень»
• «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень»
завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебникиявляются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников,входят:
• данная авторская программа по информатике;
• компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
• материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
• методическое пособие для учителя;
• комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
• сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, и с учетом вхождения курса «Информатика» в 10 и 11 классах в состав учебного плана в объеме 276 часов (полный углублённый курс).
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что еёосновная целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computerscience.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей.Она включает в себя три крупные содержательные линии:
• Основы информатики
• Алгоритмы и программирование
• Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Программы углубленного уровня рассчитанына 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 140 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами;владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебникахдля 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:
I. Основы информатики
• Техника безопасности. Организация рабочего места
• Информация и информационные процессы
• Кодирование информации
• Логические основы компьютеров
• Компьютерная арифметика
• Устройство компьютера
• Программное обеспечение
• Компьютерные сети
• Информационная безопасность
II. Алгоритмы и программирование
• Алгоритмизация и программирование
• Решение вычислительных задач
• Элементы теории алгоритмов
• Объектно-ориентированное программирование
III. Информационно-коммуникационные технологии
• Моделирование
• Базы данных
• Создание веб-сайтов
• Графика и анимация
• 3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.
В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество часов, отведённых на темы, хорошо усвоенные в курсе основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в полный курс.
Тематическое планирование к учебнику информатики
К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина
полный углублённый курс, по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 276 часов)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Раздел учебника | Дата проведения занятия | ||||||
лаборат. и практ. работы | контр. работы | самост. работы | план | факт | |||||||
урока | п/п | ||||||||||
Компьютер для начинающих | |||||||||||
1 | Техника безопасности. Организация рабочего места. | 1 | 1-6.09 | ||||||||
2 | Информатика и информация. Информационные процессы. | 1 | 1-6.09 | ||||||||
3 | Измерение Информации | 1 | 1-6.09 | ||||||||
4 | Структура информации (простые структуры). | 1 | 1-6.09 | ||||||||
5 | Иерархия. Деревья. | 1 | |||||||||
6 | Графы. | 1 | |||||||||
7 | Язык и алфавит. Кодирование | 1 | |||||||||
8 | Декодирование. | 1 | |||||||||
9 | Дискретность. | 1 | |||||||||
10 | подход к оценке количества информации. | 1 | |||||||||
11 | Системы счисления. Позиционные системы счисления | 1 | |||||||||
12 | Двоичная система счисления. | 1 | |||||||||
13 | Восьмеричная система счисления | 1 | |||||||||
14 | Шестнадцатеричная система счисления | 1 | |||||||||
15 | Другие системы Счисления | 1 | |||||||||
16 | Контрольная работа по теме «Системы счисления». | 1 | |||||||||
17 | Кодирование символов. | 1 | |||||||||
18 | Кодирование графической информации. | 1 | |||||||||
19 | Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. | 1 | |||||||||
20 | Контрольная работа по теме «Кодирование информации». | 1 | |||||||||
Логические основы компьютеров | |||||||||||
21 | Логика и компьютер. Логические операции. | 1 | |||||||||
22 | Логические операции. | 1 | |||||||||
23 | Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности. | 1 | |||||||||
24 | Диаграммы Эйлера- Венна. | 1 | |||||||||
25 | Упрощение логических выражений. | 1 | |||||||||
26 | Синтез логических выражений. | 1 | |||||||||
27 | Предикаты и кванторы. | 1 | |||||||||
28 | Логические элементы компьютера. | 1 | |||||||||
29 | Логические задачи | 1 | |||||||||
30 | Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров». | 1 | |||||||||
Компьютерная арифметика | |||||||||||
31 | Кодирование символов. | 1 | |||||||||
32 | Хранение в памяти целых чисел. | 1 | |||||||||
33 | Арифметические и логические (битовые) операции. Маски | 1 | |||||||||
34 | Арифметические и логические (битовые) операции. Маски | 1 | |||||||||
35 | Хранение в памяти вещественных чисел. | 1 | |||||||||
36 | Выполнение арифметических операций с нормализованными числами. | 1 | |||||||||
Устройство компьютера | |||||||||||
37 | История развития вычислительной техники. | 1 | |||||||||
38 | История и перспективы развития вычислительной техники. | 1 | |||||||||
39 | Принципы устройства компьютеров. | 1 | |||||||||
40 | Магистрально- устройства. модульная организация компьютера. | 1 | |||||||||
41 | Процессор. | 1 | |||||||||
42 | Моделирование работы процессора | 1 | |||||||||
43 | Память. | 1 | |||||||||
44 | Устройства ввода | 1 | |||||||||
45 | Устройства вывода | 1 | |||||||||
Программное обеспечение | |||||||||||
46 | Что такое программное обеспечение? Прикладные программы. | 1 | |||||||||
47 | Практикум: использование возможностей текстовых процессорах (резюме). | 1 | |||||||||
48 | Практикум: использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски). | 1 | |||||||||
49 | Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников. | 1 | |||||||||
50 | Практикум: набор и оформление математических текстов. | 1 | |||||||||
51 | Практикум: знакомство с настольно- издательскими системами. | 1 | |||||||||
52 | Практикум: знакомство с аудиоредакторами. | 1 | |||||||||
53 | Практикум: знакомство с видеоредакторами. | 1 | |||||||||
54 | Системное программное обеспечение. | 1 | |||||||||
55 | Практикум: сканирование и распознавание текста. | 1 | |||||||||
56 | Системы программирования. | 1 | |||||||||
57 | Инсталляция программ. | 1 | |||||||||
58 | Правовая охрана программ и данных. | 1 | |||||||||
Компьютерные сети | |||||||||||
59 | Компьютерные сети. Основные Понятия | 1 | |||||||||
60 | Локальные сети | 1 | |||||||||
61 | Сеть Интернет | 1 | |||||||||
62 | Адреса в Интернете. | 1 | |||||||||
63 | Практикум: тестирование сети | 1 | |||||||||
64 | Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. | 1 | |||||||||
65 | Электронная почта. Другие службы Интернета. | 1 | |||||||||
66 | Электронная коммерция. | 1 | |||||||||
67 | Интернет и право. Нетикет. | 1 | |||||||||
Алгоритмизация и программирование | |||||||||||
68 | Простейшие программы. | 1 | |||||||||
69 | Вычисления. Стандартные функции. | 1 | |||||||||
70 | Условный оператор. | 1 | |||||||||
71 | Сложные условия | 1 | |||||||||
72 | Множественный выбор. | 1 | |||||||||
73 | Практикум: использование ветвлений | 1 | |||||||||
74 | Контрольная работа «Ветвления». | 1 | |||||||||
75 | Цикл с условием | 1 | |||||||||
76 | Цикл с условием. | 1 | |||||||||
77 | Цикл с переменной | 1 | |||||||||
78 | Вложенные циклы | 1 | |||||||||
79 | Контрольная работа «Циклы». | 1 | |||||||||
80 | Процедуры. | 1 | |||||||||
81 | Изменяемые параметры в процедурах. | 1 | |||||||||
82 | Функции. | 1 | |||||||||
83 | Логические функции. | 1 | |||||||||
84 | Рекурсия. | 1 | |||||||||
85 | Стек. | 1 | |||||||||
86 | Контрольная работа «Процедуры и функции». | 1 | |||||||||
87 | Массивы. Перебор элементов массива. | 1 | |||||||||
89 | Линейный поиск в массиве. | 1 | |||||||||
90 | Поиск максимального элемента в массиве. | 1 | |||||||||
91 | Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг). | 1 | |||||||||
92 | Отбор элементов массива по условию. | 1 | |||||||||
93 | Сортировка массивов. Метод пузырька. | 1 | |||||||||
94 | Сортировка массивов. Метод выбора. | 1 | |||||||||
95 | Сортировка массивов. Быстрая сортировка. | 1 | |||||||||
96 | Сортировка массивов. Быстрая сортировка. | 1 | |||||||||
97 | Контрольная работа «Массивы». | 1 | |||||||||
98 | Символьные строки. | 1 | |||||||||
99 | Функции для работы с символьными строками. | 1 | |||||||||
100 | Преобразования «строка-число». | 1 | |||||||||
101 | Строки в процедурах и функциях. | 1 | |||||||||
102 | Рекурсивный перебор. | 1 | |||||||||
103 | Рекурсивный Перебор | 1 | |||||||||
104 | Сравнение и сортировка строк. | 1 | |||||||||
105 | Практикум: обработка символьных строк | 1 | |||||||||
106 | Контрольная работа «Символьные строки». | 1 | |||||||||
107 | Матрицы. | 1 | |||||||||
108 | Матрицы. | 1 | |||||||||
109 | Файловый ввод и вывод. | 1 | |||||||||
110 | Обработка массивов, записанных в файле. | 1 | |||||||||
111 | Обработка строк, записанных в файле. | 1 | |||||||||
112 | Обработка смешанных данных, записанных в файле. | 1 | |||||||||
113 | Контрольная работа «Файлы». | 1 | |||||||||
Решение вычислительных задач | |||||||||||
114 | Точность Вычислений | 1 | |||||||||
115 | Решение уравнений. Метод перебора. | 1 | |||||||||
116 | Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. | 1 | |||||||||
117 | Решение уравнений в табличных процессорах. | 1 | |||||||||
118 | Дискретизация. Вычисление длины кривой. | 1 | |||||||||
119 | Дискретизация. Вычисление длины кривой. | 1 | |||||||||
120 | Оптимизация. Метод дихотомии. | 1 | |||||||||
121 | Оптимизация с помощью табличных процессоров. | 1 | |||||||||
122 | Статистические расчеты. | 1 | |||||||||
123 | Условные вычисления. | 1 | |||||||||
124 | Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. | 1 | |||||||||
125 | Восстановление зависимостей в табличных процессорах | 1 | |||||||||
Информационная безопасность | |||||||||||
126 | Вредоносные программы. | 1 | |||||||||
127 | Защита от вредоносных программ. | 1 | |||||||||
128 | Что такое шифрование? Хэширование и пароли. | 1 | |||||||||
129 | Современные алгоритмы шифрования. | 1 | |||||||||
130 | Стеганография. | 1 | |||||||||
131 | Безопасность в Интернете. | 1 | |||||||||
Резерв | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ (профильный уровень) для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов с углубленным изучением информатики (учебник Н. Угринович )....
Рабочая программа по информатике для 11 профильного класса (3 ч в неделю)
Рабочая программа по информатике для 11 профильного класса (3 часа в неделю) является модификацией программы Н.Д. Угриновича для профильных классов...
Рабочая программа по информатике и ИКТ (профильный уровень) 11 класс
программа по информатике 11 класс (профильный уровень)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ (Профильный уровень авт. Н.Д. Угринович)
Цель: создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе. Задачи: • Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллекту...
Рабочая программа по информатике для 10 (профильного) класса по УМК Поляков К. Ю, Еремин У. А.
Рабочая программа составлена на основе Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» (углубленный уровень) для старшей школы. Авторы: К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. (4 часа ...
Рабочая программа по информатике и ИКТ (элективного курса) для 9 классов «В мире компьютерных технологий: Компьютерное делопроизводство»
Рабочая программапо информатике и ИКТ (элективного курса) для 9 классов«В мире компьютерных технологий: Компьютерное делопроизводство»учителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны ...
Рабочая программа по информатике и ИКТ (элективного курса) для 9 классов «Использование Microsoft Power Point и Microsoft Publishen в проектной деятельности учащихся»
Рабочая программапо информатике и ИКТ (элективного курса) для 9 классов«Использование Microsoft Power Point и Microsoft Publishenв проектной деятельности учащихся»учителя информатики и ИКТВоробьё...