Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Пояснительная записка + КТП (для Барса)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_inf_8-9_svistunova_s.v.docx | 32.77 КБ |
ktp_fgos_ikt_8.xls | 37.5 КБ |
ktp_fgos_ikt_9.xls | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации МО «Судогодский район»
МБОУ «Судогодская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано
На МС школы
Протокол №
от « »______2014г.
Руководитель МС___________
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____________Н.В. Бирюкова
Приказ № _________
от « »_______2014г.
Рабочая учебная программа
по Информатике и ИКТ
(наименование учебного предмета \ курса)_
2 ступень, 8-9 класс
(ступень образования \ класс)
2 года
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ
(наименование программы)
Программу составил Свистунова С.В.
(Ф.И.О. учителя, составившего программу)
г. Судогда
2014/15 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимся 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе – 34 учебных часа из расчета I час в неделю, и в IX классе – 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-9 классе ориентировано на использование учебников Н. Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
- «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. – 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний,2009.г.;
- «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. – 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний,2009.г.;
- «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. – 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний,2009.г.;
- «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. – 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний,2009.г.;
- Методическое пособие для учителей Н.Д.Угринович. «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе»;
- Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linuxи программную поддержку курса / Н.Д.Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.:БИНОМ, 2009.г.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоения школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; представить информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и эстетических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Требования к уровню подготовки (результаты обучения)
В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку числовых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построение запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочника и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организация индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и эстетических норм.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН(ов):
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум;
- тестирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Итоговая оценка по предмету выставляется в 8 классе - раз в полугодие, в 9 класс – каждую учебную четверть.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса/практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | отлично |
76-90% | хорошо |
51-75% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющее кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащегося, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это значит навлекать на себя проблемы, связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:
«5» - ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» - ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
«3» - при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» - ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Содержание обучения
8 класс
№п/п | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Информация и информационные процессы. | 3 | 3 | 6 |
2 | Компьютер как универсальное устройство для обработки информации. | 4 | 4 | 8 |
3 | Коммуникационные технологии. | 7 | 10 | 18 |
4 | Резерв | 2 | 2 | |
5 | Итого: | 16 | 16 | 34 |
№п/п | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. | 6 | 5 | 11 |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации. | 8 | 7 | 15 |
3 | Кодирование и обработка числовой информации. | 1 | 3 | 4 |
4 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. | 7 | 13 | 20 |
5 | Моделирование и формализация. | 8 | 6 | 14 |
6 | Информатизация общества. | 1 | 1 | 2 |
7 | Резерв | 2 | 2 | |
8 | Итог: | 33 | 35 | 68 |
Технические средства обучения.
- Компьютер.
- Мультимедиа проектор.
- Принтеры: матричный, струйный, лазерный МФУ.
- Модем ADSL, модем Dial-up.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники, колонки.
- Устройство ввода звуковой информации – микрофон.
- Сканер.
- Web-камера.
- ЛВС – локальная вычислительная сеть.
Программные средства обучения.
- Операционная система Alt Linux «Юниор».
- Комплект свободного программного обеспечения – СПО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ 10, 11 классы
материал содержит рабочую программу по нформатике и ИКТ для 10-11 классов...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса по курсу автора Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 6 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 7 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 8 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5-6 классов (ФГОС)
Пояснительная записка + КТБ (для Барса)...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов
Пояснительная записка + КТП (для Барса)...