Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 8 класса
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса по курсу Л.Л. Босовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики и ИКТ для 8 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатики и ИКТ (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года.
Рабочая учебная программ предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения. Выполнение учебной рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на второй ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника основной школы:
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
При отборе содержания учебника авторы ориентировались на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Учебник является основой учебно-методического комплекта (УМК), в состав которого кроме учебника включены авторская программа по курсу информатики и ИКТ в основной школе, методическое пособие для учителя, набор цифровых образовательных ресурсов на CD.
Методическое пособие содержит методические рекомендации для учителя по организации учебного процесса, в том числе поурочные разработки по курсу информатики и ИКТ в 8-9 классах. В методическом пособии даны рекомендации по использованию на уроках и во внеурочной деятельности материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
В современных условиях важным компонентом УМК нового поколения становится его сетевая составляющая, реализованная в форме web-сайта и ориентированная на всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Благодаря сетевой составляющей, ученики могут участвовать в дистанционных олимпиадах по изучаемому предмету и творческих конкурсах; родители учеников получают возможность принять участие в обсуждении УМК на форумах; учителя могут систематически получать консультации авторского коллектива и методистов, скачивать обновленные варианты планирования, новые версии электронных образовательных ресурсов, дополнительные методические и дидактические материалы, обмениваться собственными методическими разработками и т.д.
Определённый опыт работы со средствами ИКТ современные школьники получают в процессе работы с учебными материалами нового поколения на других предметах, а также во внеклассной работе и внешкольной жизни. Но именно в 8 классе начинается систематическое изучение информатики как научной дисциплины, имеющей огромное значение в формировании мировоззрения современного человека. Материал в учебнике изложен так, чтобы не только дать учащимся необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, теоретическому осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.
Формы проведения уроков: мини--лекция, практикум, урок-игра, урок –контроля, урок-защита проекта, урок - исследования.
Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практическая работа.
Ожидаемые образовательные результаты
знать / понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем;
уметь
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Изучение информатики в 8 классе дает возможность обучающимся достичь следующих компетенций:
ценностно-смысловая - осмысленная организация собственной деятельности;
информационная - учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее;
коммуникативная - совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог;
Учебно-познавательная компетенция- совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.
Общекультурная компетенция- совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока) | Кол-во часов | Использование ИКТ 20%от34 часов | Использование проектной деятельности 30%от34 часов | Использование исследователь- ской деятельности 20%от34 часов |
1. | Информация и информационные процессы .Понятие об информации. | 9 | 3 | 1 | 3 |
2. | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 6 | 2 | 2 | |
3. | Обработка графической информации | 4 | 3 | 2 | |
4. | Обработка текстовой информации | 9 | 7 | 2 | |
5. | Мультимедиа | 4 | 2 | 2 | 2 |
Итого: | 34 | 12 | 3 | 11 |
Основное содержание тематического плана
№ п/п | Тематический блок, тема учебного занятия | Кол-во часов |
Тема «Информация и информационные процессы» | ||
1 | Устройство компьютера: центральное устройство, устройства ввода и вывода. (урок-лекция) | 1 |
2 | Информация и её свойства. (урок-лекция, ИД) | 1 |
3 | Представление информации. (урок-лекция) | 1 |
4 | Дискретная форма представления информации. (урок-лекция) | 1 |
5 | Единицы измерения информации (урок-практикум) | 1 |
6 | Информационные процессы. Обработка информации. (урок-практикум, ИД) | 1 |
7 | Информационные процессы. Хранение и передача информации. (урок-практикум) | 1 |
8 | Всемирная паутина как информационное хранилище. (урок - исследование) | 1 |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». (урок-защита проекта) | 1 |
Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | ||
10 | Основные компоненты компьютера (урок-лекция, ИД) | 1 |
11 | Персональный компьютер. (урок-лекция) | 1 |
12 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение (урок-лекция) | 1 |
13 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение (урок-лекция) | 1 |
14 | Файлы и файловые структуры (урок – практикум, ИД) | 1 |
15 | Пользовательский интерфейс (урок – практикум) | 1 |
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа (урок-контроль) | 1 |
Тема «Обработка графической информации» | ||
17 | Формирование изображения на экране компьютера (урок – практикум, ИД) | 1 |
18 | Компьютерная графика (урок – практикум) | 1 |
19 | Создание графических изображений (урок – практикум, ИД) | 1 |
20 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа (урок-контроль) | 1 |
Тема «Обработка текстовой информации» | ||
21 | Текстовые документы и технологии их создания (урок – практикум) | 1 |
22 | Создание текстовых документов на компьютере (урок – практикум, ИД) | 1 |
23 | Прямое форматирование (урок – практикум) | 1 |
24 | Стилевое форматирование (урок – практикум) | 1 |
25 | Визуализация информации в текстовых документах (урок – практикум) | 1 |
26 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода (урок – практикум) | 1 |
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов (урок – практикум) | 1 |
28 | Оформление реферата «История вычислительной техники» (урок-исследование) | 1 |
29 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа. (урок-контроль) | 1 |
Тема «Мультимедиа» | ||
30 | Технология мультимедиа. (урок – лекция) | 1 |
31 | Компьютерные презентации (урок – практикум, ИД) | 1 |
32 | Создание мультимедийной презентации (урок – практикум, ИД) | 1 |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». (урок-защита проекта) | 1 |
Итоговое повторение | ||
34 | Основные понятия курса. (урок-защита проекта) | |
35 | Итоговое тестирование. (урок-контроль) Резерв учебного времени. | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | Корректировка | Основные понятия и термины | ||
по плану | по факту | ||||||
Информация и информационные процессы | |||||||
1. | Устройство компьютера: центральное устройство, устройства ввода и вывода | 1 | 03.09.12. | Компьютер | |||
2. | Информация и её свойства | 1 | 10.09.12. | Информация | |||
3. | Представление информации | 1 | 17.09.12. | Представление информации | |||
4. | Дискретная форма представления информации | 1 | 24.09.12. | Дискретная информация | |||
5. | Единицы измерения информации | 1 | 01.10.12. | Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. | |||
6. | Информационные процессы. Обработка информации. | 1 | 08.10.12. | сигнал, дискретный сигнал, непрерывный сигнал, виды информации, свойства информации | |||
7. | Информационные процессы. Хранение и передача информации. | 1 | 15.10.12. | ||||
8. | Всемирная паутина как информационное хранилище. | 1 | 05.11.12. | ||||
9. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа | 1 | 12.11.12. | ||||
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | |||||||
10. | Основные компоненты компьютера | 19.11.12. | Устройства компьютера | ||||
11. | Персональный компьютер. | 26.11.12. | ПК, ЭВМ, процессор, материнская плата, сервер, клиент, ПО,ОС, файл, интерфейс | ||||
12. | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | 03.12.12. | Программное обеспечение | ||||
13. | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | 1 | 10.12.12. | Системы программирования | |||
14. | Файлы и файловые структуры | 1 | 17.12.12. | Файлы | |||
15. | Пользовательский интерфейс | 1 | 24.12.12. | ||||
16. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа | 1 | 14.01.13. | ||||
Обработка графической информации | |||||||
17. | Формирование изображения на экране компьютера | 1 | 21.01.13. | Пиксель, растр, глубина цвета, разрешение экрана, видеокарта, частота обновления экрана | |||
18. | Компьютерная графика | 1 | 28.01.13. | ||||
19. | Создание графических изображений | 1 | 04.02.13. | ||||
20. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа | 1 | 11.02.13. | ||||
Обработка текстовой информации | |||||||
21. | Текстовые документы и технологии их создания | 1 | 18.02.13. | Текстовые документы | |||
22. | Создание текстовых документов на компьютере | 1 | 25.02.13. | Форматирование, стиль, начертание, межстрочный интервал, параметры страницы, кодовая таблица | |||
23. | Прямое форматирование | 1 | 04.03.13. | Прямое форматирование | |||
24. | Стилевое форматирование | 1 | 11.03.13. | Стилевое форматирование | |||
25. | Визуализация информации в текстовых документах | 1 | 18.03.13. | Визуализация информации | |||
26. | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | 1 | 25.04.13. | Распознавание текста | |||
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов | 1 | 08.04.13. | ||||
28 | Оформление реферата «История вычислительной техники» | 1 | 15.04.13. | ||||
29 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа. | 1 | 22.04.13. | ||||
Мультимедиа | |||||||
30-31 | Технология мультимедиа. Компьютерные презентации | 1 | 29.05.13. | Мультимедиа, дискретизация звука, звуковая карта, эффект движения, презентация, слайд, анимация, гиперссылка | |||
32 | Создание мультимедийной презентации | 1 | 06.05.13 | ||||
33 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа | 1 | 13.05.13. | ||||
Итоговое повторение | |||||||
34-35 | Основные понятия курса. Итоговое тестирование. | 1 | 20.05.13. 27.05.13. | ||||
Итого: | 34 |
Информационно-методическое обеспечение
УМК
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика и ИКТ» 8 класс «Бином» Лаборатория знаний 2011 г.
Список литературы для учителя
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика и ИКТ» 8 класс «Бином» Лаборатория знаний 2011 г.
- Босова Л.Л. Новый учебно-методический комплект по информатике и информационным и коммуникационным технологиям для V-IV классов — М.: Образование и информатика, 2004. — №10.
- Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.- АСТПресс- 2001, 480 с.
- Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.- АСТПресс- 2001, 480 с.
- Поурочные разработки по информатике. А.Х. Шелепаева. 8-9 класс. М.-«ВАКО»- 2005, 288с.
- Информатика. Лабораторный практикум. I часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-80с.
- Информатика. Лабораторный практикум. . II часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-64с.
- Образовательные ресурсы сети Интернет. Каталог М, 2006
Список литературы для учащихся
1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика и ИКТ» 8 класс «Бином» Лаборатория
знаний 2011 г.
2. Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.-
АСТПресс- 2001, 480 с.
Сайты
- reader-mania.ru
- my-shop.ru›shop/set/2486/sort/a/page/1.html
- https://sites.google.com
- reader-mania.ru›book/628463
- pedsovet.su
- Schoolcollekzion.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ 10, 11 классы
материал содержит рабочую программу по нформатике и ИКТ для 10-11 классов...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса по курсу автора Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 6 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 7 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса на 68 часов по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 10 класса по курсу автора Н.В. Макаровой
Рабочая программа для 10 класса на 34 часа по курсу Н.В. Макаровой...
Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 9 класс Угринович 2018/2019
Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения осн...