Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5-6 классов (ФГОС)
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Свистунова Снежана Владимировна

Пояснительная записка + КТБ (для Барса)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_inf5-6_svistunova_s.v.docx51.77 КБ
Office spreadsheet icon ktp_fgos_ikt_5.xls41 КБ
Office spreadsheet icon ktp_fgos_ikt_6.xls32 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО «Судогодский район»

МБОУ «Судогодская средняя общеобразовательная школа №2»

Согласовано

На МС школы

Протокол №

от «    »______2014г.

Руководитель МС___________

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________Н.В. Бирюкова

Приказ № _________

от «    »_______2014г.

Рабочая учебная программа

по Информатике и ИКТ

(наименование учебного предмета \ курса)_

2 ступень, 5-6 класс

(ступень образования \ класс)

2 года

(срок реализации программы)

Составлена на основе  примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ

(наименование программы)

Программу составил                                                   Свистунова С.В.

(Ф.И.О. учителя, составившего программу)

г. Судогда

2014/15 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по информатике составлена в соответствии с:

  • законом РФ «Об образовании»;
  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
  • требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
  • основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
  • авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-6 классов средней общеобразовательной школы».

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Цели и задачи изучения информатики в основной школе:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Отличительной особенностью данной рабочей программы по сравнению с авторской программой является изменение количества часов на изучение отдельных тем, что представлено в следующей сравнительной таблице:

№ п/п

Тема

Количество уроков по авторской программе

Количество уроков по данной рабочей программе

5 класс

6 класс

5 класс

6 класс

1

Информация вокруг нас.

10

2

10

2

Компьютер

3

4

3

3

Подготовка текстов на компьютере

6

2

6

4

Компьютерная графика

3

3

3

5

Создание мультимедийных объектов

4

3

4

6

Объекты и системы

8

10

7

Информационные модели

3

7

3

15

8

Алгоритмика

4

6

4

9

9

Резерв

2

2

1

10

Итого:

35

35

35

35

Уменьшение количества часов, отводимых на изучение тем: информация вокруг нас, компьютер, подготовка текстов на компьютере, компьютерная графика, создание мультимедийных объектов связано наличием опыта обучающихся в данных областях, приобретенного в ходе изучения пропедевтического курса информатики в начальной школе. Увеличение количества часов, отводимых на разделы: объекты и системы, информационные модели и алгоритмика имеет положительных эффект при изучении данных тем в последующие годы обучения. В связи с этим данное распределение часов можно считать целесообразным.

Рабочая программа рассчитана на два года обучения (5-6 классы) по одному часу в неделю, что в общем составляет 70 часов (35 часов в 5-м классе и 35 часов в 6-м классе). В том числе в 5 классе: 4 контрольных работы, в шестом классе: 7 практических работ, 7 проектных работ.

УМК учителя

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 5 класс»
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 6 класс»
  9. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
  10. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

УМК ученика

  1. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 214 с., илл.

Электронные образовательные ресурсы

http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

http://www.ict.edu.ru - портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

http://www.lbz.ru/files/5798/ - клавиатурный тренажер «Руки солиста».

http://www.lbz.ru/files/5799/ - сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6».

http://www.lbz.ru/files/5814/ - набор ЦОР для работы с учащимися 5-7 классов.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ - материалы авторской мастерской Л. Л. Босовой.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash. php - интерактивные ресурсы к учебнику 7-го класса УМК Л. Л. Босовой, автор А.М. Антонов.

http://webpractice.cm.ru - сетевые компьютерные практикумы по курсу информатики.

http://www.school-club.ru – «Школьный клуб», электронные уроки для всех возрастов учащихся: от начальной до старшей школы, книги, энциклопедии, игры, учебники, тренинги для детей и взрослых, видеофильмы по истории России и сетевые профессиональные сообщества.

Перечень технические средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедиа проектор.
  3. Принтеры: матричный, струйный, лазерный МФУ.
  4. МодемADSL, модемDial-up.
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники, колонки.
  6. Устройство ввода звуковой информации – микрофон.
  7. Сканер.
  8. Web-камера.
  9. ЛВС – локальная вычислительная сеть.

Перечень программных средства обучения:

  1. Операционная система AltLinux «Юниор».
  2. Комплект свободного программного обеспечения – СПО.

Критерии и нормы оценки качества знаний обучающихся

Виды контроля:

  • входной - осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
  • проверочный - осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
  • итоговый - осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы итогового контроля:

  • контрольная работа;
  • зачет по опросному листу;
  • тест;
  • творческая работа;
  • защита проекта.

Критерии оценивания:

  • тематический;
  • текущий.

Контроль теоретических знаний учащихся происходит в форме фронтального опроса, проверки домашних заданий, тестирования по тематическим разделам курса. Контроль практических умений и навыков происходит путем приема индивидуальных заданий, выполняемых учащимися на компьютерах.

Нормы оценки:

  • устного ответа:

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  • практического задания:

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию

учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  • проверка тестов:
  • за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
  • за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный), ничего не начисляется.

При выставлении оценок по тестам в 5-6 классах придерживаться общепринятым соотношениям: Отметка «5»: за 86-100% правильных ответов Отметка «4»: за 71-85% правильных ответов; Отметка «3»: за 50-70% правильных ответов.

 творческого проекта:

  • эстетичность оформления,
  • содержание, соответствующее теме работы,
  • полная и достоверная информация по теме,
  • отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе,
  • актуальность выбранной темы в учебно-воспитательном процессе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Изучение информатики в  5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Личностные результаты  –  это  сформировавшаяся в образовательном процессе система  ценностных отношений учащихся  к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.  Основными личностными  результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;  
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;  
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;  
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;  
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к  общению и сотрудничеству  со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в  других  жизненных ситуациях.  Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение  умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в  зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • смысловое чтение.

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации,  навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации)).

Предметные результаты  включают в себя освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.  В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  общего образования  основные предметные  результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;  
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;  
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —  таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Контроль уровня обучения.

5 класс:

Контрольная работа №1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией». Контрольная работа №2 по теме «Формы представления информации».

Контрольная работа №3 по теме «Обработка информации» .

Контрольная работа №4. Итоговое тестирование.

6 класс:

Текущие практические работы и проекты

Итоговый проект «Мой инструмент-компьютер»

Требования к уровню подготовки учеников, изучивших курс

информатики за 5 класс

Учащиеся должны знать/понимать:

  • - предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
  • - виды информации и ее свойства;
  • - название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
  • - историю развития вычислительной техники;
  • - назначение операционной системы;
  • - устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • - программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • - назначение основных элементов окна графического редактора;
  • - приемы создания и редактирования изображения;
  • - основные элементы текста;
  • - приемы редактирования и форматирования текста;
  • - технологию вставки различных объектов;
  • - о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
  • - правило создания анимации,

уметь:

  • - классифицировать информацию по видам;
  • - приводить примеры информационных носителей;
  • - раскрывать свойства информации на примерах;
  • - включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
  • - вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • - соблюдать правила ТБ;
  • - различать устройства ввода и вывода;
  • - записывать/считывать информацию с любых носителей;
  • - работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
  • - запускать программы из меню Пуск;
  • - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • - применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • - работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • - создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
  • - выделять элементы текста;
  • - проверять орфографию в документе;
  • - выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • - различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • - приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
  • - создавать простейшие анимации.

Требования к уровню подготовки учеников, изучивших курс

информатики за 6 класс

  • уметь для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • уметь называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • уметь осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • уметь приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • уметь различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • уметь приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
  • уметь осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • уметь приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • уметь давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • уметь осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • уметь выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • уметь выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • уметь выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • уметь создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • уметь создавать для поддержки своих выступлений мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-6 класса. ФГОС

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-6 класса на основе авторской программы Босовой Л.Л. ФГОС....

Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень) 6 класс ФГОС , Босова

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) для учащихся 6 класса разработана на основе нормативных документов:-       Федерального закон...

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 9 класс,ФГОС

Пояснительная записка·           Рабочая программа учебного курса по информатике для 9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, при...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов (ФГОС)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов (ФГОС)...