Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

Леснова Елена Николаевна

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса по курсу автора Л.Л. Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики и ИКТ для 5 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатики и ИКТ (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года.

Рабочая учебная программ предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения и  учитывает специфику адресата и условия обучения. Выполнение учебной  рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на второй ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их  склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника основной школы:  

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для      человека и окружающей его среды.

   Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения   базового  уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов,  рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Цели

  1. формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  2.  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих

 Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.

Формы проведения уроков: защита проектов; экскурсии; практикумы; лекции; уроки контроля; презентации

Формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная работа, практикум.

Ожидаемые образовательные результаты

Учащиеся должны знать/уметь

  1. понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  2. различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  3. приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  4. приводить примеры информационных носителей;
  5. иметь представление о способах кодирования информации;
  6. уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  1. определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  2. различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  3. запускать программы из меню Пуск;
  4. уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  5. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  6. уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  7. уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  8. уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  9. знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Изучение информатики  в 5 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – языковой, социокультурной, учебно-познавательной; информационной

-языковая компетенция которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы;

- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами.

- информационная компетенция - учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.

Учебно – тематический план

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)

Кол-во часов

Использование ИКТ

20%от34 часов

Использование проектной деятельности

30%от34 часов

Использование исследователь-

ской деятельности

20%от34 часов

1.

Компьютер для начинающих

9

5

2

2.

Информация вокруг нас

8

2

3

3.

Информация вокруг нас

 Информационные технологии

4



6

4


5




4.

Информация вокруг нас

 Информационные технологии

3



4

3


2



2



Итого:

34

21

2

5

Основное содержание тематического плана


п/п

Тематический блок, тема учебного занятия

Кол – во

часов

Раздел «Компьютер для начинающих» - 8 часов

(1 четверть)

1

Информация – Компьютер – Информатика.

Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер  в режиме ввода слов.

(мини-лекция, ИД)

2

2

Как устроен компьютер.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

(урок - исследование)

1

3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа №1. «Знакомство с клавиатурой».

(урок-практикум)

1

4

Основная позиция клавиш на клавиатуре.

 Клавиатурный тренажер (упражнения на обработку основной позиции пальцев на клавиатуре).

(мини-лекция)

1

5

Программы и файлы.

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

(урок-практикум)

1

6

Рабочий стол. Управление мышью.

Практическая работа №2. «Осваиваем мышь».

(урок-практикум)

1

7

Главное меню. Запуск программ.

Практическая работа №3. «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

(урок-практикум)

1

8

Проверочная работа.

Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа №4. «Управляем компьютером с помощью меню».

(урок-практикум)

1

Раздел «Информация вокруг нас» - 8 часов

(2 четверть)

9

Действия с информацией. Хранение информации.

(мини-лекция, ИД)

1

10

Носители информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

(мини-лекция)

1

11

Передача информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

(урок-практикум)

1

12

Кодирование информации.

(урок - исследование)

1

13

Формы представления информации. Метод координат.

(урок - исследование)

1

14

Текст как форма представления информации.

 

1

15

Табличная форма представления информации.

(урок-практикум)

1

16

Наглядные формы представления информации.

Проверочная работа.

(урок – контроля знаний)

1

Раздел «Информация вокруг нас» - 4 часов

Раздел «Информационные технологии» - 6 часов

(3 четверть)

17

Обработка информации.

Практическая работа №5. «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

(урок-практикум)

1

18

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №6. Вводим текст.

(урок-практикум)

1

19

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №7. Редактируем текст.

(урок-практикум)

1

20

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.

(урок-практикум)

1

21

Редактирование текста. Поиск информации.

Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.

(урок-практикум)

1

22

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

(мини-лекция)

1

23

Форматирование – изменение формы представления информации.

Практическая работа №9. Форматируем текст.

(урок-практикум)

1

24

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора.

(урок-практикум)

1

25

Инструменты графического редактора.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать.

(урок-практикум)

1

26

Проверочная работа.

Обработка графической информации.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать (задания 2, 3).

(урок-практикум)

1

Раздел «Информация вокруг нас» - 3 часа

Раздел «Информационные технологии» - 4 часа

(4 четверть)

27

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.

(урок-практикум)

1

28

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.

(урок-практикум)

1

29

Преобразование информации путем рассуждений.

Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами.

(урок-практикум)

1

30

Разработка плана действий и его запись.

 Логическая игра «Переливашки».

(урок-игра)

1

31

Разработка плана действий и его запись.  

Логическая игра «Переправа».

(урок-игра)

1

32

Контрольная работа.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. «Создаем анимацию на заданную тему». (урок-практикум)

1

33

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. «Создаем анимацию на заданную тему». (урок-практикум)

1

34

Итоговый мини-проект.

Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему». (урок-защита проекта)

1

35

Итоговый мини-проект.

Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему». ». (урок-защита проекта)

1

Итого:

34

Календарно-тематический план


п/п

Наименование разделов итем

Всего

часов

Дата проведения

Корректировка

Основные понятия

и термины

по плану

по факту

        Раздел «Компьютер для начинающих» - 8 часов

(1 четверть)

1

Информация – Компьютер – Информатика.

Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер  в режиме ввода слов.

1

05.09.12.

Информация

Компьютер. Информатика. Информационные каналы, источник информации

2

Как устроен компьютер.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

12.09.12.

Диологовое окно, абзац,

3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа №1. «Знакомство с клавиатурой».

1

19.09.12.

Память компьютера, Жёсткий диск (винчестер)

4

Основная позиция клавиш на клавиатуре.

 Клавиатурный тренажер (упражнения на обработку основной позиции пальцев на клавиатуре).

1

26.09.12.

Клавиатурный тренажёр, клавиатура, функциональные клавиши, алфавитно-цифровые, специальные, дополнительные.

5

Программы и файлы.

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

1

03.10.12.

Программы и файлы, гипертекст, документ.

6

Рабочий стол. Управление мышью.

Практическая работа №2. «Осваиваем мышь».

1

10.10.12.

Рабочий стол, панель задач, пуск, слово.

7

Главное меню. Запуск программ.

Практическая работа №3. «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

1

17.10.12.

Главное меню, символ, текстовый процессор, данные.

8

Проверочная работа.

Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа №4. «Управляем компьютером с помощью меню».

1

24.10.12.

Раздел «Информация вокруг нас» - 8 часов

(2 четверть)

9

Действия с информацией. Хранение информации.

1

07.11.12.

Хранение информации, память человека, оперативная память компьютера.

10

Носители информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

14.11.12.

Носители информации,

11

Передача информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

21.11.12.

Передача информации,

12

Кодирование информации.

1

28.11.12.

Кодирование, код

13

Формы представления информации. Метод координат.

1

05.12.12.

Метод координат, фрагмент, строка

14

Текст как форма представления информации.

1

12.12.12.

Представления информации, текстовый редактор, форматирование

15

Табличная форма представления информации.

1

19.12.12.

Таблица

16

Наглядные формы представления информации.

Проверочная работа.

1

09.01.13.

Наглядные формы

Раздел «Информация вокруг нас» - 4 часов

Раздел «Информационные технологии» - 6 часов

17

Обработка информации.

Практическая работа №5. «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

1

16.01.13.

Обработка информации, вычисления, Калькулятор.

18

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №6. Вводим текст.

1

23.01.13.

Процессор, пользователь

19

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №7. Редактируем текст.

1

30.01.13.

Окно, меню, абзац, вкладка

20

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.

1

06.02.13.

Редактирование текста

21

Редактирование текста. Поиск информации.

Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.

1

13.02.13.

22

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

1

20.02.13.

Систематизация информации

23

Форматирование – изменение формы представления информации.

Практическая работа №9. Форматируем текст.

1

27.02.13.

Форматирование текста, правый край, левый край, по ширине, по центру

24

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора.

1

06.03.13.

Компьютерная графика, код, кодирование, объект

25

Инструменты графического редактора.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать.

1

13.03.13.

Графический редактор, графика, изображение

26

Проверочная работа.

Обработка графической информации.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать (задания 2, 3).

1

20.03.13.

Расширение, имя, объём

Раздел «Информация вокруг нас» - 3 часа

Раздел «Информационные технологии» - 4 часа

(4 четверть)

27

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.

1

03.04.13.

Прикладная программа

28

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.

1

10.04.13.

Преобразование информации

29

Преобразование информации путем рассуждений.

Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами.

1

17.04.13.

Рассуждения, смысл, план, правила, решение, план действий

30

Разработка плана действий и его запись.

 Логическая игра «Переливашки».

1

24.05.13.

31

Разработка плана действий и его запись.  

Логическая игра «Переправа».

1

08.05.13.

План действий

32

Контрольная работа.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. «Создаем анимацию на заданную тему».

1

15.05.13.

Движущиеся изображения, анимация.

33

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. «Создаем анимацию на заданную тему».

1

22.05.13.

34

Итоговый мини-проект.

Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему».

1

29.05.13.

Итого:

34

Информационно-методическое обеспечение

УМК

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Список литературы для учителя

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Список литературы для учащихся

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Сайты

  1. alleng.ruИнформатика и ИКТ
  2. nsportal.ruШколаИнформатика и ИКТ…-po-informatike-5-klass…
  3. videouroki.netfilecom.php?fileid=98657098
  4. openclass.ruСетевые образовательные70025
  5. videoinformatika.com5 klass.html
  6. festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ 10, 11 классы

материал содержит рабочую программу по  нформатике и ИКТ для 10-11 классов...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 6 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 7 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 8 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса на 68 часов по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 10 класса по курсу автора Н.В. Макаровой

Рабочая программа для 10 класса на 34 часа по курсу Н.В. Макаровой...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 9 класс Угринович 2018/2019

Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения осн...