Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса по курсу автора Л.Л. Босовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики и ИКТ для 5 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатики и ИКТ (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года.
Рабочая учебная программ предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения. Выполнение учебной рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на второй ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника основной школы:
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Цели
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.
Формы проведения уроков: защита проектов; экскурсии; практикумы; лекции; уроки контроля; презентации
Формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная работа, практикум.
Ожидаемые образовательные результаты
Учащиеся должны знать/уметь
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Изучение информатики в 5 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – языковой, социокультурной, учебно-познавательной; информационной
-языковая компетенция которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами.
- информационная компетенция - учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока) | Кол-во часов | Использование ИКТ 20%от34 часов | Использование проектной деятельности 30%от34 часов | Использование исследователь- ской деятельности 20%от34 часов |
1. | Компьютер для начинающих | 9 | 5 | 2 | |
2. | Информация вокруг нас | 8 | 2 | 3 | |
3. | Информация вокруг нас Информационные технологии | 4 6 | 4 5 | ||
4. | Информация вокруг нас Информационные технологии | 3 4 | 3 2 | 2 | |
Итого: | 34 | 21 | 2 | 5 |
Основное содержание тематического плана
№ п/п | Тематический блок, тема учебного занятия | Кол – во часов |
Раздел «Компьютер для начинающих» - 8 часов (1 четверть) | ||
1 | Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. (мини-лекция, ИД) | 2 |
2 | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов (урок - исследование) | 1 |
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа №1. «Знакомство с клавиатурой». (урок-практикум) | 1 |
4 | Основная позиция клавиш на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения на обработку основной позиции пальцев на клавиатуре). (мини-лекция) | 1 |
5 | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. (урок-практикум) | 1 |
6 | Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа №2. «Осваиваем мышь». (урок-практикум) | 1 |
7 | Главное меню. Запуск программ. Практическая работа №3. «Запускаем программы. Основные элементы окна программы». (урок-практикум) | 1 |
8 | Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа №4. «Управляем компьютером с помощью меню». (урок-практикум) | 1 |
Раздел «Информация вокруг нас» - 8 часов (2 четверть) | ||
9 | Действия с информацией. Хранение информации. (мини-лекция, ИД) | 1 |
10 | Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. (мини-лекция) | 1 |
11 | Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. (урок-практикум) | 1 |
12 | Кодирование информации. (урок - исследование) | 1 |
13 | Формы представления информации. Метод координат. (урок - исследование) | 1 |
14 | Текст как форма представления информации.
| 1 |
15 | Табличная форма представления информации. (урок-практикум) | 1 |
16 | Наглядные формы представления информации. Проверочная работа. (урок – контроля знаний) | 1 |
Раздел «Информация вокруг нас» - 4 часов Раздел «Информационные технологии» - 6 часов (3 четверть) | ||
17 | Обработка информации. Практическая работа №5. «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор». (урок-практикум) | 1 |
18 | Обработка текстовой информации. Практическая работа №6. Вводим текст. (урок-практикум) | 1 |
19 | Обработка текстовой информации. Практическая работа №7. Редактируем текст. (урок-практикум) | 1 |
20 | Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста. (урок-практикум) | 1 |
21 | Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста. (урок-практикум) | 1 |
22 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. (мини-лекция) | 1 |
23 | Форматирование – изменение формы представления информации. Практическая работа №9. Форматируем текст. (урок-практикум) | 1 |
24 | Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора. (урок-практикум) | 1 |
25 | Инструменты графического редактора. Практическая работа №11. Начинаем рисовать. (урок-практикум) | 1 |
26 | Проверочная работа. Обработка графической информации. Практическая работа №11. Начинаем рисовать (задания 2, 3). (урок-практикум) | 1 |
Раздел «Информация вокруг нас» - 3 часа Раздел «Информационные технологии» - 4 часа (4 четверть) | ||
27 | Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы. (урок-практикум) | 1 |
28 | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. (урок-практикум) | 1 |
29 | Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами. (урок-практикум) | 1 |
30 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки». (урок-игра) | 1 |
31 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа». (урок-игра) | 1 |
32 | Контрольная работа. Создание движущихся изображений. Практическая работа №14. «Создаем анимацию на заданную тему». (урок-практикум) | 1 |
33 | Создание движущихся изображений. Практическая работа №14. «Создаем анимацию на заданную тему». (урок-практикум) | 1 |
34 | Итоговый мини-проект. Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему». (урок-защита проекта) | 1 |
35 | Итоговый мини-проект. Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему». ». (урок-защита проекта) | 1 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов итем | Всего часов | Дата проведения | Корректировка | Основные понятия и термины | |
по плану | по факту | |||||
Раздел «Компьютер для начинающих» - 8 часов (1 четверть) | ||||||
1 | Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | 05.09.12. | Информация Компьютер. Информатика. Информационные каналы, источник информации | ||
2 | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1 | 12.09.12. | Диологовое окно, абзац, | ||
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа №1. «Знакомство с клавиатурой». | 1 | 19.09.12. | Память компьютера, Жёсткий диск (винчестер) | ||
4 | Основная позиция клавиш на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения на обработку основной позиции пальцев на клавиатуре). | 1 | 26.09.12. | Клавиатурный тренажёр, клавиатура, функциональные клавиши, алфавитно-цифровые, специальные, дополнительные. | ||
5 | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. | 1 | 03.10.12. | Программы и файлы, гипертекст, документ. | ||
6 | Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа №2. «Осваиваем мышь». | 1 | 10.10.12. | Рабочий стол, панель задач, пуск, слово. | ||
7 | Главное меню. Запуск программ. Практическая работа №3. «Запускаем программы. Основные элементы окна программы». | 1 | 17.10.12. | Главное меню, символ, текстовый процессор, данные. | ||
8 | Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа №4. «Управляем компьютером с помощью меню». | 1 | 24.10.12. | |||
Раздел «Информация вокруг нас» - 8 часов (2 четверть) | ||||||
9 | Действия с информацией. Хранение информации. | 1 | 07.11.12. | Хранение информации, память человека, оперативная память компьютера. | ||
10 | Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | 14.11.12. | Носители информации, | ||
11 | Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | 21.11.12. | Передача информации, | ||
12 | Кодирование информации. | 1 | 28.11.12. | Кодирование, код | ||
13 | Формы представления информации. Метод координат. | 1 | 05.12.12. | Метод координат, фрагмент, строка | ||
14 | Текст как форма представления информации. | 1 | 12.12.12. | Представления информации, текстовый редактор, форматирование | ||
15 | Табличная форма представления информации. | 1 | 19.12.12. | Таблица | ||
16 | Наглядные формы представления информации. Проверочная работа. | 1 | 09.01.13. | Наглядные формы | ||
Раздел «Информация вокруг нас» - 4 часов Раздел «Информационные технологии» - 6 часов | ||||||
17 | Обработка информации. Практическая работа №5. «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор». | 1 | 16.01.13. | Обработка информации, вычисления, Калькулятор. | ||
18 | Обработка текстовой информации. Практическая работа №6. Вводим текст. | 1 | 23.01.13. | Процессор, пользователь | ||
19 | Обработка текстовой информации. Практическая работа №7. Редактируем текст. | 1 | 30.01.13. | Окно, меню, абзац, вкладка | ||
20 | Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста. | 1 | 06.02.13. | Редактирование текста | ||
21 | Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста. | 1 | 13.02.13. | |||
22 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | 1 | 20.02.13. | Систематизация информации | ||
23 | Форматирование – изменение формы представления информации. Практическая работа №9. Форматируем текст. | 1 | 27.02.13. | Форматирование текста, правый край, левый край, по ширине, по центру | ||
24 | Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора. | 1 | 06.03.13. | Компьютерная графика, код, кодирование, объект | ||
25 | Инструменты графического редактора. Практическая работа №11. Начинаем рисовать. | 1 | 13.03.13. | Графический редактор, графика, изображение | ||
26 | Проверочная работа. Обработка графической информации. Практическая работа №11. Начинаем рисовать (задания 2, 3). | 1 | 20.03.13. | Расширение, имя, объём | ||
Раздел «Информация вокруг нас» - 3 часа Раздел «Информационные технологии» - 4 часа (4 четверть) | ||||||
27 | Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы. | 1 | 03.04.13. | Прикладная программа | ||
28 | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. | 1 | 10.04.13. | Преобразование информации | ||
29 | Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами. | 1 | 17.04.13. | Рассуждения, смысл, план, правила, решение, план действий | ||
30 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки». | 1 | 24.05.13. | |||
31 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа». | 1 | 08.05.13. | План действий | ||
32 | Контрольная работа. Создание движущихся изображений. Практическая работа №14. «Создаем анимацию на заданную тему». | 1 | 15.05.13. | Движущиеся изображения, анимация. | ||
33 | Создание движущихся изображений. Практическая работа №14. «Создаем анимацию на заданную тему». | 1 | 22.05.13. | |||
34 | Итоговый мини-проект. Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему». | 1 | 29.05.13. | |||
Итого: | 34 |
Информационно-методическое обеспечение
УМК
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Список литературы для учителя
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Список литературы для учащихся
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Сайты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ 10, 11 классы
материал содержит рабочую программу по нформатике и ИКТ для 10-11 классов...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 6 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 7 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 8 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса на 68 часов по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 10 класса по курсу автора Н.В. Макаровой
Рабочая программа для 10 класса на 34 часа по курсу Н.В. Макаровой...
Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 9 класс Угринович 2018/2019
Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения осн...