Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 7 класса
рабочая программа (информатика и икт, 7 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса по курсу Л.Л. Босовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики и ИКТ для 7 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатики и ИКТ (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года.
Рабочая учебная программ предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения. Выполнение учебной рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на второй ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника основной школы:
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классах предмета «Информатика и ИКТ». (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Информатика и ИКТ: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Цели программы:
· формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
· пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
· развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
· воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Методы и формы решения поставленных задач
Проведенная в 5–6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.
В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.
Формы проведения уроков: мини--лекция, практикум, урок-игра, урок –контроля, урок-защита проекта, урок - исследования.
Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практическая работа.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать/уметь
· для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
· называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
· осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
· понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
· приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
· понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
· иметь представление о назначении и области применения моделей;
· различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
· приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
· уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
· знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
· знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
· осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
· приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
· давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
· осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
· выполнять операции с основными объектами операционной системы;
· выполнять основные операции с объектами файловой системы;
· уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
· уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
· выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
· создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
· для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Изучение информатики в 7 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – языковой, социокультурной, учебно-познавательной:
-языковая компетенция которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях при получении и передачи информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока) | Кол-во часов | Использование ИКТ 20%от34 часов | Использование проектной деятельности 30%от34 часов | Использование исследователь- ской деятельности 20%от34 часов |
1. | Объекты и их имена | 7 | 5 | 3 | |
2. | Информационное моделирование | 27 | 19 | 2 | 3 |
Итого: | 34 | 24 | 2 | 6 |
Основное содержание тематического плана
№ п/п | Тематический блок, тема учебного занятия | Кол-во часов |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows» (урок- мини лекция, практикум) | 1 |
2 | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» (урок-практикум, ИД) | 1 |
3 | Состав объектов. Практическая работа №3»Создаем текстовые объекты» (задания 1-3) (урок-практикум, ИД) | 1 |
4 | Системы объектов. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6) (урок-практикум) | 1 |
5 | Система и окружающая среда. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9) (урок-практикум, ИД) | 1 |
6 | Персональный компьютер как система. Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы». (урок-контроль) | 1 |
7 | Анализ контрольной работы. Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1-3) (урок-практикум) | 1 |
8 | Информационные модели. Практическая работа №11 «Графические модели». (урок-практикум) | 1 |
9 | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4-5) (урок-практикум) | 1 |
10 | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6-7) (урок-практикум) | 1 |
11 | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8-9) (урок-практикум) | 1 |
12 | Многоуровневые списки. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки». (урок-практикум) | 1 |
13 | Математические модели. Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование» (урок-практикум) | 1 |
14 | Анализ контрольной работы. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1-2) (урок-практикум) | 1 |
15 | Простые таблицы Практическая работа №6 Сложные таблицы. (урок-практикум) | 1 |
16 | Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5-6) (урок-практикум) | 1 |
17 | Табличное решение логических задач. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7) (урок-практикум) | 1 |
18 | Вычислительные таблицы. Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы». (урок-практикум) | 1 |
19 | Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 1-3) (урок-практикум, ИД) | 1 |
20 | Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 4-6) (урок-практикум) | 1 |
21 | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7) (урок-практикум) | 1 |
22 | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-3) (урок-практикум, ИД) | 1 |
23 | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4) (урок-практикум) | 1 |
24 | Многообразие схем. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1-2) (урок-практикум) | 1 |
25 | Информационные модели на графах. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5) (урок-практикум) | 1 |
26 | Деревья. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 6-7) Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование». (урок-контроль) | 1 |
27 | Анализ контрольной работы. Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика».(мини-лекция, ИД) | 1 |
28 | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде «Алгоритмика» (урок-исследование) | 1 |
29 | Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. Работа в среде «Алгоритмика» (урок-практикум) | 1 |
30 | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика» (мини-лекция) | 1 |
31 | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика» (урок-практикум) | 1 |
32 | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика» (урок-практикум) | 1 |
33 | Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмика». (урок - контроля) | 1 |
34—35 | Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа». (защита проекта) | 2 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | Корректировка | Основные понятия и термины | |
по плану | по факту | |||||
Объекты и их имена | ||||||
1. | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows» | 1 | 06.09.12. | Объект, объект операционной системы | ||
2. | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | 1 | 13.09.12. | Классификация объектов | ||
3. | Состав объектов. Практическая работа №3»Создаем текстовые объекты» (задания 1-3) | 1 | 20.09.12. | Окно, контекстное меню | ||
4. | Системы объектов. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6) | 1 | 27.09.12. | Диалоговое окно | ||
5. | Система и окружающая среда. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9) | 1 | 04.10.12. | Интерфейс | ||
6. | Персональный компьютер как система. Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы». | 1 | 11.10.12. | Информатика, информация, компьютер | ||
7. | Анализ контрольной работы. Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1-3) | 1 | 18.10.12. | Модель | ||
8. | Информационные модели. Практическая работа №11 «Графические модели». | 1 | 25.10.12. | Информационная модель. | ||
9. | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4-5) | 1 | 15.11.12. | Словесные информационные модели. | ||
10. | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6-7) | 1 | 22.11.12. | Понятие | ||
11. | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8-9) | 1 | 29.11.12. | Текст | ||
12. | Многоуровневые списки. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки». | 1 | 06.12.12. | Многоуровневые списки. | ||
13. | Математические модели. Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование» | 1 | 13.12.12. | Математические модели. | ||
14. | Анализ контрольной работы. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1-2) | 1 | 20.12.12. | Табличные информационные модели | ||
15. | Простые таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3-4) | 1 | 27.12.12. | Простые таблицы. | ||
16. | Сложные таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5-6) | 1 | 10.01.13. | Сложные таблицы. | ||
17. | Табличное решение логических задач. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7) | 1 | 17.01.13. | Логические задачи | ||
18. | Вычислительные таблицы. Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы». | 1 | 24.01.13. | Вычислительные таблицы. | ||
19. | Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 1-3) | 1 | 31.01.13. | Электронные таблицы. | ||
20. | Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 4-6) | 1 | 07.02.13. | Таблица, управление | ||
21. | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7) | 1 | 14.02.13. | Графики и диаграммы | ||
22. | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-3) | 1 | 21.02.13. | Граф | ||
23. | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4) | 1 | 28.02.13. | Редактирование | ||
24. | Многообразие схем. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1-2) | 1 | 14.03.13. | Многообразие схем. | ||
25. | Информационные модели на графах. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5) | 1 | 21.03.13. | Информационные модели на графах, взвешанный граф | ||
26. | Деревья. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 6-7) Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование». | 1 | 04.04.13. | Деревья, сжемы | ||
27 | Анализ контрольной работы. Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика». | 1 | 11.04.13. | Алгоритмы, система команд исполнителя | ||
28 | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | 18.04.13. 25.04.13. | Алгоритмы вспомогательные | ||
29 | Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | 25.04.13. | Циклические алгоритмы | ||
30 | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | 02.05.13. | Алгоритмика | ||
31 | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | 16.05.13. | Цикл «пока» | ||
32 | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | 23.05.13. | Ветвление. | ||
33 | Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмика». | 1 | Управление, фрагмент | |||
34 | Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа». | 1 | 30.05.13 |
Информационно-методическое обеспечение
УМК
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Список литературы для учителя
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Список литературы для учащихся
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Сайты
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
- metodist.lbz.ru
- pedsovet.su
- festival.1september.ru
- openclass.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ 10, 11 классы
материал содержит рабочую программу по нформатике и ИКТ для 10-11 классов...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса по курсу автора Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 6 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 8 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса на 68 часов по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 10 класса по курсу автора Н.В. Макаровой
Рабочая программа для 10 класса на 34 часа по курсу Н.В. Макаровой...
Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 9 класс Угринович 2018/2019
Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения осн...