Тематическое планирование по информатики 5 класс Боссова Л.Л.
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) на тему

Астапенко Олеся Сергеевна

пояснительная записка, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inf._5_klass.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тыретская средняя общеобразовательная школа

Согласовано:        

 Заместитель директора по УР

 ____________Китина С.В.

«26» августа 2014г.

Утверждаю:

Директор МБОУ Тыретская СОШ

_________________Рябец Г.С.

Приказ № 65 от

«28»  августа  2014г.

             

Рабочая программа

по  информатике

в    5 (общеобразовательном) классе

на 2014-2015 учебный год

количество часов в неделю – 1

Составил: Груздева Олеся Сергеевна

учитель    информатики

Составлена в соответствии с                                 Программой для общеобразовательных учреждений: Информатика для 5 класса/ Составитель М.Н. Бородин 3-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г.

Учебник: Информатика и ИКТ 5 класс,

Л.Л. Босова,2011

Прошла экспертизу на заседании

методического объединения,

протокол № 6 от  

 «20» июня  2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • учебник и рабочая тетрадь для учащихся;  
  • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов;

Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса – 2-е изд.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2011

Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса - 2-е изд.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2011

Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7».

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Программа рассчитана на 34 час в год. В соответствии с учебным планом в 5 классе программа сокращена на 1 час (вместо 35 часов – 34 часа). Программой предусмотрено проведение:

практических работ – 15;

проверочные работы – 3;

контрольная работа – 1;

творческая работа – 1.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить  организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники  не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

1

Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

2

Информация и информационные процессы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

3

Обработка информации средствами текстового и графического редакторов

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

4

Информационные процессы и информационные технологии

Итоговый контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Планирование последовательности действий. Создание анимации.

Итоговый мини-проект

Творческая работа

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Компьютер для начинающих

8

4

4

2

Информация вокруг нас

15

8

7

3

Информационные технологии

10

4

6

Итоговой контроль

(мини-проект)

1

2

Итого:

34

16

19


Календарно – тематическое планирование 5 класс

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока (раздела)

Федеральный компонент учебного плана

Контроль

Практическая часть

Примечания

План

Факт

1.

Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

федеральный

Клавиатурный тренажер

2.

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

федеральный

Клавиатурный тренажер

3.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

федеральный

Клавиатурный тренажер

4.

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер.

федеральный

Клавиатурный тренажер

5.

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

федеральный

Клавиатурный тренажер

6.

Рабочий стол.

Управление мышью.

федеральный

Освоение мыши

7.

Главное меню. Запуск программ.

федеральный

Запуск программ. Основные элементы окна программы

8.

Контрольная работа «Компьютер». Управление компьютером с помощью меню.

федеральный

Контрольная работа №1

9.

Действия с информацией. Хранение информации.

федеральный

Логическая игра (тренировка памяти)

10.

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

федеральный

Клавиатурный тренажер

11.

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

федеральный

Клавиатурный тренажер

12.

Кодирование информации.

федеральный

13.

Формы представления информации. Метод координат.

федеральный

14.

Текст как форма представления информации.

федеральный

Логическая игра

15.

Табличная форма представления информации.  

федеральный

Игра «Морской бой»

16.

Наглядные формы представления информации.  Контрольная работа «Информация вокруг нас».

федеральный

Контрольная работа №2

17.

Обработка информации. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.

федеральный

Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор

18.

Обработка текстовой информации. Вводим текст.

федеральный

Ввод текста

19.

Обработка текстовой информации. Редактируем текст.

федеральный

Редактирование текста

20.

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

федеральный

Редактирование текста

21.

Редактирование текста. Поиск информации.

федеральный

Редактирование текста

22.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

федеральный

23.

Форматирование – изменение формы представления информации.

федеральный

Форматирование текста

24.

 Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика.

Знакомимся с инструментами рисования графического редактора.

федеральный

Знакомство с инструментами рисования графического редактора

25.

Инструменты графического редактора. Начинаем рисовать.

федеральный

Знакомство с инструментами рисования графического редактора

26.

Контрольная  работа «Обработка информации». Обработка графической информации.

федеральный

Контрольная работа №3

27

Обработка текстовой и графической информации. Создаем комбинированные документы.

федеральный

Раскраска

28

Преобразование информации по заданным правилам.

федеральный

Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор

29

Преобразование информации путем рассуждений.

федеральный

Работа с фрагментами рисунка

30

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик»

федеральный

Логическая игра «Черный ящик»

31

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа»

федеральный

Логическая игра «Переправа»

32

Контрольная  работа «Информация. Компьютер». Создание движущихся изображений.

федеральный

Контрольная работа №4

33

Создание движущихся изображений.

Практическая работа «Анимация»

федеральный

Анимация (начало)

34

Практическая работа «Анимация»

федеральный

Творческая работа

Создание анимации


Список литературы

Литература (основная и дополнительная)

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Оборудование и приборы

  1. Операционная система  Linux.
  2. Пакет офисных приложений OpenOffice.
  3. Плакаты Босовой Л.Л.
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для 8 класса по Информатике и ИКТ / Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

В документе дано календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ в рамках УМК авторов: Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. в соответствии с требованиями Государстве...

Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении.

Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении. При изучении информатики базового уровня автора Семакин Г.И....

Календарно -тематическое планирование по информатике и ИКТ (РАСШИРЕННЫЙ КУРС) для 10-11 класса на основе учебника «Информатика и ИКТ». Базовый уровень учебник для 10 класса/ Н. Д. Угринович

Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно.  К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программир...

Календарно-тематическое планирование по Информатике и Информационным технологиям в 5-10 классах и подготовка к ОГЭ Информатика (1 час в неделю 5-9, 2 часа в неделю - 10)

Календарно-тематическое планирование по Информатике и Информационным технологиям, а так же подготовке к ОГЭ ИнформатикаДля 5-9 классов предполагается 1 час в неделю.Для 10 класса - 2 часа в неделю....

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением  к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....