Тематическое планирование по информатики 5 класс Боссова Л.Л.
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тыретская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: Заместитель директора по УР ____________Китина С.В. «26» августа 2014г. | Утверждаю: Директор МБОУ Тыретская СОШ _________________Рябец Г.С. Приказ № 65 от «28» августа 2014г. |
Рабочая программа
по информатике
в 5 (общеобразовательном) классе
на 2014-2015 учебный год
количество часов в неделю – 1
Составил: Груздева Олеся Сергеевна
учитель информатики
Составлена в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений: Информатика для 5 класса/ Составитель М.Н. Бородин 3-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г. Учебник: Информатика и ИКТ 5 класс, Л.Л. Босова,2011 | Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол № 6 от «20» июня 2014г. |
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Цели программы:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
- методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
- комплект цифровых образовательных ресурсов;
Название | Класс | ФИО автора | Издательство | Год издания |
Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса – 2-е изд. | 5 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2011 |
Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса - 2-е изд. | 5 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2011 |
Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей. | 5 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2009 |
Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7». | 5 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2009 |
Программа рассчитана на 34 час в год. В соответствии с учебным планом в 5 классе программа сокращена на 1 час (вместо 35 часов – 34 часа). Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 15;
проверочные работы – 3;
контрольная работа – 1;
творческая работа – 1.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Тематические и итоговые контрольные работы:
№ | Тематика | Вид | Форма |
1 | Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса | Тематический контроль | Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу |
2 | Информация и информационные процессы | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
3 | Обработка информации средствами текстового и графического редакторов | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
4 | Информационные процессы и информационные технологии | Итоговый контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
5 | Планирование последовательности действий. Создание анимации. | Итоговый мини-проект | Творческая работа |
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Компьютер для начинающих | 8 | 4 | 4 |
2 | Информация вокруг нас | 15 | 8 | 7 |
3 | Информационные технологии | 10 | 4 | 6 |
Итоговой контроль (мини-проект) | 1 | 2 | ||
Итого: | 34 | 16 | 19 |
Календарно – тематическое планирование 5 класс
№ урока | Дата проведения урока | Федеральный компонент учебного плана | Контроль | Практическая часть | Примечания | ||
План | Факт | ||||||
1. | Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. | федеральный | Клавиатурный тренажер | ||||
2. | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | федеральный | Клавиатурный тренажер | ||||
3. | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. | федеральный | Клавиатурный тренажер | ||||
4. | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер. | федеральный | Клавиатурный тренажер | ||||
5. | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. | федеральный | Клавиатурный тренажер | ||||
6. | Рабочий стол. Управление мышью. | федеральный | Освоение мыши | ||||
7. | Главное меню. Запуск программ. | федеральный | Запуск программ. Основные элементы окна программы | ||||
8. | Контрольная работа «Компьютер». Управление компьютером с помощью меню. | федеральный | Контрольная работа №1 | ||||
9. | Действия с информацией. Хранение информации. | федеральный | Логическая игра (тренировка памяти) | ||||
10. | Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | федеральный | Клавиатурный тренажер | ||||
11. | Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений. | федеральный | Клавиатурный тренажер | ||||
12. | Кодирование информации. | федеральный | |||||
13. | Формы представления информации. Метод координат. | федеральный | |||||
14. | Текст как форма представления информации. | федеральный | Логическая игра | ||||
15. | Табличная форма представления информации. | федеральный | Игра «Морской бой» | ||||
16. | Наглядные формы представления информации. Контрольная работа «Информация вокруг нас». | федеральный | Контрольная работа №2 | ||||
17. | Обработка информации. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. | федеральный | Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор | ||||
18. | Обработка текстовой информации. Вводим текст. | федеральный | Ввод текста | ||||
19. | Обработка текстовой информации. Редактируем текст. | федеральный | Редактирование текста | ||||
20. | Редактирование текста. Работа с фрагментами. | федеральный | Редактирование текста | ||||
21. | Редактирование текста. Поиск информации. | федеральный | Редактирование текста | ||||
22. | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | федеральный | |||||
23. | Форматирование – изменение формы представления информации. | федеральный | Форматирование текста | ||||
24. | Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Знакомимся с инструментами рисования графического редактора. | федеральный | Знакомство с инструментами рисования графического редактора | ||||
25. | Инструменты графического редактора. Начинаем рисовать. | федеральный | Знакомство с инструментами рисования графического редактора | ||||
26. | Контрольная работа «Обработка информации». Обработка графической информации. | федеральный | Контрольная работа №3 | ||||
27 | Обработка текстовой и графической информации. Создаем комбинированные документы. | федеральный | Раскраска | ||||
28 | Преобразование информации по заданным правилам. | федеральный | Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор | ||||
29 | Преобразование информации путем рассуждений. | федеральный | Работа с фрагментами рисунка | ||||
30 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик» | федеральный | Логическая игра «Черный ящик» | ||||
31 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа» | федеральный | Логическая игра «Переправа» | ||||
32 | Контрольная работа «Информация. Компьютер». Создание движущихся изображений. | федеральный | Контрольная работа №4 | ||||
33 | Создание движущихся изображений. Практическая работа «Анимация» | федеральный | Анимация (начало) | ||||
34 | Практическая работа «Анимация» | федеральный | Творческая работа | Создание анимации |
Список литературы
Литература (основная и дополнительная)
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Оборудование и приборы
- Операционная система Linux.
- Пакет офисных приложений OpenOffice.
- Плакаты Босовой Л.Л.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование для 8 класса по Информатике и ИКТ / Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
В документе дано календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ в рамках УМК авторов: Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. в соответствии с требованиями Государстве...
Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении.
Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении. При изучении информатики базового уровня автора Семакин Г.И....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Календарно -тематическое планирование по информатике и ИКТ (РАСШИРЕННЫЙ КУРС) для 10-11 класса на основе учебника «Информатика и ИКТ». Базовый уровень учебник для 10 класса/ Н. Д. Угринович
Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно. К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программир...
Календарно-тематическое планирование по Информатике и Информационным технологиям в 5-10 классах и подготовка к ОГЭ Информатика (1 час в неделю 5-9, 2 часа в неделю - 10)
Календарно-тематическое планирование по Информатике и Информационным технологиям, а так же подготовке к ОГЭ ИнформатикаДля 5-9 классов предполагается 1 час в неделю.Для 10 класса - 2 часа в неделю....
Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)
Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....