Педагогический проект "Реализация компетентностного подхода на уроках информатики"
учебно-методический материал по информатике и икт на тему
Содержание проекта: Сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию информатики, которое позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся, и, в конечном счёте, повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_lyubina.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Педагогический проект
«Реализация компетентностного подхода на уроках информатики»
Автор – разработчик педагогического опыта:
учитель информатики Любина Светлана Борисовна
Излучинск
2014г
- Аннотация проекта
- Предметный раздел проекта: информатика.
- Адрес реализации проекта: 5-11 классы.
- Содержание проекта: Сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию информатики, которое позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся, и, в конечном счёте, повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.
- Тип проекта: практико-ориентированный.
- По количеству участников: групповой.
- По профилю знаний: метапредметный.
- По уровню контактов: школьный, муниципальный, окружной.
- Обоснование необходимости проекта
Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. В "Концепции модернизации российского образования" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития". Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.
В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.
Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося позволяет компетентностно-ориентированное образование.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Признаками актуальности данного педагогического опыта, соотнесенными с социально-образовательным заказом, является реальная возможность формирования универсальных учебных действий, таких как:
- коммуникативные умения;
- способность к моделированию ситуаций;
- приобретение опыта ведения диалога;
- умению обрабатывать информацию;
- приобщению к творческой деятельности.
Все эти критерии соответствуют современным требованиям педагогической науки, которая призывает к обеспечению нового качества образования, к изменению ориентиров и требований, сформулированных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Чем настоятельнее потребность общества в компетентной личности, способной выносить свои суждения и нести ответственность за свои действия и за общество, в котором он живёт, осознающую социальную роль в семье, обществе и трудовом коллективе, тем острее необходимость в теоретической разработке основ и механизмов её формирования и применения их на практике.
Зачастую мы становимся свидетелями противоречий теории и практики и сталкиваемся с неспособностью ученика применить полученные знания в жизни. В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема - устранить данное противоречие путём разработки механизмов и поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования ключевых компетентностей школьников с учётом специфики предметных областей.
Разработка частной модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода стала фундаментом серьезной и целенаправленной работы - сложной, но, безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной. В основу образовательного процесса положены следующие научные идеи компетентностного подхода:
- необходимость соединения интеллектуальной и навыковой составляющей;
- интерпретация содержания образования по критериям результативности;
- интеграция учений и знаний, относящихся к разным сферам деятельности.
Данный инновационный проект является логическим звеном в общей системе работы и ставит своей целью моделирование системы работы учителя информатики, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках информатики с использованием возможностей современных образовательных технологий.
Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
- провести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности ключевых компетенций;
- осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики предмета «информатика»;
- создать и эффективно использовать цифровой образовательный ресурс по информатике;
- определить способы диагностики и показателей достижения результатов;
- спрогнозировать ожидаемые результаты.
- Цели и задачи проекта
Цель проекта: Моделирование системы работы учителя информатики, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках информатики с использованием возможностей современных образовательных технологий.
Методические задачи·
- изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
- провести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности ключевых компетенций;
- осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики предмета «информатика»;
- разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий;
- определить способы диагностики и показателей достижения результатов.
- Основное содержание проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный, 2009 год:
- Изучение теоретических основ проблемы;
- Разработка модели;
- Создание «банка» компетентностно – ориентированных задач.
Поисково-экспериментальный, 2010-2011 год:
- Апробирование модели;
- Мониторинг процесса и промежуточных результатов;
- Корректировка дальнейшей работы.
Заключительный, 2011-2013 год:
- Оценка эффективности модели;
- Анализ результатов, обобщение и распространение опыта.
Теоретические основы компетентностного подхода.
Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С.,А.В. Хуторского, а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера.
Все они сходятся на мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятия компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции. Изучая теоретические основы проблемы стало очевидным, что до сих пор не существует однозначного толкования понятий «компетенция» и «компетентность», а также однозначных подходов к их классификации.
Усматриваются два подхода к определению содержания понятия «компетенция».
- Одни исследователи делают акцент на компетенции как интегральном личностном качестве человека (характеристика человека).
- Другие, на описании составляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем.
В словаре иностранных слов имеется следующее толкование: Компетенция (лат. Competentia - принадлежность по праву) – 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Сравним со значением слов в толковом словаре: Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.
Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.
Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, даёт следующее толкование основным понятиям компетентностного подхода:
- Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
- Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету.
- Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Проанализировав и сопоставив разные точки зрения, приходим к выводу, что основные составляющие компетентности – это:
во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности;
во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания;
в-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена следующим способом:
компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.
Компетенции, в соответствии с разделением содержания образования, делятся на общие метапредметные (для всех предметов), межпредметные (для цикла предметов или образовательных областей) и предметные (для каждого учебного предмета) и выстраиваются в три уровня:
- ключевые компетенции (метапредметные) относятся к общему содержанию образования;
- общепредметные компетенции относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
- предметные компетенции (имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов)
В Оксфордско - Кембриджской образовательной программе «Ключевые компетенции 2000» указывается, что ключевые компетенции - это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки.
Стратегия модернизации образования в Российской Федерации также предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетенции.
Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).
Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно, и в сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества на подготовку его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Перечень ключевых компетенций, который приводится ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Данный перечень ключевых компетенций, безусловно, нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.
Важнейшей целью изучения информатики в школе является:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- формирование у учащихся информационной и коммуникационной компетентности.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается способность решать задачи, связанные с обработкой информации и коммуникацией (в частности, большинство задач, стоящих перед учащимся в школе) с адекватным применением массово распространенных ИКТ-инструментов и широко доступных информационных источников. ИКТ-компетентность позволяет человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. К ИКТ-компетентности относится умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
- умения использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни;
- умения анализировать объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование);
- умения выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков;
- умения описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта.
Урок информатики принципиально отличается от других учебных предметов:
- наличием специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств;
- компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с одноклассниками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках.
Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.
Именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Предмет отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая "романтизация" компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания и для органичного внедрения компетентностного подхода.
Рассматривая ключевые компетенции, которые, в первую очередь, формируются в рамках предмета «Информатика» и которые наиболее значимы для современного школьника выделяют: информационную компетентность, коммуникативную и ценностно-смысловую компетентности, а также компетентность личного самосовершенствования. Ниже приведены примеры формулировок информационной и коммуникативной компетенций в деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета «информатика».
Информационные компетенции предполагают:
- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, организация, преобразование, сохранение и её передача;
- ориентир в информационных потоках, умение выделять главное и необходимое, осознанно воспринимать информацию;
- владение навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, телефона, пейджера, факса, принтера, модема;
- применение для решения учебных задач информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции предполагают:
- умение представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
- умение представлять свой класс, школу;
- владение способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступление с устным сообщением, умение задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владение способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения; умения искать и находить компромиссы.
Сегодня современный ученик – это личность, требующая к себе огромного внимания и желающая получить информацию, которая позволит ему найти свое место в обществе, получить наивысший социальный статус и показать себя в выгодном свете.
В свою очередь, современный учитель обязан научиться создавать условия и ситуации, когда ребёнок должен будет самостоятельно сделать какой-то выбор, выполнить индивидуальное задание в соответствии с поставленными задачами, суметь оценить себя и свою работу. Самостоятельность учащихся в рамках компетентностного подхода является одним из самых значимых качеств личности. Развитие этого личностного качества обусловливает активную жизненную позицию учащихся.
- Ресурсы проекта
Временной ресурс
- с 2009 года работа по теме: «Применение современных педагогических технологий в преподавании информатики»;
- 2010-2013 годы - создание цифрового образовательного ресурса (ЦОР) для реализации компетентностного подхода к изучению информатики – заключительный этап работы над данной темой;
- с 2010г. по настоящее время – использование ЦОР и диссеминация педагогического опыта на муниципальном уровне.
Материально-технические ресурсы, ЦОР:
- персональный компьютер;
- принтер;
- сканер;
- съемные цифровые носители информации;
- интерактивная доска;
- проектор;
- выход в сеть Интернет.
Кадровое и учебно-методическое обеспечение:
- учитель с высшим профессиональным образованием любой квалификационной категории;
- опыт исследовательской или инновационной деятельности педагога;
- подбор методических и дидактических материалов.
Профессиональные качества учителя в области информационно-коммуникационных технологий:
- обще-методические и педагогические знания и умения учителя;
- умение работать с программами: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Excel;
- умение работать в сети Интернет и в социальных сетях;
- умение участвовать и организовывать видео-уроки;
- умение участвовать и организовывать on-line и off-line тестирования;
- умение участвовать и организовывать видеоконференции и webинары.
Информационные ресурсы:
- сбор информации;
- обработка информации;
- создание новых информационных объектов;
- структурирование информации;
- хранение, использование и передача информации;
- Интернет – ресурсы:
- Партнеры
При использовании данного педагогического опыта выстраивалось взаимодействие между следующими участниками учебно-воспитательного процесса:
- учащиеся – качественное образование, формирование развитой конкурентно-способной личности;
- родители – выполнение заказа родителей (законных представителей) в части качества предоставляемых образовательных услуг;
- методисты школы – взаимодействие по построению и проведению уроков и различных внеклассных мероприятий в соответствии с современными педагогическими требованиями;
- администрация школы – качественное выполнение приказов и постановлений в части организации учебно-воспитательного процесса;
- коллеги в школе – взаимообмен опытом и решение задач метапредметности;
- центр информатизации образования школы – сотрудничество в части организации информационных процессов;
- школьное и районное методические объединения - диссимиляция педагогического опыта;
- центр развития образования Нижневартовского района – сотрудничество по организации обобщения и обмена опытом с коллегами на муниципальном уровне;
- Интернет – сообщества – обмен информацией.
- Целевая аудитория
Использование материалов педагогического опыта обеспечивает взаимодействие по следующим направлениям:
- Деятельность в рамках районного методического объединения учителей информатики. Во время заседаний и проведения выездных семинаров происходит обмен опытом учителя с коллегами. Организован и пополняется районный информационный ресурс.
- Активное участие в педагогических видеоконференциях и вебинарах различного уровня.
- Повышение квалификации:
- 2008 г. «e-Citizen. Электронный гражданин», Нижневартовский государственный педагогический университет, регистрационный номер 003806;
- 2008 г. Третьяков П.И. «Технология уровневой дифференциации и ее реализация в практической работе», пгт.Излучинск;
- 2008 г. «Информатизация системы образования», г.Нижневартовск;
- 2010 г. «Электронная коммерция», Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий», регистрационный номер 10-3Т/37;
- 2011 г. «Компетентностно-ориентированный подход к преподаванию», автономное учреждение дополнительного профессионального образования ХМАО-Югры «Институт развития образования», регистрационный номер 3590.
- План реализации проекта
№№ | Содержание деятельности | Сроки исполнения | Результат |
1 | Отбор информационных педагогических материалов | С 2009 года по настоящее время | Подборка материалов на бумажных и электронных носителях |
2 | Сортировка информационных педагогических материалов | С 2009 года по настоящее время | Создан набор папок с различными видами материалов |
3 | Изучение возможностей стандартного программного обеспечения для создания цифровых информационных материалов | Постоянно | Изучены возможности следующих программ: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word Excel, Microsoft Office Publisher и др. |
4 | Создание информационных педагогических материалов | С 2009 года по настоящее время | Сборники авторских дидактических и методических материалов на бумажных и электронных носителях |
5 | Изучение возможностей стандартного программного обеспечения для создания электронной базы данного педагогического опыта | Постоянно | Изучены возможности следующих программ: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word Excel, Microsoft Office Publisher, конструкторы тестов и сайтов и др. |
6 | Построение структуры опыта | 2009-2010 | Сформированы папки по разделам на цифровых носителях. |
7 | Организация урочной и внеурочной деятельности по реализации опыта | 2011-2013 | Разработка общей концепции. Выбор медиаресурсов |
8 | Производство | 2011-2013 | Компоновка готовых материалов в модули. |
9 | Создание электронной базы цифрового образовательного ресурса | 2011-2013 | Внесены в сформированные папки накопленные материалы на цифровых носителях. |
10 | Использование построенного педагогического опыта | С 2009 по настоящее время | Постоянная реализация инновационной деятельности по формированию ключевых компетенций на уроках информатики. |
11 | Пополнение и изменение базы педагогического опыта | Постоянно | Регулярное пополнение электронной базы |
- Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект
Ожидаемыми результатами и социальным эффектом создания и использования цифрового образовательного ресурса являются следующие факторы:
- повышение квалификации педагога не только в области методики преподавания предмета, но и в области изучения и использования передовых достижений современной педагогики;
- повышение мотивации учащихся к изучению предмета;
- эффективность использования данного опыта в деятельности учителя заключается в том, что учащиеся имеют 100% успеваемость и качество знаний не ниже 90%.
- положительная динамика в качестве знаний обучающихся при сдаче ЕГЭ, ГИА-9.
- обучающиеся постоянно занимаются метапредметной исследовательской деятельностью. Их проекты представлялись на научно-практических конференциях различного уровня. Авторы проектов становились призерами и победителями;
- обучающиеся участвуют в олимпиадах по информатике различного уровня, один из которых стал призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и занял 4 место в региональном этапе.
Социальной направленностью данного опыта является организация учебно-воспитательного процесса обучения информатике таким образом, чтобы для обучающихся, во-первых, обеспечивалась гарантия приобретения универсальных учебных действий, которые помогут им в изучении других учебных дисциплин, во-вторых, формировалась способность к осознанному выбору, т.е. сначала выбор варианта, затем выбор уровня сложности, выбор кружков и элективных курсов, индивидуальные творческие задания, исследовательская и поисковая деятельность, выбор профиля обучения, выбор траектории после школьного образования, выбор профессии. Все это обеспечивает эффективную социализацию обучающихся.
- Перспективы дальнейшего развития проекта
- пополнение и насыщение электронной базы данного инновационного педагогического опыта в соответствии с Федеральным стандартом общего образования и учета степени полноты “покрытия” базисных учебных планов по всем направлениям школьной информатики и методики ее преподавания;
- разработка и публикация авторских методических материалов;
- создание дополнительных разделов;
- использование современных методик, технологии и программных средств;
- создание инструментальной системы построения целевых тематических образовательных траекторий и формирования индивидуальных подборок на базе содержания опыта как для учащихся, так и для коллег;
- модернизация программно-аппаратного комплекса с целью усовершенствования системы навигации и доступа к ресурсам;
- создание информационного раздела для хранения и распространения передового педагогического опыта;
- создание раздела правового регулирования вопросов размещения и использования ресурсов опыта, включая разработку оптимальных схем договорных отношений с правообладателями;
- расширение сети партнеров по обмену информацией, находящейся в электронной базе опыта;
- расширение сети взаимодействия с партнерами через использование персонального сайта в сети работников образования: http://nsportal.ru/lyubina-svetlana-borisovna
- Источники информации
- Атанов Г.А. Теория деятельностного обучения. – Донецк: ДОУ, 2003.–104 с.
- Атанов Г.А. Как учить пользоваться знаниями, или Введение в практику деятельностного обучения. – Донецк: ДОУ, 2004. – 108 с.
- Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2009. – №4. – С. 89-94.
- Беспалко В.П. «Слагаемые педагогической технологии», М., Педагогика, 1989г.
- Богданова В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса [Электронный ресурс] / В.А. Богданова – Педсовет.org. – 2007. – 31 августа. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/ link_id,3843/Itemid,118/, свободный.
- Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №2. – С. 42-47.
- Зайцев В. Формирование ключевых компетенций учащихся / В. Зайцев // Сельская школа. – 2009. – №5. – С. 28-35.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Камалеева, А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса /А.Р. Камалеева// Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2009. – №5. – С. 6-18.
- Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб.Пособие для студ. Пед Вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624с.
- Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – №5.-С.3-12. – Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm, свободный.
- Левченко И.В., Заславская О.Ю. Система задач для обучения учащихся основной школы содержательному подходу к измерению информации // Информатика и образование. 2006. № 11. С. 68–74.
- Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования / Институт информатизации образования РАО // Информатика и образование. 2000. №№ 4,5,7.
- Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996г.
- Розов Н.Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы // Информатика 2005г., № 6 (с.26).
- Скворцова Г. Компетентностный подход: правила постановки учебных целей / Г. Скворцова // Первое сентября. – 2008. – №4. – С. 10.
- Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. шк., 2004. – 223 с.
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 182с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - 2. - С.58-64.
- Щербакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. – 2008. – №10. – С. 39-41.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях
Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...
Применение компетентностного подхода на уроках информатики
Статья отнесена к разделу:Преподавание информатики, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии...
Компетентностный подход на уроках технологии
Принципы компетентностного обучения.• Научность не как свод незыблемых знаний, а научность способа их получения, анализа и интерпретации.• Доступность базируется на организации познавательной де...
Доклад на августовскую педагогическую конференцию: "Компетентностный подход к изучению русского языка при подготовке к ГИА"
Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока....
Компетентностный подход в преподавании информатики и ИКТ
презентация...
Представление результатов педагогического опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
Компетентностный подход продиктован переоценкой жизненных ценностей в нынешнее время и предполагает поворот к личностно-ориентированному, деятельностному содержанию образования, основанному на ф...