Рабочая программа курса по теории вероятностей и статистики для 7-8 классов.
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) по теме

Рабочая программа курса по теории вероятностей и статистики для 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa_po_teorii_veroyatnostey.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  курса по теории вероятностей и статистике для 7-8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

В программу по математике основной школы включаются элементы теории вероятностей и статистики. Программа разработана на основе учебного пособия «Теория вероятностей и статистики», написанной авторским коллективом под  руководством профессора Ю.Н.Тюрина. Материал элективного курса нов для современной российской школы.

Согласно планированию предполагается изучение: представление данных в таблицах и диаграммах; описательная статистика; случайная изменчивость; случайные события и вероятность; математическое описание случайных событий; вероятности случайных событий; сложение и умножение вероятностей; элементы комбинаторики.
                Элективный курс рассчитан на 2 часа в неделю (68 ч в год) (интегрированный курс за 7 и 8 классы).

Планирование рассчитано на 2 часа, всего 68 часов.

Элективный курс призван развивать  интерес учащихся к предмету, любознательность, смекалку, логическое мышление.

Предлагаемый курс состоит из двух частей.  Курса для 7-х и 8-х классов. Предлагаются контрольные и самостоятельные работы.

Цель данного курса – дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, законченное элементарное представление о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи. Подчеркивать тесную связь этих разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на стадии использования полученных результатов; иллюстрировать материал яркими, доступными и запоминающимися примерами.

В программе курса указана тематика задач, перечислены основные изучаемые методы их решения. Соответствующие теоретические вопросы входят в программу основной программы; на занятиях курса при необходимости они повторяются в ходе решения задач. Основная методическая установка курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя.
Для каждой темы дано количество часов, в пределах которой разумно располагать время, отводимое на ее изучение, и указано одно из возможных распределение часов.

Тематическое планирование

(7 класс, 33 часа)

темы курса

кол-во уроков

Представление данных в таблицах и диаграммах (10 ч)

Представление данных в таблицах

2

Практическая работа с таблицами

2

Графическое представление данных в виде круговых и столбиковых диаграмм

2

Практическая работа с диаграммами.  С.р. № 1 по теме «Таблицы»  

2

Диаграммы рассеивания. С.р. № 2 по теме «Диаграммы»

2

Описательная статистика (10 ч)

Среднее значение

2

Медиана

2

Наибольшее и наименьшее значение. Размах  

2

Отклонение и дисперсия

2

Обозначения  и формулы. Свойства среднего арифметического и дисперсии

2

Случайная изменчивость (5 ч)

Случайная изменчивость. С.р. № 3, 4 по теме «Случайная изменчивость, среднее значение»

4

Контрольная работа

1

Случайные события и вероятность (5 ч)

Введение в теорию вероятностей

5

Повторение

3

 8 класс, 34 часа

темы курса

кол-во уроков

Математическое описание случайных явлений (9 ч)

Случайные опыты

1

Элементарные события. С.р. №1

1

Равновозможные элементарные события

1

Вероятности элементарных событий

2

Благоприятствующие элементарные события

1

Вероятности событий. С.р.№2

1

Опыты с равновозможными элементарными событиями

2

Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей (16 ч)

Противоположное событие. Диаграммы Эйлера

2

Объединение событий

2

Пересечение событий

2

Несовместные события. Правило сложения вероятностей

2

Формула сложения вероятностей. С.р.№3

2

Случайный выбор. Практическое задание

2

Независимые события. Умножение вероятностей

4

Элементы комбинаторики (9 ч)

Правило умножения

1

Перестановки. Факториал. С.р.№4

1

Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей  

2

Сочетания. С.р.№5

2

Сочетания в задачах на вычисление вероятностей

2

Контрольная работа

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 7 класс

тема урока

дата

проведения

план

факт

Представление данных в таблицах и диаграммах (10 ч)

1

Статистические данные в таблицах.

3.09

2

Поиск информации в таблицах.

10.09

3

Вычисления в таблицах. Крупнейшие города России.

17.09

4

Таблицы с результатами подсчетов. Таблицы с результатами измерений.

24.09

5

Самостоятельная работа №1 по теме «Таблицы»

1.10

6

Столбиковая диаграмма.

8.10

7

Круговая диаграмма.

15.10

8

Самостоятельная работа №2 по теме «Диаграммы»

22.10

9

Диаграмма рассеивания.

29.10

10

Диаграмма рассеивания.

13.11

Описательная статистика (10 ч)

11

Среднее значение.

20.11

12

Среднее значение.

27.11

13

Медиана. Мода.

4.12

14

Медиана.Мода.

11.12

15

Наибольшее и наименьшее значение. Размах.

18.12

16

Наибольшее и наименьшее значение. Размах.

25.12

17

Отклонения. Дисперсия.

12.01

18

Отклонения. Дисперсия.

19.01

19

Отклонения. Дисперсия. Самостоятельная работа №3 по теме «Размах и дисперсия»

26.01

20

Обозначения и формулы. Свойства среднего арифметического и дисперсия.

2.02

Случайная изменчивость (5 ч)9

21

Примеры случайной изменчивости.

9.02

22

Рост человека.

16.02

23

Точность измерений.

1.03

24

Самостоятельная работа №4 по теме «Случайная изменчивость, среднее значение»

15.03

25

Контрольная работа

22.03

26

Случайные события.

5.04

27

Вероятности и частоты.

12.04

28

Монета и игральная кость в теории вероятностей.

19.04

29

Как узнать вероятность события?

26.04

30

Зачем нужно знать вероятность события?

3.05

31

Повторение.

10.05

32

Повторение.

17.05

33

Повторение.

24.05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

тема урока

дата

проведения

план

факт

1

Случайные опыты

6.09

2

Элементарные события.  С.р. №1 по теме «Элементарные события»

13.09

3

Равновозможные элементарные события

20.09

4

Вероятности элементарных событий

27.09

5

Вероятности элементарных событий

4.10

6

Благоприятствующие элементарные события

11.10

7

Вероятности событий  С.р.№2 по теме «Вероятность событий»

18.10

8

Опыты с равновозможными элементарными событиями

25.10

9

Опыты с равновозможными элементарными событиями

8.11

10

Противоположное событие. Диаграммы Эйлера

15.11

11

Противоположное событие. Диаграммы Эйлера

22.11

12

Объединение событий

29.11

13

Объединение событий

6.12

14

Пересечение событий

13.12

15

Пересечение событий

20.12

16

Несовместные события. Правило сложения вероятностей

27.12

17

Несовместные события. Правило сложения вероятностей

10.01

18

Формула сложения вероятностей.

17.01

19

Формула сложения вероятностей.  С.р.№ 3 по теме « Независимые события»

24.01

20

Случайный выбор. Практическое задание

31.01

21

Случайный выбор. Практическое задание

7.02

22

Независимые события. Умножение вероятностей

14.02

23

Независимые события. Умножение вероятностей

21.02

24

Независимые события. Умножение вероятностей

28.02

25

Независимые события. Умножение вероятностей

7.03

26

Правило умножения

14.03

27

Перестановки. Факториал. С.р.№4 по теме «Перестановки и факториал числа»

21.03

28

Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей  

4.04

29

Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей  

11.04

30

Сочетания

18.04

31

Сочетания

25.04

32

Сочетания в задачах на вычисление вероятностей

2.05

33

Сочетания в задачах на вычисление вероятностей

9.05

34

Контрольная работа

16.05

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел «Статистика»

Таблицы

Знакомство с различными способами представления данных с помощью таблиц, чтение таблиц и проведение расчетов в таблицах. Особое внимание уделяется рациональным способам заполнения таблицы

Диаграммы

Глава посвящена трем типам диаграмм: столбиковым, круговым диаграммам и диаграммам рассеивания. Основной упор делается на обучение чтению и пониманию диаграмм.

        Знать и понимать: таблицы применяются для упорядочивания большого количества числовых данных; о существовании разных видов диаграмм; что диаграммы используют для наглядного представления данных; что столбиковые диаграммы удобнее применять для изображения абсолютных величин, а круговые – для изображения долей целого; что такое диаграмма рассеивания.

Уметь: уверенно искать нужную информацию в таблице; выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы; производить подсчет предметов в данном списке и составлять таблицу результатов подсчета; составлять простейшие таблицы с результатами измерений; строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным; выдвигать гипотезы о наличии или отсутствии связи между показаниями на диаграмме рассеивания величинами

Описательная статистика.

Знакомство с такими понятиями как среднее значение, медианой, модой,  рассеиванием числовых данных, отклонением и дисперсией.

        Знать и понимать: что такое среднее значение (среднее арифметическое) набора; что среднее арифметическое – не единственная мера положения набора чисел на числовой прямой, что существуют и другие; что такое наибольшее и наименьшее значения набора чисел, его размах; что такое отклонения от среднего арифметического и дисперсия.

        Уметь: вычислять среднее значение набора; объяснять, что такое медиана числового набора, и уметь вычислять ее для несложных наборов; вычислять наибольшее и наименьшее значение набора чисел, его размах; вычислять на коротких наборах отклонения от среднего арифметического и дисперсию

Случайная изменчивость.

Глава посвящена изучению изменчивости различных величин, встречающихся на практике.

        Знать и понимать: что большинство реальных физических величин подвержено случайной изменчивости; что существует много факторов, приводящих к изменчивость различных величин; что точность измерения зависит от природы измеряемой величины и что избыточная точность не нужна.

        Уметь: приводить примеры таких величин: напряжение в бытовой сети, параметры продукции при массовом производстве, рост человека и т.п.; указать различные факторы, приводящие к изменчивости различных величин; указывать приблизительную меру точности измерения масс различных предметов и обосновывать свою точку зрения.        

Раздел «События и их вероятности»

Случайные события и вероятность.

Понятие событий и их вероятностей вводятся на интуитивном уровне. Вероятность понимается как мера правдоподобия события. Разбирается частота события и связи частоты с вероятностью на уровне интуитивных представлений.

        Знать и понимать: что вероятность – числовая мера правдоподобия события, что вероятность – число, заключенное в пределах от 0 до 1; фразы вида «вероятность события равна 0,3»; что такое частота события, что при увеличении числа опытов частота приближается к вероятности; иметь представление о математической монете и правильной игральной кости.

        Уметь: приводить примеры случайных событий

Математическое описание случайных явлений.

Переход от интуитивных представлений о событиях и их вероятностях к минимальной формализации этих представлений. Вводится понятие случайного опыта и элементарного события как возможного результата этого опыта.

Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей.         Развивается алгебраический механизм вычисления вероятностей. Знакомство с противоположными событиями, несовместными событиями, объединением и пересечением, формулами сложения и умножения вероятностей.

        Знать и понимать: что такое противоположные события; что такое объединение и пересечение событий; что такое несовместные события; формулу сложения вероятностей для несовместных событий (минимум); формулы сложения для произвольных событий; что такое независимые события (и не путать их с несовместными).

        Уметь: находить вероятность одного из  противоположных событий по вероятности другого; применять формулу сложения вероятностей для несовместных событий (минимум); применять формулу умножения вероятностей независимых событий.

Элементы комбинаторики.

Рассматриваются задачи на расчет вероятностей. Знакомимся с правилом умножения, числом перестановок, числом сочетаний.

        Знать и понимать:  факториалы натуральных чисел до 5!; различные способы описания возможных элементарных событий в различных типах случайного опыта; правило умножения и число сочетаний.

        Уметь: методом перебора находить ответы в комбинаторных задачах для небольших объемов перебора; вычислять число упорядоченных пар, пользуясь правилом умножения; вычислять n!; пользоваться таблицей факториалов до 10!; находить число перестановок элементов произвольного конечного множества; вычислять , пользуясь формулой решать простейшие задачи, в которых число благоприятствующих элементарных событий находится как число сочетаний .

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Сборник нормативных документов. Математика / сост. С23 Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение,2008.
  3. Математика. Содержание образования: Сборник нармативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2008. – 160 с. – (Современное образование)
  4. Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. – 256 с.: ил. ISBN 987-5-94057-319-7
  5. Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика: Методическое пособие для учителя – 2-е изд., исправленное и доработанное – М.:МЦНМО: МИОО, 2008. – 56 с.: ил. ISBN 978-5-94057-189-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре, теории вероятностей и статистике 7 класс

Подробная рабочая программа по алгебре, теории вероятностей и статистике 7 класс....

Рабочая программа по алгебре, теории вероятности и статистике 7 класс

Рабочая программа по алгебре, теории вероятности и статистике 7 класс...

Рабочая программа кружка «Элементы теории вероятностей и статистики» 8 класс

Данную рабочую прогрмму можно использовать при работе кружка, факльтатива, при ведении элективного курса...

Рабочая программа по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"

Рабочая программа по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика" для студентов специальности "Компьютерные системы и комплексы"...

программа электива по теории вероятностей и статистики в 7-8 классах

программа электива по теории вероятности и статистики в 7-8 классах...

Рабочая программа по предмету "Теория вероятности и математическая статистика" СПО 2 курс

Рабочая программа по предмету "Теория вероятности и математическая статистика" СПО 2 курс для специальности Информационные технологии...