Рабочая программа курса по теории вероятностей и статистики для 7-8 классов.
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) по теме
Рабочая программа курса по теории вероятностей и статистики для 7-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_po_teorii_veroyatnostey.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса по теории вероятностей и статистике для 7-8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
В программу по математике основной школы включаются элементы теории вероятностей и статистики. Программа разработана на основе учебного пособия «Теория вероятностей и статистики», написанной авторским коллективом под руководством профессора Ю.Н.Тюрина. Материал элективного курса нов для современной российской школы.
Согласно планированию предполагается изучение: представление данных в таблицах и диаграммах; описательная статистика; случайная изменчивость; случайные события и вероятность; математическое описание случайных событий; вероятности случайных событий; сложение и умножение вероятностей; элементы комбинаторики.
Элективный курс рассчитан на 2 часа в неделю (68 ч в год) (интегрированный курс за 7 и 8 классы).
Планирование рассчитано на 2 часа, всего 68 часов.
Элективный курс призван развивать интерес учащихся к предмету, любознательность, смекалку, логическое мышление.
Предлагаемый курс состоит из двух частей. Курса для 7-х и 8-х классов. Предлагаются контрольные и самостоятельные работы.
Цель данного курса – дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, законченное элементарное представление о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи. Подчеркивать тесную связь этих разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на стадии использования полученных результатов; иллюстрировать материал яркими, доступными и запоминающимися примерами.
В программе курса указана тематика задач, перечислены основные изучаемые методы их решения. Соответствующие теоретические вопросы входят в программу основной программы; на занятиях курса при необходимости они повторяются в ходе решения задач. Основная методическая установка курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя.
Для каждой темы дано количество часов, в пределах которой разумно располагать время, отводимое на ее изучение, и указано одно из возможных распределение часов.
Тематическое планирование
(7 класс, 33 часа)
темы курса | кол-во уроков |
Представление данных в таблицах и диаграммах (10 ч) | |
Представление данных в таблицах | 2 |
Практическая работа с таблицами | 2 |
Графическое представление данных в виде круговых и столбиковых диаграмм | 2 |
Практическая работа с диаграммами. С.р. № 1 по теме «Таблицы» | 2 |
Диаграммы рассеивания. С.р. № 2 по теме «Диаграммы» | 2 |
Описательная статистика (10 ч) | |
Среднее значение | 2 |
Медиана | 2 |
Наибольшее и наименьшее значение. Размах | 2 |
Отклонение и дисперсия | 2 |
Обозначения и формулы. Свойства среднего арифметического и дисперсии | 2 |
Случайная изменчивость (5 ч) | |
Случайная изменчивость. С.р. № 3, 4 по теме «Случайная изменчивость, среднее значение» | 4 |
Контрольная работа | 1 |
Случайные события и вероятность (5 ч) | |
Введение в теорию вероятностей | 5 |
Повторение | 3 |
8 класс, 34 часа
темы курса | кол-во уроков |
Математическое описание случайных явлений (9 ч) | |
Случайные опыты | 1 |
Элементарные события. С.р. №1 | 1 |
Равновозможные элементарные события | 1 |
Вероятности элементарных событий | 2 |
Благоприятствующие элементарные события | 1 |
Вероятности событий. С.р.№2 | 1 |
Опыты с равновозможными элементарными событиями | 2 |
Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей (16 ч) | |
Противоположное событие. Диаграммы Эйлера | 2 |
Объединение событий | 2 |
Пересечение событий | 2 |
Несовместные события. Правило сложения вероятностей | 2 |
Формула сложения вероятностей. С.р.№3 | 2 |
Случайный выбор. Практическое задание | 2 |
Независимые события. Умножение вероятностей | 4 |
Элементы комбинаторики (9 ч) | |
Правило умножения | 1 |
Перестановки. Факториал. С.р.№4 | 1 |
Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей | 2 |
Сочетания. С.р.№5 | 2 |
Сочетания в задачах на вычисление вероятностей | 2 |
Контрольная работа | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ | тема урока | дата проведения | |
план | факт | ||
Представление данных в таблицах и диаграммах (10 ч) | |||
1 | Статистические данные в таблицах. | 3.09 | |
2 | Поиск информации в таблицах. | 10.09 | |
3 | Вычисления в таблицах. Крупнейшие города России. | 17.09 | |
4 | Таблицы с результатами подсчетов. Таблицы с результатами измерений. | 24.09 | |
5 | Самостоятельная работа №1 по теме «Таблицы» | 1.10 | |
6 | Столбиковая диаграмма. | 8.10 | |
7 | Круговая диаграмма. | 15.10 | |
8 | Самостоятельная работа №2 по теме «Диаграммы» | 22.10 | |
9 | Диаграмма рассеивания. | 29.10 | |
10 | Диаграмма рассеивания. | 13.11 | |
Описательная статистика (10 ч) | |||
11 | Среднее значение. | 20.11 | |
12 | Среднее значение. | 27.11 | |
13 | Медиана. Мода. | 4.12 | |
14 | Медиана.Мода. | 11.12 | |
15 | Наибольшее и наименьшее значение. Размах. | 18.12 | |
16 | Наибольшее и наименьшее значение. Размах. | 25.12 | |
17 | Отклонения. Дисперсия. | 12.01 | |
18 | Отклонения. Дисперсия. | 19.01 | |
19 | Отклонения. Дисперсия. Самостоятельная работа №3 по теме «Размах и дисперсия» | 26.01 | |
20 | Обозначения и формулы. Свойства среднего арифметического и дисперсия. | 2.02 | |
Случайная изменчивость (5 ч)9 | |||
21 | Примеры случайной изменчивости. | 9.02 | |
22 | Рост человека. | 16.02 | |
23 | Точность измерений. | 1.03 | |
24 | Самостоятельная работа №4 по теме «Случайная изменчивость, среднее значение» | 15.03 | |
25 | Контрольная работа | 22.03 | |
26 | Случайные события. | 5.04 | |
27 | Вероятности и частоты. | 12.04 | |
28 | Монета и игральная кость в теории вероятностей. | 19.04 | |
29 | Как узнать вероятность события? | 26.04 | |
30 | Зачем нужно знать вероятность события? | 3.05 | |
31 | Повторение. | 10.05 | |
32 | Повторение. | 17.05 | |
33 | Повторение. | 24.05 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ | тема урока | дата проведения | |
план | факт | ||
1 | Случайные опыты | 6.09 | |
2 | Элементарные события. С.р. №1 по теме «Элементарные события» | 13.09 | |
3 | Равновозможные элементарные события | 20.09 | |
4 | Вероятности элементарных событий | 27.09 | |
5 | Вероятности элементарных событий | 4.10 | |
6 | Благоприятствующие элементарные события | 11.10 | |
7 | Вероятности событий С.р.№2 по теме «Вероятность событий» | 18.10 | |
8 | Опыты с равновозможными элементарными событиями | 25.10 | |
9 | Опыты с равновозможными элементарными событиями | 8.11 | |
10 | Противоположное событие. Диаграммы Эйлера | 15.11 | |
11 | Противоположное событие. Диаграммы Эйлера | 22.11 | |
12 | Объединение событий | 29.11 | |
13 | Объединение событий | 6.12 | |
14 | Пересечение событий | 13.12 | |
15 | Пересечение событий | 20.12 | |
16 | Несовместные события. Правило сложения вероятностей | 27.12 | |
17 | Несовместные события. Правило сложения вероятностей | 10.01 | |
18 | Формула сложения вероятностей. | 17.01 | |
19 | Формула сложения вероятностей. С.р.№ 3 по теме « Независимые события» | 24.01 | |
20 | Случайный выбор. Практическое задание | 31.01 | |
21 | Случайный выбор. Практическое задание | 7.02 | |
22 | Независимые события. Умножение вероятностей | 14.02 | |
23 | Независимые события. Умножение вероятностей | 21.02 | |
24 | Независимые события. Умножение вероятностей | 28.02 | |
25 | Независимые события. Умножение вероятностей | 7.03 | |
26 | Правило умножения | 14.03 | |
27 | Перестановки. Факториал. С.р.№4 по теме «Перестановки и факториал числа» | 21.03 | |
28 | Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей | 4.04 | |
29 | Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей | 11.04 | |
30 | Сочетания | 18.04 | |
31 | Сочетания | 25.04 | |
32 | Сочетания в задачах на вычисление вероятностей | 2.05 | |
33 | Сочетания в задачах на вычисление вероятностей | 9.05 | |
34 | Контрольная работа | 16.05 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел «Статистика»
Таблицы
Знакомство с различными способами представления данных с помощью таблиц, чтение таблиц и проведение расчетов в таблицах. Особое внимание уделяется рациональным способам заполнения таблицы
Диаграммы
Глава посвящена трем типам диаграмм: столбиковым, круговым диаграммам и диаграммам рассеивания. Основной упор делается на обучение чтению и пониманию диаграмм.
Знать и понимать: таблицы применяются для упорядочивания большого количества числовых данных; о существовании разных видов диаграмм; что диаграммы используют для наглядного представления данных; что столбиковые диаграммы удобнее применять для изображения абсолютных величин, а круговые – для изображения долей целого; что такое диаграмма рассеивания.
Уметь: уверенно искать нужную информацию в таблице; выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы; производить подсчет предметов в данном списке и составлять таблицу результатов подсчета; составлять простейшие таблицы с результатами измерений; строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным; выдвигать гипотезы о наличии или отсутствии связи между показаниями на диаграмме рассеивания величинами
Описательная статистика.
Знакомство с такими понятиями как среднее значение, медианой, модой, рассеиванием числовых данных, отклонением и дисперсией.
Знать и понимать: что такое среднее значение (среднее арифметическое) набора; что среднее арифметическое – не единственная мера положения набора чисел на числовой прямой, что существуют и другие; что такое наибольшее и наименьшее значения набора чисел, его размах; что такое отклонения от среднего арифметического и дисперсия.
Уметь: вычислять среднее значение набора; объяснять, что такое медиана числового набора, и уметь вычислять ее для несложных наборов; вычислять наибольшее и наименьшее значение набора чисел, его размах; вычислять на коротких наборах отклонения от среднего арифметического и дисперсию
Случайная изменчивость.
Глава посвящена изучению изменчивости различных величин, встречающихся на практике.
Знать и понимать: что большинство реальных физических величин подвержено случайной изменчивости; что существует много факторов, приводящих к изменчивость различных величин; что точность измерения зависит от природы измеряемой величины и что избыточная точность не нужна.
Уметь: приводить примеры таких величин: напряжение в бытовой сети, параметры продукции при массовом производстве, рост человека и т.п.; указать различные факторы, приводящие к изменчивости различных величин; указывать приблизительную меру точности измерения масс различных предметов и обосновывать свою точку зрения.
Раздел «События и их вероятности»
Случайные события и вероятность.
Понятие событий и их вероятностей вводятся на интуитивном уровне. Вероятность понимается как мера правдоподобия события. Разбирается частота события и связи частоты с вероятностью на уровне интуитивных представлений.
Знать и понимать: что вероятность – числовая мера правдоподобия события, что вероятность – число, заключенное в пределах от 0 до 1; фразы вида «вероятность события равна 0,3»; что такое частота события, что при увеличении числа опытов частота приближается к вероятности; иметь представление о математической монете и правильной игральной кости.
Уметь: приводить примеры случайных событий
Математическое описание случайных явлений.
Переход от интуитивных представлений о событиях и их вероятностях к минимальной формализации этих представлений. Вводится понятие случайного опыта и элементарного события как возможного результата этого опыта.
Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей. Развивается алгебраический механизм вычисления вероятностей. Знакомство с противоположными событиями, несовместными событиями, объединением и пересечением, формулами сложения и умножения вероятностей.
Знать и понимать: что такое противоположные события; что такое объединение и пересечение событий; что такое несовместные события; формулу сложения вероятностей для несовместных событий (минимум); формулы сложения для произвольных событий; что такое независимые события (и не путать их с несовместными).
Уметь: находить вероятность одного из противоположных событий по вероятности другого; применять формулу сложения вероятностей для несовместных событий (минимум); применять формулу умножения вероятностей независимых событий.
Элементы комбинаторики.
Рассматриваются задачи на расчет вероятностей. Знакомимся с правилом умножения, числом перестановок, числом сочетаний.
Знать и понимать: факториалы натуральных чисел до 5!; различные способы описания возможных элементарных событий в различных типах случайного опыта; правило умножения и число сочетаний.
Уметь: методом перебора находить ответы в комбинаторных задачах для небольших объемов перебора; вычислять число упорядоченных пар, пользуясь правилом умножения; вычислять n!; пользоваться таблицей факториалов до 10!; находить число перестановок элементов произвольного конечного множества; вычислять , пользуясь формулой решать простейшие задачи, в которых число благоприятствующих элементарных событий находится как число сочетаний .
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Сборник нормативных документов. Математика / сост. С23 Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение,2008.
- Математика. Содержание образования: Сборник нармативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2008. – 160 с. – (Современное образование)
- Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. – 256 с.: ил. ISBN 987-5-94057-319-7
- Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика: Методическое пособие для учителя – 2-е изд., исправленное и доработанное – М.:МЦНМО: МИОО, 2008. – 56 с.: ил. ISBN 978-5-94057-189-6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре, теории вероятностей и статистике 7 класс
Подробная рабочая программа по алгебре, теории вероятностей и статистике 7 класс....
Специальный курс "Комбинаторика, теория вероятности и статистика"
Специальный курс...
Рабочая программа по алгебре, теории вероятности и статистике 7 класс
Рабочая программа по алгебре, теории вероятности и статистике 7 класс...
Рабочая программа кружка «Элементы теории вероятностей и статистики» 8 класс
Данную рабочую прогрмму можно использовать при работе кружка, факльтатива, при ведении элективного курса...
Рабочая программа по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"
Рабочая программа по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика" для студентов специальности "Компьютерные системы и комплексы"...
программа электива по теории вероятностей и статистики в 7-8 классах
программа электива по теории вероятности и статистики в 7-8 классах...
Рабочая программа по предмету "Теория вероятности и математическая статистика" СПО 2 курс
Рабочая программа по предмету "Теория вероятности и математическая статистика" СПО 2 курс для специальности Информационные технологии...