программа электива по теории вероятностей и статистики в 7-8 классах
рабочая программа по алгебре (7, 8 класс)
программа электива по теории вероятности и статистики в 7-8 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа электива по теории вероятностей и статистики для 7-8 классов | 40.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Школа №2092 им. И.Н. Кожедуба
(ГБОУ Школа №2092)
«РАССМОТРЕНО» На заседании педагогического совета Протокол № ___ «___»_____ 2018г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по управлению качеством образования ____________ / И.М.Гиевая/ «___»_____ 2018 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школы №2092 __________/ Л.С.Кутузова / Приказ №_____ «___»_____ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
_________ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКА____________
(название учебного предмета)
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
__________________________________________________________
(указать уровень образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование)
РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ:
Седельникова Л.В.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № ____ от «___»____________ 2018 года
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
3. УМК: учебное пособие «Теория вероятностей и статистики», написано авторским коллективом под руководством профессора Ю.Н.Тюрина.
Планирование рассчитано на 1 час в неделю на два года, всего 68 часов.
Элективный курс призван развивать интерес учащихся к предмету, любознательность, смекалку, логическое мышление.
Предлагаемый курс состоит из двух частей. Курса для 7-х и 8-х классов. Предлагаются контрольные и самостоятельные работы.
Цель данного курса – дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, законченное элементарное представление о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи. Подчеркивать тесную связь этих разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на стадии использования полученных результатов; иллюстрировать материал яркими, доступными и запоминающимися примерами.
В программе курса указана тематика задач, перечислены основные изучаемые методы их решения. Соответствующие теоретические вопросы входят в программу основной программы; на занятиях курса при необходимости они повторяются в ходе решения задач. Основная методическая установка курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя.
Для каждой темы дано количество часов, в пределах которой разумно располагать время, отводимое на ее изучение, и указано одно из возможных распределение часов.
Тематическое планирование
(вариант планирования для 7 класса, в объеме 34 часа)
темы курса | количество уроков | главы пособия |
Представление данных в таблицах и диаграммах | I - II | |
Представление данных в таблицах п.1-6 | 2 | |
Практическая работа с таблицами п.1-6 | 2 | |
Графическое представление данных в виде круговых и столбиковых диаграмм п.7-8 | 2 | |
Практическая работа с диаграммами С.р. №1 по теме «Таблицы» п.7-8 | 2 | |
Диаграммы рассеивания п.9, С.р. №2 по теме «Диаграммы» | 2 | |
Описательная статистика | III | |
Среднее значение п.10 | 2 | |
Медиана п.11 | 2 | |
Наибольшее и наименьшее значение. Размах п.12 | 2 | |
Отклонение и дисперсия п.13-14 | 2 | |
Обозначения и формулы. Свойства среднего арифметического и дисперсии п.15*-16* | 2 | |
Случайная изменчивость | IV | |
Случайная изменчивость С.р. №3,4 по теме «Случайная изменчивость, среднее значение» п.17-19 | 4 | |
Контрольная работа | 1 | |
Случайные события и вероятность | V | |
Введение в теорию вероятностей п.20-24 | 5 | |
Повторение п.20-24 | 4 | |
Всего | 34 |
Тематическое планирование
(вариант планирования для 8 класса, в объеме 34 часа)
темы курса | количество уроков | главы пособия |
Математическое описание случайных явлений | VI | |
Случайные опыты п.25 | 1 | |
Элементарные события п.26 С.р. №1 | 1 | |
Равновозможные элементарные события п.27 | 1 | |
Вероятности элементарных событий п.28 | 2 | |
Благоприятствующие элементарные события п.29 | 1 | |
Вероятности событий п.30 С.р.№2 | 1 | |
Опыты с равновозможными элементарными событиями п.31 | 2 | |
Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей | VII | |
Противоположное событие. Диаграммы Эйлера п.32 | 2 | |
Объединение событий п.33 | 2 | |
Пересечение событий п.34 | 2 | |
Несовместные события. Правило сложения вероятностей п.35 | 2 | |
Формула сложения вероятностей п.36 С.р.№3 | 2 | |
Случайный выбор. Практическое задание п.37 | 2 | |
Независимые события. Умножение вероятностей п.38 | 4 | |
Элементы комбинаторики | VIII | |
Правило умножения п.39 | 1 | |
Перестановки. Факториал п.40 С.р.№4 | 1 | |
Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей п.41 | 2 | |
Сочетания п.42 С.р.№5 | 2 | |
Сочетания в задачах на вычисление вероятностей п.43 | 2 | |
Контрольная работа | 1 | |
Всего | 34 |
Раздел «Статистика»
Глава I. Таблицы. Знакомство с различными способами представления данных с помощью таблиц, чтение таблиц и проведение расчетов в таблицах. Особое внимание уделяется рациональным способам заполнения таблицы.
Глава II. Диаграммы. Глава посвящена трем типам диаграмм: столбиковым, круговым диаграммам и диаграммам рассеивания. Основной упор делается на обучение чтению и пониманию диаграмм.
Глава III. Описательная статистика. Знакомство с такими понятиями как среднее значение, медианой, модой, рассеиванием числовых данных, отклонением и дисперсией.
Глава IV. Случайная изменчивость. Глава посвящена изучению изменчивости различных величин, встречающихся на практике.
Раздел «События и их вероятности»
Глава V. Случайные события и вероятность. Понятие событий и их вероятностей вводятся на интуитивном уровне. Вероятность понимается как мера правдоподобия события. Разбирается частота события и связи частоты с вероятностью на уровне интуитивных представлений.
Глава VI. Математическое описание случайных явлений. Переход от интуитивных представлений о событиях и их вероятностях к минимальной формализации этих представлений. Вводится понятие случайного опыта и элементарного события как возможного результата этого опыта.
Глава VII. Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей. Развивается алгебраический механизм вычисления вероятностей. Знакомство с противоположными событиями, несовместными событиями, объединением и пересечением, формулами сложения и умножения вероятностей.
Глава VIII. Элементы комбинаторики. Рассматриваются задачи на расчет вероятностей. Знакомимся с правилом умножения, числом перестановок, числом сочетаний.
Использованная литература
- Сборник нормативных документов. Математика / сост. С23 Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение,2008.
- Математика. Содержание образования: Сборник нармативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2008. – 160 с. – (Современное образование)
- Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. – 256 с.: ил. ISBN 987-5-94057-319-7
- Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика: Методическое пособие для учителя – 2-е изд., исправленное и доработанное – М.:МЦНМО: МИОО, 2008. – 56 с.: ил. ISBN 978-5-94057-189-6
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 7 класс
тема раздела (количество часов) | номер урока | тема урока | дата проведения по плану | дата фактическая | планируемые результаты обучения по окончанию изучения раздела | |
знать и понимать | уметь (владеть способами познавательной деятельности) | |||||
Основную идею главы I можно выразить одной фразой: таблицы применяются для упорядочивания большого количества числовых данных. При этом таблицы особенно удобны, когда имеется несколько характеристик одного объекта. Например, у одного поезда есть множество интересных пассажиру свойств – номер, категория, регулярность движения, время отправления и время прибытия. | ||||||
Представление данных в таблицах и диаграммах (10ч) | 1 | Статистические данные в таблицах. |
|
| ||
2 | Поиск информации в таблицах. | |||||
3 | Вычисления в таблицах. Крупнейшие города России. | |||||
4 | Таблицы с результатами подсчетов. Таблицы с результатами измерений. | |||||
5 | Самостоятельная работа №1 по теме «Таблицы» | |||||
6 | Столбиковая диаграмма. | |||||
7 | Круговая диаграмма. | |||||
8 | Самостоятельная работа №2 по теме «Диаграммы» | |||||
9 | Диаграмма рассеивания. | |||||
10 | Диаграмма рассеивания. | |||||
Основная идея главыII – диаграммы бывают разных видов. | ||||||
Описательная статистика (10ч) | 11 | Среднее значение. |
|
| ||
12 | Среднее значение. | |||||
13 | Медиана.Мода. | |||||
14 | Медиана.Мода. | |||||
15 | Наибольшее и наименьшее значение. Размах. | |||||
16 | Наибольшее и наименьшее значение. Размах. | |||||
17 | Отклонения. Дисперсия. | |||||
18 | Отклонения. Дисперсия. | |||||
19 | Отклонения. Дисперсия. Самостоятельная работа №3 по теме «Размах и дисперсия» | |||||
20 | Обозначения и формулы. Свойства среднего арифметического и дисперсия. | |||||
Случайная изменчивость (5 ч) | 21 | Примеры случайной изменчивости. |
|
| ||
22 | Рост человека. | |||||
23 | Точность измерений. | |||||
24 | Самостоятельная работа №4 по теме «Случайная изменчивость, среднее значение» | |||||
25 | Контрольная работа | |||||
Случайные события и вероятность (9ч) | 26 | Случайные события. |
|
| ||
27 | Вероятности и частоты. | |||||
28 | Монета и игральная кость в теории вероятностей. | |||||
29 | Как узнать вероятность события? | |||||
30 | Зачем нужно знать вероятность события? | |||||
31 | Повторение. | |||||
32 | Повторение. | |||||
33 | Повторение. | |||||
34 | Повторение. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 8 класс
тема раздела (количество часов) | номер урока | тема урока | дата проведения по плану | дата фактическая | планируемые результаты обучения по окончанию изучения раздела | |
знать и понимать | уметь (владеть способами познавательной деятельности) | |||||
Математическое описание случайных явлений (9 ч) | 1 | Случайные опыты |
|
| ||
2 | Элементарные события. С.р. №1 по теме «Элементарные события» | |||||
3 | Равновозможные элементарные события | |||||
4 | Вероятности элементарных событий | |||||
5 | Вероятности элементарных событий | |||||
6 | Благоприятствующие элементарные события | |||||
7 | Вероятности событий С.р.№2 по теме «Вероятность событий» | |||||
8 | Опыты с равновозможными элементарными событиями | |||||
9 | Опыты с равновозможными элементарными событиями | |||||
Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей (16 ч) | 10 | Противоположное событие. Диаграммы Эйлера |
|
| ||
11 | Противоположное событие. Диаграммы Эйлера | |||||
12 | Объединение событий | |||||
13 | Объединение событий | |||||
14 | Пересечение событий | |||||
15 | Пересечение событий | |||||
16 | Несовместные события. Правило сложения вероятностей | |||||
17 | Несовместные события. Правило сложения вероятностей | |||||
18 | Формула сложения вероятностей. | |||||
19 | Формула сложения вероятностей. С.р.№3 по теме « Независимые события» | |||||
20 | Случайный выбор. Практическое задание | |||||
21 | Случайный выбор. Практическое задание | |||||
22 | Независимые события. Умножение вероятностей | |||||
23 | Независимые события. Умножение вероятностей | |||||
24 | Независимые события. Умножение вероятностей | |||||
25 | Независимые события. Умножение вероятностей | |||||
Элементы комбинаторики (9 ч) | 26 | Правило умножения |
|
| ||
27 | Перестановки. Факториал. С.р.№4 по теме «Перестановки и факториал числа» | |||||
28 | Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей | |||||
29 | Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей | |||||
30 | Сочетания | |||||
31 | Сочетания. С.р. №5 по теме «Сочетания» | |||||
32 | Сочетания в задачах на вычисление вероятностей | |||||
33 | Сочетания в задачах на вычисление вероятностей | |||||
34 | Контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре, теории вероятностей и статистике 7 класс
Подробная рабочая программа по алгебре, теории вероятностей и статистике 7 класс....
Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"
В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...
Преподавание элементов теории вероятности и статистики в 5-9 классах. Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по данной теме
Преподавание элементов теории вероятности и статистики в 5-9 классах. Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по данной теме...
Рабочая программа курса по теории вероятностей и статистики для 7-8 классов.
Рабочая программа курса по теории вероятностей и статистики для 7-8 классов....
Рабочая программа по алгебре, теории вероятности и статистике 7 класс
Рабочая программа по алгебре, теории вероятности и статистике 7 класс...
Рабочая программа кружка «Элементы теории вероятностей и статистики» 8 класс
Данную рабочую прогрмму можно использовать при работе кружка, факльтатива, при ведении элективного курса...
Преподавание элементов теории вероятности и статистики в 5-9 классах. Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по данной теме
Преподавание курса «Теория вероятностей и статистика» требует от учителя кардинального изменения стиля своей работы. Оно подразумевает организацию дискуссий на уроке, интенсивную устную работу, а такж...