Тематическое планирование 9 класс 68 часов (Н.Д. Угригнович)
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_68_chasov.docx | 72.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
г. Ржева Тверской области
Согласовано «____» ___________ 2010 г. | Утверждаю Директор МОУ «СОШ №12» _____________ И.А. Иноземцева |
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
9 класс – 68 часа
Учитель: Иноземцева Ирина Анатольевна
Категория: высшая
Пояснительная записка для рабочей программы 9 класс
68 часов (2 часа в неделю)
Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана. Ранее курс информатики и ИКТ преподавался в 5-7 классах. Программа курса рассчитана на преподавание информатики и ИКТ в 8-9 классах – 102 учебных часов (1 час в 8-ом классе и 2 часа в неделю в 9-ом классе).
Наименование раздела | Количество часов в рабочей программе | ||
Всего | Теория | Компьютерный практикум | |
8 класс | |||
Информация и информационные процессы | 3 | 2 | 1 |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 4 | 1 | 3 |
Кодирование и обработка текстовой информации | 4 | 1 | 3 |
Кодирование и обработка числовой информации | 5 | 1 | 4 |
Коммуникационные технологии | 9 | 2 | 7 |
Алгоритмы и исполнители | 9 | 2 | 7 |
Резерв, контроль | 1 | 1 | - |
Итого | 4 | 11 | 25 |
9 класс | |||
Кодирование и обработка графической информации | 9 | 3 | 6 |
Кодирование и обработка текстовой информации | 5 | 1 | 4 |
Кодирование и обработка числовой информации | 9 | 2 | 7 |
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | 30 | 8 | 22 |
Моделирование и формализация | 10 | 2 | 8 |
Информатизация общества | 3 | 3 | - |
Резерв, итоговый контроль | 2 | 2 | 2 |
Итого | 68 | 21 | 49 |
Всего | 102 | 31 | 71 |
Раздел «Представление информации» не преподается отдельным блоком, а включен отдельными темами при изучении соответствующих разделов: «Информация и информационные процессы» «Обработка текстовой информации», «Обработка числовой информации» в курсе 5-7 классов.
Кодирование и обработка текстовой информации подробно рассматривается в курсе 6 класса, поэтому на эту тему в 8 классе отводится 4 часа, в 9 классе -5 часов с целью изучения дополнительных возможностей текстовых редакторов и решения задач по теме кодирование информации.
Раздел «Мультимедийные технологии» изучается в курсе 6 класса. Часы раздела «Хранение, поиск и сортировка информации» включены в тему «Кодирование и обработка числовой информации», которая частично изучается в 7 классе, поэтому в 8-9 классах на изучение этой темы целесообразно отвести 14 часов (8кл-5ч, 9-кл-9ч).
Раздел «Алгоритмы и исполнители» изучается на протяжении 6-9 классов в следующих темах: Алгоритмы. Линейные программы в 6 классе; Алгоритмика на исполнителях Чертёжник и Робот в 7 классе. Алгоритмы и исполнители в 8-9 классах.
В результате более раннего (5-7 кл.) начала изучения предмета Информатика и ИКТ за счет компонента образовательного учреждения стало возможным такое перераспределения часов.
В курсе изучения Информатики и ИКТ предполагается проведение непродолжительных практических работ (ПР) на 10—25 минут, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Информация и информационные процессы (3 ч).
Информация. Информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Кодирование и обработка текстовой информации (4 ч).
Компьютерное представление текстовой информации.
Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
- кл (4ч)
- «Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров».
«Вставка в документ формул».
- «Форматирование символов и абзацев».
«Создание и форматирование списков».
- «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
«Создание гипертекстового документа».
- «Перевод текста с использованием компьютерного словаря».
«Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Кодирование и обработка числовой информации (14 ч).
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.
Практические работы: (7ч)
9 кл (7ч)
1.«Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления с помощью программного калькулятора».( 10↔8,16)
2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ».
3. «Создание таблиц значений функций в ЭТ».
4. «Построение диаграмм различных типов».
5. «Сортировка и поиск данных в ЭТ».
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.
Кодирование и обработка графической информации (9 ч).
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Практические работы: (6 ч)
- «Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе». «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора».
- «Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора».
- «Анимация»
- «Кодирование и обработка звуковой информации»
- «Захват и редактирование цифрового фото, видео»
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Алгоритмы и исполнители (22 ч).
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи I на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья
Практические работы:
9кл (22 ч)
- Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
- Проект «Переменные»
- Проект «Калькулятор»
- Проект «Строковый калькулятор»
- Проект «Даты и время»
- Проект «сравнение кодов символов»
- Проект «Отметка»
- Проект «Коды символов»
- Проект «Слово-перевертыш»
- Проект «Графический редактор»
- Проект «Системы координат»
- Проект «Анимация»
Моделирование и формализация (10 ч). 9 кл
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Микро-, макро-, мегамир. Системы и элементы. Целостность системы. Свойства системы.
Виды информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Практические работы(8ч)
- Проект «Бросание мячика в площадку»
- Проект «Графическое решение уравнений»
- Проект «Распознавание удобрений»
- Проект «Модели систем управления»
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.
Информатизация общества (3 ч) 9 кл.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Windows XP или Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор WеЬ-страниц.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
уметь:
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий,
• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
В программно-методическом комплекс по информатике и информационным технологиям входят:
- Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
- Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
- Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2005.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Информатика и ИКТ»
9 класс (68 часа)
2012-2013 уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пропедевтический курс по химии 6 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)
Пропедевтический курс по химии рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю) и ведется по учебнику О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс- М.: Дрофа, 2006....
Пропедевтический курс по химии 7 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)
Данный пропедевтический курс продолжает вводить учеников в круг простейших химических знаний и умений, которые рассматривались в 6 классе. Изучение первоначальных химических понятий в 7 классе д...
Тематическое планирование (2 часа в неделю, итого 68 часов)
Пояснительная запискаДанные поурочные планы составлены с учетом тематического планирования учебного материала, предложенного в методическом пособии «Программа по информатике (системно-информационная к...
Поурочное тематическое планирование 5 часов в неделю. Всего 175 часов Учебник “Математика.Арифметика.Геометрия.” 5 кл.Москва ”Просвещение”2013 5 часов в неделю,всего 170ч. ФГОС.
Изучение математики должно обеспечить: 1)в направлении личностного развития:· формирование представлений о математике как части общечеловеческой ку...
РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 часа в неделю, 68 часов в год Геометрия в 11 классе на 2013/2014 учебный год
РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ2 часа в неделю, 68 часов в годГеометрия в 11 классе на 2013/2014 учебный год Учебник: А.В. Погорелов «Геометр...
РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 часа в неделю, 68 часов в год Геометрия в 8 классе на 2013/2014 учебный
Общая характеристика учебного предмета Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для пр...
РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 часа в неделю, 68 часов в год Геометрия в 9 классе на 2013/2014 учебный год
В ходе освоения содержания курса геометрии учащиеся получают возможность: сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования ...