Интегрированный урок по русскому языку и информатике в 5 классе
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Гурская Елена Геннадьевна

Предлагаемый сценарий урока по русскому языку и информатике проводился в 5 классе. Рассматриваемые темы: по русскому языку - "Однородные члены предложения", по информатике - «Редактирование документов в текстовом процессоре». В процессе проведения урока учащиеся выполняют задания как в тетрадях по русскому языку, так и в среде текстового процессора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №59» г.Курска

Тема урока: «Редактирование документов в текстовом процессоре», «Обобщение знаний по теме «Однородные члены предложения»

5 класс

учителя: по русскому языку А.М.Рядовая

    по информатике Е.Г.Гурская

ЦЕЛИ:                              

ИНФОРМАТИКА

РУССКИЙ ЯЗЫК

обучающие:

обобщить и систематизировать знания о способах и методах ввода, редактирования,

форматирования текстовой информации  

обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения постановки знаков препинания при них

развивающие:

развивать внимание, познавательный интерес, умение планировать свою работу, оценивать результат своего труда

развивать устную и письменную речь учащихся, умения организовывать свою деятельность

воспитывающие:

воспитывать внимательность, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность при работе за компьютером

воспитывать любовь к родному языку

ТИП УРОКА:  обобщение и закрепление ранее полученных знаний по информатике и русскому языку

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: интегрированный

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТАПОВ УРОКА: фронтальная, групповая, индивидуальная

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал на карточках для групповой работы, раздаточный дидактический многоуровневый материал на карточках для индивидуальной работы, компьютеры, приложение WordPad, файлы с многоуровневыми заданиями, проектор, экран.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Актуализация знаний (5 мин.)
  3. Сообщение целей и темы урока (2 мин.)
  4. Устный опрос (5 мин.)
  5. Работа в группах (5 мин.)
  6. Физкультминутка (валеологическая пауза) (2 мин.)
  7. Практическая работа (12 мин.)
  8. Домашнее задание (3 мин.)
  9. Рефлексия (3 мин.)
  10. Подведение итогов урока, выставление оценок (2 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, приветствие.

2. Актуализация знаний

Сейчас я предлагаю вам выявить связь информатики и других школьных дисциплин и мотивировать свой выбор. Работать вы будете в группах по 4 человека. У вас на столах лежат карточки (приложение 2), устно обсудите и ответьте на вопросы:

        Как вы думаете, какие предметы тесно связаны с информатикой?

        В чем вы видите связь с называемым предметом?

( ответы детей с мотивировкой выбранного варианта)        

Итак, как вы видите, информатика может быть связаны с различными предметами и , как следствие, с различными областями деятельности человека, потому что информатика - это одна из самых молодых наук, которая изучает виды, свойства и способы создания, обработки, сохранения информации.

Вы правильно выявили связи между информатикой и предметами школьного курса.

Сегодня мы свяжем информатику с русским языком, вы повторите и закрепите знания и умения не только по информатике, но и по русскому языку.

  1. Сообщение целей и темы урока.

Какие знания и умения у вас должны быть (проектирование текста на экран):

Знать:                  по информатике

  1. загрузка, сохранение документа
  2. правила набора текста.

                        по русскому языку

  1. понятие однородных членов
  2. правила постановки знаков препинания при однородных членах

Уметь:                  по информатике

  1. открывать документ
  2. набирать текст
  3. редактировать текст
  4. сохранять текст
  5. применять клавиши управления курсором

                        по русскому языку

  1. выделять однородные члены в предложении
  2. ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

        На прошлых уроках по информатике мы знакомились с текстовыми редакторами и процессорами, печатали тексты, выполняли функции форматирования и редактирования текста.

Сегодня мы продолжим эту работу, но тексты, с которыми придется вам работать, помогут повторить и обобщить знания темы "Знаки препинания и однородные члены предложения" по русскому языку и подготовиться к контрольной работе.

Поэтому помимо оценок по информатике вы получите оценки и по русскому языку. Но так как компьютеров у нас всего 12, то только половина класса будет выполнять задания на компьютере, а другая - в тетрадях. На следующем уроке задания на компьютерах будут выполнять учащиеся другого варианта.

 

  1. Устный опрос (оформлен в виде компьютерной презентации, где сначала выводится первая часть вопроса, а потом – правильный ответ)

ИНФОРМАТИКА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 приложение 3

приложение 4

Что называется

- текстом;

- текстовым редактором;

- текстовым процессором;

- форматированием текста?

Какие члены предложения мы называем однородными?

Что называется дополнением?

Что называется обстоятельством?

Что называется определением?

                                

  1. Работа в группах  - всего 6 групп, по 4-5 человек в группе, каждой группе предлагается на обсуждение 1 вопрос, представленный на карточке. Всего предложено 3 вопроса по технике безопасности и 3 вопроса по предыдущему материалу по информатике. Время на обсуждение 30 сек.

1 группа

Как открыть текстовый документ?

4 группа

Что строго запрещается делать в кабинете информатики?

2 группа

Как сохранить текстовый документ?

5 группа

Когда не рекомендуется работать за компьютером?

3 группа

Каковы правила набора знаков препинания?

                 6 группа

Как должно быть организовано рабочее место за компьютером?

6. Физкультминутка

Выполнение 3 упражнений на снятие усталости.

У вас 5 урок, вы уже устали, а дальнейшая работа требует дополнительных усилий, поэтому мы сейчас проведем физкультминутку.

  1. Быстрое моргание
  2. Повороты головы
  3. Круговые движения глазами сначала в одну сторону, потом в другую.

7. Практическая работа

А теперь приступим к выполнению практической работы. Для ее выполнения вам предлагаются 3 вида заданий уровней А, В и С. Они различаются только сложностью выполнения заданий над текстом.

Уровень А подразумевает работу по образцу.

Уровень В подразумевает продвинутый уровень, в процессе выполнения задания вы будете работать с известными вам знаниями и умениями в измененных условиях.

Уровень С самый сложный, творческий уровень, применение знаний и умений в новых условиях.

Вы должны выбрать одно из уровней и выполнить его.

Для тех, кто остается за столом, задания находятся на карточках, на Рабочем Столе находятся 3 текстовых файла под именами А, В и С приложение 5). Сначала прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, а затем выполняйте остальные задания. На эту работу отводится ориентировочно 10 минут. После выполнения задания учащиеся за компьютерами сохраняют свои работы под своей фамилией и, не закрывая их,поднимают руки, а учащиеся, оставшиеся за партами, сдают свои работы. Не забудьте их подписать. На работу вам отводится 10-12 минут.

Если учащиеся заканчивают работу раньше других, то им предлагается работа в тетрадях по информатике на печатной основе № 18, 19, 20стр. 66, 23,24,25 Стр. 67.

 8. Домашнее задание

по русскому языку задания на выбор: упр. 440 или составить текст диктанта из 5 предложений по теме «Однородные члены предложения»

по информатике   повторить материал параграфа 2.9, в РТ выполнить задания № 48 стр. 81, 50 стр.83

9. Рефлексия

Учащимся предлагается листок обратной связи

        Обведите кружком вариант ответа

                1. У меня все получилось отлично

                2. Возможно, я допустил незначительную ошибка

                3. Я не уверен в правильности выполнения задания

                4. Я не справился с заданием

Обведите кружком вариант ответа

                1. На уроке было интересно

                2. Не все было интересно

                3. Совсем неинтересно

10. Подведение итогов урока, выставление оценок

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. М.:БИНОМ, 2007
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах. М.: БИНОМ, 2006
  3. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. М.: БИНОМ, 2007
  4. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. сборник упражнений
  5. Львова. Русский язык. 5 класс. М., 2006

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Лист для самостоятельной работы

Уровень А

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Разберите по составу выделенные слова.

Январский снег

        Январский снег силён и сп коен. Пушистым од ялом накрыва т он поля и гнёт к земле дерев(?)я.

        Со(?)нце выгл нет утром з гори(тся, ться) высоко подниме(тся, ться) в бездонное небо и в сит потом вверху как лампочка в х лодильнике. Светит но не греет.

        Идёш(?) через поле по тр пинке и ногу став шь осторожно как канатоходец. Сделашь шаг и по пояс провалиш(?)ся в сыпучее снежное болото.

(По С.Иванову)

Уровень В

1. Составьте схемы предложений с однородными членами.

2. Спишите последнее предложение текста и выполните его синтаксический разбор.

*Выпишите слова с орфограммами, объясните выбор букв.

Январский снег

        Январский снег силён и сп коен. Пушистым од ялом накрыва т он поля и гнёт к земле дерев(?)я.

        Со(?)нце выгл нет утром з гори(тся, ться) высоко подниме(тся, ться) в бездонное небо и в сит потом вверху как лампочка в х лодильнике. Светит но не греет.

        Идёш(?) через поле по тр пинке и ногу став шь осторожно как канатоходец. Сделашь шаг и по пояс провалиш(?)ся в сыпучее снежное болото.

(По С.Иванову)

Уровень С

Составьте текст на тему "Зима в лесу" или "Зима в городе". В тексте должны быть использованы предложения, соответствующие следующиим схемам предложений с однородными членами:В процессе подготовки воспользуйтесь репродукцией картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачево".

/см. учебник "Русский язык", цветную вклейку 3/

2. Карточки для групповой работы        

1 группа

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ                         РУССКИЙ ЯЗЫК      ИСТОРИЯ

4 группа

ИНФОРМАТИКА  

ОБЖ                  ПРИРОДОВЕДЕНИЕ  ИСТОРИЯ

2 группа  

ИНФОРМАТИКА

ЛИТЕРАТУРА    ПРИРОДОВЕДЕНИЕ       ИНОСТР.ЯЗЫК

5 группа  

ИНФОРМАТИКА

ЛИТЕРАТУРА    ПРИРОДОВЕДЕНИЕ       МАТЕМАТИКА

 3 группа

ИНФОРМАТИКА

 МАТЕМАТИКА  ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ   ФИЗКУЛЬТУРА

6 группа  

 ИНФОРМАТИКА

РУССКИЙ ЯЗЫК                      ОБЖ

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ  

  1. Компьютерная презентация (устный опрос по информатике)

1 слайд  Текст – это

любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

2 слайд  Текстовый редактор – это

программа, предназначенная для создания простых сообщений и текстов

3 слайд   Текстовый процессор – это

мощная программа для работы с текстами, позволяющая изменять начертание и размер шрифта, включать в документ объекты графики, звука и видео.

4 слайд  Форматирование текста – это

этап подготовки документа, на котором ему придается тот вид, который документ будет иметь на бумаге

  1. Компьютерная презентация (устный опрос по русскому языку)

1 слайд    Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые

отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения и являются одним и тем же членом предложения.

2 слайд     Обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей

Дополнение

3 слайд  Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? который?

Определение

4 слайд   обозначает где, когда и как произошло действие и отвечает на вопросы: когда? где? почему?

Обстоятельство

  1. Задания для выполнения практической работы на компьютере

             Уровень А

Прочитайте текст. Исправьте ошибки. Выполните замену слова Весна на Зима. Во втором абзаце расставьте недостающие знаки препинания.

           

Разошлась  струха  Весна. Накинулась  она  на  зврей. Запрошила  снегом  поля, завлила  сугробами  леса. Одела  древья  лдяной  корой  и  посылает  Весна  мороз  за  морозом. Идут  морозы  один  другого  злее, с  ёлки  на  ёлку  перепрыгивают, потрескивают  да  пощёлкивают.

              (Не) испугались  звери. У  них  есть  шубы  теплые  норы  глубокие. Белка  в  дупле  орешки  грызет  а  медведь  в  брлоге  лапу  сосет. А  лошадки  коровки  овечки  давным-давно  в  теплых  хлевах  гтовое  сено  жуют  тёплое  пойло  пьют.

             Уровень В

Прочитайте текст. Исправьте ошибки. Выполните замену слова Весна на Зима.

Во втором абзаце расставьте недостающие знаки препинания. Удалите повтор слов в 1 абзаце. Удалите лишние знаки препинания в 1 абзаце.

   

Разошлась  струха  Весна. Накинулась  она  на  зврей. Запрошила  она снегом  поля, завлила  она сугробами  леса. Одела  древья  лдяной  корой  и  посылает  Весна  мороз  за  морозом. Идут  морозы  один  другого  злее, с  ёлки  на  ёлку  перепрыгивают, потрескивают  да  пощёлкивают.

              (Не) испугались  звери. У  них  есть  шубы  теплые  норы  глубокие. Белка  в  дупле  орешки  грызет  а  медведь  в  брлоге  лапу  сосёт. А  лошаки  коровки  овечки  давным-давно  в  тёплых  хлевах  гтовое  сено  жуют  тёплое  пойло  пьют.

                    Уровень С

Прочитайте текст. Исправьте ошибки. Выполните замену слова Весна на Зима.

Во втором абзаце расставьте недостающие знаки препинания. Удалите повтор слов в 1 абзаце. Расставьте  недостающие  знаки  препинания  во  2м  абзаце.

*Предложение  2  абзаца  "Не  испугались  звери" переделайте  в  предложение  с  обобщающим  словом  и  однородными  членами.

        Разошлась  струха  Весна. Накинулась  она  на  зврей. Запрошила  она снегом  поля, завлила  сугробами  леса. Одела  древья  лдяной  корой  и  посылает  Весна  мороз  за  морозом. Идут  морозы  один  другого  злее, с  ёлки  на  ёлку  перепрыгивают, потрескивают  да  пощёлкивают.

        У  них  есть  шубы  теплые  норы  глубокие. Не испугались  звери. А  лошаки  коровки  овечки  давным-давно  в  теплых  хлевах  гтовое  сено  жуют  тёплое  пойло  пьют. Белка  в  дупле  орешки  грызет  а  медведь  в  брлоге  лапу  сосет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике в 7 классе «Повторим орфограммы и пунктограммы причастий»

Интегрированный урок в 7 классе помогает освоить ученикам теоретическую и практическую части темы "Причастие", развивает умение работать самостоятельно с информационными технологиями, а также повышает...

Интегрированный урок по русскому языку и информатике и ИКТ

Представленный интегрированный урок по русскому языку и информатике, проводился в профессиональном лицее №45 города Уссурийска Приморского края, в группе 273 обучающейся по профессии повар, кондитер. ...

Сценарий интегрированного урока (русский язык и информатика) 5 класс

Интегрированный урок в 5 классе разработан с новыми условиями требований ФГОС (системно-деятельностный подход, формирование УУД)....

Интегрированный урок по русскому языку и географии 7 класс

Разработка открытого интегрированного урока(русский язык + география) в 5 – 9 классахиз цикла «Выдающиеся люди России»«Великий художник России Иван Иванович Шишкин»...

Методическая разработка интегрированного урока-конкурса русского языка и литературы 8 класс

Игра- конкурс  не только благотворно влияет на отношение школьников к русскому языку и литературе как к учебным предметам, но и способствует развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной ...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике по теме: «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА». 7 класс

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ  «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА...

конспект интегрированного урока родного русского языка и информатики

Конспект урока "Нормы русского речевого этикета". изучение норм речевого этакета ,применение в написании писем, составление словаря этикетных слов, создание ролика с использованием правил ре...