Интегрированный урок по русскому языку и географии 7 класс
видеоурок по русскому языку (7 класс) на тему

Мухина Елена Владимировна

Разработка открытого интегрированного урока

(русский язык + география) в 5 – 9 классах

из цикла «Выдающиеся люди России»

«Великий художник России Иван Иванович Шишкин»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:












Разработка открытого интегрированного урока
(русский язык + география) в 5 – 9 классах
из цикла «Выдающиеся люди России»
«Великий художник России Иван Иванович Шишкин»













Цели: познакомить с творчеством великого русского художника И.И. Шишкина.
Задачи:
обучающие:

 учить «читать» картину, видеть богатство и красоту русской природы в произведениях    искусства. 

коррекционно-развивающие:  

способствовать мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности, воображения;

развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся;

развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения;

развивать чувство прекрасного, любовь к искусству;

способствовать умению работать в коллективе.

воспитательные:

формировать  нравственные ценностные ориентиры,

воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.


Оборудование и материалы к уроку:

мультимедийный проектор;
презентация «Великий русский художник Иван Иванович Шишкин»;
аудиозапись стихотворения И. Бунина «Чем жарче день…». Читает народный артист Борис Ветров;

Великий русский художник Иван Иванович Шишкин.

Из всех земных
Сокровищ и чудес
Нежней всего
Люблю дремучий лес.
 
И. Кобзев

Уч. рус. яз:
Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Вести его будут два учителя – учитель русского языка  и учитель географии и биологии. (слайд 1)
Это говорит о том, что на этом уроке вам понадобятся ваши знания по этим предметам. Чему же будет посвящен наш урок? Об этом позже. А сейчас давайте повторим то, что вы учили раньше.
Уч. геогр:
Задание 1.
 Отгадай загадку. (На карточке – картинки с разными деревьями и загадками про них. Слабым учащимся – облегченный вариант задания. Отгадавший загадку помещает картинку с соответствующим  деревом на магнитную доску.)  (слайд 2)  HYPERLINK "pril%201.pptx" (pril 1)
(Во втором столбце дополнительные загадки-подсказки)
У меня длинней иголки, чем у елки.                           Хоть колючка, но не ёлка,
Очень прямо я расту в высоту.                                    
Подлинней её иголки,
Если я не на опушке,                                                    
А кора тонка, красна!
Ветви только на макушке.                                            
Та красавица  …  
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.

Как зовут её, кто знает?                                      
Ветерок лишь пробежит,
Ветра нет, а лист дрожит,                                    
Вся листвою задрожит,
Нечисть, скверну отгоняет,                                  Затрепещет, как тростинка,
Если кол её забит.                                                 Очень зябкая  …

Из деревьев ранним летом                                   Слушай внимательно: дерево это
Вдруг снежинки запорхают,
                                Всем  замечательно. Только лишь летом
Но не радует нас это –
                                          Пух его лёгкий повсюду летает
Мы от этого чихаем.
                                             И, зачастую, дышать нам мешает.

Благородна и стройна,                                           На юге дерево растёт
Из субтропиков она.                                               И зеленеет  круглый год.
Листья резные,
                                                       Листья есть, а веток нет.
Стволы нитяные.                                                    Кокос – наводка на ответ.

Не загадка это даже,                                              
Я из крошки-бочки вылез,
Сразу назовём,                                                        
Корешки пустил и вырос.
Если только кто-то скажет –                                  
Я кормлю свиней и белок -
Жёлуди на нём.                                                        
Ничего, что плод мой мелок.


Какое дерево раз в году наряжают
?                       Я расту, чтоб в Новый год
                                                                                  Плыл весёлый хоровод.
                                                                                  Зелена я и свежа,
                                                                                  И похожа на ежа.
                                                                                  И в жару или метель
                                                                                  Называют меня …  

                                                                           

Ягоды не сладость,                                                    Осень в сад к нам пришла,
Зато глазу радость                                                     Красный факел зажгла.
И садам украшенье,                                                  
Здесь дрозды, скворцы снуют
А друзьям угощенье
.                                                 И, галдя, его клюют.

- Назовите, что собой представляет сообщество «лес»?
- Как называется территория (местность), где растет много разных деревьев?  
(Лес)(слайд 3)
- Какие деревья растут в лесу?
- Что значит войны деревья?
-Что значит лиственные деревья?
Уч. рус. яз:
- Посмотрите-ка, ребята,  и наша доска превратилась  в настоящий  … . Помогите мне досказать это предложение.

- Любите ли вы бывать в лесу?  Почему?

- Сегодня мы познакомимся со знаменитым человеком, который, как и вы, очень любил лес, полюбил его еще мальчиком и впоследствии половину своей жизни провел в его чащах. Только он рассказывал о лесе, о природе не словами, как мы с вами, а красками.
- Догадались, как называют такого человека? (Художник)
(Напечатанное слово помещается  на магнитную доску.)
- Давайте посмотрим, как это у него получалось.(слайды 4-7)  Картины без указания автора)

 «Валежник»
«Верхушки сосен»
«Дети в лесу»
«Лесная поляна»

- Что изображено на этих картинах?  (Лес, природа.)
Задание 2.  - Как называются такие картины?  
(на карточке) Выбрать  нужное слово:   натюрморт, портрет, пейза…) (pril.2)
 (  Карточка с выбранным словом  помещается на магнитной доске, ученик вставляет пропущенную букву и объясняет написание.)
- Ну а художника, который пишет пейзажи, называют …. (  Поместить карточку с этим словом на доске, вставить пропущенную букву  - пейзаж…ст-  и объяснить написание.)
- Так кто же этот великий живописец-пейзажист с очень русским именем Иван Иванович, репродукции картин которого мы только что видели?  Давайте познакомимся с ним.
(На доске появляется табличка:  «Иван Иванович Шишкин. Великий русский художник. 1832 – 1898»)
- Да, ребята, это Иван Иванович Шишкин, великий русский художник. В январе текущего ( 2016) года исполнилось 184 года со дня его рождения.
- Догадались, о чем будем говорить на этом уроке?   (Формулируют тему.)
Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья… Поэтому эпиграфом к уроку мы взяли слова поэта И. Кобзева. Давайте прочитаем их.
Почти всегда на  картинках  Шишкина светило солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы все было красивое, сильное, здоровое.
Он и сам был такой – широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками.
(слайд 9) 
Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать. А он как возьмет карандашик – его и не видно в толстых пальцах – да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать – глаз не оторвешь!
«Лесным богатырём», «лесным царём» называли художника при жизни.
- Посмотрите на экран: шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит – залюбуется. Широка, просторна, нарядна, богата наша земля. Живи  да радуйся!
(слайды 10 – 15. Картины художника).
«На песчаном грунте. Мэри-Хове по Финской железной дороге»
«Сосновый лес»
«Рожь»
«Дубовая роща»
«Березовый лес»

Уч. геогр:
- Откуда же у него такая любовь к  лесу?
Конечно, на это оказало влияние его детство. Родился будущий художник в небольшом городке Елабуге
(слайд 16),  который стоит на высоком берегу Камы у впадения в нее реки Тоймы. Елабуга – старинный купеческий город с тысячелетней историей, расположенный среди густых лесов (слайд 17) 
(Работа с картой)
- Покажите  на карте Каму.
- Притоком какой великой русской реки она является?
- Найдите г. Елабугу.
Уч. рус.яз:

 - Из всех увлечений в детстве постоянным и самым сильным было рисование. Целыми днями бродил Иван по окрестностям Елабуги, “…зачерчивая, наблюдая и усваивая ту природу, к которой  возвращался позднее в своих картинах”. На рисунки он изводил всю бумагу в доме. Разрисовывал заборы, малевал на стенах.

Много картин посвятил художник своему родному краю. Вот некоторые из них:  (слайд 18)
«Кама близ Елабуги»
«Святой ключ близ Елабуги»
«На набережной»
«Кама»
«Богатый лог. Пихтовый лес на реке Каме»
Уч. геогр:
И как память о великом соотечественнике, в национальном парке «Нижняя Кама», раскинувшемся на обоих берегах Камы, проложен туристический маршрут «Шишкинский край», проходящий через сосняки, где писал свои работы художник.
- А теперь вновь обратимся к нашему лесу (на доске и на карточках).
Художник отдавал предпочтение хвойным лесам.
Задание 4. На доске – оставить рисунки с хвойными деревьями, остальные – убрать. На парте – на карточке с первым заданием зачеркнуть деревья, не относящиеся к хвойным.  Объяснить, почему они так называются.
- Но и среди хвойных  у Шишкина было особо любимое дерево. (Слайд 19. Репродукция картины «На севере диком».)
Уч. рус.яз:
- Узнали, что это за дерево?
Работа с картиной.
–  Что вы видите на картине?  (Высказывания учащихся).
- Каким настроением проникнута эта картина?
- Какие краски использовал художник, чтобы создать такое настроение?
Задание 5. - У вас на партах есть карточки со стихами о сосне. Прочитайте их «про себя» и выберите то стихотворение, которое совпадает по настроению с картиной. Докажите. (pril.3)
Во сыром бору сосна стоит, растет;
Во чистом поле метель гудит, поет;
Над землею тучи серые шатром;
На земле снега пушистые ковром;
Вьюга, холод, но печальная сосна
Неизменна, как весною зелена.
                                    Лев Мей
Вот однокрылая сосна...
Прижатая к сосне-соседке,
Сухие, немощные ветки
Давно утратила она.

Зато единственным крылом
Она в метели и морозы
Прикрыла голый ствол березы.
И так стоят они втроем...

                           Самуил Маршак
На севере диком стоит одиноко
  На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
  Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
  В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
  Прекрасная пальма растет.
                         Михаил Лермонтов

- Давайте, ребята, прочитаем выбранное вами стихотворение вслух и докажем, что оно совпадает по настроению с картиной.
- А теперь, ребята, я вам открою секрет – именно
 эти поэтические строчки М. Ю. Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И.И.Шишкина на создание картины “На севере диком”.
- Имя художника тесно связано с Санкт-Петербургом . Здесь он учился в Академии художеств, здесь он жил после окончания учебы (у него была усадьба в Гатчинском районе), здесь он умер в 1898 г., умер, как настоящий художник – за работой. Здесь Шишкин похоронен в Александро-Невской лавре.

Огромное наследие оставил художник: более 500 живописных полотен, около 2000 рисунков и графических работ.  
И многие из них он написал в окрестностях Санкт-Петербурга .  (
слайд 20) 
«Сестрорецкий бор»,  
«Вид в окрестностях Петербурга»,
«Папоротники в лесу.Сиверская»
«Дубы в старом Петергофе»
Уч. геогр:
 - В 1858 году, когда Иван Шишкин учился в Академии художеств, он писал своим родителям: « Нам, двоим товарищам (И. Шишкину и А. Гине) предложили на Совете ехать нынешнее лето на Валаам,  … там монастырь, местность великолепная, часто туда посылают  наших учеников, … потому что там природа такая разнообразная, дикая и, следственно, трудная.»
(Работа с картой.)
- На каком озере – Онежском или Ладожском – находится остров?
(Ладожском)
- Покажите на карте Валаам.  
Уч. рус.яз:
Вернувшись в Петербург, художник представил свои работы, среди которых были настоящие шедевры: (слайды 21-22)
«Пейзаж с охотником. Остров Валаам»
«Вид на острове Валааме. Местность Кукко»

- А вам понравились картины, написанные Шишкиным на Валааме?
- Какие чувства они вызвали? О чём вы думали, когда смотрели на них?

-  Где же находятся живописные произведения знаменитых художников?
- А какие известные музеи  вы знаете? (слайд 23)
- Но мы с вами сейчас отправимся в столицу нашей Родины.
Уч. геогр:
- Как называется главный город нашей страны?
- Правильно,  Москву мы и посетим сейчас, потому что там находится один из главных музеев мира – Третьяковская галерея. Именно в нем можно увидеть  картину Шишкина, которую каждый из нас знает с детства.
Уч. рус.яз:
- Посмотрите на экран. (слайд 24)
- Кто знает, как она называется?
     («Утро в сосновом лесу»)

- А история её создания такова: однажды ранним утром пошел Шишкин в лес. Ночной туман едва расступился.  Первые лучи солнца только начали проникать в чащу. Идет художник, как всегда, на всякие маленькие и большие чудеса смотрит: на деревья-великаны, цветы да разных лесных обитателей. То мухомор больно уж красивый нарисует, то ствол еловый, весь мхом заросший, то травку какую-нибудь кудрявую углядит и сейчас же на карандаш. Шел-шел, и не заметил, как забрел в глухую непролазную чащу. Вдруг видит: впереди просвет. Глянул Шишкин сквозь ветки, да и обомлел!

- Давайте внимательно рассмотрим эту картину.  Что (кого) увидел художник? Что заставило его оторопеть от изумления?
- Фигуры медведей написал друг И.И.Шишкина художник Константин Аполлонович Савицкий. (Карточка с фамилией художника помещается на доске.)
- Что делают медвежата?

-Какие прилагательные можно подобрать, чтобы рассказать о медвежатах?
- Кто ещё изображён на картине?

- А что вы можете рассказать о матери-медведице?

- На каком дереве изображены медвежата?

- Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали:
        -Как называется картина, которую вы видите на экране?
        -Кто её автор?
        -Кто изобразил на ней медведицу и медвежат?
        -Где находится картина?
Уч. геогр:
- А теперь отправимся  в Петербург в Русский музей, где находятся около 30 картин Ивана Ивановича Шишкина. И среди этих полотен – главная картина художника,  картина-завещание  «Корабельная роща», которую он спешил написать, как бы предчувствуя свой уход из жизни.
-Покажите на карте г. С-Петербург?
Уч. рус.яз:
Давайте вместе с русским писателем 19 века Иваном Буниным зайдем в этот прекрасный корабельный лес, а поможет нам в этом народный артист России Борис Ветров.
(слайд 25)
Чем жарче день, тем сладостней в бору.
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

 И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

- Как вы думаете, почему картина называется “Корабельная роща»?
- Наверно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса.  Пройдет немного времени, и многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.
Вот и подошел к концу наш урок.

-О ком был наш урок?  

- Что И.И. Шишкин любил больше всего на свете изображать на своих полотнах?
-где родился Шишкин?
- самые известные картины, где находятся?

- Природе какой страны посвятил своё творчество Иван Иванович Шишкин?
Вот как он отвечал на вопросы об этом в газете:
(слайд 27)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Презентация к интегрированному уроку по русскому языку в 9 классе по теме "Сложносочинённые предложения".

Презентация к интегрированному уроку по русскому языку в 9 классе по теме "Сложносочинённые предложения"....

Интегрированный урок по русскому языку в 6 классе коррекционной школы VIII вида.

Части речи. Произведение Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»...

Интегрированный урок по русскому языку в 6 классе .Имя числительное

Урок призван выполнять следующие цели:дидактические:формирование умений и навыков, учащихся по теме: “ формирование умений правильно употреблять численные в речи.воспитательные:через межпредметные свя...

Технологическая карта интегрированного урока по русскому языки и географии

Итегрированный урок, совмещающий русский язык и географию....