конспект интегрированного урока родного русского языка и информатики
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Гаврюшова Светлана

Конспект урока "Нормы русского речевого этикета". изучение норм речевого этакета ,применение в написании писем, составление словаря этикетных слов, создание ролика с использованием правил речевого этикета. Создание сайта "Речевой этикет", размещение на нем созданных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rechevoy_etiket.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Нормы русского речевого этикета

  1. Организационный момент.

Учитель русского языка: Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь соседу. Присаживайтесь.

  1. Вызов. Инсценировка. Опоздавший ученик.

- Привет! Я сяду?

Учитель информатики: - Привет! Проходи, займи своё место.

Учитель русского языка: Как вы можете оценить ситуацию?

(ученик и учитель нарушили правила речевого этикета)

Учитель русского языка: Что такое речевой этикет?                СЛАЙД 2

Речевой этикет – это совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих  сферах и ситуациях общения.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка

 (речевой этикет – это правила речевого поведения, система речевых формул общения)

Запись темы урока: Нормы русского речевого этикета. СЛАЙД 3

  1. Мотивация.

Учитель русского языка: Люди несколько веков назад задумались над необходимостью создания руководства для учтивого, вежливого общения. Начиная с 17 века в России издавался «Письмовник». СЛАЙД 4

Учитель русского языка: Как вы думаете, что он содержит?

Вы правы. Среди образованных людей было принято прибегать к помощи таких руководств при написании официальных и личных писем.

Учитель информатики: Ребята, а вам хотелось бы составить для сверстников справочник или руководство по правильному речевому поведению?

Каким должен быть справочник, чтобы к нему могли обращаться все люди нашей страны в любое удобное для них время?

Что должен содержать такой сайт?

Учитель информатики: (предложение создать сайт)

Исходя из всего сказанного и опираясь на тему урока, попробуем поставить перед собой цель.

Цель: Создание сайта, содержащего материалы по нормам речевого этикета. СЛАЙД 5

Мы заранее разработали макет нашего сайта и разместили на нем подготовленные вами видеоролики. Проанализируйте содержание видеоролика.

Просмотр роликов неправильного речевого поведения.

Учитель русского языка: Состоялось ли общение? Чего не хватило ребятам для успешного общения? (знание норм речевого этикета).

  1. Подготовительный этап. СЛАЙД 6

Учитель русского языка: Ребята, перед тем как вы начнете заполнять страницы сайта, давайте вспомним вежливые слова. Любое общение делится на 3 стадии: начало общения (приветствие/знакомство); процесс общения; окончание общения.

Задание 1. Интерактив: Распределите этикетные формулы по стадиям общения. Запишите несколько примеров в тетрадь.

начало общения Разрешите с Вами познакомиться. Я хотел бы с Вами познакомиться Давайте познакомимся Позволь с тобой познакомиться. Позвольте познакомиться. Будем знакомы. Хорошо бы познакомиться. Позвольте представиться. Как тебя зовут? Здравствуйте! Привет! Приветствую Вас! Доброго здоровья! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

процесс общения будьте любезны, будьте добры, извините, простите, Позвольте (разрешите) пригласить Вас…; Буду рад тебя видеть. Приглашаю вас Я могу пригласить Вас? Примите мои поздравления; От имени … поздравляем; Сердечно поздравляю.  Разрешите поздравить Вас с, От души поздравляю я вам сочувствую! я вас понимаю! Все будет в порядке! Салют! прошу извинить, я очень огорчён, мне неловко, извините, виноват, не сердитесь за то, что…; я не хотел вас обидеть, я виноват перед вами, извинитесь за меня перед, я не хотел, позвольте попросить прощения. Позвольте выразить благодарность Я благодарен вам за то, что…Спасибо  Если вам не трудно  могу ли я попросить вас... Пожалуйста разрешите мне....  благодарю  Вы очень любезны.

окончание общения

Всего вам доброго! До свидания;  До вечера  Надеюсь на скорую встречу  Прощайте Не поминаете лихом.  Приятно было познакомиться!

Учитель русского языка: Можно ли предположить, кто общается, исходя из употребления этикетных слов? Приведите примеры из упражнения.

Какой вывод об употреблении этикетных слов можно сделать? (их употребление должно быть уместным)

  1. Физкультминутка.

  1. Этап проектной деятельности.

Учитель русского языка: У вас на столах находятся карточки с заданиями для создания мини-проектов. СЛАЙД 7

Задание по группам:

1 группа Создайте словарик этикетных слов и выражений, распределив их по ситуациям общения. (Приветствие, прощание, извинение, просьба, сочувствие, благодарность указаны на задании)

2 группа Напишите поздравление с Днём защитника Отечества, используя в письме этикетные формулы (примеры раздать)

3 группа Составить диалоги, демонстрирующие удачное общение. Один инсценировать, снять видеоролик для сайта.

4 группа Подберите пословицы о речевом поведении и сформулируйте правила общения.

Учитель русского языка: Не забудьте распределить обязанности между собой, чтобы все были включены в работу над проектом.

СЛАЙД 8

Учитель информатики: Для решения данных задач мы с вами воспользуемся текстовым документом Word, расположенным на рабочих столах ваших ноутбуков. Ваши проекты необходимо будет разместить на нашем сайте «Речевой этикет». (объяснение работы с сайтом). СЛАЙД 9

  1. Этап практического применения разработанного проекта.

Учитель русского языка: Защита проектов.        СЛАЙД 10

  1. Самоанализ проектной деятельности.

Учитель информатики: Молодцы. Ребята, вернемся к цели нашего урока: Создание сайта, содержащего материалы по нормам речевого этикета. Она нами достигнута? Что вы для этого делали? СЛАЙД 11

Учитель русского языка: Кому вы порекомендуете наш с вами сайт «Речевой этикет»? СЛАЙД 12

  1. Домашнее задание.

Ребята, хорошее слово – половина дела. Употребляйте хорошие слова, будьте вежливыми, тогда общение у вас всегда будет успешным.

Человеческое общение - самая большая роскошь. Не будем забывать об этом! Признательна вам за активное участие. Гостям выражаю благодарность за проявленный интерес.

Физкультминутка

Встаньте около своих мест.

Если этикетное слово можно говорить взрослому, тогда кивок головой вниз – вверх.

Если можно сказать только сверстнику, тогда - вправо–влево.

Добрый день! Спасибо! Приветик! Рад Вас видеть! Кого я вижу! Пожалуйста! Здоро҆во! Будьте здоровы! Салют! Пока! Добро пожаловать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике в 7 классе «Повторим орфограммы и пунктограммы причастий»

Интегрированный урок в 7 классе помогает освоить ученикам теоретическую и практическую части темы "Причастие", развивает умение работать самостоятельно с информационными технологиями, а также повышает...

Интегрированный урок по русскому языку и информатике и ИКТ

Представленный интегрированный урок по русскому языку и информатике, проводился в профессиональном лицее №45 города Уссурийска Приморского края, в группе 273 обучающейся по профессии повар, кондитер. ...

Интегрированный урок по русскому языку и информатике в 5 классе

Предлагаемый сценарий урока по русскому языку и информатике проводился в 5 классе. Рассматриваемые темы: по русскому языку - "Однородные члены предложения", по информатике - «Редактирование докум...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике по теме: «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА». 7 класс

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ  «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА...

Интегрированный урок родного (русского) языка

Тема урока «Лишь слову жизнь дана» Тип урока: творческая мастерская (описание предмета)Структура урока: интегрированный урок ИЗО и русского (родного) языка.Продолжительность урока – ...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...

Конспект интегрированного урока родной (русской) литературы и английского языка

Конспект интегрированного урока родной (русской) литературы и английского языка. Разработан для недели гуманитарных предметов совместно с учителем английского языка Алиевой И. Н....