Информационные модели на графах. Разработка урока с презентациями.
план-конспект урока (информатика и икт, 7 класс) по теме

Толкачева Юлия Александровна

Материал содержит подробную разработку урока на тему "Информационные модели на графах" для 7 класса.

Данная тема присутствует в разделе "информационное моделирование" в курсе информатики 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.pptx52.42 КБ
Файл opros_grafy.pptx196.67 КБ
Файл konspekt_uroka.docx102.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Впечатления об уроке опрос

Слайд 2

Понравился ли тебе сегодняшний урок a. да b. Скорее да, чем нет c. Не знаю e. нет d. Скорее нет, чем да

Слайд 3

Какой этап урока понравился тебе больше всех остальных a. начало b. Проверка домашнего задания c. Объяснение учителя e. Практическая работа d. Работа у доски

Слайд 4

Чему ты научился во время урока a. Смотреть и слушать b. Думать и рассуждать c. Решать задачи с применением графов e. Ничему не научился d. Смотреть в окно

Слайд 5

Как ты оцениваешь свою работу на уроке a. хорошо b. Очень хорошо c. отлично e. я сегодня молодец ! d. превосходно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕСТ ПО ТЕМЕ ГРАФЫ (ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)

Слайд 2

1. НАГЛЯДНОЕ СРЕДСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ A . ДИАГРАММА B . ГРАФ C . ФОТОГРАФИЯ D. РИСУНОК

Слайд 3

2. НАПРАВЛЕННАЯ ЛИНИЯ СО СТРЕЛКОЙ НАЗЫВАЕТСЯ A . РЕБРО B . ДУГА C . ВЕРШИНА D. ПЕТЛЯ

Слайд 4

3. ЛИНИЯ НЕНАПРАВЛЕННАЯ, БЕЗ СТРЕЛКИ, НАЗЫВАЕТСЯ A . ВЕРШИНА B . ДУГА C . РЕБРО D . ПЕТЛЯ

Слайд 5

4 . ЛИНИЯ, ВЫХОДЯЩАЯ ИЗ НЕКОТОРОЙ ВЕРШИНЫ, И ВХОДЯЩЩАЯ В НЕЕ ЖЕ, НАЗЫВАЕТСЯ A . ВЕРШИНА B . РЕБРО C . ПЕТЛЯ D. ДУГА

Слайд 6

5. ГРАФ, ВЕРШИНЫ КОТОРОГО СОЕДИНЕНЫ РЕБРАМИ, НАЗЫВАЕТСЯ A . ОРИЕНТИРОВАННЫМ B . НЕОРИЕНТИРОВАННЫМ C . ВЗВЕШЕННЫМ D. СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТЬЮ

Слайд 7

6 . ГРАФ, РЕБРА, ДУГИ ИЛИ ВЕРШИНЫ КОТОРОГО НЕСУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, НАЗЫВАЕТСЯ A . СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТЬЮ B . НЕОРИЕНТИРОВАННЫМ C . ОРИЕНТИРОВАННЫМ D. ВЗВЕШЕННЫМ

Слайд 8

7. ГРАФ, ВЕРШИНЫ КОТОРОГО СОЕДИНЕНЫ ДУГАМИ, НАЗЫВАЕТСЯ A . НЕОРИЕНТИРОВАННЫМ B . ОРИЕНТИРОВАННЫМ C . ВЗВЕШЕННЫМ D. СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТЬЮ

Слайд 9

8. ПУТЬ ПО ВЕРШИНАМ И РЕБРАМ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ЛЮБОЕ РЕБРО ГРАФА НЕ БОЛЕЕ ОДНОГО РАЗА, НАЗЫВАЕТСЯ A . РЕБРО B . ЦЕПЬ C . ЦИКЛ D. ДУГА

Слайд 10

9. ЦЕПЬ, НАЧАЛЬНАЯ И КОНЕЧНАЯ ВЕРШИНЫ КОТОРОЙ СОВПАДАЮТ, НАЗЫВАЕТСЯ A . ЦИКЛ B . РЕБРО C . ДУГА D. ПЕТЛЯ

Слайд 11

10. ГРАФ С ЦИКЛОМ НАЗЫВАЮТ A . ДЕРЕВО B . СХЕМА C . СЕТЬ D. СТРУКТУРА



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ

НА ТЕМУ

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ НА ГРАФАХ»

7 КЛАСС

Толкачева Ю.А.

Починки

2014г.

ЦЕЛЬ УРОКА

Сформировать умение применения графов при решении различных задач

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Формирование представления о графах как наглядном средстве представления и состава системы;
  2. Умение применять графы при решении различных задач;
  3. Умение представлять информацию на графах;
  4. Развитие навыков построения схем;
  5. Расширение представления об области применения графов;
  6. Повышение интереса к информатике;
  7. Воспитание информационной культуры.

ПЛАН УРОКА С ХРОНОМЕТРАЖЕМ

Этапы урока

Время

Организационный момент

1 мин

Постановка учебной задачи

2 мин

Проверка домашнего задания

6 мин

Изучение нового материала

16 мин

Динамическая пауза

1 мин

Практическая работа

15 мин

Домашнее задание

1 мин

Обратная связь (рефлексия). Итоги урока.

3 мин

ТИП УРОКА

Комбинированный урок

ОБОРУДОВАНИЕ

Система голосования PROClass, интерактивный комплекс (доска +проектор), портативная или стационарная компьютерная техника

Этап урока

Деятельность учителя

Теоретическое обоснование

Орг. момент

Приветственное слово учителя. Проверка готовности к уроку.

Мотивационный этап. Учитель настраивает детей на предстоящую работу.

Постановка учебной задачи.

Ребята, откройте тетради и запишите дату. Сегодня 3 марта. Этот день отмечен в истории как всемирный день писателя, И я предлагаю каждому из вас побыть немного в роли писателя и добавить еще одну страницу в изучение информатики. А называться она будет «Решение задач на графах» Цель нашего урока – научиться применять знания о графах, которые вы получили на прошлом уроке к решению задач

Сообщение даты, темы и целей урока. Число 3 марта  приведено в качестве примера, на самом деле любой день можно связать с исторической датой. Этот момент используется для акцентуации внимания и вовлечения в деятельность каждого участника процесса.

Проверка домашнего задания

Ну а сейчас мы посмотрим, как вы справились с домашним заданием, ведь эти знания очень нужны нам сегодня. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов и для этого возьмем в руки пульты и обратим все внимание на экран (презентация опрос).

Давайте посмотрим результат теста.

Проверка домашнего задания осуществляется в тестовой форме с помощью системы PROClass, выполнение теста рассчитано на 5 минут, система настроена по времени 1 вопрос-20 секунд. После прохождения теста на экране появляется сводная таблица, в которой видны все ответы учащихся. Система подсчитывает результат в процентном соотношении и позволяет быстро оценить качество знаний и уровень подготовки к уроку.

Изучение нового материала

Первая задача при помощи графа была решена математиком Л. Эйлером в 1736 году . Она называлась – задача о Кенигсбергских мостах .  

Город Кенигсберг – современный Калининград расположен на реке Преголя, которую пересекают 7 мостов, прогуливаясь, жители города пытались пройти по всем мостам, не побывав дважды в одном и том же месте города. Никому не удавалось это совершить, всегда приходилось проходить одно и то же место дважды. Долго не давала эта задача покоя местным жителям. Но в одном из писем своему другу Леонард Эйлер написал, что это невозможно, а значит задача не имеет решения.

Как же ему это удалось? Для решения этой задачи Эйлер применил рисунок, на котором участки суши обозначил точками, а мосты – линиями.  Получилась схема, которая и была названа графом.

С тех пор прошло много времени и множество задач было решено при помощи графов, решим и мы некоторые из них.

Задача 1. Начертите граф, на котором были бы изображены делители чисел 8, 4, 2, 1 (слайд 5)

Решение: 

При объяснении материала используются исторические данные, речь учителя сопровождается слайдами флип-чарта для интерактивной доски    или презентации.

Задача предполагает меж предметную связь с математикой. При решении задачи необходимо вспомнить определение делителя. Решение осуществляется на интерактивной доске с использованием доступных инструментов.

Задача 2. Задача о группах крови . Кровь разных людей отличается по группе. Всего существует 4 группы крови. При переливании крови от одного человека к другому не все группы совместимы. Известно, что кровь первой группы совместима со всеми остальными. Но человек с 1 группой воспринимает только кровь своей группы. Носителю 3 группы можно переливать любую другую, но кровь 3 группы можно переливать только в 3 группу и больше никому. Также все группы совместимы сами с собой. Начертите граф, который бы изображал возможные варианты переливания крови.

Решение:

Задача обеспечивает меж предметную связь с биологией. Формулировка информативна и познавательна. Решение заключается в том, что представленная текстовая информация будет представлена графическим способом. Решение осуществляется на интерактивной доске с использованием доступных инструментов.

Задача 3. Задача на определение кратчайшего пути. Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых указана в таблице. Определите кратчайший путь между пунктами А и D при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам

A

B

C

D

E

A

2

4

6

B

2

1

C

4

1

5

1

D

5

3

E

6

1

3

Задачи на определение кратчайшего пути – очень распространенный тип задач, наилучшим средством решения которых является граф. Формулировка задачи сопровождается таблицей – весовой матрицей. В которой представлены значения. Такие задачи встречаются среди заданий ГИА и ЕГЭ.

Динамическая пауза

Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Динамические паузы на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается.

Практическая работа

Ребята, пока мы с вами отдыхали, нам пришло письмо . Давайте посмотрим, что там написано.

Здравствуйте ребята!

Несколько лет назад я и мои друзья закончили эту школу. Мы все поступили в разные учебные заведения и потеряли связь друг с другом. Мне известно, что Владимир, Игорь и Сергей поступили в высшие учебные заведения, чтобы изучать математику, физику и литературу в городах Саранск, Нижний Новгород и Арзамас. Владимир учится не в Нижнем Новгороде, Игорь – не в Саранске. Студент Нижнего Новгорода изучает не физику, Игорь – не математику, а студент из Саранска изучает литературу. Я совсем запутался и не могу определить, какой предмет и в каком городе изучает каждый из них. Ребята, помогите мне найти друзей. Ребята, запустите текстовый процессор и при помощи панели рисования создайте граф, показывающий, где учится, и что изучает каждый из студентов. Сохраните файл на рабочем столе под именем «ответ от …». А позже я отошлю ваши письма нашему адресату по электронной почте. Надеюсь, мы поможем встретиться друзьям.

Для повышения мотивации используются элементы активизации познавательной деятельности.

Компьютерный практикум необходим для получения навыков работы на компьютере. В данном случае предлагается использовать возможности векторного графического редактора, встроенного в текстовый процессор. С помощью автофигур учащиеся должны составить граф, который будет представлять связь между данными объектами.

Ребята должны обозначить объекты – вершины графа,  и соединить из ребрами.

По завершении решения задачи необходимо выполнить операцию сохранения файла дав ему название «ответ от …».

Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание

Учитель записывает задание на интерактивной доске, где уже заготовлено изображение школьного дневника.

Рефлексия Итоги урока

Наш урок подошел к концу, и я снова предлагаю вам взяться за пульты. Но теперь  уже не для того чтобы оценить ваши знания, а для того, чтобы оценить наш с вами совместный труд  - наш урок (презентация – рефлексия).

Рефлексия – это обратная связь, она  направлена на осознание пройденного пути. Этот этап позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку, а также закончить урок на положительной ноте.

(Используется система PROClass).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Информационные модели на графах"

Данная презентация служит дополнением к методической разработке "Информационные модели на графах"...

Информационные модели. Основные понятия.(разработки уроков)

На данных уроках вводятся основные понятия по теме "Моделирование"....

Разработка урока «Информационные модели на графах», 6 класс

Урок изучения нового материала «Информационные модели на графах» формирует виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. Умение структурировать и визуализировать информацию с помощью схем ...

Презентация по информатике "Информационные модели на графах"

Презентация по информатике "Информационные модели на графах" предназначена для использования при изучении раздела "Моделирование и формализация" в 9 классе....

Конспект урока по теме "Ваше Сиятельство Граф или информационные модели на графах. Использование графов при решении задач"

Конспект урока по теме "Ваше Сиятельство Граф или информационные модели на графах. Использование графов при решении задач"...