Урок "Системы счисления"
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

Токарева Гузель Рашитовна

Цель  урока: Дать учащимся общие представления об истории чисел и систем счисления.

Тип урока: комбинированный урок.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, демонстрация.

Обучающие структуры сингапурской методики: КУИЗ КУИЗ ТРЕЙД, МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР, МИКС ПЭА ШЭА, ТАЙМД-ПЭА-ШЭА.

Учебно-методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютерный класс ОС Windows, мультимедийный проектор , учебник.
  • Дидактическое обеспечение (ЦОР): авторская презентация « Системы счисления»   и авторский  интерактивный кроссворд «Проверь свои знания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по теме системы счисления31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

Верхнеуслонский муниципальный район

МБОУ «Матюшинская СОШ»

Урок в 8 классе на тему  «Системы счисления».

Автор: Токарева Гузель Рашитовна,

учитель математики информатики

МБОУ «Матюшинская СОШ»

 

2013 год.

Тема урока «Системы счисления»

Цель  урока: Дать учащимся общие представления об истории чисел и систем счисления.

Задачи урока

  1. Обучающая:  знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления. Научить выполнять перевод чисел из любой системы счисления в десятичную и наоборот.
  2. Воспитательная:  развитие познавательного интереса, интереса к истории информации.
  3. Развивающая:  развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Тип урока: комбинированный урок.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, демонстрация.

Обучающие структуры: КУИЗ КУИЗ ТРЕЙД, МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР, МИКС ПЭА ШЭА, ТАЙМД-ПЭА-ШЭА.

Учебно-методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютерный класс ОС Windows, мультимедийный проектор , учебник.
  • Дидактическое обеспечение (ЦОР): авторская презентация « Системы счисления»   и авторский  интерактивный кроссворд «Проверь свои знания».

Использованная литература.

  1. Л. Босова. Учебник информатики 6 класс. Бином 2007.
  2. И.Семакин. Информатика 9 класс. Базовый курс. Бином 2007 .
  3. И. Семакин. Задачник –практикум . Бином 2004.
  4. А.Свечников. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. Педагогика-Пресс 1995 .

Интернет ресурсы:

http://school-collection.edu.ru, http://prezentacii.com/obschestvoznanie/1851-fizminutka-dlya-glaz.html 

План урока.

  1. Организационный момент. Постановка цели и задачи урока
  2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
  3. Изложение нового материала.
  • История возникновения систем счисления
  • Классификация систем счисления.
  • Системы счисления у разны народов( выступления учащихся)
  • Алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.
  1. Закрепление нового материала. Практическая работа.
  2. Самостоятельная работа. Разгадывание кроссворда по теме «Системы счисления».
  3. Задание на дом.
  4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Организационный момент.                                                        Постановка цели урока. Эпиграф урока « Все есть число»      

     «Все есть число», - говорили мудрецы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в жизни людей. В любом случае число изображается символом или группой символов некоторого алфавита. Такие символы называют цифрами.

    Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с историей чисел  системы счисления.

  1.   Актуализация знаний.                                                          

   Используя  обучающую структуру КУИЗ КУИЗ ТРЕЙД учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по  теме.

   Вопросы учащиеся с ответами должны подготовить дома по пройденной заранее теме (параграф 5).

  1. Изложение нового материала (используя презентацию )
  • История возникновения систем счисления.

    Понятие « число» является ключевым как для математики, так и для информатики. С числами связано еще одно важное понятие – система счисления. Система счисления- это способ изображения чисел и соответствующие ему правила действия над числами.

   Разнообразные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в наше время, можно разделить на позиционные и непозиционные.

   

  • Системы счисления у разных народов.

-  Счет древних людей. Унарная система счисления.                  

-  Славянский цифровой алфавит.                                                      

-  Римская система счисления.                                                            

-  Обозначение чисел и счет в Древнем Египте (выступление ученика).

-  Древнегреческая система счисления ( выступление ученика).

  • Классификация систем счисления. (Работа по схеме).

  • Алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную:

Пример:                                                                                

                                                       5110=1100112

Число

Делитель

Остаток

51

2

1

25

2

1

12

2

0

6

2

0

3

2

1

1

  1. Разделить число на 2, записать остаток (0 или 1) и частное.
  2. Если частное не равно 0, то его делим на 2 и т.д.
  3. Если частное равно нулю, то записать остатки, начиная с  

                                                               первого снизу вверх.

                                                                                                     

  • Алгоритм перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную :

Необходимо просуммировать степени двойки соответствующие ненулевым разрядам в записи числа.

10110012=160 5 14 13 02 01 10=1*26+0*25+1*24+1*23+0*22+0*21+1*20=64+16+8+1=8910

  1. Закрепление нового материала.

     Используя обучающую структуру МИКС ПЭА ШЭА учащиеся смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается обсуждают вопрос используя ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

Вопросы для обсуждения:

-Что такое система счисления?

- В чем основное отличие позиционных и непозиционных систем счисления?

- Каково наименьшее основание для позиционной системы?

Практическая работа.

  1. Переведите десятичное число 7810 в двоичное число.                

Дополнительно I в - 32810; II в - 10910.

  1. Переведите двоичное число 1010112 в десятичное число.

Дополнительно по вариантам I в -10110012; II в - 1010112.

  1.  Определите, в каком году были построены архитектурные достопримечательности г. Казани. Выберите правильный ответ

                                                 

  1. Самостоятельная работа.              (ЦОР презентация кроссворд).

Разгадывание кроссворда по теме «Системы счисления»

  1. Количество используемых цифр в позиционной системе счисления (основание).
  2. Система счисления, в которой вес цифры зависит от ее позиции (позиционная).
  3. Множество цифр, используемых в системе счисления (алфавит).
  4. Непозиционная система счисления, в которой используются латинские буквы (римская).
  5. Система записи чисел, где число образуется путем повторения одного знака, символизирующей единицу (унарная).  

  1. Задание на дом. П.6 стр. 33-37.  

Записать  обязательные и необязательные характеристики  для Римской системы счисления используя структуру МОДЕЛЬ ФРЕЙЭР.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

                                                                                                                           

Рефлексия урока: Учитель  предлагает ребятам воспользоваться одной из мордашек для оценивания своей включенности в урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления

Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...