Урок "Системы счисления"
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Цель урока: Дать учащимся общие представления об истории чисел и систем счисления.
Тип урока: комбинированный урок.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, демонстрация.
Обучающие структуры сингапурской методики: КУИЗ КУИЗ ТРЕЙД, МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР, МИКС ПЭА ШЭА, ТАЙМД-ПЭА-ШЭА.
Учебно-методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база: компьютерный класс ОС Windows, мультимедийный проектор , учебник.
- Дидактическое обеспечение (ЦОР): авторская презентация « Системы счисления» и авторский интерактивный кроссворд «Проверь свои знания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме системы счисления | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Татарстан
Верхнеуслонский муниципальный район
МБОУ «Матюшинская СОШ»
Урок в 8 классе на тему «Системы счисления».
Автор: Токарева Гузель Рашитовна,
учитель математики информатики
МБОУ «Матюшинская СОШ»
2013 год.
Тема урока «Системы счисления»
Цель урока: Дать учащимся общие представления об истории чисел и систем счисления.
Задачи урока
- Обучающая: знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления. Научить выполнять перевод чисел из любой системы счисления в десятичную и наоборот.
- Воспитательная: развитие познавательного интереса, интереса к истории информации.
- Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Тип урока: комбинированный урок.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, демонстрация.
Обучающие структуры: КУИЗ КУИЗ ТРЕЙД, МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР, МИКС ПЭА ШЭА, ТАЙМД-ПЭА-ШЭА.
Учебно-методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база: компьютерный класс ОС Windows, мультимедийный проектор , учебник.
- Дидактическое обеспечение (ЦОР): авторская презентация « Системы счисления» и авторский интерактивный кроссворд «Проверь свои знания».
Использованная литература.
- Л. Босова. Учебник информатики 6 класс. Бином 2007.
- И.Семакин. Информатика 9 класс. Базовый курс. Бином 2007 .
- И. Семакин. Задачник –практикум . Бином 2004.
- А.Свечников. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. Педагогика-Пресс 1995 .
Интернет ресурсы:
http://school-collection.edu.ru, http://prezentacii.com/obschestvoznanie/1851-fizminutka-dlya-glaz.html
План урока.
- Организационный момент. Постановка цели и задачи урока
- Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
- Изложение нового материала.
- История возникновения систем счисления
- Классификация систем счисления.
- Системы счисления у разны народов( выступления учащихся)
- Алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.
- Закрепление нового материала. Практическая работа.
- Самостоятельная работа. Разгадывание кроссворда по теме «Системы счисления».
- Задание на дом.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока.
- Организационный момент. Постановка цели урока. Эпиграф урока « Все есть число»
«Все есть число», - говорили мудрецы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в жизни людей. В любом случае число изображается символом или группой символов некоторого алфавита. Такие символы называют цифрами.
Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с историей чисел системы счисления.
- Актуализация знаний.
Используя обучающую структуру КУИЗ КУИЗ ТРЕЙД учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.
Вопросы учащиеся с ответами должны подготовить дома по пройденной заранее теме (параграф 5).
- Изложение нового материала (используя презентацию )
- История возникновения систем счисления.
Понятие « число» является ключевым как для математики, так и для информатики. С числами связано еще одно важное понятие – система счисления. Система счисления- это способ изображения чисел и соответствующие ему правила действия над числами.
Разнообразные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в наше время, можно разделить на позиционные и непозиционные.
- Системы счисления у разных народов.
- Счет древних людей. Унарная система счисления.
- Славянский цифровой алфавит.
- Римская система счисления.
- Обозначение чисел и счет в Древнем Египте (выступление ученика).
- Древнегреческая система счисления ( выступление ученика).
- Классификация систем счисления. (Работа по схеме).
- Алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную:
Пример:
5110=1100112
Число | Делитель | Остаток |
51 | 2 | 1 |
25 | 2 | 1 |
12 | 2 | 0 |
6 | 2 | 0 |
3 | 2 | 1 |
1 |
- Разделить число на 2, записать остаток (0 или 1) и частное.
- Если частное не равно 0, то его делим на 2 и т.д.
- Если частное равно нулю, то записать остатки, начиная с
первого снизу вверх.
- Алгоритм перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную :
Необходимо просуммировать степени двойки соответствующие ненулевым разрядам в записи числа.
10110012=160 5 14 13 02 01 10=1*26+0*25+1*24+1*23+0*22+0*21+1*20=64+16+8+1=8910
- Закрепление нового материала.
Используя обучающую структуру МИКС ПЭА ШЭА учащиеся смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается обсуждают вопрос используя ТАЙМД-ПЭА-ШЭА
Вопросы для обсуждения:
-Что такое система счисления?
- В чем основное отличие позиционных и непозиционных систем счисления?
- Каково наименьшее основание для позиционной системы?
Практическая работа.
- Переведите десятичное число 7810 в двоичное число.
Дополнительно I в - 32810; II в - 10910.
- Переведите двоичное число 1010112 в десятичное число.
Дополнительно по вариантам I в -10110012; II в - 1010112.
- Определите, в каком году были построены архитектурные достопримечательности г. Казани. Выберите правильный ответ
- Самостоятельная работа. (ЦОР презентация кроссворд).
Разгадывание кроссворда по теме «Системы счисления»
- Количество используемых цифр в позиционной системе счисления (основание).
- Система счисления, в которой вес цифры зависит от ее позиции (позиционная).
- Множество цифр, используемых в системе счисления (алфавит).
- Непозиционная система счисления, в которой используются латинские буквы (римская).
- Система записи чисел, где число образуется путем повторения одного знака, символизирующей единицу (унарная).
- Задание на дом. П.6 стр. 33-37.
Записать обязательные и необязательные характеристики для Римской системы счисления используя структуру МОДЕЛЬ ФРЕЙЭР.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Рефлексия урока: Учитель предлагает ребятам воспользоваться одной из мордашек для оценивания своей включенности в урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"
Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...
Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления
Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...
Перевод чисел из 2 системы счисления в системы счисления с основаниям 2
Разработка урока...
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.
План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...