Основы программирования: ТЕМА 02. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ В ПАСКАЛЕ. ВВОД И ВЫВОД ДАННЫХ.
презентация к уроку по информатике и икт (8 класс) на тему

Цыбикова Тамара Раднажаповна

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ

Одним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране дисплея. Создатель Паскаля  Никлаус Вирт  предложил первую версию строгого по форме и простого для написания программ языка в 1968 году, когда не существовало персональных компьютеров.

Данные презентации составлены по темам из раздела 3  учеб.для общеобразовательных учебных заведений авт. А.А.Кузнецов, Н.В.Ипатова «Основы информатики», 8-9 кл.: 

ТЕМА 1. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ.

ТЕМА 2СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ В ПАСКАЛЕ. ВВОД И ВЫВОД ДАННЫХ (+)

ТЕМА 3. РАБОТА В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ. РАБОТА В СИСТЕМЕ ABC ПАСКАЛЬ.

ТЕМА 4. УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР.

ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИКЛОВ.

ТЕМА 6. МАССИВЫ.

ТЕМА 7. АЛГОРИТМЫ ОБРАБОТКИ ТАБЛИЦ.

ТЕМА 8. ОПЕРАТОР ВАРИАНТА.

ТЕМА 9. ПОДПРОГРАММЫ.

ТЕМА 10. РЕКУРСИЯ.

ТЕМА 11. ОБРАБОТКА СТРОК В ПАСКАЛЕ.

ТЕМА 12. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА.

ТЕМА 13. ЗАПИСИ.

ТЕМА 14. ФАЙЛЫ В ПАСКАЛЕ.

В каждой презентации  теоретический материал,  примеры, базовые задачи, программы, вопросы и задания к теме. Презентации могут быть использованы на уроках информатики.

ЛИТЕРАТУРА:

А.А.Кузнецов, Н.В.Ипатова
«Основы информатики», 8-9 кл.:

–Раздел 3. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema2_struktura_programmy_v_paskale_vvod_i_vyvod_dannykh.pptx168.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы программирования Учитель информатики и ИКТ ГОУ г.Москвы СОШ №310 «У Чистых прудов» Цыбикова Т.Р.

Слайд 2

Структура программы в Паскале. Ввод и вывод данных. Тема 2. 03.11.2013 2 Цыбикова Т.Р.

Слайд 3

Программа на Паскале Программа на Паскале состоит из двух частей : описания используемых данных , операторов по их преобразованию. Вторая часть также называется программным блоком. 03.11.2013 3 Цыбикова Т.Р.

Слайд 4

Общий вид программы program ( имя программы ); label ( список меток ); const ( список постоянных значений ); type ( описания сложных типов данных ) ; var ( описания данных программы ); b egin ( начало программного блока ) ( алгоритм ) end . ( конец программы ) 03.11.2013 4 Цыбикова Т.Р.

Слайд 5

Имя программы Имя программы состоит не более, чем из 8 знаков, начинается с буквы и содержит буквы, цифры и знаки подчеркивания. Программа начинается со слова program и заканчивается словом end с точкой. Операторы , разделы и описания разделов заканчиваются точкой с запятой. 03.11.2013 5 Цыбикова Т.Р.

Слайд 6

Описательная часть программы Описательная часть программы состоит из четырех разделов. Использование таких разделов как раздел меток label , раздел констант const , раздел типов type будет рассмотрено по мере необходимости. Основным является раздел var . В нем указываются имена переменных, используемых в программе и их тип. Для числовых данных применяются основные описатели типов integer и real . 03.11.2013 6 Цыбикова Т.Р.

Слайд 7

Раздел переменных Например, в программе используются две целочисленные переменные и одна вещественная. Раздел переменных может иметь вид: var i,j: integer ; x: real ; Имена переменных одного типа перечисляются через запятую , затем после двоеточия указывается их тип. Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Когда при переводе на машинный язык транслятор встречает описание переменной, он отводит для этой переменной ячейку памяти и ставит в соответствие номер первого байта ячейки. 03.11.2013 7 Цыбикова Т.Р.

Слайд 8

Программный блок Программный блок содержит операторы , описывающие алгоритм решения задачи. Для сообщения данных компьютеру служат операторы ввода и вывода . Оператор ввода помещает вводимое значение переменной в отведенную для нее ячейку. Оператор ввода : read ( список имен) ; 03.11.2013 8 Цыбикова Т.Р.

Слайд 9

Оператор ввода Оператор read (читать) останавливает работу программы и ждет, пока пользователь наберёт на клавиатуре число и нажмет . Введенное число помещается в оперативную память, в отведенную ячейку. Если список имен содержит несколько имен, то для каждого надо внести свое значение. Числа вводятся или через пробел , или через запятую , или нажатием клавиши < Enter > . read ( список имен) ; 03.11.2013 9 Цыбикова Т.Р.

Слайд 10

Например, read ( i,j); требует ввода двух целых чисел. После работы этого оператора курсор располагается за последним числом, но не переводится на новую строку. Для перевода курсора на новую строку экрана дисплея после ввода данных надо использовать оператор readln ( список имен ); 03.11.2013 10 Цыбикова Т.Р.

Слайд 11

Оператор вывода Для вывода результатов работы программы на экран дисплея служит оператор write ( список вывода ); Оператор write (писать) выводит данные на экран дисплея. С писок вывода – перечисленные через запятую имена результатов или арифметические выражения, являющиеся результатом работы программы. Также в список вывода, для пояснения, входят заключенные в апострофы тексты. write ( список вывода ); 03.11.2013 11 Цыбикова Т.Р.

Слайд 12

Например, write (' x= ' , x ); Этот оператор напечатает на экране, начиная с той позиции, где находится курсор, текст, заключенный между апострофами , и значение переменной x из оперативной памяти . Значение будет выведено в форме вещественного числа с плавающей точкой. 03.11.2013 12 Цыбикова Т.Р.

Слайд 13

Чтобы число было выведено в форме с фиксированной точкой Чтобы число было выведено в форме с фиксированной точкой, надо после имени соответствующей переменной указать два целых числа, отделив каждое двоеточием . Первое из этих чисел показывает, сколько позиций занимает число (включая десятичную точку и знак числа). Второе равно количеству цифр дробной части числа. 03.11.2013 13 Цыбикова Т.Р.

Слайд 14

Например, для печати числа -23.57 как значения переменной x , оператор печати примет вид: write (' x= ' , x :6:2 ); На экран будет выдано x= -23.57 03.11.2013 14 Цыбикова Т.Р.

Слайд 15

Оператор пустого вывода Перевод курсора на новую строку можно осуществить оператором пустого вывода writeln ; Если надо перевести курсор после печати, то применяется writeln ( список вывода ); 03.11.2013 15 Цыбикова Т.Р.

Слайд 16

Оператор пустого ввода После вывода результатов работы программы на экран в Турбо Паскаль система так быстро возвращается в редактор текстов программы, что пользователь не успевает увидеть результаты. Чтобы задержать изображение, в конце программы следует ставить оператор пустого ввода readln ; 03.11.2013 16 Цыбикова Т.Р.

Слайд 17

Рассмотрим пример программы Пусть требуется найти сумму, произведение и разность двух данных чисел. Для каждой из чисел надо придумать имя переменной и указать ее тип. Затем ввести эти числа в отведенные ячейки. Напечатать результаты, используя возможность оператора вывода содержать арифметическое выражение. 03.11.2013 17 Цыбикова Т.Р.

Слайд 18

Пример программы program E1; var a,b: real ; begin writeln (' введите два числа через пробел, затем нажмите < Enter> '); readln ( a,b ); writeln (' a+b = ', a+b , ' a*b= ',a*b, ' a-b= ',a-b); end. 03.11.2013 18 Цыбикова Т.Р.

Слайд 19

Служебные слова Паскаля Служебные слова Паскаля, выделенные жирным шрифтом, при наборе текста программы на клавиатуре никак не выделяются, их различает транслятор (синоним-компилятор). Поэтому служебные слова нельзя использовать в качестве имен. Первый оператор программного блока выводит на экран подсказку для пользователя − что он должен сделать. Для ввода данных рекомендуется создавать подобные подсказки. 03.11.2013 19 Цыбикова Т.Р.

Слайд 20

Пример программы program E1; var a,b: real; begin writeln (' введите два числа через пробел и затем нажмите < Enter> '); readln ( a,b ); writeln(' a+b = ', a+b , ' a*b= ',a*b, ' a-b= ',a-b); end. Первый оператор программного блока выводит на экран подсказку для пользователя - что он должен сделать. Подсказка для пользователя пишется между апострофами. 03.11.2013 20 Цыбикова Т.Р.

Слайд 21

При решении задач имена присваиваются При решении задач имена присваиваются не только исходным данным , но и результатам , а также получаемым промежуточным значениям. Поскольку в рассматриваемом примере надо получить три результата, введем для них переменные x, y, z. В программе этим переменным будут присвоены значения суммы, произведения и разности двух вводимых чисел. 03.11.2013 21 Цыбикова Т.Р.

Слайд 22

Например, program E 2 ; var a, b , x, y, z: real ; begin writeln (' введите два числа через пробел, затем нажмите < Enter> '); readln ( a,b ); x:= a+b ; y:=a*b; z:=a-b; writeln(' a+b = ',x, ‘ a*b= ',y, ' a-b= ',z); end. 03.11.2013 22 Цыбикова Т.Р.

Слайд 23

Вопросы и задания Для чего необходимо описывать данные в программе? Как описать переменные одного типа, например, вещественного? Какой оператор используется для ввода данных? Куда попадают введенные с клавиатуры числа при работе оператора ввода? Как перевести курсор на новую строку после ввода данных? 03.11.2013 23 Цыбикова Т.Р.

Слайд 24

Вопросы и задания Как вывести результаты работы программы на экран дисплея? Как сделать, чтобы данные выводились с новой строки? Как увидеть результаты ввода на экране дисплея, если уже сработал write ? Можно ли получить результат вычислений без использования оператора присваивания? 03.11.2013 24 Цыбикова Т.Р.

Слайд 25

Вопросы и задания Напишите программу вычисления среднего арифметического двух чисел. Напишите программу вычисления расстояния между двумя точками плоскости. Напишите программу вычисления площади треугольника по формуле Герона. Напишите программу вычисления площади боковой поверхности куба. Напишите программу вычисления площади и гипотенузы прямоугольного треугольника, если известны его катеты. 03.11.2013 25 Цыбикова Т.Р.

Слайд 26

Вопросы и задания Напишите программу вычисления суммы модулей трех вещественных чисел. Напишите программу вычисления площади круга, если известна длина окружности. Напишите программу вычисления площади равностороннего треугольника. Напишите программу возведения числа в четвертую степень за две операции. Напишите программу возведения числа в седьмую степень за четыре операции. 03.11.2013 26 Цыбикова Т.Р.

Слайд 27

Вопросы и задания Напишите программу определения времени встречи двух автомобилей, если известно расстояние между двумя пунктами, откуда они вышли навстречу друг другу одновременно, а также их скорости. Напишите программу вычисления суммы арифметической прогрессии, если известен её начальный член и разность, а также количество её членов. УКАЗАНИЕ : при работе на компьютере укажите разные форматы вывода чисел с фиксированной точкой, выполните программу для разных данных несколько раз. 03.11.2013 27 Цыбикова Т.Р.

Слайд 28

Литература А.А.Кузнецов, Н.В.Ипатова «Основы информатики», 8-9 кл .: Раздел 3. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, С.87-91 03.11.2013 Цыбикова Т.Р. 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы программирования: ТЕМА 11. ОБРАБОТКА СТРОК В ПАСКАЛЕ.

В памяти компьютера могут храниться числа и символы. Любой символ занимает один байт памяти. Для данного, соответствующего одиночному символу, используется описатель char. Символы могут объединяться в...

Учебное пособие "Ввод и вывод данных в Паскале"

Разработка урока "Ввод и вывод данных в Паскале" с электронным пособием разработанным на языке программирования Делфи 7....

Система программирования Basic-256. Операция присваивания. Ввод и вывод данных.

Презентация к уроку. Алфавит языка. Понятие велечины. Линейный алгоритм....

презентация к уроку "История и общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных"

Данную презентацию можно использовать на уроках информатики в 8 классе при изучении программирования....

Организация ввода и вывода данных при разработке программ

Организация ввода и вывода данных при разработке программ...