ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ЭЛЕКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
статья по информатике и икт на тему
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ЭЛЕКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ. Подготовила учитель информатики Шалабанова Е.Д. Постановка на разных ступенях обучения содержательно взаимосвязанных ориентационных элективных курсов поможет более эффективно подготовить выпускников средней школы к освоению образовательных программ высшего профессионального образования и обеспечить действенную преемственность между профильным и профессиональным образованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
premstvennost_v_elektivnykh_kursakh.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ЭЛЕКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
А
нализ реализуемого в образовательных учреждениях элективного обучения математике показывает:
- достаточно случайный выбор тематики предлагаемых элективов;
- доминирование предметных элективов, углубляющих и расширяющих программы курсов алгебры и геометрии и, в конечном итоге, ориентированных на подготовку учащихся к итоговой аттестации;
- отсутствие преемственности между ориентационными предпрофильными и профильными курсами. Вместе с тем именно постановка на разных ступенях обучения содержательно взаимосвязанных ориентационных элективных курсов поможет более эффективно подготовить выпускников средней школы к освоению образовательных программ высшего профессионального образования и обеспечить действенную преемственность между профильным и профессиональным образованием.
Математическое понятие обычно проходит в своем развитии три стадии:
- интуитивно-эмпирического представления;
- функционального использования;
- формализации.
На первых двух стадиях происходит становление понятия, оно формируется как средство описания и решения определенного класса задач, лишь после этого понятие получает строгое формальное определение. Вузовские математические курсы, как правило, строятся на дедуктивной основе, это наиболее экономный и рациональный способ подачи учебного материала. Однако при таком подходе у студентов часто возникают серьезные затруднения в использовании пройденного теоретического материала при решении практических и прикладных задач. Поэтому введение двухуровневых элективов, в которых вузовские понятия будут первоначально изучаться на интуитивно-эмпирическом и функциональном уровнях, позволит вернуться в обучении к естественному ходу их развития и тем самым снять или по крайней мере минимизировать отмеченные трудности.
Успех в разработке двухуровневой модели элективного обучения во многом определяется выбором тематики предпрофильных курсов по выбору. С одной стороны, они должны быть ориентированы сразу на несколько направлений профильного обучения, а значит, представлять в школьном образовании такие области математики, которые богаты разнообразными приложениями. С другой стороны, содержание программ этих курсов и уровень их реализации должны заложить фундамент для гибкого расширения и дальнейшего развития изученных математических понятий и методов в элективных курсах, учитывающих специфику конкретного направления обучения в профильной школе.
Подходы к построению двухуровневой модели элективного обучения
(на примере постановки элективных курсов по теории графов)
Современная теория графов является одним из наиболее интенсивно развивающихся разделов дискретной математики (ДМ). Минимальность используемого в ней «алфавита» (вершины и ребра) значительно упрощает кодирование и обработку информации, поэтому благодаря компьютеру графовые модели находят все новые и новые приложения в различных сферах человеческой деятельности.
Сказанное стало причиной включения теории графов в содержание математического образования студентов самых разных направлений обучения в системе высшего и среднего профессионального образования. Оказалось, что на начальном этапе изучения графов в профессиональной школе у многих студентов возникают дополнительные трудности, связанные с обилием новых специальных терминов и отсутствием навыков дискретного моделирования.
Нельзя не отметить, что с введением профильного обучения отдельные графовые понятия стали появляться в школьных учебниках математики и информатики. Графы представлены на факультативных занятиях, в элективных курсах по математике и программированию, а также в олимпиадных задачах по этим предметам. У школьников, как показывает практика, принятие и осознанное усвоение графовой терминологии особых затруднений не вызывают. При этом знакомство с основными понятиями теории графов практически не требует от девятиклассников какой-либо специальной математической подготовки, а богатство ее приложений позволяет в дальнейшем проектировать различные варианты развития содержания в профильной школе. Поэтому введение двухуровневой модели элективного изучения графов в период школьного обучения продуктивно и весьма актуально.
Поскольку основными целями элективных курсов по теории графов являются пропедевтика дальнейшего изучения как графов, так и ДМ в целом, а также освоение нового вида математического моделирования, то на основании сказанного можно заключить следующее:
- методика знакомства школьников с графами и моделированием с помощью графов должна строиться на основе генетического подхода, в основе которого лежат конкретные демонстрации происхождения и становления графовых понятий;
- наиболее естественным способом реализации такого подхода на этапе школьного обучения является обучение через решение занимательных и прикладных задач;
- принципиально важным методическим требованием к введению всех основных понятий и теоретических фактов является обязательное использование геометрических моделей графов;
- учитывая, что наиболее известные алгоритмы на графах имеют программные реализации в системах компьютерной математики, необходимо сформировать у учащихся начальные представления о различных способах задания графовых понятий;
- в основу тематического содержания элективных курсов на этапе профильного обучения могут быть положены прикладные задачи из соответствующей сферы профессиональной деятельности.
Из трех первых требований следует, что в школе вряд ли целесообразно давать формальные определения большинству изучаемых понятий, в том числе и самому понятию «граф». Для вполне удовлетворительного (с точки зрения математической строгости) изложения достаточно, чтобы учащийся представлял граф как некоторое конечное множество точек, соединенных линиями или стрелками.
Построение элективного курса в предпрофильной подготовке
Элективный курс, который предлагается ввести на этапе предпрофильной подготовки, знакомит с основными классическими понятиями и фактами теории графов. Благодаря многоплановости применения аппарата теории графов он может быть полезен для учащихся, собирающихся продолжить обучение в математическом, информационно-технологическом и социально-экономическом профилях.
В качестве основных целей предпрофильного элективного курса можно выделить:
- знакомство учащихся с графовым моделированием;
- формирование умений и навыков визуального анализа готовых графических схем, умений создавать, преобразовывать и оценивать различные графовые и табличные модели;
- изучение элементов теории графов как важного раздела ДМ и инструмента решения разнообразных задач;
- гармоничное развитие визуального и абстрактно-логического мышления учащихся.
В соответствии с этими целями программа курса, рассчитанного на 18 часов, может содержать следующие вопросы:
- решение логических и комбинаторных
задач с помощью графических схем; - граф и его элементы;
- виды графов;
- обходы графа;
- эйлеровы и гамильтоновы графы;
- связность графов;
- операции разборки;
- деревья;
- плоские графы;
- теорема Эйлера;
- раскраска карт.
В основе методики проведения занятий лежит заданный подход, т.е. обучение через решение задач. Знакомство учащихся с графами начинается при решении логических и комбинаторных задач. В первом случае графовые модели позволяют визуализировать и упорядочить указанные связи и на основании этого сделать правильные логические выводы. В случае комбинаторных задач графы помогают наглядно представить образование комбинаций, провести их полный перебор и перечисление возможных вариантов.
Элективный курс по теории графов на этапе профильного обучения
На этапе профильного обучения первоначально в каждом из профилей следует вновь вернуться к основным понятиям классической теории графов, решая для этого соответствующие занимательные и прикладные задачи. В дальнейшем акценты при отборе и подаче изучаемого материала должны отражать специфику требований к математической подготовке специалиста в выбранном направлении предполагаемого профессионального обучения. Поясним сказанное на примере изучения алгоритмов на графах. Вряд ли стоит знакомить учащихся математического профиля с большим числом графовых алгоритмов. Главной задачей обучения в этом профиле является формирование на отдельных ярких примерах потребности в обосновании построенных алгоритмов, а также пропедевтическое знакомство с математическим аппаратом, необходимым для оценки их сложности. В информационно-технологическом профиле список изучаемых алгоритмов может быть значительно расширен, при этом построение алгоритмов должно, как правило, сопровождаться их программной реализацией на конкретном языке программирования.
По-видимому, самый широкий набор алгоритмов следует дать в социально-экономическом профиле, однако здесь основные учебные задачи должны быть направлены не на построение, обоснование и программную реализацию алгоритмов, а на осознанное использование готовых алгоритмов для решения разнообразных прикладных задач.
Кратко остановимся на целях, отборе специального материала и некоторых особенностях обучения в различных профилях.
Математический (естественно-математический) профиль (34 ч)
Главными целями изучения графов в этом профиле являются знакомство учащихся с теорией графов как одним из интенсивно развивающихся разделов ДМ и развитие способностей, необходимых для успешных занятий дискретной математикой. В этом профиле можно более подробно изучить деревья, рассмотрев, например, связанные с деревьями перечислительные задачи и приложения деревьев. Кроме того, в программу электива включены:
- проблема планарности графов;
- теорема Фари о прямолинейных графах;
- раскраска граней, вершин и ребер графа;
- двойственные и самодвойственные графы;
- правильные и полуправильные замощения;
- графы и отношения, логические операции, группы.
Изложение теоретического материала и обоснование решений рассматриваемых задач с самого начала отличаются большей абстрактностью и доказательностью; важно, чтобы учащиеся осознали методы и специфику графовых доказательств. В тех случаях, когда у них имеется достаточный опыт использования того или иного понятия на интуитивном и функциональном уровнях, необходимо давать его формальное определение.
Информационно-технологический профиль
(34 ч)
Новые информационные технологии и программирование невозможно представить без графовых моделей и алгоритмов. Один из наиболее важных и широко используемых в программировании класс алгоритмов - это алгоритмы на деревьях. Следует заметить, что «деревья» и «графы» включены в обязательный минимум содержания основных образовательных программ по информатике и соответствующие вопросы содержатся в материалах ЕГЭ. Это обусловливает необходимость более глубокого и широкого знакомства школьников, выбравших специализацию «информационные технологии», с основами теории графов.
Предлагаемый для этого профиля план помимо дальнейшего изучения графовых понятий имеет своими целями знакомство учащихся с представлением графов в компьютере и обучение приемам программирования с их использованием. Поэтому на практике при проведении курса необходима совместная работа учителей математики и информатики.
В программе курса большое внимание уделено представлению графовых понятий в памяти компьютера, в частности, различным кодировкам деревьев. Важно отработать навыки перехода из одного аналитического способа задания графа к другому, в том числе перехода от них к геометрической реализации графа и обратно.
Значительная часть программы посвящена изучению деревьев и связанным с ними алгоритмам, это следующие вопросы:
- алгоритмы поиска в глубину и в ширину;
- бинарные деревья поиска, балансировка бинарного дерева;
- основное дерево связного графа;
- алгоритм перечисления основных деревьев связного помеченного графа;
- построение основного дерева минимального веса (методы Крускала и Прима).
В ознакомительном плане изучаются:
- паросочетания и алгоритм нахождения наибольшего паросочетания в двудольном графе;
- сети и потоки;
- метод Форда-Фалкерсона поиска максимального потока в сети.
Практически все занятия целесообразно проводить с использованием компьютеров. Изучение перечисленных алгоритмов и их программных реализаций сопровождается решением конкретных задач.
Социально-экономический профиль (32 ч)
Современное развитие социально-экономической науки и практики невозможно представить без использования идей и методов ДМ. В частности, существует большое число практических задач, анализ и решение которых удобно проводить с помощью графов. В связи с этим основной целью курса в этом профиле является знакомство школьников с задачами социально-экономического характера, при решении которых используются графы и алгоритмы на них.
Наиболее важные вопросы программы составляют задачи дискретной оптимизации и сетевого планирования:
• поиск минимального остовного дерева;
- задача о кратчайшем пути;
- задача о коммивояжере;
- задача об оптимальном размещении;
- основы сетевого планирования;
- решение простейших экономических задач с помощью схемы Бернулли.
Методы решения рассматриваемых задач вводятся по мере возрастания их трудности: от более простых — «жадного» и «деревянного» алгоритмов — к более сложному - методу ветвей и границ. По мере изучения материала учащимся предлагается самим находить, формулировать и моделировать реальные задачи, которые можно решить этими методами.
Двухуровневая модель элективного изучения избранного раздела математики, имеющего широкие практические приложения, обеспечивает преемственность между предпрофильными и профильными ориентационными курсами и тем самым готовит выпускника профильной школы к полноценному продолжению математического образования в вузе. Описанная на примере графов интерпретация модели может служить основой для разработки содержательно взаимосвязанных курсов по другим разделам математики и по другим учебным дисциплинам. Подобные курсы можно рекомендовать многопрофильным школам и межшкольным объединениям, реализующим различные варианты сетевого элективного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ
Всякий раз, приступая к работе в 5 классе, меня волнуют вопросы: Какие дети в классе? Как мыслят? Что будет им легко, что трудно? Огромная аудитория девчонок и мальчишек - они ждут, каким ...
Обеспечение преемственности в обучении математики между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы
Основным принципом, положенным в основу программы начальной школы, является принцип преемственности между 1 и 2 ступенями, который предполагает следующие направления: 1....
Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом
Пути успешного решения проблем преемственности в 5 классе, диагностическая контрольная работа....
Справке по тематической проверки преемственности в обучении математики в 5 классах
Справка по тематической проверки преемственности в обучении математики в 5 классах....
Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой.
Реферат по теме "Преемственность между начальной и основной школрй". В реферате рассмотрена система уроков развивающего обучения, проводимых в 5-6-м классах, обучаемых по сис теме Эльконина -давыдова....
Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой
По определению, которое можно найти в Большой Советской Энциклопедии, преемственность представляет "связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые ег...
Выступление на педагогическом совете. Декабрь 2011 год. Преемственность обучения. Качество обученности математики в средней и старшей школе.
Начальная школа у обучающихся формирует знания, умения, навыки, мышление, которые необходимы будут в освоении программы в средней школе. Средняя школа продолжает развивать накопленный запас знаний в н...